Проект "Что мы знаем о воде"
проект (старшая группа)
Проект по экспериментальной деятельности для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Что мы знаем о воде»
Воспитатель: Суслова Н.Н
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители;
Срок реализации: краткосрочный
Актуальность:
«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам». В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Цель проекта: с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.
Задачи:
• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;
• Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;
• Формировать представлений о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и всего живого на земле;
• Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
• Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)
• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;
• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.
Предполагаемый результат: Полученные в ходе проекта знания расширят представление детей о разных состояниях воды в окружающем мире, природных явлениях, круговороте воды в природе. Сформируются умения проводить опыты, которые демонстрируют свойства воды. Дети будут согласовывать свои действия, работать в команде и самостоятельно. Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, формируется устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- Формирование целей и задач проекта;
- Подбор и разработка необходимого материала и литературных источников
- Создание перспективного плана мероприятий - Мониторинг уровня знаний по теме «Вода и ее свойства»
- Беседа с родителями вовлечение их в суть проекта;
- Подбор материала по теме (книги, открытки, материалы и приборы для опытной деятельности).
2. Основной этап проекта:
Первая неделя
- «Вода нужна всем», «Какая бывает вода?»
- Рассматривание альбомов по теме,
- Игры с водой и песком,
- Уход за цветами в группе, самостоятельные опыты с водой в уголке экспериментов.
- Подбор фотографий по теме «Вода в природе»
- Помощь в подборе материала для видео презентации «Вода - источник всего живого»
Вторая неделя
- «Вода – растворитель», «Очищение воды»
- Рассматривание иллюстраций на тему;
- Опыты с водой в уголке экспериментирования
- Консультация для родителей: «Экспериментирование в домашних условиях»
- Информирование о Интернет-ресурсах по теме «Простая наука»,
«Самоделкины. Опыты отца и сына»
Третья неделя
- «Ходит капелька по кругу», «Пар - тоже вода»
- Работа в уголке природы
- Рассматривание схемы круговорота воды в природе
- Рассматривание альбома «Вода в природе»
- Рассматривание снега через увеличительное стекло,н аблюдение за снежинками.
- Изготовление «снега» из манки, пенопласта.
- Совместная работа «Нарисуем путешествие Капитошки».
Четверная неделя
- «Твердая вода», «Почему не тонет айсберг?», «Лед легче воды»
- Опыты детей с водой по выбору детей в центре экспериментирования, с использованием разного оборудования
- Изготовление цветных льдинок разной формы и размеров в домашних условиях совместно с родителями,
- Строительство снежного городка, залив снежных построек
- Информирование родителей об итогах проведенной работы
Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:
• постановка проблемы, которую нужно решать;
• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
• проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
• анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
• формулирование выводов;
Содержание проекта по образовательным областям:
1 неделя:
Беседы: «Вода нужна всем», «Какая бывает вода?»
Задачи: дать представление о роли воды в жизни человека, животных и растений, закрепить и обобщить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы); познакомить с принципом работы пипетки и воронки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд
Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»
Цель: Рассказать Незнайке о свойствах воды на нашей планете (в «Цветочном городе» она синяя, легкая как пух и пахнет лавандой)
Познавательное развитие:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Опыт «Форма капли»
Цель: Опытным путем показать форму капли воды
Опыт «Окрашивание хризантемы в синий цвет»
Цель: доказать процесс впитывания воды растениям
Опыт «Свойства воды».
Цель:обобщить и закрепить основные свойства воды опытным путем (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, принимает форму сосуда).
Работа по алгоритму «Переливание воды с помощью соломинки»
Речевое развитие:
Составление описательных рассказов;
Словесные игры:«Придумай предложение», «Какая вода»(подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);
Заучивание пословиц и поговорок о воде;
Чтение художественной литературы:
Чтение книги «Капелька» В. Авенариус, стихотворение Т. Маршалова «Капля дождевая», «Трудолюбивая вода» В. Иванова
Социально-коммуникативное развитие:
Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой.
Игры с водой:
Опускать кусочки сахара в ягодный сок, наблюдать за тем, как сок -постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар.
«Вот такая пена»: дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазу
«Нырки»: дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи, под водой разжимают пальцы – игрушки выпрыгивают из воды.
«Ручеек течет»: льем воду на песок тонкой струйкой
«Цветы лотоса» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветок-он распускается.
Подвижная игра «Мы-водные животные»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование на тему: «Кому какая вода нужна»
Лепка «Капля воды»
Физическое развитие:
ИМП «Море волнуется»,
комплекс утренней гимнастики «Морские жители»
2 неделя
«Вода-растворитель», «Очищение воды»
Игра-эксперимент «Письмо от Золотой рыбки»
Цель: на примере загрязненного волшебного озера показать способы очищения воды от примесей (окрашенной воды, земли, подсолнечного масла).
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:
Беседа «Вода у нас дома»
Беседа «Берегите воду!»
Цель:помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить экономить воду.
Опыт «Получение талой воды»
Цель: доказать опытным путем, что снег- это вода.
Опыт «Фильтрование и очистка воды»
Цель: познакомить со способом очистки воды- фильтрованием разными видами фильтров.
Эксперимент «Фонтанчик»
Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение;
Опыт «Вода-растворитель»
Цель: показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ (сахар, мука, перманганат калия);
Опыт «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук;
Опыт: «Высушим платочек»
Цель: опытным путем выявить зависимость высыхания от температуры (на стуле, на улице, на батарее);
Рассматривание иллюстраций на данные темы.
Чтение художественной литературы:
Стихотворение «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Как люди речку обидели» Н. Рыжов
Комплекс физических упражнений «Дождик и солнце», «Капельки дождя».
3 неделя
«Ходит капелька по кругу»
Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; закрепить понятия «Испарение» и «Конденсация», развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других.
«Письмо от Капельки, которая потеряла друзей»
Цель: с помощью схемы «Круговорот воды в природе» рассказать Капельке, куда могли подеваться ее друзья.
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:
Опыт «Куда исчезла вода?»(ввести понятие «Испарение»)
Опыт «Откуда берется вода?» (ввести понятие «Конденсация»)Работа с мнемотаблицей «Путешествие Капелек» (коллективное обсуждение о том, как образуются снежинки, запоминание мнемотаблицы,
Беседы о снеге по вопросам «Какой снег?», «Зачем вам зимой снег?», «Для чего нужен снег зимой в лесу?», «Наблюдение за снежинками»
Цель: закрепить знания о строении снежинок (6 лучей,объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает, учить сравнивать, развивать познавательную активность.
«Рассматривание следов на снегу»
Цель: определить, кто оставил свой след, учить отличать след живого от следов неживого объекта.
4 неделя
«Твердая вода»
Задачи:
- уточнить представления детей о том, что лед- это состояние воды;
-определить, что лед тает от тепла, принимает форму емкости, в которой находится;
-закрепить свойства льда: прозрачный, твердый, имеет форму;
-дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.
Опыт «Изготовление льда», «Лед имеет форму»,
Опыт «Таяние льда» и Опыт «Лед плавает в воде»
Цель: выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
«Письмо от пингвиненкаЛоло»
Цель: Изготовление елочных игрушек из цветных льдинок
Опыт «Цветные льдинки»
Цель: окрашивание воды, выявление интенсивности окраски в зависимости от количества краски, изготовление цветных льдинок, учить работать по алгоритму (взять форму – опустить нитку-покрасить воду краской-залить воду в формы-вынести в холодное место).
Игра «Арктическое морское путешествие»
«Наблюдение за снегом и льдом», «Наблюдение за сугробами»
Цель: формировать представление о сезонных явлениях.
«Изменение снегомером глубины сугроба»
Цель: отметить уровень осадков в зимнее время. Самодельным снегомером измерить высоту сугроба до и после выпадения осадков.
Рисование узоров на снегу палочками
Игра «Угадай, чьи следы на снегу?»
Дидактические игры «Собери узор», «Мозайка из льдинок»
Наблюдение за температурой воздуха, водой, снегом, инеем.
Проблемные ситуации «Как сделать катание безопасным?», «Как придать постройке прочность».
Рассматривание фотографий, иллюстраций о зиме, различных состояниях воды
Чтение художественной литературы:
Рассказ «Летят снежные пушинки» В. Архангельский, «Про снежный колобок» Н. Калинина.
3 .Заключительный этап
Обобщающее занятие-викторина «Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепление пройденного материала, самостоятельное проведение опытов с водой в уголке экспериментирования по карточкам и алгоритмам.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы представления о разных состояниях воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе; о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека. Дети умеют согласовывать свои действия, работать сообща, работать с алгоритмами и таблицами, соблюдая правила безопасности. У детей сформирован устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности, развита познавательная активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект " Что мы знаем о воде"
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы " Что мы знаем о воде"...
Проект "Что мы знаем о воде"
Изменение агрегатных состояний воды – одна из самых увлекательных тем в дошкольных образовательных программах, посвященных знакомству с неживой природой. Превращение льда в воду, воды в пар и наоборо...
Проект «Что мы знаем о воде»
В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового...
Проект "Что я знаю о воде?"
Совместный проект педагогов, детей и воспитывающих взрослых МБДОУ д/с п. Дивное...
Проект «Что мы знаем о воде?»
Проект направлен на формирование исследовательской деятельности у детей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13773580","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"4...
ПРОЕКТ "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ" (Буклет)
laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...
Педагогический проект "Что мы знаем о воде?"
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...