Обобщение опыта работы «Роль игры в жизни ребёнка»
статья

Колесникова Светлана Николаевна

В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с её правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, чёткими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_rol_igry_v_zhizni_rebyonka.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы «Роль игры в жизни ребёнка»

Я работаю в детском саду 35лет . Из наблюдений сделала вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребёнка – основной  вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с её правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, чёткими.

В 2016 году мы взяли группу  из 15 детей, в возрасте от 1г.6м до 2 лет. И перед нами встала:

  1. Первая задача – формирование умения действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением.
  2. Вторая задача – формирование умения подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

   Следует выделить особую группу обучающих игр, особенно необходимых для детей раннего возраста, игровой опыт которых только складывается. Малыши ещё не владеют умениями решать игровые задачи, не могут ставить игровую цель и т.д., поэтому так важны обучающие игры, в которых игровой опыт передаётся ребёнку в процессе естественного общения с взрослыми. Обучающие игры мы применяли не только на занятиях. Когда игровое поведение демонстрируется взрослыми в естественной обстановке, малыши  эмоционально приобщаются к тому, что показывают старшие, невольно им подражают, проигрывают новые ситуации самостоятельно.

   Ребёнок подражает  только тому, что может быть понятно ему. Поэтому показ образца игровых действий или развёрнутых игровых эпизодов является необходимым условием развития игры.

     Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал, эмоционально приобщились к ней. Обучающие  игры (в основном это небольшие показы инсценировки) я проводила  в непринуждённой обстановке сначала с одним ребёнком, а затем с небольшой группой из 2 – 3 детей. Сначала мы рассматривали игрушку, называли её, выделяли основные признаки. Малышу предлагала в начале найти их, а затем обозначить эти признаки словом. Важно, что бы дети почувствовали отношение взрослого к игрушке. Без положительного эмоционального отношения к кукле, игрушечным животным игровые задачи с ними дети не воспринимают. Вызывала интерес и к другим игрушкам (машина – быстро едет, везёт груз; на стуле удобно сидеть любимой кукле, на кровати спать). Показывала и поясняла 1-2 понятных простых действий с игрушкой (кукла ходит, пляшет; петушок поёт, клюёт зёрнышки). При этом предметы и действия обозначала обычными словами и одновременно произносила звукоподражательные слова (кукла поёт ля-ля-ля, машина едет би-би). Затем в показах применяла знакомые действия, но уже с другими игрушками (кормление куклы, зайки, мишки и т.д.), при этом эмоционально подчеркивала главное – смысл действия. Его воображаемый результат («Как вкусно поел зайчик, кошка  и др.). Дети должны увидеть, чем отличается кормление куклы, птички, кошки и т.д.

                       Когда малыши узнали назначение большего числа предметов, предлагала им не единичные игрушки, а 2-3 объединённых по смыслу предмета (кукла, стол, тарелка). Количество действий тоже увеличивается. Они взаимосвязаны и направлены на подготовку к решению игровой задачи (прежде чем выкупать куклу, её раздевают, наливают из крана воду и т. д.). Так я постепенно расширяла возможности детей действовать с игрушками, готовила условия для игры. Для перевода детей на более высокий уровень игры, для развития у них мышления и воображения побуждала к игре отвлечёнными средствами. Детям умеющим играть с игрушками предлагала первые игрушки-заместители, обозначающие хорошо знакомые, но в данный момент отсутствующие игрушки, предметы (купая куклу, вместо « мыла» взять кубик и т. д.). Действия с предметами – заместителями поясняла («Этот кубик будет у нас мылом» и т. д.).

Так же в работе с малышами  использовали народные песенки и потешки  «Сорока-сорока», «Ладушки-ладушки», «Идёт коза рогатая», «Как у нашего кота» и т.д.

Далее в обучающие игры включала 2-3 эпизода (кормление, укладывание, прогулка куклы; погрузка кубиков, строительство домика для собачки). Эти эпизоды содержат в себе элементы дидактических игр. Направленные на уточнение названия и назначения некоторых предметов, их свойств.

 Важно, чтобы один эпизод был связан по смыслу с другим. Предметы называются полным словом, открываются новые свойства в знакомом предмете (куклу можно не только ставить, но и, согнув ноги, посадить за стол; перед прогулкой надеть на неё шапочку, платок   или же завернуть в одеяльце и т. д.).

   Поскольку  в повседневной жизни дети становятся более умелыми, то и в игре начинаем добиваться от них более аккуратных   действий: «Посадили зайчика в машину и повезли его медленно, чтобы он не упал», или, обращаясь к кукле, говорю: «Кушай,  Машенька, не облейся» (подношу ложку ко рту куклы и неторопливо повторяю действие несколько раз). Обращаясь к персонажам, побуждаю к речевым высказываниям («Скажи Мишке: «Спи, закрой глазки», «До свидания, Зайчик, приходи к нам ещё раз, мы тебя морковкой угостим» и т.д.), благодаря которым куклы, игрушечные животные  становятся партнёрами по игре. Важно привлекать детей к активному участию в игре, показывать, как готовить условия для неё («Что нам надо, чтобы покормить зайчика?», «Где мы будем строить домик для собачки? Из чего?»).

 В своей работе я использовала и игры с нарисованными предметами. Например, для купания куклы брала не кубик («мыло»), а его изображение на панно, угощала фруктами, которые нарисованы и т.д.

 Так же в игре использовала и воображаемые предметы (поднести кукле пустую ладошку, придав ей соответствующую конфигурацию, и угостив куклу  «яблочком» или «конфетой», говорю, что в чашке – «молоко», в кастрюле – «суп»). Подчёркиваю воображаемое состояние кукол или игрушечных животных: «Зайка весёлый, смеётся», «Мишутка плачет, потерял маму». Это помогает обозначить игровую задачу, эмоционально настроить детей на быстрое включение в игру.

  С детьми этого возраста проводила игры «Кошка, собачка и козлик играют», «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишку чаем» и т.д. Во время игры побуждала детей проговаривать слова: кошка, собака, козлик, гуляют, одевают и т.д.

Третий год жизни детей характеризуется как период сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. И перед нами встали новые задачи.

1.Формирование умения играть рядом. Развитие умения играть вместе со сверстниками.

2. Формировать умения выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой.

 3.Подвести детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; умение связывать сюжетные действия с ролью.

 

   По мере развития игровых умений становились более разнообразными игровые  действия и способы употребления предметов. Дети охотно использовали предметы-заместители, передавали поведение окружающих его людей. Малыши  2-3 лет часто действуют подражательно, но их действия существуют в рамках определённой роли: мамы, шофёра, доктора. Если в начале года ребёнок называет себя своим именем («Коля везёт машинку»), то к концу года, как правило, отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает  (« Я – шофёр»)

В работе с детьми 3-го года жизни я использовала обучающие

игры, сюжетно-строительные, игры с куклами, игры-драматизации

(«Комната для мишки», «День рождения куклы Кати», «Домик для

матрёшки» и др.).

В первых совместных играх-драмматизациях  (по русским народным сказкам «Колобок», « Теремок» и др.) дети усваивали ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учились говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску).

В обучающих играх с детьми продолжала уточнять, расширять знания малышей о назначении предметов, о действиях с ними. При этом использовала как  предметно-игровые действия с игрушками, так и действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Побуждала детей к замене хорошо известных действий, предметов словами. Ведь речь не только сопровождает игру, но и включается в неё как способ решения игровых задач. Например, строя совместно с детьми дом для кукольной семьи, устраиваем обед, накрываем на стол, но каждую куклу нет необходимости кормить (это действие дети хорошо усвоили, оно им уже неинтересно), эту ситуацию я поясняла словами « Наша семейка ест вкусный суп, котлеты, пьёт сладкий компот. Маленькая Алёнка попросила добавки. Дадим ей? (обращаюсь к детям). Дети наливают в чашку воображаемый компот, предлагают: « Пей, Алёнушка!».

        В обучающих играх детей третьего года жизни  участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.) Куклы и животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные лишь для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофёр, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношения действующих лиц (« мама» ласково разговаривает с « дочкой», помогает ей одеться; «строители» быстро и прочно строят дом и т.д.). В совместных играх с детьми я в начале брала на себя главную роль, а затем переходила к второстепенным (например, в качестве врача принимала пациентов, а потом участвовала в игре как заболевшая). Приступая к игре, я в начале обозначала замысел игры (« Мы поедем на дачу»), называла свою роль и роли участников игры, направляя их на ответные действия.

Также проводила игры без опоры на игрушки. Например, с группой детей, превратив стулья в машину, «едем» на дачу. Предлагаю «шофёру» остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке  «цветы», «поели» ягоды и т.д.

Используемый постоянно один и тот же сюжет усложняла содержанием игры, вследствие  чего расширяла и обновляла опыт детей. Так, игра в семью могла быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин и др. Учила детей использовать один игровой эпизод для подготовки к другому        (чтобы покормить куклу, надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты; чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).

На занятиях и в игровой деятельности использовала потешки, например «Водичка-водичка», «Пошёл котик на Торжок», «Наша Маша маленька» и др., дидактические игры типа «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Устроим кукле комнату» и др.

Обучающие игры помогли детям усвоить многие игровые умения: условное обозначение пространства («Это будет комната»), определение предполагаемого состояния кукол («Глазки блестят»), подготовка условий для игры и последовательное выполнение действий, обращение к персонажам, диалог с ними.

Выработанные у детей умения позволили перейти им к следующему этапу развития игры – сюжетно-ролевой игре .

В этом учебном году добавились новые дети и теперь в группе 20 детей. Возраст детей 3-4 года.  Исходя из возраста детей, их умений и навыков, были поставлены новые задачи.

Научить детей играть.

Содействовать объединению детей в игре.

Тактично руководить выбором игры.

Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.  

Работу по развитию сюжетно-ролевой игры осуществляю в двух направлениях:

Создание необходимой игровой среды.

Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые, нарядные куклы, мебель, новый строительный материал быстро привлекли внимание детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, строить и т.д. Оснастили группу полифункциональным материалом. Показываю детям способы употребления материала для того, чтобы ребёнок мог свободнее пользоваться заместителями в игре, имел широкий ассортимент для своих построек. Игра  ребёнка данного возраста всё ещё «запускается» от предметной среды, поэтому и мне приходится быть более изобретательной, проявлять фантазию, чтобы увлечь малыша новой, сделанной взрослым, постройкой, которая вдохновит  ребёнка на самостоятельную игру. Ввод дополнительных атрибутов, использование по-новому одной и той же среды разнообразит игру, вносит в неё творческое начало.

Играем мы с детьми и утром, и после дневного сна, вечером. Важно, чтобы наши дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отвожу показу новых действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжив играть, передаю куклу детям, словесно направляя ход событий.

Для обогащения игры детей подбираю сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой.  Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты, предметы-заместители обогащают её содержание.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так во время игры с куклой я говорила: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду, называем её. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить знания, я предлагаю повторить мои действия. В начале детям требовалась моя помощь, затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А с развитием совместной игровой деятельности дети научились переносить знакомые игровые действия с одной игрушки на другую.

Дети нашей группы очень любят в игры со строительным материалом. Вначале  мы строили небольшие постройки: стол, стул, кровать, диван для мишки, куклы. Далее усложняли сюжет игры: «Комната для матрёшки», «Гараж для машины», «Загон для животных». При этом обязательно называли строительный материал: «Это призма. Из неё мы сделаем крышу» и т.д. После игры обязательно убирали строительный материал на место. Сейчас дети уже самостоятельно складывают строитель, помогают друг другу.

Дети хорошо усвоили сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Стройка», «Парикмахерская», «Автобус» и т.д.

В плане воспитательной работы уделяю большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-отобразительной игры с разными игрушками, намечаю специальные мероприятия по развитию первых сюжетно-ролевых игр.

Если в первой младшей группе сюжет игры был прост, то уже во второй младшей он постепенно усложняется, вводятся, новые роли: продавец, кассир, покупатель; врач, медицинская сестра, пациент; строитель, шофёр. Показываю детям, как можно объединить несколько сюжетов.

Однако для развития игры недостаточно иметь хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для этого я использую наблюдения, целевые прогулки, экскурсии.

Мы наблюдаем за работой няни, медицинской сестры, знакомимся с трудом повара. Во время еды обращаю внимание на то, какой вкусный завтрак, обед, ужин приготовила повар; из чего приготовлено то или иное блюдо. И дети используют в игре полученные знания: теперь ребёнок не просто ставит кастрюльку на плиту, мешает пустую кастрюльку ложечкой, он говорит, что варит вкусный суп, компот, жарит котлеты; врач лечит детей, медицинская сестра делает уколы и т.д.

В первое время, когда дети ещё не знали друг друга, они играли в одиночку и довольно однообразно.  Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. Сейчас дети умеют играть небольшими группами, стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Конфликтных ситуаций стало меньше.

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью я использую дидактические игры (Приложение).

Дидактические игры – явление сложное, но в них отчётливо обнаруживаются основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность детей одновременно. Особенно велика роль дидактической игры в обогащении словаря детей и является одним из важнейших средств работы над речью. Поэтому передо мной, так как именно я (воспитатель) осуществляю непосредственное руководство игрой, стоит задача не только знакомить детей с новыми словами, но и добиваться употребления их в связной речи.  Дидактическая игра необходима, так как она создаёт положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребёнка увлекательной, соответствующей его потребностям.

В нашей группе создана игровая среда с учётом потребностей ребёнка в разных видах деятельности, в которой дети могут играть самостоятельно, в то же время не мешая друг другу. Я вижу, что дидактические игры очень нравятся нашим детям, так как они просты в организации, не требуют затрат и дополнительных  предметов, ими можно заниматься в любую минуту. Каждая дидактическая игра это общение ребёнка с взрослыми, со сверстниками – это школа, в которой учатся радоваться, стойко переносить свои неудачи.

Я очень люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических, сюжетно-ролевых играх дети смогли применить в жизни.

Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знания об особенностях игровой деятельности малыша. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями было проведено анкетирование (Приложение). Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети», провели родительские собрания: «Игры детей раннего возраста», «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка» ;приготовили ряд консультаций «Игры и игрушки в жизни ребёнка»,  «О чём говорят любимые игрушки вашего ребёнка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребёнок» т.д. Вся эта работа способствует развитию интереса у родителей к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают рекомендации, что очень помогает мне в работе.  

Список литературы.

Л.Ф.Островская «Игрушки и пособия для детского сада»

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 , 2012г.

Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей»

Аникеева Н.П. «Воспитание игрой»

Богусловская З.М., Смирнова Е.О. «Роль игры в нравственном развитии ребёнка»

Н.Ф Губанова «Игровая деятельность в детском саду»

Боделева А.А., Спиваковский П.Е. «Популярная психология для детей»

Эльконин Д.Б. «Психология игры»

Анкета для родителей

  • Часто ли ваш ребёнок играет дома?
  • Во что и в какие игры  играет ваш ребёнок?
  • Какие игрушки наиболее интересны для него?
  • Какая любимая игрушка у вашего ребёнка?
  • Играете ли вы со своим ребёнком? С кем ребёнок чаще всего играет: с мамой или  с папой?
  • Предлагаете ли вы своему ребёнку игры своего детства? Какие?
  • Во время прогулки с кем из родителей предпочитает играть ваш ребёнок (с мальчиками или девочками)? Во что любит играть ваш ребёнок на улице?
  • Если в семье есть дети разного пола,  скажите, пожалуйста, как они взаимодействуют друг с другом: любят ли играть вместе, в какие игры; часто ли у них возникают конфликты, из-за чего; есть ли у них общие интересы, игры (какие)?

При анализе ответов родителей следует обратить внимание на то, в какие предпочитает играть  ребёнок дома, каковы источники их происхождения. С родителями или ребенком, какого пола он любит играть, повторяются ли сюжеты и особенности игры в детском саду и семье. Если в семье есть дети разного пола, то важно обратить внимание, как они взаимодействуют друг с другом в игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма»  Тревор Уэнстон...

Обобщение опыта работы"Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"

Обобщение опыта работы "Дидактические игры с использованием нестандартных средств в сенсорном развитии"...

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком".

Консультация "Роль игры в жизни ребёнка. Как играть вместе с ребёнком"....

Обобщение опыта работы «Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Обобщение опыта работывоспитателя Скобелкиной Н.С.по теме:«Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

обобщение опыта работы "использование игры в развитии детей раннего возраста

об использовании различных видов игр в работе с детьми раннего возраста...

«Роль игры в жизни ребёнка». Играем вместе с ребёнком.

Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущий деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искрен...

Обобщение опыта работы по теме «Проявление одарённости ребёнка в двигательной сфере» МБДОУ"ДС "Белочка" г. Тарко - Сале

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, которое дает возможность достичь выдающихся достижений в какой-либо сфере деятельности....