Русская народная сказка - средство развития образной речи у старших дошкольников
материал (подготовительная группа)
Основным периодом для речевого развития детей является дошкольное детство. Развитие речи детей напрямую зависит от характера их деятельности и общения. У старших дошкольников речь достигает высокого уровня, увеличивается словарный запас, возрастает количество простых распространенных и сложных предложений.
Ребенок к подготовительной группе детского сада достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
Но процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Методикой развития речи старших дошкольников занимались педагоги: Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина и др. В их работах можно прочесть об эффективности использования русской народной сказки для развития образной речи детей.
Я выбрала сказку в качестве одного из основных средств развития образной речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Использование русской народной сказки, при соблюдении ряда условий, способствует развитию образности речи дошкольников :
- постепенное усложнения отбора образных выражений их структуры и семантики, с учетом детского опыта;
- осознания детьми роли образных слов и выражений высказываний;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Свою работа по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки я построила в три этапа: подготовительный, реализационный и итоговый.
На первом этапе я провела анализ литературы по теме, диагностику речевого развития воспитанников (Ю,А.Афонькина, О.С.Ушакова). Организовала анкетирование родителей по вопросам речевого воспитания в семье.
Также мною была создана благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Оформлен книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соответствуют возрасту детей. Оборудован уголок с костюмами для драматизаций. Подготовлены интересные для детей настольные игры, направленные на активизацию опыта по сказкам: «Узнай сказку», «Сказки на кубиках», «Лото», «Сказочное домино»; а также игры направленные на развитие связной речи: «Мои любимые сказки», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку».
Замечательные «Сказки на липучках», которые позволяют детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять их придуманными эпизодами, сочинять свои сказки, используя уже знакомых героев. Книги ,костюмы для игр -драматизаций и настольные игры доступны для детей в любое свободное время
Я разработала перспективный план занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки и план работы с родителями.
После проделанной работы начинаю второй этап: организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями.
На итоговом этапе я провела повторную диагностику речевого развития воспитанников.И опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш выделила следующие критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:
— умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
— умение сравнивать и подбирать эпитеты;
— умение подбирать синонимы;
— умение подбирать антонимы;
— использовать средства художественной выразительности в собственной речи.
Русская народная сказка является важнейшим источником развития выразительной детской речи способствует развитию творческих способностей
Результатами своей работы я считаю:
- повышение интереса детей к русском народном сказкам ;
- развитие творческой активности;
- развитие образной и связной речи детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_dlya_yarovenko.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная сказка - средство развития образной речи у
старших дошкольников.
Основным периодом для речевого развития детей является дошкольное детство. Развитие речи детей напрямую зависит от характера их деятельности и общения. У старших дошкольников речь достигает высокого уровня, увеличивается словарный запас, возрастает количество простых распространенных и сложных предложений.
Ребенок к подготовительной группе детского сада достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах.
Но процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.
Методикой развития речи старших дошкольников занимались педагоги: Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина и др. В их работах можно прочесть об эффективности использования русской народной сказки для развития образной речи детей.
Я выбрала сказку в качестве одного из основных средств развития образной речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Использование русской народной сказки, при соблюдении ряда условий, способствует развитию образности речи дошкольников :
- постепенное усложнения отбора образных выражений их структуры и семантики, с учетом детского опыта;
- осознания детьми роли образных слов и выражений высказываний;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Свою работа по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки я построила в три этапа: подготовительный, реализационный и итоговый.
На первом этапе я провела анализ литературы по теме, диагностику речевого развития воспитанников (Ю,А.Афонькина, О.С.Ушакова). Организовала анкетирование родителей по вопросам речевого воспитания в семье.
Также мною была создана благоприятная предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Оформлен книжный уголок, в котором среди прочих произведений представлены сборники русских народных сказок, отдельно имеются подборки иллюстраций к различным сказкам. Они эстетично оформлены и соответствуют возрасту детей. Оборудован уголок с костюмами для драматизаций. Подготовлены интересные для детей настольные игры, направленные на активизацию опыта по сказкам: «Узнай сказку», «Сказки на кубиках», «Лото», «Сказочное домино»; а также игры направленные на развитие связной речи: «Мои любимые сказки», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку».
Замечательные «Сказки на липучках», которые позволяют детям рассказывать уже знакомые сказки, дополнять их придуманными эпизодами, сочинять свои сказки, используя уже знакомых героев. Книги ,костюмы для игр -драматизаций и настольные игры доступны для детей в любое свободное время
Я разработала перспективный план занятий по развитию образной речи старших дошкольников средствами русской народной сказки и план работы с родителями.
После проделанной работы начинаю второй этап: организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями.
На итоговом этапе я провела повторную диагностику речевого развития воспитанников.И опираясь на исследования О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш выделила следующие критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста:
— умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
— умение сравнивать и подбирать эпитеты;
— умение подбирать синонимы;
— умение подбирать антонимы;
— использовать средства художественной выразительности в собственной речи.
Русская народная сказка является важнейшим источником развития выразительной детской речи способствует развитию творческих способностей
Результатами своей работы я считаю:
- повышение интереса детей к русском народном сказкам ;
- развитие творческой активности;
- развитие образной и связной речи детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....
"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...
статья на тему: использование русской народной сказки в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыты возможности педагогической поддержки при развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад 53 комбинированного вида Индивидуальный план профессионального развития воспитателя на тему: «Сре...
«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка играет становление образной речи, т.е. умение правильно использовать выразительные средства как метафора, сравнение, ...
Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Данный материал затрагивает тему сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста....