Занятие 5. "Овладение психологией процветания"
методическая разработка
Последнее занятие из тренинговой программы «Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no_5.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Тренинговая программа
«Профилактика и преодоление синдрома профессионального выгорания педагогов»
Занятие 5. Овладение психологией процветания.
Подготовила
педагог-психолог
Федораева О.И.
Цель: подведение итогов работы тренинговой группы.
Ход занятия
1. Упражнение «Приветствие».
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».
- 2. Игра «Летний дождь».
Ход работы:
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
- Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
- Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.
- Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
- положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
- потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);
- теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
- вернитесь к фазе В;
- перейдите к фазе А;
- остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.
- Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.
- Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)
3. Упражнение «Продолжи фразу».
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: «Счастье для меня – это...».
4. Упражнение «День, когда ты будешь счастлив».
Записать свою сказку.
- Помечтай. Напиши сказку об обычном дне своей жизни – когда твоя жизнь станет счастливой. Ты проснешься – где ты проснешься? У себя дома, или это будет летом на даче, или где-то еще? Когда ты представишь, что ты просыпаешься, как ты почувствуешь свое тело, что даст тебе ощущение телесной радости? Если ты приоткроешь глаза – что ты увидишь вокруг себя? Какие стены, какой потолок или какое небо? Ты будешь один или ты почувствуешь теплое дыхание кого-то рядом с тобой? Как ты начнешь это свое утро, утро счастливого дня своей жизни? Когда, в котором часу ты решишь встать и как ты это сделаешь? С чего ты начнешь свой бодрый и светлый день? Расскажи про дом, в котором ты можешь жить счастливо, – помечтай! Расскажи про свой завтрак... Как ты отправишься на работу – или ты не работаешь? Чем будет занят твой день? Как ты хотел бы его завершить, с кем, в большой компании, в тесном кругу, рядом с любимым человеком – или, может быть, ты хотел бы завершить день, оставшись наедине с самим собой? Возможно, ты почувствуешь, что разные дни могут быть для тебя счастливыми, и захочешь пройтись по каждому из них – у тебя будет такая возможность, у тебя может быть несколько рассказов, несколько сказок про день, когда твоя жизнь станет счастливой.
Работа 5-10 мин. Слушающий слушает и уточняет.
Закрыть глаза, вопросы для размышления: тому, кто рассказывал, – было ли у тебя ощущение счастья? Было ли ощущение стабильности, уверенности, что счастье не уйдет? Как сильно тебе пришлось отрываться от своей реальной жизни?
Что главное создавало ощущение счастья? От чего счастье происходило в большей степени – от моментов внешнего, окружающего тебя, пусть и воображаемого, мира или от твоего внутреннего отношения к нему?
Тому, кто слушал, – услышал ли ты счастье в рассказе? Смог ли ты разделить это счастье? Понравилось ли тебе это счастье? Твое отношение к нему – чему ты удивился, чему порадовался, чему огорчился?
Теперь то же задание, но рассказывать картинку-сказку про счастливый день своей жизни будет ваш партнер, уже обогащенный опытом слушания.
Можно предложить ему дополнительное задание: попробовать быть счастливым, минимально отрываясь от своей обычной, реальной жизни. Что получится?
Обсуждение. Многие нередко с удивлением отмечают: для того чтобы быть счастливым, не нужно ничего особенного из внешних событий и вещей, надо просто держать ощущение счастья. Быть внимательным и не пропускать это состояние, когда оно оказывается совсем рядом с тобой.
5. Упражнение «Майка хиппи».
Цель: развитие самопознания, развитие навыков самоанализа.
Инструкция: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-либо надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: «Если бы я был хиппи, то на моей футболке было бы написано…», проговаривая текст, который, с нашей точки зрения, мог бы быть написан на вашей футболке. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого - нет. Надо, чтобы каждый из нас получил «футболку» с какой-то надписью».
6. Упражнение «Девиз».
Цель: рефлексия своего отношения к себе и к окружающим.
Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций.
Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе.
В качестве девиза может выступить все что угодно - известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание.
«Все закончили? Спасибо. Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет дворянская кровь древних родов?»
Комментарий: Вопрос действительно неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе в самом деле обнаружатся потомки русских дворян. Замечательно! Они сумеют помочь вам в этой игре.
«Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что и мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче - кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его, и отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.
На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть. Но может быть, вы сумеете придумать нечто еще более интересное и точнее отражающее суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. В идеале человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, смог бы четко понять, с кем он имеет дело.
Контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию.
Левая часть - мои главные достижения в жизни.
Средняя - то, как я себя воспринимаю.
Правая часть - моя главная цель в жизни.
Нижняя часть - мой главный девиз в жизни»
Комментарий: На эту работу нужно выделать не менее получаса. Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый фиксировал тех людей, чьи гербы и девизы схожи и созвучны их собственным. Во время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем участникам предлагается подойти к тому человеку, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как пары, так и более многочисленные подгруппы.
«А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каждая подгруппа должна будет представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий - для членов подгруппы - символ и объединяющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб -достаточно указать один общий для вас символ».
Комментарий: Последняя оговорка - символ, а не герб - важна потому, что часто бывает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гербе: ведь его чисти (достижения, представление о себе, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных людей и почти не поддаются состыковке. Впрочем, вариант создания общего герба вовсе не исключается. Это задание более трудное, но нее же выполнимое. Оно потребует лишь перехода на более высокую ступень абстрагирования от конкретики символов каждого отдельного участника. Например, достижение одного — высшее образование, а другого - овладение английским языком, могут быть синтезированы к качестве такого достижения, как получение системы знаний или победа над ленью.
Итоговый комментарий. После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чертах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.
Следует особое внимание уделить таким вопросам.
Где профессиональное в девизе и гербе?
Если в гербе использовалась профессия, то почему, и если нет, то почему?
Можно ли девиз этой группы использовать как девиз специалиста?
Как влияет такой девиз на работу?
Как личное влияет на профессиональное и наоборот?
7. Упражнение «Сто мячей».
Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий – играть молча.
Первый этап – все участники встают в круг. Ведущий бросает мяч, предварительно «договорившись» с одним из участником взглядом. Поймавший перебрасывает мяч, тоже предварительно «связавшись» взглядом с кем-либо из игроков и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падение мяча на пол.
На втором этапе вводится еще один мяч. На последующих этапах в игре может использоваться 3,4, 5 и т.д. мячей. В этом случае также необходимо не допустить падения ни одного мяча на пол.
8. Рефлексия занятия «Свободный отчет».
Участники продолжают фразы:
- Я благодарен тренингу...
- Я благодарен тренеру...
- Я благодарен группе...
- Я благодарен себе...
Список литературы:
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.-сост. Е.В.Шитова.- Волгоград: Учитель, 2004, стр. 165 - 168.
- Эксакусто Т.В. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития/ Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2015, стр. 148-151, 164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психогимнастика "Времена года" для занятий и тренингов психолога с дошкольниками.
Презентация для проведения психогимнастических упражнений на занятиях и тренингах....
открытое занятие для педагогов-психологов ДОУ
Занятие проходило в рамках темы недели детского сада: "Животные морей и океанов". Цель:· Развитие познавательного интереса и словесно-логического ...
Интегрированное занятие логопеда и психолога Тема: «Путешествие в зимний лес»
Занятие проводят педагоги:Пушкарева Татьяна Павловна - педагог-психолог Петрова Светлана Владимировна - учитель-логопедС опорой на лексическую тему "Зимующие птицы"...
Занятие по овладению нетрадиционной техники-рисования-граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,,
Занятие по овладению нетрадиционной техники рисования-Граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,, Задачи:Знакомство с одним из видов графики-граттаж.Повторение правил построения композиции.Выд...
Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...
конспект занятия по развитию мелкой моторики руки на занятиях по овладению графическими навыками в подготовительной к школе группе
занятие по мелкой моторике позволяет развивать внимание,зрительное восприятие, формирует необходимые навыки и умения для обучения в школе.Занятие проходит в игровой форме, что дает положительный резул...
Конспект физкультурного занятия для мальчиков старшего дошкольного возраста. Занятие - тренировка «Овладение элементами игры в баскетбол».
Занятие – тренировка для мальчиков старшего дошкольного возраста. В содержание данного занятия включены ОРУ, игровые упражнения, элементы игры в баскетбол. Овладение элементами игры ...