План по самообразованию
материал (младшая группа)
План по самообразованию на тему " Развитие мелкой моторики у дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
- Массаж кистей рук
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- работа с конструктором ЛЕГО
- рисование по трафаретам
- Дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию
Название мероприятия | Время проведения | |
Работа с воспитателями | Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» | ноябрь |
Семинар-практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» | февраль | |
Консультация «Развитие мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возрасте» | Апрель | |
Мастер-класс «Волшебные пальчики» | Март | |
«Круглый стол» – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук. | Май | |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» | Октябрь |
Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». | Январь | |
листки-памятки «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали.»; | В теч. года | |
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях» | Март | |
Консультация «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для малышей» | Декабрь | |
Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Апрель | |
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | Январь | |
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей | Март | |
Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры». | Май | |
Работа с детьми | Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей. | В теч. года |
Использование игр
| В теч. года |
Литература:
- Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
- Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
- - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...