Тема недели | Пальчиковая гимнастика | Методы выполнения |
«Школа дорожных наук» | «Транспорт» Будем пальчики сгибать - Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали.
«Правила дорожного движения»
Две педали крутят ноги,
Мчат колеса по дороге.
Я рулю, куда хочу - Влево,
Вправо покачу
То вперед,
А то назад
Нажимаю тормоза
|
Сжимают и разжимают пальчики.
Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Раскрытыми ладонями выполняем круговые движения. Вращаем согнутыми в локтях руками.
Имитируем, что держим руль и поворачиваем влево.
Имитируем, что держим руль и поворачиваем вправо. Кулачками обеих рук совершаем круговые движения вперёд. Имитируем, что держим руль и поворачиваемназад. Обеими ладонями жмем на стол. |
«Наш любимый детский сад» | «Наша группа» В нашей группе все друзья. Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша.
«Прогулка» Пошли пальчики гулять, А вторые догонять. Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
«Этот пальчик хочет спать» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди… Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.
|
Дети ритмично стучат кулачками по столу (коленкам). Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу. По столу "бегут" указательные пальцы. Средние пальцы.
Безымянные пальцы. Касаться стола ритмично обоими мизинцами. Хлопнуть кулаками по столу.
Дети в соответствии с текстом загибают палчики на правой (левой) руке, начиная с мизинца.
«Грозят» мизинчику большим пальцем.
Разжать кулачок, выпрямить пальчики.
|
«Мой дом, мой город, моя страна» | «Дом» Я хочу построить дом, Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было, Дождик шёл, И тюльпан в саду расцвёл
«Город» Город – это улицы, проспекты и дома,
Площади, музеи, парков тишина,
Блеск огромных стекол, Праздничных витрин,
Быстрое движенье
Прохожих и машин
«Мой родной город» Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, Люблю считать: Советская - раз, Московская — два, Урицкого – три, А четыре - я живу в квартире. Пять – гуляю в парке. Шесть – на Дамбу я схожу И на волны погляжу. Семь – Дворец культуры, Восемь – ёлка в Новый год. Девять – пешеходный переход, Десять – магазин «Купец», В магазине хлеб куплю. Очень город я люблю!
«Наша квартира» В нашей комнате — столовой- Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, СТУЛЬЯ — спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате доя взрослых — спальне — Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ, Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ С одеялами на вате И березовый КОМОД, Мама там белье берет. А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ — центр музыкальный. «Домик» Под грибом- шалашик-домик, Там живёт весёлый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним. Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике досщатый пол, А на нём - дубовый стол. Рядом — стул с высокой спинкой, На столе — тарелка с вилкой,
И блины горой стоят- Угощенья для ребят. |
Руки над головой "домиком". Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко". Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. Пальцы растопырены.Руки тянем вверх.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука "пёс", поднять указательный и мизинец. Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. "Стряхивающие" движения. Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу. Разводить пальцы в стороны и соединять.
Круговые движения руками, согнутыми в локтях. Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.
Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу. На каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику.
Сжимать и разжимать кулачки.
На каждое название мебели загибать пальчики.
Ладони «шалашиком». Постучать кулачками друг о друга. Звоним в колокольчик. Развести руки перед собой. «Приглашать войти» в домик. Ладони ребром, прижаты друг к другу. Показать стол. Показать стул. Ладонь левой руки направлена вверх (тарелка), правая рука — (вилка) — 4 пальца опущены вниз. Развести руками перед собой, показывая на стол.
|
«Осень в гости к нам пришла» | «Осень»Ветер северный подул: "С-с-с-с", Все листочки с веток сдул...
Полетели, закружились и на землю опустились. Дождик стал по ним стучать Кап-кап-кап, кап-кап-кап! Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. Снег потом припорошил, Одеялом их накрыл.
«Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал:
Вот дубовый, Вот кленовый Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку.
«Осень» Осень, осень,Приходи!
Осень, осень,Погляди!
Листья желтые кружатся,
Тихо на землю ложатся.
Солнце нас уже не греет,
Ветер дует все сильнее,
К югу полетели птицы,
Дождик к нам в окно стучится.
Шапки, куртки надеваем.
И ботинки обуваем.
Знаем месяцы: Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. |
Дуем Пошевелить пальчиками и подуть на них.
Помахать руками в воздухе. Постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки. Щепотью правой руки постучать по левой ладошке. Постучать кулачком правой руки по левой ладошке) Плавные движения кистями рук вперёд- назад. Положить правую ладонь на левую.
Плавные, волнообразные движения ладонями.
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Спокойно укладывают ладони на стол.
Трем ладошки друг о друга.
Зажимаем кулаки по очереди.
Плавное движение ладонями.
Ладони гладят по коленям.
Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди.
Синхронно наклоняем руки в разные стороны. «Птица» из двух скрещенных рук. Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони. Имитируем.
Топаем ногами.
Ладони стучат по коленям |
«Что нам осень принесла?» | «Дары осени» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу, ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковь, горох Петрушка и свекла, ох! И суп овощной оказался неплох! «Хлеб» Муку в тесто замесили,
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи - Всё мы испечем в печи. Очень вкусно!
«Овощи» У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке:
Вот пузатый кабачок Положила на бочок, Перец и морковку Уложила ловко, Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец!
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик - слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик - абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик - груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик - ананас,
Фрукт для вас и для нас.
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один! Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
Ну, а волку - кожура.!
Он сердит на нас - беда!
В домик прячемся - сюда!
«Морковка» Красный нос в землю врос,
А за ним зелёный хвост,
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос!
«Капуста» Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста? Если я - капуста?
Летом жарко, летом душно-
Просит дождика капуста!
«Огород» Приглашаем народ:
-Заходите в огород!
Проходите между гряд -
Там огурчики лежат,
Помидоры висят, Прямо в рот попасть хотят.
Рядом зреет репка, Ни густа, ни редка.
Наберём мы овощей
Для себя и для друзей!
«Грибы» Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Подосиновик, маслёнок,
Подберёзовик, опёнок, Боровик, лисичка, груздь – Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, Все грибы несу с собой. А мухомор не понесу, Пусть останется в лесу!
| Шагаем пальчиками по столу. Хлопаем в ладоши. Поочередно загибаем пальчики на левой(правой) руке. Хлопаем в ладоши. Правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой. Крутим ручками перед собой. Поочередно загибаем пальчики на руке. Хлопаем в ладоши. Показываем большой палец.
Сжимают и разжимают пальчики. Прихлопывают ладошки (лепят). Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.
Дети делают ладошки «корзинкой».
Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец.
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
Сжимаем ручку в кулачок.
Крутим кулачком вправо-влево
Разгибаем большой пальчик.
Разгибаем указательный пальчика. Разгибаем средний пальчик. Разгибаем безымянный пальчик. Разгибаем мизинчик. Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево. Берем вторую ручку и двумя руками показываем волчью пасть. Складываем руки домиком. Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать, пальцы направлены вниз. Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую, пальцы растопырить. Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только одну «морковку». Дотронуться кончиками пальцев до кончика носа.
Потереть кулак о кулак.
Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть. Потереть ладонь о ладонь. Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, правой его обхватить. Обмахнуть себя руками, как веером. На каждый слог пальцами обеих рук (поочерёдно) стучать по столу, изображая дождь.
Сделать руками жест: «к себе». Руки развести в стороны перед собой. Указательные и средние пальцы рук как «ножки» шагают по столу. Изобразить огурец: сложить пальцы в виде овала. Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга. Изобразить репку: сложить пальцы в форме сердечка. Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него овощи. Хлопать в ладоши.
Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой». Разводят ладошки в стороны и снова соединяют. Показывают удивление, поднимая плечи вверх. Разводят руки в стороны. Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.
Большой палец левой руки оставляют, грозят им.
|
«Я вырасту здоровым» | «Айболит» Айболит зверей лечил, Всех зверюшек угостил: Белочке – орешки, Морковку – зайчишке, Мишке – медок, Ежику – грибок, Ну, а лисоньке – цветок! Каждый зверь благодарит: -Вот спасибо, Айболит!
«Варежка» Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: «Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Пять братцев»
Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей.
Первый палец боковой Называется большой. Палец второй – указчик старательный, Не зря называют его указательным. Третий твой палец как раз посредине, Поэтому средний дано ему имя. Палец четвертый – зовут безымянный, неповоротливый он и упрямый. Совсем, как в семье – младший любимец, По счету он пятый – зовется мизинец.
«Хороший день»
До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летние лучи Так приятно горячи!
И не надо ни сапог, Ни рубахи, ни чулок, Ни тужурки, ни колош...
До чего денек хорош!
«Считалочка»
Слон решил считать до ста.
Да, задача непроста!
Съел сначала, для разминки,
Десять яблок из корзинки, Двадцать бубликов с корицей И баранок с маком тридцать, Сорок вафель шоколадных, Пятьдесят лепешек мятных, Шестьдесят сухих галет, Ровно семьдесят конфет, После восемьдесят плюшек, Девяносто штук ватрушек, Сто бананов. Кончен счет.
Эх, не лопнул бы живот!
Под конец слону особо
Тяжело далась учеба.
|
Сжимать и разжимать пальцы.
Развести руки перед собой.
На каждого зверька- загибать пальчики.
Хлопают в ладоши.
Развести руки перед собой.
Сжать пальцы в кулачок.
Все пальцы разжать кроме большого.
Разогнуть большой палец.
Сжать пальцы в кулачок и отогнуть большой палец. Пожимаем плечами и киваем головой из стороны в сторону.
Улыбаемся и подмигиваем.
Сжимают кулачки.
Поочередно разгибают пальцы, сжатые в кулак, по тексту.
Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Делают плавные движения ладонями от себя. Поднимают руки вверх, пальцы растопырены.
Поочередно загибают пальцы на двух руках одновременно.
Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.
Сжимают — разжимают пальцы на обеих руках одновременно. Пожимают плечами, руки опущены вниз, пальцы растопырены. Поочередно загибают пальцы сначала на правой, а затем на левой руке.
Хлопок в ладоши.
Поглаживают себя по животу.
Вздыхая, проводят тыльной стороной ладони правой руки по лбу.
|
«Я и моя семья» | «Семья» Раз, два, три, четыре! Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Вот и вся моя семья!
«Семья могучая» В одном лесу дремучем
Жила семья могучая.
У них был дом огромный
И крыша с трубой тёмной.
Из трубы колечки- дым
Плим, плим, плим!
«Помощники» Раз, два, три, четыре,
Мы посуду маме мыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали!
«Мои домашние дела»В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
А в четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье позвала на день рождения!
«Моя семья» Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет.
|
Хлопают в ладоши. Развести руки перед собой. Хлопают в ладоши.
Поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев.
Покачать руками над головой, имитируя деревья. Сложить руки в замок. Сложить ладони над головой в виде крыши. Поднять средние пальцы, имитируя трубу. «Колечки» из всех пальцев поочерёдно.
Постучать пальцами друг о друга.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую. Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Кулачки трём друг о друга.
Кисти расслабленных рук вниз, «подметание».
Печём пирожки.
Правую руку подносим ко лбу, делаем «козырёк». Пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки. Ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев.
Машем ладошками к себе.
Поднимают руку ладонью к себе. В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы.
|
«Здравствуй, Зимушка, Зима!» | «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли во двор гулять!
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили!
С горки мы ещё катались,
А потом в снегу валялись!
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли!
«Зимой»
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
«Мороз» Не вечер приближается,
Вьюга начинается.
Крепчает мороз,
Щиплет щёки, щиплет нос.
Руки стали замерзать,
Надо их отогревать.
Вечер приближается,
Темнота сгщается.
Нам давно домой пора.
Досвиданья.
До утра.
«Животные зимой» Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжи и барсук.
Только зайчику не спится-
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Запетлял и был таков!
|
Загибаем пальчики по одному.
Имитируем лепку комков.
«Крошим хлебушек «всеми пальцами.
Ведём ладошкой правой руки по ладошке левой руки. Кладём ладошки на стол то с одной, то с другой стороны. Отряхаем ладошки.
Производим движения воображаемой ложкой и кладём руки под щёку.
Сжимают кулачки.
Разжимают кулачки и дуют на ладошки.
Берут правой (левой) рукой пальцы правой (левой руки) и выполняют лёгкие массирующие движения.
Растирают ладошки друг о друга.
Поносят руки к лицу и выполняем круговые движения по щёчкам. Ладошкой растирают лобик.
Надувают щёки воздухом.
Улыбаются.
Развести руки в стороны.
Покачать над головой руками из стороны в сторону. Сжимать кулачки.
Пальцами слегка ущипнуть щёки и нос.
Потереть ладони.
Подышать на ладони.
Развести руки в стороны.
Сжимать кулачки.
Хлопнуть в ладши.
Помахать рукой.
Руки сложены лодочкой под щёчкой.
Загибать поочрёдно пальцы.
Делать зайчика: указательный и средний пальцы подняты вверх, а большой палец придерживает безымянный палец. Пальцы также, кисть перевернуть вниз ибольшим и указательным пальцами «убегаем от лисы». Развести руки в стороны. |
«Мы встречаем Новый год» | «Дед Мороз»
Закрывайте окна,
Закрывайте двери,
Закрывайте уши,
Закрывайте нос,
Ходит, бродит
По дорогам Старый дедушка Мороз! Щиплет уши, щипле нос, Щиплет щёки Дед Мороз!
«Ёлочка»
Утром дети удивились,
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно,
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,
Глазки весело горят, А перед ними ёлочка
Пушистая, в иголочках.
«Новый год»
Наступает Новый год,
Дети водят хоровод,
Висят на ёлке шарики,
Светятся фонарики,
Вот сверкают льдинки,
Кружаться снежики,
В гости Дед Мороз идёт,
Всем подарки он несёт,
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10!
«Новый год» Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
«Ёлочка»
Утром дети удивились,
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно,
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят,
Глазки весело горят,
А перед ними ёлочка
Пушистая, в иголочках.
|
Сводм ладошки вместе.
Закрывать уши.
Закрывать нос.
«Ходим» указательным и средним пальцами.
Щиплем названные части тела.
Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Сжимают и разжимают пальцы.
Руками рисуют в воздухе три круга.
Закрывают и открывают ладонями глаза.
Хлопают в ладоши.
Хлопаем в ладоши. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу. Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар. Фонарики. Сжимать и резко разжимать кулаки поочереди. Легко и плавно двигать кистями.
Пальцы шагают по коленям или по полу. Трем друг об друга ладони.
Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем . По очереди массажируем каждый палец.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками. «Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
«Рисуют» руками большой круг.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Загибают пальчики на руках, начиная с больших.
Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Сжимают и разжимают пальцы.
Хлопают в ладоши.
Руками рисуют в воздухе три круга.
Закрывают и открывают ладонями глаза.
Хлопают в ладоши.
|
«Наши зимние забавы» | «Зимние забавы» Лепим мы из снега ком,
Из комочков слепим дом.
Звери будут в доме жить, Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим,
Два — поймаем,
Три — уроним
И... сломаем.
«Зимние забавы»
Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали
И домой мы побежали. «Снеговик» Давай, дружок, Смелей, дружок! Кати по снегу свой снежок
Он превратится в толстый ком. И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла… Но солнце припечёт слегка – Увы! И нет снеговика!
«Зимой» Снег пушистый лег на ветки.
И гулять бегут все детки.
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Лыжи,
Санки,
И коньки
Мчатся наперегонки.
«Зимняя прогулка»
Снег ложиться на дома,
Улицы и крыши.
Тихо к нам идёт зима,
Мы её не слышим,
Выпал тснег, идём гулять,
Будем снежный ком катать.
Ох, работа не легка-
Лепим мы снеговика!
|
Дети сжимают и разжимают кисти рук.
Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны. Хлопают в ладоши.
Соединяют руки в «замок».
Загибают пальчики.
Дети «лепят»
Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
Грозят пальчиком.
«Подбрасывают».
«Ловят».
«Роняют»
Топают.
Дети изображают ходьбу на лыжах.
Изображают бег на коньках.
Падают.
Стоят, сжимая воображаемый снежок ладонями. Катят воображаемый комок.
Падают.
Бегут по кругу.
Потираем ладони друг о друга. Круговые движения – правая рука, левая рука. Растираем ладони по поверхности – правая рука, левая рука. Помассировать пальцы правой руки. Помассировать пальцы левой руки. Потираем ладони друг о друга. Развести руки в стороны.
Изображаем двумя руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Изображаем снеговика: делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим.
Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Скользить по столу ладонями вперед-назад.
Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад.
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
Руки разводим в стороны, ладонями вниз.
Руки «домиком».
Палец указательный (левой руки) к губам, а указательным и средним пальцами правой руки идём по столу. Рука за ухом.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Катаем.
Хлопаем в ладоши.
Имитируем лепку снеговика. |
«Я в кругу друзей» | «Пальчики - друзья»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
«В гости к пальчику» В гости к пальчику большому
Прибегали прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный
И последний – сам мизинчик-малышок
Постучался на порог
Все пальчики – друзья!
Друг без друга нам нельзя!
«Гномики - мои друзья»
Стали гномы гостей приглашать,
Стали гномы гостей угощать.
Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощенье.
Плотно прижались ладошка к ладошке,
Гости не могут взять даже ложки!
«Наш лружок — Паучок»
У тебя скажи, паук, Сколько ног и сколько рук?
Отвечай-ка, паучок, Сколько рук и сколько ног?
- Когда лапы по дорожке ходят – это мои ножки.
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
Если я крадусь за мошкой, Мои лапы – это ножки.
Если попадутся мухи,
Лапы цапнут их, как руки!
«Дружок - Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел дождик погулять!
Шёл не спешно, по привычке, А куда ему спешить?
Вдруг читает по табличке: «По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько И ушёл. Газон засох.
«Птичек стая»
Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек - стайка. Эта птичка — соловей, Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка, Эта птичка — свиристель, Эта птичка - коростель, Эта птичка - скворушка, Серенькое перышко, Это зяблик, это стриж, Это развеселый чиж, Ну, а это злой орлан. Птички, птички, по домам!
«Повар» Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берет И опускает в компот Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он!
«Школа» В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду.
«Приветствие друзей» Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок!Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!
«Доброта» Если пальчики грустят – Доброты они хотят. Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. К себе ладошки мы прижмем, Гладить ласково начнем. Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать.
|
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Круговые движения. Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Повторить предыдущие движения.
Пальцы рук поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони.
Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.
Пошевелить мизинцами.
Постучать кулак о кулак. Загибать мизинец.
Похлопать в ладоши.
Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки.
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев правой руки. «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого, «склеить» - соединить соответствующие пальцы на обеих руках. Прижать ладони одна к другой.
Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны – удивиться.
Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой, снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т.д. Поочередно соединять одноименные пальцы рук.
Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими. Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнить движение, имитирующее вязание. Запястье одной руки положить на запястье другой, широко раздвинув пальцы и плавно пошевелить ими.
Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и расставить.
Удары по столу пальчиками: левая рука начинает с мизинца, правая — с большого пальца. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук. Шагают средними и указательными пальцами обеих рук по столу.
Ритмично ударяют то ладошками, то кулачками по столу.
Часто и ритмично бьют в ладоши. Один хлопок.
Ритмичные хлопки по столу.
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки.
Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки.
На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Ребром ладони дети стучат по столу.
Загибают пальцы на левой руке.
Разводят руками.
Дети «шагают» пальчиками по столу.
Загибают по одному пальчику.
Грозят указательным пальчиком правой руки.
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Пальцы плотно прижимаем к ладони. Трясём кистями.
«Моем» руки дышим на них.
Прижимаем к себе ладошки. Гладим ладошкой другую ладошку. Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро и легко стучат по столу.
Каждый палец зажимаем в кулачке.
|
«Животные — наши друзья» | «Птички»
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках, Всем хватило зёрнышек.
«Озорные обезьянки» В диких джунглях на полянке озорные обезьянки Скачут, кувыркаются, по стволам взбираются, Бананами бросаются, на хвостах качаются. Вот какие обезьянки веселятся на полянке.
«Накорми друзей — зверей!» Посмотрите, ка, друзья, Тут их целая семья: У медведя — медвежонок, У тюленя — тюленёнок, У пингвина- пингвинёнок, У оленя- оленёнок. А теперь, кормить их будем: Травку дам — оленю, Пингвину и тюленю рыбы дам, Мишке белому — медко, А моржу дам - молоко
«Шла лиса» Уж как шла лиса по тропке Нашла грамоту в охлопке. Она села на пенек и читала весь денек. Мамочка-мама, милая моя Мамочка-мама, я люблю тебя.
|
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
На каждое название птицы загибать по одному пальчику.
Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.
Поскоки по кругу, руки с растопыренными ладошками. На каждое слово-действие загибаем по одному пальцу на обеих руках.
Хлопки в ладоши.
Развести руки в стороны.
Загибать пальцы, начиная с мизинца.
Развести руки в стороны. Загибать пальцы, начиная с мизинца.
Указательный и среднии пальцы бегут от плеча до пальцев, соединяют пальцы подушечками. |
«Хочется мальчишкам в армии служить» | «Бойцы удалые» Пальцы эти - все бойцы, Удалые молодцы. Два - больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых. Два- гвардейца- храбреца, Два- сметливых молодца. Два -героя безымянных, Но в работе очень рьяных. Два мизинца - коротышки- Очень славные мальчишки! Один, два, три, четыре, пять -
Будем молодцов считать.
Пальцы встали дружно в ряд..
Десять крепеньких солдат.
«Военные профессии» Аты — баты, аты — баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом — артиллеристы! А потом — пехота
«Солдаты» Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идём. В нашу армию, ребята, Просто так не попадёшь. Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми.
«День Защитника Отечества» Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить!
«Спортсмены» Чтоб болезней не бояться, Надо спортом заниматься. Играет в теннис — теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет — футболист, В хоккей играет — хоккеист, В волейбол — волейболист, В баскетбол — баскетболист.
|
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.
Сжимают и разжимают пальцы. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие. Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы. Показывают безымянные пальцы.
Показывают мизинцы.
Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы.
Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Хлопают в ладоши.
Поочерёдно шагают по столу указательным и средним пальцами.
Загибают пальчики.
Пальцы маршируют по столу.
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево. Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.
Сжимают и разжимают пальцы. Хлопают в ладоши. Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу. Сжимают и разжимают пальцы.
Поднимают руки к плечам, вверх, к плечам, в стороны. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
|
«Моя мама — лучше всех» | «Мамин праздник» Вот подснежник на поляне, Я его нашел. Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел. И меня с цветком так нежно
Мама обняла, Что раскрылся мой подснежник От её тепла.
«Про маму»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, Мамы разные важны!
«Мамины цветы»
На окно скорее глянь:
У мамы здесь цветёт герань,
А здесь - красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
Мы все названья помним!
Мы взрыхлим цветы, польём,
Пусть подрастают день за днём!
«Мамины помощники»
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли, Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли. Надо нам её спасти И в порядок привести. В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем. Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём, Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём. А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках. А пока одежда сушится Мы с тобой покружимся.
«Помощники»
Дружно помогаем маме, Мы белье полощем сами. Раз, два, три, четыре. Потянулись, Наклонились. Хорошо мы потрудились.
«Варит бабушка компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
|
Руки разводят в стороны.
Хлопают в ладоши. Наклоняются и как бы срывают подснежник.
Руки разводят в стороны и пожимают плечами. Сделать из кистей рук цветок — нераскрывшийся.
Хлопают в ладоши.
«Распускается бутон».
Хлопают в ладоши.
Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Сжимают обе ладошки в «замочек». Разводят руки, поднимают ладошками вверх.
Показывают обе ладошки
Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Раскрывают ладошку.
Пошевеливают опущенными вниз пальцами.
Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».
Разводят руки в стороны.
Грозят указательным пальцем правой руки. На каждое действме загибают пальчики на левой руке.
Имитация движений: - наливания воды, -насыпания порошка,
-сжимать и разжимать кулачки, -кулачками трём друг о друга,
-полоскание, -отжимание,
-лопают в ладоши,
-развешивание белья. Покружиться на месте.
Встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо. Тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба. Снова «полощут». Вытирают руку о руку.
Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают». Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять «варят» и «мешают». Делают ладошками характерное, приглашающее движение.
|
«Книжки очень я люблю»
«Культура и традиции нашего народа» | «Мартышкины книжки»
Две проказницы мартышки Полистать любили книжки. Потрясти их, полизать И как будто почитать. Ловко принялись за дело И очки они надели. К носу книжку поднесли, Вдруг подальше отвели. Ничего в очках не видно. И мартышкам так обидно!
«Любимые сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок. Есть Снегурочка - краса, Три медведя, Волк - Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
«Рукавичка» Из-за леса, из-за гор Топал дедушка Егор. Очень он домой спешил – Рукавичку обронил. Мышка по полю бежала, Рукавичку увидала. - Кто, кто здесь живет? Мышку здесь никто не ждет? Стала жить-поживать, Звонко песни распевать. Зайка по полю бежал, Рукавичку увидал. - Кто, кто здесь живет? Звонко песенку поет? Мышка зайку пригласила, Сладким чаем напоила. Зайка прыг, зайка скок, Вкусных пирогов напек. Как по полю шла лисичка, Увидала рукавичку. - Кто, кто здесь живет? Звонко песенку поет? И лисичку пригласили, Пирожками угостили. Стала жить там поживать, Пол метелкой подметать. Мишка по полю гулял, Рукавичку увидал. - Кто, кто здесь живет? Звонко песенку поет? Звери испугались, В страхе разбежались.
«Дудочка» Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух ду-ду,
А я дудочку нашла, Пастушку я отдала,
-Ну-ка, милый пастушок, Поспеши-ка на лужок, Там Бурёнушка лежит, На теляток глядит, А домой не идёт, Молочка не несёт. Надо кашу варить, Деток кашей кормить.
«Напёрсток» Вышивает, шьёт иголка,
Пальцу больно, пальцу колко,
А напёрсток в тот же миг К девочке на пальчик - Прыг! Говорт иголке: -Шей! А колоться, ты не смей!
«Золотые ручки» Наши руки — руки золотые,
Они умеют вышивать, Шить и шарф вязать, Подметать и стирать, Суп варить, пыль вытирать, Тарелки чисто мыть, За порядком следить, Вот они какие- Руки золотые.
«За работу»
Ну ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять
«Вышивают девочки»
Вышивают девочки, Сидя на траве, Вышивают девочки Шёлком на канве. - Это клюв! А это шпоры! - А вот это гребешок! Приутихли разговоры, За стежком бежит стежок.
«Народная игрушка»
У Матрешиной сестрицы
По деревне небылиц
Ходит утка в юбке,
В теплом полушубке, Курочка — в жилете, Петушок — в берете, Коза — в сарафане, Заинька — в кафтане, А всех их пригоже Корова в рогоже.
|
Выполнять движения,соответствующие тексту.
Показать руками «очки». Две ладошки приблизить к лицу. Ладошки отдалить от лица. Махнуть рукой. Вытираем щечки, «слезы».
Дети поочерёдно загибают пальчики.
Хлопают в ладоши на последнюю строчку.
Дети шлепают ладошками по коленям. Показывают оборотную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем - жест «Рукавичка». «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке. Жест - «Рукавичка». Стучат правым кулачком по левой ладошке. Грозят пальчиком. Хлопки.
Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик». Жест - «Рукавичка». Стучат правым кулачком по левой ладошке. Хлопки. Зовут, жестикулируя правой рукой. Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой». «Пекут пирожки». Мягкие движения кистями рук. Жест - «Рукавичка». Стучат правым кулачком по левой ладошке. Хлопки. Мягкие движения кистями рук. «Пекут пирожки». Движения руками влево-вправо.
Стучат кулачками по коленям. Жест - «Рукавичка». Стучат правым кулачком по левой ладошке. Хлопки. Сжать пальцы рук в «замок». Развести руки в стороны.
Пальцы обеих рук сложены «дудочкой» и поднесены ко рту. Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг одруга попеременно. Идут указательными и средними пальцами. Ритмичные удары в ладоши и кулачками друг о друга попеременно.
Указательным пальцем правой руки варят кашу на ладошке левой руки.
Левая ладошка раскрыта, вправой руке воображаемая иголка. Воображаемая иголка «уколола» пальчик. Правой рукой «надеваем» воображаемый напёрсток на указательный пальчик левой руки. «Шьют». Грозят указательным пальчиком левой руки.
Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладони то вверх, то вниз. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Грозят пальчиком. Хлопают в ладоши.
Выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца.
«Вышивают». Приседают. «Вышивают».
Показывают клюв, гребешок, шпоры.
Пальчик подносят ко рту и показывают знак «молчания». «Вышивают».
Ритмичные удары пальцами правой руки по ладони левой руки, начиная с указательного. Ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой руки, начиная с указательного. Загибают пальчики.
Ритмичные удары кулачками в чередовании с хлопками в ладоши.
|
«Кнам весна шагает быстрыми шагами»
| «Весна» Стучат всё громче дятлы, синички стали петь Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку, растаял
А из-под старой травки Уже глядит цветок...
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько Динь-динь, пришла весна.
«Весна»
Иди весна, иди красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай В наш любимый край.
«Весна» Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинках земля.
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьёв
Ворону гонит из кустов…
| Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. Выполняем руками волнообразные движения. Пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз. Ладони сомкнуты "ковшом".
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты в форме чашечки. Сначала пальцы рук сжаты в кулачки, затем разжимаются, кисти рук расслаблены, направлены ладонями вниз. Качаем кистями рук в разные стороны.
Дети пальчиками «идут» по столу. Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Поднять руки над головой, двигать влево и вправо.
Сжимать-разжимать ладони.
Соединить все пальцы с большим на обеих руках. Подвести к глазам. Волнообразно двигать ладонями сверху вниз.
Соединить запястья рук. Ладони поднимать и опускать. Двигать ладонями от себя.
|
«Спасибо деду за Победу» | «Капитан» Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.
«Самолёт»
Руки в стороны – в полёт Полетит наш самолёт. Сделал правый поворот, Сделал левый поворот,
Крыльями покачал, Загудел и задрожал.
Начинается полёт, Полетел наш самолёт, Вот закончился полёт, Приземлился самолёт.
«Командир» Командир позвал солдат: «Становитесь дружно в ряд! Первый встал, за ним – второй, Безымянный, быстро в строй!»
-Ура!
|
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук, сами волны, По тексту показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе.
Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать как рыбы плывут в воде.
Развести руки и похлопать в ладоши.
Дети поднимают прямые руки в стороны, поворачиваются вокруг себя. Поворот через правое плечо, подняв правую руку. Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку. Покачивают крыльями — руками. Поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…». Бегут по кругу, расставив руки в стороны Замедляют бег. Опускаются на одно колено. Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
|
«Я расту в безопасности» | «В безопасности»
Сцепим пальчики в замок, Чтоб войти чужой не смог Пустим только белочку, Ежика и зайчика, Пустим только девочку, Пустим только мальчика.
|
Пальцы в «замочек», выполняют круговые движения. Загибают пальчики.
|
«Космос» | «Космос» Космонавтом хочешь стать? Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать И лицом друг к другу встать. Если чистые ладошки – Значит можно начинать.
«В космосе» В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект.
Хвост его-полоска света,
А зовут объект комета. «Красота нашего города, страны».
|
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Сжимают и разжимают пальцы рук. Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево. К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-«хвост». Сжимают и разжимают пальцы рук.
|
«Стали мы на год взрослее, до свидания, детский сад!» | «Скоро в школу»
В школу осенью пойду, Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду. Но свой садик не забуду!
«Будущие школьники» Раз, два, три, четыре, пять! Скоро в школу поступать! Буду я писать, читать И красиво рисовать! Буду ловким я и смелым, Самым быстрым и умелым! Раз, два, три, четыре, пять! Начинай считать опять! |
«Шагают» пальчиками по столу. Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Грозят указательным пальчиком правой руки.
Сжимать и разжимать кулачки. Загибат пальцы на обеих руках.
Сжимать и разжимать кулачки. |