книжный уголок в детском саду
консультация

                   Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnyy_ugolok_v_detskom_sadu.docx148.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Книжный уголок в детском саду»12

Консультация для воспитателей

Детские книги пишутся для воспитания,

а воспитание – великое дело,

им решается участь человека.

Белинский В. Г.

                   Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.

Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

Как рационально организовать уголок книги.

1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.5

2. Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:

– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и        потребностям детей.

Младшие группы. 

–  Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,

–  Его устройством и назначением,

–  Приучает рассматривать книги (картинки) только там,

–  Сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  1. брать книги только чистыми руками,
  2. перелистывать осторожно,
  3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
  4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.

– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).

– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как :

«Колобок»,

 «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова;

«Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина;

рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова;

 «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича;

 «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева;

«Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.

– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия,

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?

– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.

– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:

В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.

– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.

– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.

Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).

– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

Каким образом происходит замена книг? 6

Как долго стоит каждая книга на витрине?

Нужны ли тематические выставки книг?

– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.

Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.

Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)

  • Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
  • Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться

Руководство.

– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями9

– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.

  • Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

  • Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

  • Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
  • Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

              В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

В каких сказках действие происходят в лесу?

 

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?

  • Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

  • Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).

  • Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.

«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

Как  называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.11

  • Игра «Докончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

  • Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
  • Игры, построенные по принципу игры в «Города».

Также называем литературных героев.

Вариант: называть не с последней буквы, а с последнего слова.

  • Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
  • Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.

«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».

Вариант «Придумай за автора».

  • Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.

Например, стихи о деревьях.

Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?

Назови как можно больше строк из этого стихотворения.

  • Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
  • Составлять разные слова из одного слова.
  • Игры «сходство-различия».

Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.

Использованные материалы:

Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Книжный уголок в детском саду"

Данный материал можно использовать в качестве консультации для воспитателей...

Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду       Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное мест...

"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...

Книжный уголок в детском саду.

Книжный уголок в детском саду      Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное ...

Книжный уголок в детском саду

Консультация для воспитателей по оформлению и содержанию книжных уголков в группах...

консультация для воспитателей "Книжный уголок в детском саду"

Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Уголок книги должен быть во всех группах детского сада....

Книжный уголок в детском саду. Рекомендации.

Книжный уголок в детском саду....