Педагогический мониторинг в средней группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования
методическая разработка (средняя группа)
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно-эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл -ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Форма проведения может быть:
- Подгрупповая
- Групповая
-Индивидуальная
Методы проведения:
- Игры
-Наблюдение
-Беседы
- Непосредственно образовательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический мониторинг в средней группе по ФГОС дошкольного образования | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Инструментарий для проведения диагностики | Методика проведения | |
Старается соблюдать правила поведения В общественных местах В общении со взрослыми и сверстниками в природе. | Беседы: -«Правила общения со взрослыми и сверстниками» Дидактический материал-сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время разговора. - Показ и обсуждение правил поведения в природе. Материал: плакат «Правила поведения в природе» | Ход беседы: Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора: говори вежливым тоном; используй "волшебные" слова; смотри в лицо собеседника; не держи руки в карманах. Показ плаката «Правила поведения в природе» Ребенок смотрит на знак и говорит,что он видит на картинке. Почему так делать нельзя? В заключении, обсудить с ребенком, что можно делать на природе. |
Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. | Чтение сказки «Три поросенка» обр. С.Михалкова | Чтение сказки. После прочтения беседа с детьми. Ответы на вопросы: Почему поросята решили строить дом? Какой дом построил поросенок Ниф-Ниф?Наф –Наф? И Нуф-Нуф? Почему Ниф-Ниф и Наф-Наф построили хрупкие дома, а Нуф-Нуф начал строить каменный дом? Чем закончилась сказка? Кто в сказке явился положительным героем? А кто отрицательным? А кого из поросят похвалил бы ты? |
Понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. | Упражнение «Подбери маску» | Сегодня я вам принесла рисунки, и предлагаю вам определить настроение персонажей. Спрашиваем: «Кто изображен на картинке? В каком он настроении? Как вы думаете, почему у него такое настроение?». Задаем наводящие вопросы: «Внимательно посмотрите, свинка улыбается? Ей радостно? Или она сердится? Какие у нее глаза? Веселые или испуганные?». Просим детей рассказать, когда у тебя было такое настроение: «Когда тебе грустно? Страшно? Когда ты чего-то боишься? А когда у тебя был самый радостный день? Лучше не выводить детей из их эмоционального переживания, а дать детям выговориться. Вопросы нужно задавать очень осторожно, учитывая эмоциональные реакции ребенка. Дети изображают себя в образах животных и сопоставляют свое настроение, когда у них в группе бывает и почему. |
Имеет представление о мужских и женских профессиях. | Дидактическая игра «Кому что нужно?» Цель. Формировать представления детей о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание. память и речь детей. | Игра включает в себя картинки с изображением людей (дворник, парикмахер, врач, повар) и картинок с изображением орудий труда и материалов. Картинки складываются по типу пазлов. Ребёнку предлагается сложить цепочку из картинок с изображением разных предметов труда, необходимых для работы врачу, дворнику, повару, парикмахеру. |
Проявляет интерес к кукольному театру ,выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги. | Кукольный театр «Теремок» Оборудование: Маски, сундучок, декорации леса. Содержание организационной деятельности детей. | 1)Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться в пространстве группы, строить ролевой диалог. 2)Закреплять в речи детей названия русской народной сказки «Теремок», слова в соответствии с выбранной ролью и героев сказки. 3) Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству. 4) Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь. |
Готовит к занятиям свое рабочее место убирает материалы по окончанию работы. | Наблюдение за поведением детей во время и после занятий, самостоятельной деятельности. | Наблюдение за детьми. При затруднении, напомнить о последующем действии ребенка перед занятием и после него. |
Принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры. | Сюжетно-ролевая игра «Семья» Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. 7. Развивать ролевую речь; (коммуникативные действия) | 1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья» 2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша). 3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом», «Аптека» 4. Совместная с воспитателем игра 5. Итог занятия. |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Инструментарий для проведения диагностики | Методика проведения | |
Знает свое имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей | Дидактическое упражнение «Семейная фотография» Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.). | Задание: 1) Покажи на картинке детей (дай им имена). 2) Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) 3) Чем вы любите заниматься всей семьей? 4) Какой у тебя самый любимый праздник? 5) Почему? И т. п. |
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Наблюдение за деятельностью детей в книжном центре. | Задание: 1) Посмотрите на наш книжный уголок. Какие книги вы там видите? 2) Какие рисунки там изображены? 3) Тебе нравятся рассматривать книги? 4) Какую бы ты книгу хотела посмотреть? |
Знает о значении солнца ,воздуха, воды для человека | Беседа : «Для чего нужны людям «воздух», «земля» и «вода» ?» | Задание: 1) Для чего людям нужен воздух? 2) Для чего людям нужен земля? 3) Для чего людям нужна вода? |
Ориентируется в пространстве (на себе,на другом человеке,от предмета на | Дидактическая игра : «Поручение» Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка. | Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю. Инструкция. Расставь игрушки следующим образом: матрешку - впереди (относительно себя), машинку - сзади, мяч - слева, пирамидку справа. |
Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья. | Дидактическая игра : « Собери урожай» Материал: корзинки разной формы (цвета), предметные картинки с изображением овощей и фруктов Дидактическая игра : «Где чей дом» Материал: иллюстрация леса с изображением жилища животных (берлога, нора, логово, дупло). Набор предметных картинок с изображением диких животных. Картинки, на которых изображено, чем питаются животные (рыба, грибы, ягоды, мышь, орехи и т. д.). | Дидактическая игра «Собери урожай». (груша, слива, яблоко, помидор, огурец, свекла). Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть корзинки и предметные картинки. Затем предлагает собрать урожай так, чтобы в одной корзинке были фрукты, а в другой - овощи. Дидактическая игра «Где чей дом?». Содержание диагностического задания: Воспитатель объясняет правила игры. На картинке с изображением леса найди жилище для каждого из животных и рассели их. После того как ребенок найдет жилище для всех зверей, воспитатель предлагает «накормить» их. |
Сравнивает количество предметов в группах до 5 на основе счета,приложением, наложением | Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики» Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета. Дидактическое упражнение « Прилетели бабочки» Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5). | 1. Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики». Инструкция. - Что ты видишь на столе? - Сколько кубиков на столе всего? - Чем отличаются кубики друг от друга? - Посчитай кубики по порядку. - Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.) - Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.) - Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. - Что можно о них сказать? 2. Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки». Инструкция. Сколько бабочек в верхнем ряду? Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду). |
Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник | Дидактическое упражнение «Посади елочки» Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.). Дидактическое упражнение «Сравним дорожки» Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик. | 1. Дидактическое упражнение «Посади елочки». Инструкция. Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже». 2. Дидактическое упражнение «Сравни дорожки». Инструкция. Педагог предлагает сравнить дорожки по длине и ширине. - Покажи длинную дорожку (короткую). - Что можно сказать о ширине дорожек? - Покажи широкую дорожку (узкую). - Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке. |
Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению | Дидактическая игра : «Соотнеси форму с геометрической фигурой» Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, :квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.). | Содержание диагностического задания: Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круг, платок - квадрат, мяч - шар, стакан - цилиндр, окно, дверь - прямоугольник и др. |
Понимает смысл слов«утро»,«день» «ночь», «вечер» Определение частей суток, вре- мена года, их при- знаки,послед | Игровое упражнение : « Когда это бывает?» Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток | Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. ПОТЕШКИ Утром дети просыпаются, В детский садик собираются. Делают все по порядку: Занимаются зарядкой, Завтракают и играют, Все растенья поливают. Днем гуляем и играем. Все листочки собираем. Повар сделал нам котлет, Приглашает на обед. Вечер - солнышко садится, Всех зовет угомониться. Хочет посмотреть в тиши «Спокойной ночи, малыши». Ночью дети спят в кроватке. Снятся сны им сладки, сладки. Звезды светят им в тиши, Спите крепко, малыши. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели. - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера? И т.п. |
Образовательная область «Речевое развитие»
Инструментарий для проведения диагностики | Методика проведения | |
Рассказывает о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме. Может повторить образцы описание игрушки. | Дидактическая игра : «Опиши предмет» Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. | Просит ответить на вопросы: - Что это? (Шар.) - Какой он? (Красный, большой, воздушный.) - Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.) |
Имеет предпочтение в литературных произведениях. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Может пересказать сюжет литературного произведения, заучить стихотворение наизусть | Заучивание стихотворения «Золотой дождь» | Золотой дождь Листья солнцем наливались. Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит! М. Лесовая |
Определяет первый звук в слове.Умеет образовывать новые слова по анологии со знакомыми словами | Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». | Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук. |
Поддерживает беседу, использует все части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы | 1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». | Содержание диагностического задания: В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Инструментарий для проведения диагностики | Методика проведения | |
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляет интерес к конструктивной деятельности,в том числе к поделкам из бумаги | Конструирование домов для сказочных героев. Материалы: мелкий конструктор | Задание: Ребенку предлагается построить дома для сказочных героев: один дом для Колобка, другой дом для Медвежонка (он живет на первом этаже) и для Лисички-сестрички (она живет на втором этаже этого дома) |
Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой по диагонали(квадрат прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. | Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур». Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей Наблюдение за детьми во время занятий по аппликации. | Задание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя расти-тельные и геометрические формы. |
Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использование разных мате- риалов. Объединяет предметы в сюжеты. | Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок». Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается | Рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок». Вопросы: - Какие герои есть в сказке «Колобок»? - Кого Колобок встретил первым (последним)? - Какой герой тебе нравится больше всех? Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок» |
Знаком с некоторыми видами народного прикладного творчества, может использовать их в своей творческой деятельности | Рисование по мотивам дымковской игрушки. Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть | Рисование по мотивам дымковской игрушки. Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи ( филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи) |
Имеет предпочтение в выборе муз произведения для слушания и пения. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствиии с двухчастной формой музыкального произведения | Наблюдение за деятельностью детей во время музыкальных занятий и музыкального досуга. | |
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружения по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами. | Выполнение упражнений « Пружинка», «Подскоки», «Движения парами по кругу», «Кружения по одному и в парах». | |
Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко про износить слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение | Проигрывание музыкальной композиции: «Листопад» |
Образовательная область «Физическое развитие»
Инструментарий для проведения диагностики | Методика проведения | |
Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня | Беседы с детьми : «Для чего мы делаем гимнастику?» «Закаляйся,если хочешь быть здоров» | |
Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности | Наблюдение за деятельностью детей во время умывания. | |
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, убирает одежду и обувь в шкафчик | Наблюдение за деятельностью детей во время переодевания на прогулку и после нее. | |
Ловит мяч с расстояния метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает | Физическое упражнение «Поймай мяч», « Отбивание мяча правой и левой рукой» | |
Строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг | Физическое упражнение : « Построение в шеренгу,в колонну по одному,парами и в круг» | |
Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руку | Дидактическая игра «Назови, что видишь» Физическое упражнение : «Движение в нужном направлении» | Содержание диагностического задания: По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 года) дошкольной образовательной организации.
В диагностике представлены карты согласно ФГОС....
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4-5 лет) дошкольной образовательной организации.
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной прогр...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Диагностика педагогического процесса в средней группе (4 –5 лет) дошкольной образовательной организации на __ / __ учебный год
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4-5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и...
Рабочая программа для средней группы на основе программы дошкольного образования " От рождения до школы" под ред.Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рабочая программа составлена в виде развернутого перспективного планирования на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под р...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга в средней группе( дети 4 - 5 лет) за 2021 - 2022 учебный год.
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга(уровни овладения необходимыми умениями и навыками по образовательным областям) в средней группе (дети4 - 5 лет) за 2021 - 2022 уч...
Аналитическая справка педагогического мониторинга детей средней группы «Солнышко» в 2020-2021 учебных годах.
В аналитической справке показан результат развития детей средней группы....