аналитичка
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка об организации
развивающей предметно-пространственной
среды в группе №5 (среднего возраста) ГБДОУ № 25
за 2017-2018 и 2018-2019 уч.гг.
Воспитатель Миненко Евгения Валерьевна
- Цель: Оценка качества образовательной деятельности педагога через организацию развивающей предметно-развивающей среды (РППС)
- Задачи:
- определить уровень безопасности в созданной предметно-пространственной среде
- оценить уровень психологической комфортности пребывания детей в группе
- проанализировать соответствие содержания РППС ОП ДО по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
- определить соответствие РППС возрастным особенностям детей
- выявить наличие условий для воспитания и образования детей с ОВЗ
- Методы оценки качества РППС
- самоанализ РППС группы
- педагогическое наблюдение за деятельностью детей в группе
- смотр конкурс РППС
- анкетирование родителей
- Участники: воспитатели группы, члены комиссии по оценке РППС (можно перечислить )
- Характеристика воспитанников группы (за 2017-2018 г.г)
возраст детей | особенности здоровья детей | группа здоровья | гендерные особенности | всего детей в группе |
1,5 - 2 | 2 ребенка с аллергической реакцией | I – 1 чел. II – 19 чел. III – 1чел. | Мальчики – 8 Девочки - 13 | 21 чел. |
Характеристика воспитанников группы за 2018-2019 г.г
возраст детей | особенности здоровья детей | группа здоровья | гендерные особенности | всего детей в группе |
2-3 | 1 ребенок с аллергической реакцией | I – 1 чел. II – 20 чел.
| Мальчики – 11 Девочки - 10 | 21 чел. |
№ | Критерии | Описание развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО | Описание РППС в группе в соответствии с критериями | Подпись руководящего работника, подтверждающего соответствие РППС критериям. | |
2017-2018 г (группа среднего возраста 1,5 – 2 г.) | 2018-2019 г (группа среднего возраста 2 – 3 г.) | ||||
1 | Безопасность психологическая комфортность | РППС безопасна для физического здоровья и отвечает требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 (закреплена, маркировка, гигиеническая обработка) | Материалы и оборудование РППС в группе среднего возраста безопасны и имеют соответствующие сертификаты. Представленный материал внешне привлекателен (чистый, разнообразных цветов и оттенков, оригинальных форм). Оформление РППС соответствует требованиям дизайна по цветовой гамме (не раздражающее цветовое решение), фактуре материала, расположению в пространстве. В группе домашняя обстановка, визуальный психологический комфорт, в интерьер включены элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации (детские работы, фото, и т.п.). Учитывается гендерная специфика: среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков: уголок семьи, коляски, большие машины, гараж для машин. В группе создано пространство для индивидуальной деятельности, совместной с детьми, совместной с воспитателем для спокойной деятельности, для подвижных игр. Настольно – печатный материал группы разнообразен, имеет развивающий эффект и учитывает разные уровни развития детей – варианты заданий. | Описание содержания РППС изменяется относительно возраста детей (усложняется или упрощается). Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствуют требованиям, установленным техническими регламентами. Столы и стулья подобраны и промаркированы с учетом роста детей. Все оборудование группового пространства соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Оборудование соответствует росту и возрасту детей. в оформлении интерьера природного компонента, обуславливающего взаимосвязь с окружающим миром (элементы растительного декора, пейзажные и природные выставки). Включение в интерьер элементов оформления, создающих приятные, позитивные ассоциации (детские работы, галерея семейных фотографий). Учитывается гендерная специфика: среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Гибкость, трансформируемость, вариативность: все игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации | |
Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов | |||||
Имеют возрастную адресованность | |||||
РППС ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности, беспокойства | |||||
РППС формирует основы толерантности | |||||
Не провоцирует на агрессивные действия, насилие, проявление жестокости. | |||||
Гендерное соотношение в группе | |||||
Эстетическое оформление РППС | |||||
Обеспечение доступности и гибкости зонирования | |||||
Учет «зоны ближайшего развития» | |||||
2 | Соответствие содержания ООП ДО |
В РППС представлен игровой материал для развития игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей:
| РППС группы позволяет реализовывать ОПДО ГБДОУ №31, спроектирована с учетом интеграции ОО. По каждой ОО представлены материалы и оборудование в соответствии с требованиями (перечнем) реализуемой программы. Социально-коммуникативное развитие: Для работы в данной образовательной области используются следующие дидактические материалы (некоторые из них) : «Мир эмоций» Фланелеграфы со сменными сюжетами: погодными условиями, сказками и др. Для реализации данной образовательной области, дети активно используют в своей игровой деятельности: Кукольный уголок, стройку, гараж, кухню, конструктор, и т. д. | По каждой ОО представлены материалы и оборудование в соответствии с требованиями (перечнем) реализуемой программы. Игровое пространство группы оснащено предметами и атрибутами для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Доктор», «Магазин», «Строительство», в которых учитываются интересы детей; широко используются полифункциональные материалы. Имеются материалы по формированию безопасного поведения: демонстративный материал для обсуждения с детьми: «Хорошо – плохо», «Не играй с огнем», «Моя семья» и т.д. | |
РППС обеспечивает возможность усвоения норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе | |||||
РППС способствует к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества | |||||
РППС формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе | |||||
Материалы РППС учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств | |||||
РППС способствует обогащению активного словаря | Речевое развитие: Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: комплекты книг в свободном доступе (постоянно обновляются в зависимости от речевой темы, событий и т. п., «Развитие речи» (пособие, «Мои любимые сказки», «Сложи картинку» и т. д. | Для обогащения активного словаря в группе имеется разнообразный красочный материал. Для знакомства с художественной литературой в группе имеется многообразие различных книг (потешки, сказки, загадки, стихи) и разнообразные книги по лексическим темам. Создана картотека предметных и сюжетных картинок для детей для совместной деятельности, картотека дидактических игр для совместной деятельности. Так же имеются музыкально – познавательные книги, книги – пазлы. | |||
РППС обеспечивает возможность знакомство с художественной литературой | |||||
РППС создает условия для развития речевого творчества детей | |||||
РППС способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | |||||
РППС создает предпосылки к обучению грамоте | |||||
Формирование элементарных математических представлений | Познавательное развитие: В данной области используется множество материалов. Детям предлагается масса игрушек, которые способствуют развитию умственных, интеллектуальных качеств: пазлы, мозаики, доска-мольберт, фотокамеры и др. Развивающая среда группы, способствующая развитию познавательных интересов и способностей детей: уголок сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений, уголок конструирования, уголок экспериментирования, уголок природы | Для развития познавательных способностей детей в группе подобрана соответствующая развивающая среда: уголок сенсорного развития и формирования элементарных математических представлений, уголок конструирования, уголок экспериментирования, уголок природы. В уголке сенсорного развития имеется материал для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений. Уголок экспериментирования оснащен материалами для игр с водой и мыльной пеной, песком. В группе раннего возраста имеется уголок природы, создана картотека комнатных растений, также имеется инвентарь по уходу за комнатными растениями. Муляжи овощей и фруктов, настольно – печатные игры, дидактические игры, песочный световой стол, дидактическая черепаха. | |||
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | |||||
Формирование первичных представлений о себе, других людях | |||||
Формирование первичных представлений о малой Родине, многообразии стран и народов мира | |||||
Ознакомление с миром природы | |||||
Развитие навыков и умений конструктивной деятельности | |||||
| Физическое развитие: Для успешного развития в данной образовательной области в группе обустроен уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: Мячи (мягкие, легкие, резиновые, рельефные и пупырышками, закаливающие дорожки, бубны, погремушки, кегли, скакалки, кольца и кольцеброс, корзина для метания мячей, ленты. | Для физкультурно – оздоровительного центра выделено пространство, в котором имеется разнообразное спортивное игровое оборудование: дуги для подлезания, скакалки, мячи, кегли, гимнастическая скамья, кольцебросы; атрибуты для выполнения общеразвивающих упражнений: платочки, ленточки, султанчики. Имеется материал для профилактики плоскостопия. Материал для профилактики нарушений осанки. Картотеки подвижных игр и др. | |||
Материалы для воспитания культурно-гигиенических навыков | |||||
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | |||||
Материалы для формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании | |||||
| Художественно-эстетическое развитие: Для реализации развития детей в данной области, используются следующие пособия: Кукольный театр, сменяемые сказки на фланелеграфе («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка», «Теремок», книжная база для детей и воспитателей, настольный театр и многое другое | В центре художественно – эстетического развития имеется: двусторонний мольберт, песочный световой стол, тематические раскраски, обводные трафареты, восковые мелки, карандаши, цветная бумага, картон, кисточки, краски, пластилин, дидактические игры и др. В центре музыкального воспитания имеются (деревянные ложки, дудочки) и шумовые инструменты. Создана фонотека, в которой имеются записи народной и классической музыки. Картотека музыкальных инструментов. | |||
Приобщение к изобразительному искусству | |||||
Приобщение к музыкальному искусству | |||||
Развитие навыков и умений в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) | |||||
Материалы для развития детского творчества | |||||
Материалы для работы с родителями | В группе оформлена тематическая подборка консультаций для родителей, картотека анкет, наглядный материал, папки – передвижки. | ||||
3 | Соответствие возрастным особенностям | -Учет возрастных особенностей при зонировании группового помещения | Особенность среднего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. В предметно-пространственной среде группы учтен данный аспект: наличие игрушек для детей с различными потребностями и уровнем развития (от простых и элементарных до интеллектуальных, соответствующих данному возрасту) ;. Дети испытывают потребность в движении: во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан свой уголок, где ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность (карточки с показанными двигательными заданиями, корзина для метания в нее разноцветных многочисленных мячей, островки для перепрыгивания через воображаемую реку и т. д) Детям в условиях игры необходима изолированность игрового пространства от других детей, не участвующих в игре: в группе есть цветные шнуры, составные бруски и т. д. | В группе созданы условия для разнообразной двигательной активности: материалы спортивного оборудования, атрибуты для проведения подвижных игр. Есть зоны для уединения и разнообразных видов деятельности в центрах (зонах, уголках). В группе изменились условия в соответствии с возрастом детей для двигательной активности, пополнились материалы спортивного оборудования. Центры для разнообразных видов деятельности: познавательно – исследовательской, художественной, двигательной, конструирования. Материалы и оборудование соответствует санитарно – гигиеническим требованиям: высота столов и стульев соответствует антропометрическим данным детей группы. Все материалы находятся на уровне роста детей и в зоне доступности. Оснащение игровыми материалами и оборудованием соответствует возрасту детей: игрушечная мебель соразмерна самому ребенку, игрушки реалистичные и соответствуют возрасту детей. Для детей раннего дошкольного возраста свойственно копирование жизнедеятельности взрослых. Они только начинают копировать действия родителей: Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, коляски, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. | |
- Учет возрастных особенностей при наполнении развивающей среды играми и игрушками | |||||
- Насыщенность среды | |||||
- Соответствие росто – возрастных характеристик параметрам развивающей среды (все материалы доступны, расположены на уровне роста детей) | |||||
4 | учет образования детей с ОВЗ | Здесь описываются материалы РППС, специфичные для конкретной группы с детьми с нарушениями в развитии | Мониторинг детей показал, что детей с ОВЗ в группе нет | Мониторинг детей показал, что детей с ОВЗ в группе нет |
Вывод:
По итогам самоанализа воспитателя Миненко Е.В. смотров – конкурсов РППС, наблюдениями за НОД, совместной, самостоятельной деятельностью детей в группе, анкетированием родителей, проводимых в течение 2018-2019 года можно сделать вывод: созданная РППС в группе, а также на участке отвечает требованиям безопасности, психологически комфортна, позволяет реализовывать образовательную. программу ДОУ в полном объеме. Материалы и оборудование группы Миненко Е.В. создают оптимально насыщенную, трансформируемую, доступную, пролифункциональную, вариативную среду. Обеспечивают реализацию образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности не только в рамках НОД, но и в режимные моменты.
В течение года Миненко Е.В.пополняет РППС в соответствии с комплексно-тематическим планированием, запросами, интересом детей, учитывает «зону ближайшего развития», учитывает образование детей с ОВЗ.
По итогам самоанализа воспитателя МиненкоЕ.В., смотров – конкурсов РППС, наблюдениями за НОД, совместной, самостоятельной деятельностью детей в группе, анкетированием родителей, проводимых в течение 2018-2019 года можно сделать вывод, что в среде произошли изменения связанные с изменением возраста детей. Стало больше игр для развития коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей, логического мышления и т.д… (в зависимости от возраста детей). Не забывать упомянуть о личном вкладе воспитателя в РППС.
Справка заслушана на педагогическом совете, протокол №_____от ___________________
Зам.зав. по УВР ________________________________
И.О.Заведующей ___________________________________
Печать Дата