План самообразования «Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования».
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 401 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Индивидуальный план по самообразованию
воспитателя Закировой Альбины Рафгатовны
на 2019 – 2024 учебные годы
Методическая тема: «Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования»
Актуальность темы: Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение оценивать созданные изображения;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Ожидаемый результат:
- У детей повысится уровень творческих способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Этапы самообразования:
- Подбор и изучение методической научно-педагогической, психологической литературы по вопросам выбранной темы.
- Формирование опыта по методической теме. Внедрение в практику.
- Разработка картотеки техник по нетрадиционному рисованию.
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
Литература по теме:
- А.С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. А. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» М Т Ц «Сфера» 1999г.
- Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ» СПБ «Детство-Пресс»2012г.
- Н. Н, Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
- А. В, Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду Изд. «Каро»2016г.
- Т. А. Циквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» М Изд. «Сфера» 2012г.
- Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, Планирование. Конспекты занятий.» М ТЦ «Сфера» 2009г.
- К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М Изд. «Гном и Д» 2007г.
- О.Л. Иванова И. И. Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» М ТЦ «Сфера» 2011г.
- Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Изд. «Мозаика-Синтез» 2008г.
- Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч1, ч2. Изд «Скрипторий» 2008г.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2019 /2020 учебный год
месяц | Форма работы самореализации | С детьми | С родителями |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Сбор и обработка данных. | Мониторинг по образовательной области “Художественно-эстетическое развитие (рисование)” Проведение ООД и режимных моментов с целью выявления у детей уровней умений рисовать. | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию творческих способностей посредствам нетрадиционных техник рисования. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности». Родительское собрание |
октябрь | Оформление картотеки «Техники нетрадиционного рисования» | «Рябиновая кисть». Цель: учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета. «Осеннее дерево»- рисование ладошками. Продолжить знакомить детей с техниками нетрадиционного рисования. | Консультация для родителей “ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЮ». |
ноябрь | Составление памяток для родителей по данной теме. «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендации для педагогов | «Ежик». Цель: совершенствовать умение рисовать ладонью; закреплять умение дорисовывать при помощи пальцев; воспитывать воображение. «Мои цыплята» - печатание поролоновой губкой. | Выставка рисунков детей. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». Родительское собрание |
декабрь | Изучение методической литературы Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка. | Декабрь. «Мишка косолапый». Цель: продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). «Новогодняя елочка с шариками». Печатание поролоновой губкой, рисование пальчиком. | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». |
январь | Изучение методической литературы Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010. | «Мои рукавички». Цель: познакомить с техникой печатания печатками, учить приему примакивания, развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику. | Буклеты для родителей «Как развивать творчество». Выставка работ. |
февраль | «Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация для педагогов ДОУ | «Галстук для папы». Цель: продолжать упражнять в технике печатания, развивать чувство композиции, цвета. | Советы родителям по теме «Нетрадиционные методы рисования» Консультация для родителей «Рисовать - это важно!». |
март | «Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация для педагогов ДОУ. | «Цветочек». Цель: закрепить навык рисования красками при помощи пробки и ладошки, закреплять знания цветов. «Маленькие птички прилетели к нам». Рисование ватными палочками. | Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике». |
апрель | «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» - консультация для педагогов ДОУ | «Котенок». Цель: упражнять в технике рисования тычком полужесткой кистью, делать тычки внутри контура. | Буклет «Виды нетрадиционного рисования». Совместная творческая деятельность детей и взрослых. |
май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | «Рыбка». Цель: закреплять умение рисовать всей ладонью - рыбка, а водоросли пальчиками; развивать творческое воображение. | Оформление выставки для родителей. Родительское собрание Ознакомление родителей с результатами работы. |
Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Профессиональное направление:
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Знакомиться с новыми авторскими программами по творческих способностей дошкольников посредствам нетрадиционных методов рисования.
3. Изучать новинки учебной и научно-методической литературы.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Принимать активное участие в работе РМО, в научно-практических конференциях, в конкурсах, семинарах.
6. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Проводить открытые мероприятия для анализа со стороны коллег.
Психолого-педагогическое направление:
1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Методическое направление:
1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.
2. Проектировать персональный сайт.
3. Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приемами через Интернет-сайты.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2020/2021 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты). | В течение года |
3. | Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы. | В течение года |
4. | Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме. | В течение года |
5. | Открытое занятие для педагогов ДОУ | Октябрь |
6. | Изучение научно-методической литературы по теме | Ноябрь |
7. | Консультация для педагогов ДОУ «Стимуляция речевого развития дошкольника средствами сенсорных игр» | Декабрь |
8. | Оформление выставки детских рисунков | Январь |
9. | Изготовление картотеки рисунков, применяемых при рисовании пальчиком или ладошкой | Февраль |
10. | Методические рекомендации для воспитателей «Так ли важно рисование в жизни ребёнка?» | Февраль |
11. | Беседа на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами» | Март |
12. | Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями | Апрель-май |
13. | Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2021/2022 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучение научно-методической литературы по теме | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Буклет «Виды нетрадиционного рисования». | Февраль |
13. | Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми». | Март |
14. | Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями | Апрель-май |
15. | Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете | Май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2022/2023 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях. | В течение года |
3. | Изучение научно-методической литературы по теме | Сентябрь-октябрь |
4. | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников. | В течение года |
5. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | В течение года |
6. | Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских. | В течение года |
7. | Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме | Январь |
8. | Посещение открытых занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях. | В течение года |
9. | Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении. | В течение года |
10. | Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. | В течение года |
11. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течение года |
12. | Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями. | Апрель-май |
13. | Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете | Май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2023/2024 учебный год
№ | Содержание работы | Срок |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения | Декабрь |
3. | Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» | Январь |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
5. | Оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской» | Февраль |
7. | Изучение научно-методической литературы по теме | В течение года |
8. | Знакомство с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей). | Ноябрь, март |
10. | Консультация: Влияние нетрадиционных методов рисования на положительные эмоции детей» | Апрель |
Участие в педагогических конкурсах. Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | В течение года | |
11. | Открытое занятие рисование нетрадиционным методом совместно с родителями. | Апрель-май |
12. | Самоанализ. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...
Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....
Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....
План самообразования 2022-2023 г. Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
Папка по самообразованию педагога:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования...
Презентация "Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
quot;Моя тема по самообразованию: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»...