Проект "Шашки-зарядка для ума"
учебно-методический материал
Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shashki-zaryadka_dlya_uma_sherstobitova_l.a._beresneva_t.a._1.docx | 321.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка»
города Лесосибирска»
ПРОЕКТ
«ШАШКИ – ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА»
Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности
Шерстобитова Людмила Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Береснева Татьяна Анатольевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Лесосибирск - 2019
Краткая аннотация проекта.
Настоящий проект разработан воспитателями МБДОУ Детский сад №41 «Лесная сказка» Шерстобитовой Людмилой Анатольевной, Бересневой Татьяной Анатольевной при тесном сотрудничестве с родителями. Участники проекта: дети подготовительных к школе группы (в данном учебном году их в детском саду четыре), педагоги МБДОУ, родители.
Проект долгосрочный.
Проект имеет четыре этапа:
1. Подготовительный этап – наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки. Проведение родительского собрания. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ и родителей. Сбор и анализ методической литературы и пособий по проблеме проекта, определение источников информации. Включение игр и задач из авторского методического пособия Шерстобитовой Л.А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс, которые помогли нам заинтересовать детей, повысить познавательную активность, создать атмосферу успеха и уверенности, повысить соревновательный настрой.
2. Организационный этап – создание группы из детей и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и ребят, желающих приобщиться к игре. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта. Знакомство детей с теорией игры в шашки. Беседы, игры-путешествия, презентации помогающие освоить термины и правила. Занятия - понять основные приёмы борьбы на шашечной доске, решить задачу о том, как пройти в дамки, закрепить правила поведения во время игры.
3. Основной этап - закрепление практических навыков. В свободное от занятий время игра в шашки парами, командами. Организация соревнований с детьми параллельных подготовительных к школе групп.
Увлеченных детей становится все больше. На этом этапе нам очень помогла поддержка наших родителей. Они играли с детьми дома, демонстрировали им учебные занятия по игре в шашки на компьютере. Такие практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания.
Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация, памятки), индивидуальные беседы с родителями дали положительный результат.
Мы с удовлетворением заметили, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник - родитель - педагог.
4. Итоговый этап (аналитический) завершился проведением развлечения «Шашки – зарядка для ума». Состоялся настоящий праздник с героями, в котором нашлось место стихам, викторине шашечному турниру с очередными победами и награждением. Подведены итоги по реализации проекта и ознакомлены с ними все участники.
Ценность педагогического опыта заключается в значительном числе детей, увлекшихся игрой в шашки, взаимодействии с педагогами, детьми и родителями всех четырех подготовительных к школе групп в детском саду, формировании интереса к русским шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную направленность.
Актуальность
В настоящее время существует много интересных игр для детей и взрослых, но не теряет популярности древняя игра в шашки. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране. Этой старинной, подлинно народной игре посвящают свой досуг множество людей различных возрастов и профессий.
Теоритическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание В.Н. Сидорычев, Б.М. Герцензон, В.К. Погребной, В.Я. Юзик, Е.М. Юровский, Л.П. Кондратьева, О. А. Романчук. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение детей дошкольного и школьного возрастов игре в шашки.
Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие достаточного количества методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных организаций в данном направлении.
Наиболее распространенным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста является использование синкретического вида деятельности (синкретизм - смешение, неорганическое слияние разнородных элементов), сочетающего элементы спорта, науки и искусства и, ввиду этого, обладающее неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Таким видом деятельности мы считаем обучение детей игре в шашки.
Цель: формирование интереса к игре в русские шашки.
Задачи: активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку.
Развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать инициативу и самостоятельность, спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Воспитывать отношения к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную и творческую направленность.
Методы и приемы
- Игровые: игры подвижные и малоподвижные с правилами, игры-путешествия, игры – соревнования, игры-конкурсы, интеллектуальные игры (викторины). Игра-соревнование «Кто быстрее расставит фигуры», игра «Взятие шашки».
- Словесные: беседа («Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки»), рассказ («Шашечная доска и шашки»), сказка («Королевство шашек»), объяснение.
- Наглядные: показ видеоматериалов, показ педагога позиций на доске.
- Практические: задачи, упражнения, конкурсы, сеансы одновременной игры, тренировочные партии, матчи.
- Проблемно-поисковые: эвристическая беседа «А что, если?»; создание проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов и задач, формирование гипотезы, доказательство гипотезы (сравнения, логические рассуждения, исследовательский опыт, выводы и обобщения). Дидактические задания «Атака неприятеля», поисковая операция «Задания умной Совы».
Образовательные технологии:
- игровая технология (интеллектуальные и дидактические игры по развитию логического мышления, подвижные игры);
- ИКТ (компьютерные программы, слайд - лекции);
- здоровьесберегающая технология (динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика);
- личностно-ориентированные технологии (индивидуально-дифференцированный и деятельностный подход при обучении игре в шашки).
Прогнозируемый результат
- У детей развито логическое мышление, память, внимание, находчивость, смекалка.
- Дети владеют правилами игры в русские шашки.
- У дошкольников сформировано умение разрешать проблемные ситуации.
- Сформировано отношение к шашкам как к серьезной и полезной игре, имеющей спортивную, творческую и интеллектуальную направленность.
- Воспитано спокойствие и настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
План реализации проекта
№ | Этапы проекта | План действий | Сроки реализации | Ответственные |
I | Подготовительный | 1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности, выявление их интересов. 2. Проведение бесед с родителями детей, увлекающихся игрой в шашки. 3. Проведение родительского собрания по теме «Интересы наших детей». 4. Выявление темы проекта, организация инициативной группы в составе педагогов ДОУ, детей и родителей. 5. Сбор и анализ методической литературы, пособий по проблеме проекта, определение источников информации. 6. Включение игр и задач из авторского методического пособия Шерстобитовой Л.А. «Логоритмик» по развитию логического мышления в образовательный процесс: - задачи на развитие логического мышления: «Кто быстрее найдет», «Живые числа», «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет», «Заштопай коврики», «Найди парную картинку», «Загадки»; - упражнения на развитие памяти: «Собери портфель в школу», «Собери рюкзак в поход», «Рифмовка», «Ассоциации», «Инструкция»; - упражнения на развитие внимания: «Найди отличия», «Доведи Петю до домика», «Лабиринт». | Сентябрь – ноябрь 2018 | Воспитатели, дети, родители. |
II | Организационный | 1. Создание группы из детей и взрослых, уже умеющих играть в шашки и способных научить других, и привлечение ребят, желающих приобщиться к игре. 2. Вовлечение родителей в процесс совместной деятельности по реализации проекта. 3. Знакомство детей с теорией игры в шашки: - беседы: «Зайкины шашки», «В гостях у знатока шашек Знайки»; - рассказ («Шашечная доска», «Шашки»); - сказка («Королевство шашек»); игра-путешествие «Задания умной совы», - Занятия:
| Ноябрь, декабрь, 2018 Январь 2019 | Воспитатели, дети, родители. |
III | Основной | 1. Закрепление практических навыков: - игра в шашки парами, - тренировочные партии, - игра-соревнование командами, - игра с детьми параллельных подготовительных групп, - сеансы одновременной игры (с участием родителей), - турниры, - матчи. 2. Наглядная информация для родителей о пользе и правилах игры в шашки. 3. Поиск сайтов по обучению детей игре в шашки. 4. Доведение до сведения родителей ссылок на сайты по обучению дошкольников игре в русские шашки. 5. Информационно-просветительская работа (консультации, наглядная агитация, памятки), индивидуальные беседы с родителями). | Январь, февраль, март 2019 | |
IV | Итоговый (аналитический) | Праздник - развлечение «Шашки - зарядка для ума». Результативный блок После проведенной работы отмечены следующие положительные результаты: - увеличено количество детей, увлеченных игрой в русские шашки; - сформирован интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу; - у детей отмечены проявления инициативы и самостоятельности, проявляющиеся в умении занять свое свободное время в течение дня полезной деятельностью; - заметно повышена развитость умения анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности, обобщать и делать выводы; - налицо сплочение детско-родительского и педагогического сообщества. | Март 2019 | Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители. |
Список литературы:
1. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Лениздат, 1969. – 128 с.
2. Погрибной В.К., Юзюк В.Я. Шашки для детей/. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
3. Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.: Просвещение, 2009.
4. Сидоричев В.Н. Русские шашки для дошкольников.
5. Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. «Зайкины шашки» (обучение дошкольников игре в шашки).