Мои публикации
план-конспект занятия
Мои публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙСАД № 25 «Пчёлка»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете
«Воспитание нравственно – патриотических чувств
у детей дошкольного возраста»
Подготовила: педагог-психолог
Луданова Ольга Петровна
д. Покровское, январь 2018 г.
Воспитание чувств у дошкольника. Воспитание нравственных и патриотических чувств
На сегодняшний день образование направлено на всестороннее развитие дошкольников, дабы в будущем вырастить не просто хорошего гражданина, а человека с большой буквы. Однако этот процесс является достаточно сложным и тернистым, так как все мы разные, а массовое воспитание в учебных заведениях подразумевает всестороннюю «уравниловку». Возможно, когда-то такой подход имел бы успех, но с развитием общества в XXI веке он совершенно неуместен. Нужно также подчеркнуть важность контроля процесса развития. Сам по себе человек в ранние годы своей жизни похож на пластилин. Какую «формочку» из него слепит окружающий мир, так он и будет жить. Все мы понимаем, что на этом этапе развитие каждого может зайти в тупик или потечь совершенно в другое русло.
Где воспитываются чувства детей?
Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей дошкольного или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача детского сада лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.
Понятие нравственности и нравственных чувств
Ребёнка невозможно воспитать без учёта окружающего мира. Если такой процесс удастся, то мы получим в итоге не человека, а подобие Маугли, который не будет понимать своей значимости для социума. Таким образом, весь процесс образования должен быть направлен на воспитание нравственных чувств. Многие не понимают, что именно означает этот термин. Более того, не все психологи могут пояснить его значение. Нравственные чувства – это определенный ряд чувств, формирующихся на основе взаимодействия человека и социальной среды, в которой он развивается. Они формируются на базе нравственных привычек, которые выплывают из тех социальных норм, которые существуют.
Система воспитания чувств
Когда мы говорим о нравственном воспитании, нельзя не брать во внимание структуру этого понятия. Ведь подобный уровень развития чувств характерен для государства. Иными словами, именно государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан, которые будут относиться к своей стране с уважением и тем самым влиять на её политическую стабильность. Исходя из этого, можно говорить о системе воспитания чувств, которая состоит из нескольких элементов: гуманизм, патриотизм, ответственность. Эти все элементы объединяются одним термином – нравственность. Следует отметить тот факт, что эти понятия невозможно рассматривать исключительно в контексте нравственности. Они все должны быть изучены отдельно, для того чтобы принести как можно более позитивный результат.
Воспитание гуманизма в человеке
Воспитание чувств невозможно без иерархии основных элементов нравственной системы. Она состоит из нескольких уровней, которые созданы для того, чтобы как можно больше упорядочить процесс воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитание гуманных чувств — это самый низший уровень, который будет занимать своё место во всей системе нравственности. Говоря о гуманизме, нужно подчеркнуть тот факт, что большую часть его успешного воспитания играет семья. До того момента, как человек попадает в социальное окружение, он находится в своей семье. Именно там он получает азы своего нравственного развития. Следует помнить тот факт, что в раннем возрасте ребёнок сравним с губкой. Он буквальным образом поглощает абсолютно все, чему его учат родители. Если на этом этапе запрограммировать жестокость, то он будет жестоким в будущем. Поэтому воспитание чувств у дошкольников значительным образом базируется на гуманизме.
Методы воспитания гуманных чувств
Существует много способов воспитать в ребёнке гуманность как основное чувство отношения к миру в целом. По своей сути гуманизм – это воспитание человека, который будет лояльно, с любовью относиться к окружающим его людям. Все методы гуманного воспитания основываются на эмпатии – умении поставить себя на место другого, почувствовать все особенности его положения.
Существует несколько основных методик воспитания гуманизма у ребёнка, а именно:
1) Проявление любви к самому ребёнку. Когда человек развивается в атмосфере взаимной любви и уважения к своим правам и чувствам, он не будет пытаться унизить подобные права и чувства других людей.
2) Очень действенным методом будет похвала ребёнка за доброе отношение к окружающему миру.
3) Нетерпимость к негативным проявлениям ребёнка к другим людям или окружающему миру (животным, растениям).
4) Взрослым нужно помнить о своём собственном поведении рядом с ребёнком, так как маленькие дети практически во всём копируют их.
Этот перечень не является исчерпывающим, и поэтому его можно дополнять. Но представленные методики являются основными.
Воспитание чувства патриотизма
Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия детского сада.
Патриотические чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом. На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени.
Воспитание патриотических чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования, такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше, с детского сада.
Воспитание чувства ответственности
Ответственный человек всегда будет с большим уважением относиться к своей стране, а также иметь гуманные чувства к окружающим его людям. Ответственность – это соотношение фактора «я могу» и «я должен». Когда человек ответственен, он не только понимает значимость своих действий, но и готов отвечать за их последствия. Но ответственность должна развиваться у человека ко всему процессу жизнедеятельности. Случается так, что люди могут быть ответственными по отношению к другим, но не иметь этого чувства по отношению к своему здоровью.
Как развить ответственность?
Ответственность – это социальный навык человека. Он приобретается путём всестороннего развития и воспитания. Ключевую роль в развитии ответственности у ребёнка играют родители. Они с раннего возраста закладывают фундамент этого чувства. Однако, помимо родителей, важные роли также играют школа, спортивные секции и другие социальные группы, в которых ребёнок развивается. Именно по этой причине многие психологи советуют отдавать детей на всевозможные кружки, потому что они прививают не только особые навыки, но и другие социально полезные чувства.
Итог
Итак, в докладе были приведены факты того, насколько социальное развитие полезно для человека и его будущего. Также была показана структура нравственного развития, которая помогает развить ребёнка с точки зрения его социальной пользы. Было доказано, что воспитание чувств возможно на уровне семьи и детского сада.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙСАД № 25 «Пчёлка»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете
«Воспитание нравственно – патриотических чувств
у детей дошкольного возраста»
Подготовила: педагог-психолог
Луданова Ольга Петровна
д. Покровское, январь 2018
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДОУ является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы
воспитательной работы в ДОУ.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ:
1. Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Тема воспитания нравственно – патриотических чувств очень важна и поэтому нужно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе детского сада. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В работе используются различные методики:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
-развивающего обучения,
- консультативные,
- визуальные,
- проективные
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию особое место отведено произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей
Тематические блоки:
Блок – «Семь Я»,
«Я и Моя семья»,
«Я и мои друзья»,
«Я и взрослые».
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
Блок - «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством.
Блок - «Я и Родина».
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной нужно проводить поэтапно.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава».
Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье…»
В этом блоке расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи».
В работе с семьёй нужно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе с родителями используются разнообразные формы:
- КВН,
- «Круглый стол»,
- семинары – практикумы,
- посиделки,
- конкурсы,
- выставки,
- игровые программы.
Наши родители должны принимать активное участие в жизни группы.
Заключение:
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Как эффективно
выстроить общение
с родителями»
Цель: повысить уровень
профессионального
мастерства педагогов
Задачи:
- познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
- познакомить с приёмами бесконфликтного общения.
Количество участников: 15 – 20.
Продолжительность: 1,5 часа.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Уважаемые коллеги!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Ваши ответы позволят в дальнейшем выстроить работу по улучшению взаимодействия с родителями.
1. Считаете ли Вы необходимым тесное сотрудничество с семьёй для успешного воспитания ребёнка? __________________________________________
2. Удовлетворены ли Вы в целом взаимодействием с родителями воспитанников? ________________________________________________________
3. Какие у вас возникают трудности в организации общения с семьями?
______________________________________________________________________
4. Стремитесь ли Вы учитывать в работе запросы и пожелания родителей?
_______________________________________________________________________
5. Прислушиваются ли родители к Вашим советам, просьбам, пожеланиям?
_______________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы, что делаете всё максимально возможное для достижения полного сотрудничества с родителями? __________________________________
7. В каких формах Вы организуете общение с родителями? __________________
_______________________________________________________________________
8. Считаете ли Вы эти формы общения с родителями эффективными?
_______________________________________________________________________
9. Как Вы повышаете свою компетентность в сфере общения с родителями?
_______________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Ход семинара- практикума
- Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
Упражнение направлено на овладение приёмами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Их регулярное выполнение способствует выработке умения контролировать свои эмоции без ущерба для здоровья. Кроме того, при возникновении конфликта благодаря этим упражнениям педагог сохранит спокойствие, обретёт способность, быстро справляться с негативными эмоциями.
Инструкция: Проговаривая задания, педагоги выполняют следующие действия:
- «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь» - стоя, свести лопатки, улыбнуться.
- «Я решаю любые задачу, со мною всегда любовь и удача» - положить обе ладони на лоб, затем на грудь.
- «Я приманиваю удачу, с каждым днём становлюсь богаче» - потирая ладонь о ладонь.
- «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего» - встав на цыпочки, руки поднять над головой и сомкнуть в кольцо.
- «На пути у меня нет преграды, всё получится так, как надо» - руки в стороны словно, раздвигают преграды.
- «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» - руками совершить движение сверху вниз, как умывание.
- «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна» - руки широко развести в стороны.
- «Я бодра и энергична, и дела идут отлично» - покачаться с носка на пятку.
- «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается» - сложив руки в замок, сделать глубокий вдох.
2. Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.
Притча «Страшный сон»
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же, он был наказан, а ты вознаграждён?» -спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать»
Вопросы для обсуждения
- Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара?
- В чём, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?
- Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребёнка – как первый или как второй толкователь?
- Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребёнке, используя способ второго толкователя? Почему?
3. Теоретическая часть. «Конфликты педагогов и родителей. Портрет идеального педагога» (тезисы)
1) Информация педагога-психолога.
Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Воспитателю принадлежит ведущая роль в организации общения. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.
2) Обсуждение образа идеального педагога. Раздача памятки «Портрет идеального педагога».
Образ педагога складывается из трёх компонентов:
личностного (личные качества и установки):
- готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
- осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
- установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
- выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность;
содержательного, включающего знания:
- о семье;
- об особенностях семейного воспитания;
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
- о методах изучения семьи;
- о современных формах организации общения;
- о методах активизации родителей;
деятельностного, определяющего профессиональные умения и навыки, такие как:
- умение преодолевать психологические барьеры общения;
- владения методами изучения семьи;
- умения прогнозировать результаты развития ребёнка в семье;
- умения ориентироваться в информации;
- умение конструировать программу деятельности с родителями;
- умения организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями;
- коммуникативные умения и навыки (устанавливать контакт с родителями, понимать их сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть нормами этикета в речи и поведении).
Портрет идеального педагога
Идеальный педагог…
|
3.Обсуждение примерного кодекса общения:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребёнке – это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Вопросы для обсуждения
1.Согласны ли вы сданными тезисами?
2.В каких случаях вы испытываете затруднения?
3.Какие качества вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?
4.Упражнение «Три Я»
Педагог-психолог.
Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного – речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбирать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке живут три «Я»: родитель, ребёнок, взрослый.
В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздаётся участникам).
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении.
Инструкция: Произнести каждую фразу как родитель, ребёнок, взрослый:
- «Однажды вы поймёте, что мои требования к Вашему ребёнку были правильными»,
- «Я хочу поговорить о Вашем ребёнке»,
- «Конечно, Вы знаете об успехах Вашего ребёнка в математике».
ТИПЫ ПОЗИЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Критерии | Родитель | Ребёнок | Взрослый |
Общее поведение | 1.Автотоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2.Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. | 1.Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2.Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, требующее одобрение, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное жалующееся, придерживающееся правил. 3.Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное. | Раскрепощённо, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь. |
Типичные фразы | 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя». | 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». 2. «Я не верю в свои силы», «Я не смогу этого сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое». | Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: Возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту и др., - все, что допускают возможность дискуссии. |
Интонация, манера, говорить | 1.Громко или тихо, твёрдо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом 2.Тепло, успокаивающе, сочувственно. | 1.Громко, быстро, захлёбываясь, печально. 2.Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3.Гневно, громко, упрямо, угрюмо. | Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и чётко. |
Жесты | 1.Поднятый вверх указательный палец, руки на бёдрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове. | 1.Напряжённый или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склонённая голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжён, дружелюбен, мил. 3.Напряжённость, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова. | Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперёд. |
5.Упражнение «Искусство общения».
Инструкция: перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.
Тезисы:
1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть, как естественное желание другой стороны.
2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьёзным источником конфликтов между воспитателями и родителями.
3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы общения,
стили взаимоотношений в семье, которые предлагает родитель.
7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
6.Упражнение «Желаю Вам...»
Инструкция: Упражнение проводится в круге. Задача – сделать комплимент, сидящему рядом участнику тренинга, как одному из родителей своей группы.
Примечание. В завершении педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова о их ребёнке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребёнке в глазах родителей, свидетельствует о его компетентности.
7.Обратная связь.
Инструкция: Участники должны оценить семинар-практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание занятия, оценка собственной работы на семинаре, психологический климат в группе, - поставить оценку по 10-ти бальной шкале.
Деятельность ведущего:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Содержание занятия:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Деятельность участника (самооценка):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Психологический климат в группе:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Диаграмма скрининга подготовительной группы №4
Диаграмма скрининга подготовительной группы №2
Оценка результатов скрининга Высокая возрастная норма (8,5 – 10 баллов) У ребёнка высокая для возраста психофизиологическая зрелость, сформированы навыки самоконтроля, планирования и самоорганизации в произвольных видах деятельности, развит фонематический слух и зрительно-двигательная координация, дошкольник имеет хорошо поставленную руку, гибко владеет образами-представлениями и представлениями о мире, он умеет работать по образцу и по речевой инструкции, темп психической деятельности – высокий, ребёнок активен, любознателен, уверен в себе и окружающих, он мотивирован на успешное решение познавательных задач, интересуется содержательной стороной обучения и нацелен на достижение успеха в учёбе.
Стабильная середина (6,5 – 8 баллов) Средний показатель, возрастная норма для дошкольников, у ребёнка психофизиологическая зрелость соответствует возрасту, навыки контроля и самоконтроля формируются, стабильная работоспособность, он сотрудничает со взрослыми и со сверстниками, выполняет задания которые вызывают интерес или внушают уверенность в успехе, ребенок слышит мерный, последний звук в слове может без ошибок провести звуковой анализ односложных слов без стечений согласных, но иногда пропускает гласный звук в слове, из-за недостатка произвольного внимания и отвлекаемости он допускает ошибки, если взрослый мягко подбадривает его привлекает внимание к изучаемому предмету, ребёнок успешно справляется с заданием, дошкольник любит рисовать, лепить и заниматься конструированием, рисунки крупные, достаточно подробные, он может опустить существенные и второстепенные детали, но в речи восполнит то, что забыл или не смог нарисовать.
Группа риска (3,5 – 6 баллов) Ребёнок отходит от предложенной инструкции, произвольно не контролирует свою деятельность, задания выполняет некачественно, затрудняется проанализировать образец, графические пробы выполняет идентично, психические функции развиты неравномерно, задания с точками может выполнить правильно, если ребёнок смотрит в бланк соседа и копирует его работу, исключите у него умственную отсталость, дошкольник может частично выполнить графические пробы, но фонематический слух у него отсутствует, ребёнок группы риска рисует ровные линии и углы, но сами изображения примитивны по содержанию или плохо ориентированы на плоскости.
Группа экстра-риска (0 – 3 баллов) Ребёнок не понимает, что то него требуется, он заполняет зигзагами, всё пространство бланка, не может проанализировать образец из точек: не понимает внутреннюю структуру образца или смысла задания, операция звукового анализа у дошкольника не сформирована, он слышит первый звук в слове, если вы произносите его утрированно и помогаете ребёнку, проанализируйте рисунок ребёнка, он может изображать предметы в виде грубой схемы и искажать изображение, например, у человека вместо рук рисует плавники, в другом случае ребёнок рисует узнаваемые предметные изображения: крупные, с основными деталями, относит изображения к краю листа или к обозначению земли, в индивидуальной работе такой ребёнок понимает инструкцию взрослого и умеет общаться, он нуждается в индивидуальной помощи в начале школьного обучения, без которой рискует выпасть из темпа деятельности класса, рекомендуйте родителям детей, которые попали группу зкстра-риска, посетить консультации специалистов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
АДАПТАЦИЯ Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Показатели успешной адаптации внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. Легкая адаптация 2. Средняя адаптация 3. Тяжелая адаптация 4. Очень тяжелая адаптация
Рекомендации родителям 1. Режим дня, приближенный к режиму детского сада. 2. Приучить ребенка к длительному отсутствию родственников. 3. Сформировать у ребенка навыки самообслуживания 4. Подготовить ребенка морально . 5. Поощрять его стремление к общению со сверстниками. 6. Закалять ребенка. 7. Готовьте ребенку еду как в детском саду.
Типичные ошибки родителей во время адаптации Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Обвинение и наказание ребенка за слезы Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Пониженное внимание к ребенку
Условия успешной адаптации. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. 2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. 3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Исход адаптации. Адаптационный период считается законченным, если: Ребенок ест с аппетитом; Быстро засыпает, вовремя просыпается; Эмоционально общается с окружающими. Играет.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи : 1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста. 2. Рассмотреть дидактическую игры как средство развития логического мышления детей. 3. Исследовать возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
Актуальность Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребёнка. В процессе развития логического мышления у ребёнка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребёнка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Выделяют три вида мышления: Наглядно- действенное мышление – познание с помощью манипулирования предметами (игрушками), с 2,5 - 3 лет, является ведущим до 4 - 5 лет. Наглядно-образное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними, с 3,5 - 4 лет, является ведущим до 6 - 6,5 лет. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, формируется в 5,5 - 6 лет, становится ведущим с 7 - 8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Формы мышления Суждение - форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности истинное и ложное общее, частное и единичное утвердительное и отрицательное Понятие - отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления житейское научное Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения индуктивное дедуктивное умозаключение по аналогии.
Мыслительные операции Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства Синтез – мысленное объединение частей или явлений в единое целое Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа) Конкретизация – мысленное возвращение от общего, абстрактного к конкретному, с целью раскрытия содержания Классификация (систематизация) – распределение и группирование предметов по существенным признакам
Логическое мышление и дидактическая игра Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчётливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребёнку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения лёгким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключённая в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Средства развивающие логическое мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.
Дидактическая игра «логический дом» Цель этой игры заключается в том, чтобы построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.
Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребёнку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Цель: Развивать словесно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения. Ребёнку показывается карточка с изображением четырёх предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.
Дидактическая игра «Где чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его местонахождение.
Дидактическая игра «Весёлая логика» Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребёнку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе .
Игра-головоломка «танграм » Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребёнку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Игры с счётными палочками Детям даются задания: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек, составить числовой ряд из счётных палочек
Конструкторы, пазлы Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.
Заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребёнка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с лёгкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 25 «Пчёлка» общеразвивающего вида
Истринского Муниципального района
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Психопрофилактика эмоционального выгорания: «Дождь в джунглях», «Аффирмации “Я...”» и другие упражнения, чтобы научить педагогов расслабляться
Подготовила:
Педагог-психолог:
Луданова О.П.
д. Покровское 2019 г.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Психопрофилактика эмоционального выгорания: «Дождь в джунглях», «Аффирмации “Я...”» и другие упражнения, чтобы научить педагогов расслабляться
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК?!
Цель: профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. |
Задачи: ознакомить педагогов с приемами саморегуляции, снять психологическое напряжение. |
Участники: педагоги. |
Время проведения: 1 час 40 минут. |
Ход семинара
17 мин Вводная часть
Педагог-психолог:
Здравствуйте, коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с Суфийской притчи «Тяжелый груз»: «По берегу реки шел странный человек. Он был одет в просторный халат, на голове он нес тыкву, наполненную протухшей водой, в руках тяжелые камни, а за ногой волочилась тяжелая цепь.
Прохожий с удивлением спросил:
– Зачем тебе эти камни? Смотри, на берегу полно камней. Когда тебе будет надо, ты поднимешь любой! Человек оглянулся и увидел, что это так. Тогда он выбросил камни и поблагодарил встречного путника. Действительно, идти стало легче.
Другой прохожий, встретившийся на пути, остановил его со словами:
– Уважаемый, в этой реке очень чистая вода, и ты в любой момент сможешь утолить свою жажду. Зачем тебе эта тыква? Человек оглянулся, и, увидев, что это так, выбросил тыкву, поблагодарив прохожего. Идти стало еще легче. Третий встречный прохожий обратил внимание на цепь. Но тяжелые мельничные жернова, привязанные к телу под халатом, никто увидеть не смог. И только тогда, когда он сам их заметит, он сможет сбросить с себя эту тяжесть». Как вы думаете, о чем эта притча? Чему она учит?
(Участники отвечают.)
Приветствие
Цель: сформировать доверительный стиль общения, научить педагогов налаживать контакт.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга. При этом обязательно подчеркивают индивидуальность партнера, например: «Я рада вас видеть, и хочу сказать, что вы выглядите великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичная и веселая». Можно вспомнить про индивидуальную черту, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки педагоги должны настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать доброе отношение друг к другу.
73 мин Основная часть
1. Мини-лекция «Напряжение»
Педагог-психолог:
Напряжение – основа многих болезней. Быстрый ритм, высокая интенсивность современной жизни и неумение управлять собой приводят к тому, что человек постоянно находится в напряжении. Это главный недостаток в современной жизни. Поэтому умение расслабляться – главное условие здоровья. В тибетских монастырях учеников обучают расслаблению – ментальной релаксации, прежде всего искусству падать. Нужно уметь падать так, чтобы вставать красиво и без переломов. Почему маленький ребенок падает часто, но в большинстве случаев обходится без переломов? Взрослые так не могут. Почему дети падают больно, а встают почти всегда здоровыми? Потому что они расслаблены.
Совет для всех: будьте расслаблены, как дети. В повседневной жизни человек обычно сталкивается с умственным и физическим напряжением. Естественный способ, расслабиться, который он использует, – это сон.
На семинаре мы познакомимся с методами и упражнениями, которые помогут снять психологические зажимы, повысить стрессоустойчивость. Научиться расслабляться просто. Нужно запомнить состояние организма во время расслабления, запомнить соответствующие ощущения в мышцах, теле.
2. Упражнение «Уставшая рука»
Педагог-психолог:
Упражнение поможет развить в себе «мышечное чувство», запомнить ощущение расслабленной мышцы. Наблюдайте за внутренними ощущениями. Начинаем упражнение. Примите удобную позу сидя. Закройте глаза, чтобы сосредоточить внимание на внутренних ощущениях. Отключитесь от всего внешнего, постороннего. Поднимите правую руку на уровень плеч. Начните быстро и сильно, прямо изо всех сил сжимать и разжимать кулак. Еще и еще – до тех пор, пока не почувствуете, что рука устала и нет сил продолжать. Положите обе руки на колени, симметрично. Наблюдайте за ощущениями в них. Постарайтесь заметить разницу ощущений в правой и левой кисти. Обратите внимание на два ощущения, которые характерны для расслабленной мышцы: чувства веса и температуры. Почувствуйте, насколько правая кисть тяжелее, чем левая. Это чувство веса. Почувствуйте, насколько правая кисть теплее. Это чувство температуры.
3. Упражнение «Правильное дыхание»
Педагог-психолог:
Справиться с напряжением поможет правильное дыхание. Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, переживаете, паникуете, то проверьте, как дышите. Дыхание состоит из трех фаз: вдох, пауза, выдох. Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнем: медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
(Участники выполняют задание. Повторить 3 раза.)
4. Упражнение «Пальминг»
Педагог-психолог:
Сейчас мы выполним упражнение, которое помогает быстро расслабиться. Оно было введено в систему Уильямом Бэйтсом, который назвал его пальмингом. Palming происходит от слова palm, в переводе – «ладонь». Начинаем. Мягко закройте глаза. Прикройте их ладонями рук. Ладони сложите крест-накрест так, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы скрестите на лбу. Ладони сложите чашкообразно, чтобы не давили на глазные яблоки, иначе они вызовут напряжение глаз. Чтобы проверить, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. В результате упражнение должно получиться без помех.
Помните: никакого напряжения в руках, кисти должны быть расслаблены. (Участники выполняют задание.) Теперь поверните лицо в сторону какого-нибудь яркого источника света. Не снимайте ладони с глаз. Сейчас глаза под ладонями должны быть открыты. Теперь вы можете заметить, откуда пробивается под ладони свет. Исправьте недостатки в положении ладоней, сдвинув их друг относительно друга. Закройте глаза под ладонями рук. Убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях. Какие у вас ощущения после такого упражнения? (Участники отвечают.)
5. Упражнение «Учимся расслабляться»
(Подготовьте кресла или диваны. Если их нет, скорректируйте упражнение по ситуации, например, стулья).
- Педагог-психолог:
Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Положите руки на колени. Сейчас вы проделаете несколько упражнений аутогенной тренировки. Слушайте внимательно мой голос и выполняйте мои инструкции. Итак, начинаем расслабление. (Включите спокойную расслабляющую музыку).
- Педагог-психолог:
Расслабляются ноги… Расслабляются пальцы ног, ступни и лодыжки. Расслабляются икры, колени и бедра.… Расслабляется область таза. Волна расслабления поднимается от кончиков пальцев ног все выше и выше, заполняя ваши ноги изнутри. Ваши ноги расслаблены. Расслабляются пальцы рук… Расслабляются кисти и запястья… Расслабляются предплечья, локти, плечи. Руки расслаблены… Расслабляется плечевой пояс… грудь… живот… поясница. Расслабляется спина, все мышцы спины. Ваше туловище расслаблено, расслаблено… Расслабляются мышцы шеи. Голова мягко опирается на спинку стула, шея расслаблена. Расслабляются мышцы лица. Лицо расслаблено. Расслабляются мышцы лба… глаза… щеки… губы… нижняя челюсть… язык. Вы отдыхаете… вы отдыхаете… (Пауза 20 секунд.) А сейчас – переплетите пальцы рук перед собой, потянитесь пятками вперед. Теперь глаза можно открыть. Поделитесь своими ощущениями после упражнения.
6. Упражнение «Дождь в джунглях»
Педагог-психолог:
Встанем в круг друг за другом. Так, чтобы вы могли дотронуться до спины человека перед вами. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно.
Но вот подул легкий ветерок.
1. Прикоснитесь к спине стоящего впереди человека и легко надавите руками. (Участники выполняют задание.)
2. Ветер усиливается. (Давление на спину увеличивается)
3. Начался ураган. (Сильные круговые движения).
4. Затем пошел мелкий дождь. (Легкие постукивания по спине партнера).
5. А вот начался ливень. (Движение пальцами ладони вверх - вниз).
6. Пошел град. (Сильные постукивающие движения всеми пальцами),
А теперь в обратном порядке:
5. Снова пошел ливень, 4. застучал мелкий дождь, 3. пронесся ураган,
2. подул сильный ветер, 1. затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. Как вы себя чувствуете после массажа? (Участники отвечают.)
7. Упражнение «Аффирмации “Я…”»
Педагог-психолог:
Последний метод, который я покажу вам сегодня – это аффирмации, то есть подтверждения. Это легкий способ влиять на подсознание. Вы выбираете позитивную фразу и произносите время от времени. Фразы должны быть положительными и короткими. Вы можете составить их для себя сами. Вы можете применять аффирмации, где хотите и когда хотите. Если вы будете осознанно контролировать мысли, то со временем замените негативные положительными. А сейчас встанем со стульев и закроем глаза. Повторяйте за мной предложения.
Пример утверждений для повторения:
Я талантливый человек.
Я открытый человек.
Я добрый человек.
Я оптимистичный человек.
С каждым днем я уважаю себя все больше и больше.
У меня высокий потенциал.
Я уверена в своем будущем.
Я контролирую свою жизнь.
Я свободная личность.
8. Упражнение «Браслет благопожеланий»
Педагог-психолог:
Упражнение проводится за столом.
Посмотрите у вас в тарелочке разноцветные бусины и нитки для нанизывания бусин. Мы сплетем из них браслет. Вы будете нанизывать бусины на нитку, и говорить доброе пожелание своему партнеру, который сидит рядом с вами за столом. После окончания плетения браслета,
завяжите его узелком.
10 мин Подведение итогов. Рефлексия
Педагог-психолог:
Какие методы вам запомнились? Какие собираетесь использовать в будущем? (Участники отвечают.) Для себя вы можете выбрать подходящий метод снимать эмоциональное напряжение и практиковать его регулярно. А теперь прошу вас заполнить анкету «Обратная связь».
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №25 «Пчёлка»
общеразвивающего вида
Открытый НОД
по психолого-педагогической поддержке
для детей подготовительной к школе группы
(«Психологическая подготовка детей к школе.
В поисках Цветика - Семицветика»)
Подготовила: педагог-психолог
Луданова Ольга Петровна
д. Покровское
Апрель 2019 г.
Открытый НОД
по психолого-педагогическому сопровождению
для детей подготовительной к школе группы
(«Психологическая подготовка детей к школе.
В поисках Цветика - Семицветика»)
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять умения детей в работе с интерактивной доской.
- Упражнять в умении выделять звук в начале слова.
- Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
- Развивать зрительно - моторную координацию.
- Развивать зрительно - пространственную ориентацию.
- Развивать элементарные навыки самооценки.
- Развивать фантазию и воображение.
- Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
- Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы на интерактивной доске.
- Направление – развивающее;
- Группа – подготовительная к школе;
- Тема – «Психологическая подготовка детей к школе. В поисках Цветика-Семицветика».
- Форма организации – фронтальная, парная.
- Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
- Время реализации – 30 минут;
- Количество детей – 8 чел.;
- Учебно-методическое обеспечение:
- Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
- Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
- Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».
- Оборудование: колокольчик, наборы предметных картинок, карточки «Расставь цветы», смайлики эмоции, кружки красного, желтого и синего цвета, цветик – семицветик, разноцветные ладошки.
- На занятии применяются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие,
- Информационно-коммуникативные,
- Методы, используемые в работе с детьми:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью интерактивной доски);
- Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
- Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
- Методы стимулирования и мотивации:
- Эмоциональные;
- Социальные;
- Игровые;
- Методы контроля и самоконтроля:
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
Материалы:
колокольчик, наборы предметных картинок, карточки «Посади цветок», смайлики эмоции, кружки красного, желтого и синего цвета, цветик – семицветик, разноцветные ладошки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
1. «Приветствие».
(Упражнение выполняется в кругу).
Психолог: Ребята, поприветствуем друг друга.
Дети: Доброе утро!
Психолог: Улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки. Я вам предлагаю, также поздороваться друг с другом необычным способом: Ладошками, дети строятся в круг и здороваются «Ладошками» в кругу.
2. Диагностика настроения.
Психолог. (на экране включается слайд) Для начала, мы с вами узнаем, а с каким же настроением вы пришли сегодня на занятие?
Ребята, посмотрите на экране эмоции, подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
Дети по очереди подходят к экрану и находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и показывают на него указкой.
Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо.
II ЭТАП. МОТИВАЦИОННЫЙ.
1. Вводная беседа, Объявление темы.
(Упражнение выполняется в кругу).
Психолог: Ребята, сейчас я произнесу вам слова, а вы подумайте из какой они сказки: «Женя, дернув лепесток, говорила - На восток, Север, Запад и на Юг, ты лети, закончив круг, Сделай чудо, лепесток, Как волшебный звать цветок?» (ответы детей, Цветик-семицветик, на экране включается слайд). Вспомним, о чем эта сказка? (ответы детей). Бабушка подарила девочке Жене волшебный цветок, который исполнял её желания. Женя отрывала по одному лепесточку, говорила волшебные слова и загадывала желания. Ребята посмотрите на экран (на экране включается слайд), а что же случилось с нашим цветочком? На нем совсем нет лепестков, но для того чтобы их найти, мы должны с вами перенестись в школу, где Цветик - Семицветик приготовил нам много интересных заданий. А теперь, вспомним, те волшебные слова, которые говорит девочка Женя из сказки. Возьмемся за руки, закроем глазки. Психолог произносит слова, дети за ним повторяют.
Лети, лети, лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли,
- Быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы оказались в школе! (дети произносят слова, звучит музыка, на экране включается слайд с музыкой).
Открываем глазки! Вот мы и на месте!
Психолог: Садитесь пожайлуста на свои места. Звенит звонок (колокольчик). Итак, начинается урок.
III ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
1. Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника».
(Дети садятся парами за столы).
Психолог: А вот и первое задание, которое подготовил нам наш замечательный цветок.
Психолог: Ребята, подумайте, пожалуйста, чем же отличается мир школьника от мира дошкольника? Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них.
Вопросы:
- В детском саду спят, а в школе? (Ответы детей — нет),
- В детском саду играют, а в школе? (Ответы детей - учатся),
- В детском саду воспитатель, а в школе? (Ответы детей — учитель),
- В детском саду столы, а в школе? (Ответы детей — парты).
- В детском саду заведующий, а в школе? (Ответы детей — директор).
Молодцы! Хорошо справились с заданием, у нашего цветочка не было ни одного лепестка (на экране включается слайд, пустая серединка), а теперь посмотрите на экран (на экране включается слайд), к цветику - семицветику прилетел красный лепесток. (1)
А сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний».
2. Игра «Четвёртый лишний».
(Дети сидят парами за столами).
Дети находят лишнюю картинку на экране и называют. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком (обобщение) и называют его (на экране включаются слайды по игре, 8 слайдов- на 8 детей, по порядку).
Психолог: Хорошо, молодцы, правильно справились с заданием, посмотрите на экран (на экране включается слайд), к нашему цветочку еще прилетел, коричневый лепесток. (2)
3. Физкультминутка «Разноцветные ладошки».
(Упражнение выполняется в кругу).
Психолог: А теперь, дети встанем и построимся в круг, немного поиграем, подвигаемся, внимательно послушайте мою инструкцию.
Психолог: Сейчас я буду вам показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам красную ладошку - хлопаем в ладоши, зеленую - топаем ногами, желтую - руки вверх, синюю - поворачиваемся вокруг себя.
Психолог: Молодцы! Хорошо и с этим заданием мы справились. Посмотрите ребята (на экране включается слайд), к цветочку прилетел еще желтый лепесток. (3)
4. Упражнение «Посади цветок».
Психолог: А какое же еще задание приготовил нам наш замечательный цветок? Посмотрим.
(Дети садятся парами за столы).
Перед детьми на столах лежат наборы предметных картинок и карточки с изображением поля - для полевых цветов, и карточка с изображением сада - для
садовых цветов. Работая в парах им необходимо определить, какой цветок, на какую карточку нужно «посадить», в поле, а какую в сад. Затем, дети должны договориться и решить, по какому признаку разложить картинки.
После того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки.
5. Мультимедийная гимнастика для глаз «Бабочка».
(Упражнение выполняется на модулях).
Психолог: Ребята, а сейчас немного передохнем.
Возле экрана выкладываются модули, дети садятся на модули и смотрят на экране зрительную гимнастику.
На экране появляются анимированные объекты с музыкальным сопровождением, за которыми ребята внимательно следят.
Психолог: Хорошо, справились и с этим заданием мы справились. Посмотрите (на экране включается слайд), к цветику - семицветику прилетел зеленый лепесток. (4)
Психолог: А сейчас, мы снова сядем за столы и посмотрим какое задание нам предстоит выполнить.
6. Игра «Расставь цветы».
(Дети садятся парами за столы).
Для выполнения задания потребуется для каждого ребенка «карта»- квадратный лист бумаги, разделенный на 16 клеток, в клетках верхнего ряда нарисованы цветы.
Психолог: Ваша задача, ребята, разложить на большой карте - по клеточкам, маленькие карточки с цветами так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось, по два одинаковых цветка.
Психолог: Хорошо, справились и с этим заданием мы справились. Посмотрите (на экране включается слайд), к цветику - семицветику прилетел светло - зеленый лепесток. (5)
7. Упражнение «Моя Оценка».
Психолог: Ребята, наш «Школьный урок» подходит к концу,
Психолог просит детей подойти к столу, посмотрите, перед вами кружочки - красный, желтый, синий.
Вы должны взять кружочек, поднять и показать:
Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось),
Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились),
Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось).
Это и будет ваша соответствующая оценка. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
IV ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ,
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Игровая ситуация «Мы дошкольники».
(Упражнение выполняется в кругу).
Психолог: Вот мы и выполнили все задания от цветика - семицветика. Психолог: Ребята, вы были молодцы, вы умеете думать, обобщать понятия, работать в паре.
А сейчас, нам с вами нужно вернуться в детский сад. Встанем в круг и закроем глазки. (На экране включается слайд+музыка). Скажем волшебные слова: Психолог говорит слова, дети за ним повторяют:
- Лети, лети, лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли,
- Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы оказались в детском саду!
Психолог: Сейчас, мы открываем глазки и снова оказываемся в детском саду. Вы сегодня придёте домой, и обязательно поделитесь с родителями своими школьными успехами.
Психолог: Ребята посмотрите (на экране включается слайд), к цветику - семицветику прилетел голубой лепесток. (6)
2. Сюрпризный момент, сладкие подарки.
(Упражнение выполняется в кругу).
Психолог: Ребята, а Цветик - Семицветик приготовил вам сладкие подарки, но для того чтобы их получить мы должны закрыть глаза, сказать волшебные слова. Психолог говорит слова, дети за ним повторяют:
- Лети, лети, лепесток, Через Запад на Восток, Через Север, через Юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли,
- Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы получили сладкие подарки!
Психолог: Молодцы! А теперь снова посмотрите на экран (на экране включается слайд), к цветику - семицветику прилетел синий лепесток. (7),
он принес вам подарки!
Но, ваши сладкие подарки вы получите в группе. На этом наше занятие подошло к концу, вам понравилось наше занятие? (ответы детей), а что больше всего понравилось и запомнилось? А теперь, я говорю вам - До Свидания, попрощайтесь друг с другом, (ответы детей, до свидания) и с Цветиком - Семицветиком, (ответы детей, до свидания Цветик – Семицветик).
До Свидания! До новых встреч!
(на экране включается слайд, До Свидания!).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...