Сущность понятия «самообслуживание» в трудах отечественных ученых
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_ponyatiya_samoobsluzhivanie_v_trudah_otechestvennyh_uchenyh.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность понятия «самообслуживание» в трудах отечественных ученых
Для того, чтобы ребенок стал равноправным членом семьи и детского коллектива, он должен освободиться от опеки взрослого и приучиться к самостоятельности, чему способствует развитие навыков самообслуживания.В процессе самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Рассмотрим сущность данного понятия применительно к детям младшего дошкольного возраста более подробно.
Е.В.Моржина отмечает, что под самообслуживанием понимается труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры и др.) Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает взаимоотношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним и к самому себе. Овладение навыками самообслуживания помогает ребенку повысить свою самооценку, совершить первый шаг на пути к независимости. Чрезмерная опека родителей, стремление их все сделать за ребенка (одеть, накормить) приводят к тому, что у дошкольника не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания.
И. В. Вирченко под самообслуживанием понимает определенный вид трудовой деятельности, который учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве. Автор считает, что при условии правильно организованной деятельности и ежедневно повторяемых действиях навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Ребенок начинает осознавать самообслуживание как обязанность. У каждого ребенка качество и осознанность действий разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание, по мнению М. А. Братковой, включает в себя сформированность следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания. М. В. Максимова, Н. В. Логинаконкретизируют перечень навыков самообслуживания, включая в него: навыки приема пищи, навыки раздевания и одевания, навыки умывания и мытья рук, навыки пользование туалетом.
Е. В. Бушуева указывает, что при нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки самообслуживания развиваются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Для детей младшего дошкольного возраста, по мнению автора, самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- прием пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевание и одевание (снимание и надевание обуви, трусиков,колготок, брюк или юбки, шапки, варежек);
- гигиены тела (мытье рук и лица, вытирание их полотенцем,пользование носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользование туалетом).
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приему пищи. Т. А. Суздорф выделяет следующие базовые навыки самообслуживания:
– навыки опрятности (при небольшой помощи взрослых пользоватьсяносовым платком, полотенцем, горшком, расческой, салфеткой; замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых и др.);
– навыки приема пищи (жевать с закрытым ртом; умение держать ложку, набрать в нее еду, поднести ко рту; пить из чашки, держа её двумя руками; брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба и др.);
– навыки одевания и раздевания (умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определенной последовательности при небольшой помощи взрослых; застегивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых и др.).
По мнению Л. Н. Филатовой, все перечисленные навыки формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка следующих психофизических возможностей:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет,держать его и выпускать из рук, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть на взрослого и подходить к нему, когда он зовет ребенка, внимательно слушать сказки,отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы, выполнять простые указания и поручения; уметь подражать действиям взрослых).
О. Н. Трофимова отмечает, что основные проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения ребенка навыкам самообслуживания, заключаются в следующем:
- незначительная мотивация родителей, воззрение полной опеки, устоявшийся стереотип взаимоотношений;
- низкая мотивация ребенка;
- поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам или со сложившимся стереотипом поведения;
- трудности, связанные с нарушением двигательной сферы(проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т. д.);
- трудности, связанные с несформированностью схемы тела и особенностями межполушарного взаимодействия (частичное игнорирование полей зрения; верхняя половина тела «изолирована» от нижней; не сформированы перекрестные движения и др.).
Е.В.Моржина указывает, что обучение навыкам самообслуживания способствует решению следующих задач: расширению представлений и знаний детей об окружающих вещах, развитию сенсорного восприятия, речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также развитию умения выполнять различные действия по подражанию и словесной инструкции взрослого, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Формирование самостоятельности у ребенка, по мнению Т. Н. Филютиной, неразрывно связано с привлечением его к самообслуживанию. «С привитием навыков самообслуживания развиваются такие черты характера, как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Иначе говоря, освоение ребенком навыками самообслуживания – это важный шаг и на пути к его социальной адаптации»[48, с. 26].
И. В. Вирченко разработала уровни самостоятельности владения навыками самообслуживаниядетьми младшего дошкольного возраста:
- 1 уровень - совместное действие, осуществляемое «рука в руку» со взрослым, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- 2 уровень - частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
- 3 уровень - взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
- 4 уровень - ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;
- 5 уровень - ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
- 6 уровень -ребенок осуществляет действие самостоятельно [9, с. 23].
По мнению М. В. Максимовой, Н. В. Логиной, именно взрослый обогащает ребенка знаниями, совершенствует его умения и навыки. «Если лишить ребенка активного взаимодействия с окружающим миром, он навсегда потеряет чувство сопричастности с ними желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зерна раннего трудового развития человека, которые должны быть «посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребенок интенсивно овладевает самостоятельностью, которая играет важную роль в обеспечении фундамента развития навыков самообслуживания»[30, с. 14].
Таким образом, под самообслуживанием понимается труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры и др.). Формирование навыков самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи: расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать сенсорное восприятие, речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также формировать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен
Труд дошкольников очень важен для будующей жизни....
Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....
Консультация для родителей о труде «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен» Народная мудрость.
Консультация для родителей о труде«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»Народная мудрость....
Консультация для родителей на тему:Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Давайте трудиться в воспитании наших детей вместе!Формировать у них представление о сути и значении трудовых действий,...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, ...
Сущность понятия «самообслуживание» в трудах отечественных ученых
Сущность понятия "самообслуживания " в трудах отечественных учёных....
«Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен»
В настоящее время уделяется особое внимание воспитанию подрастающего поколения, обеспечению трудового и нравственного воспитания. Важная роль в этом принадлежит как общественному, так и дошкольн...