работа с семьёй
материал
Основные формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_vzaimodeystvie_s_semey.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников
Цель: получить практический опыт планирования работы с родителями.
Содержание работы.
- Знакомство с документацией по взаимодействию с семьей:
- перечень нормативных документов, регулирующих организацию работы с родителями:
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс;
- Закон об образовании;
- Указ Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г.г.»
- характеристика раздела программы, отражающего работу с родителями.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
- Методы изучения семьи: анкетирование, интервьюирование, беседа, наблюдение, психолого-педагогический тренинг, рисуночная методика «Моя семья», метод комментирования картинок.
- Оформление таблицы «Формы работы с родителями»
№ | Формы работы с родителями | Тематика |
1. | Коллективные формы | Родительские собрания: «И снова здравствуйте!», «Особенности старшего дошкольного возраста», «О здоровье всерьёз». Конференции: «Преемственность семьи и детского сада», «Забота о здоровье детей». Круглые столы: «Я и мой ребёнок», «Здоровый образ жизни», «Детская ложь». Экскурсии по ДОУ: «Знакомство со специалистами, профилем и задачами ДУ». |
2. | Индивидуальные формы | Пед. беседы: «Как справиться со страхами», «Мелкая моторика как средство развития речи». Консультации: «Особенности воспитания мальчика, девочки», «Учимся вместе с ребёнком рисовать, лепить, вырезать». Ящик для писем в вопросами и пожеланиями. Посещение семьи ребёнка. Переписка с родителями, изготовление индивидуальной памятки. |
3 | Практические формы | Кружки Мастер – классы Тренинги |
4 | Наглядные формы | Записи бесед с детьми: «Я считаю…», «Я хочу стать…». Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий. Фотовыставки: «Наши будни», «Наши праздники», «Один день из жизни группы». Выставки детских работ: коллективные и индивидуальные. Оформление стендов, ширм, папок – передвижек. |
5 | Нетрадиционные формы | Проведение соц. срезов, опросов, «Почтовый ящик». Совместные досуги, праздники, выставки. Семинары-практикумы, пед. брифинги, устные журналы. Дни, недели открытых дверей. |
Вывод:
Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей.
Особой популярностью нетрадиционные формы с родителями пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе.
В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.
4. Беседа с воспитателем группы (проблемы организации взаимодействия с родителями).
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.
Мы, педагоги, нуждаемся в вашей помощи. Роль родителей в организации учебной деятельности детей, значение примера в воспитание, меры по укреплению здоровья детей, воспитание сознательной дисциплины, долга и ответственности, типичные затруднения и недостатки в семейном воспитании и пути их устранения, роль родителей в самовоспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
Опыт работы по организации работы с семьёй. "Школа молодой семьи"
"Школа молодой семьи" была создана в МБДОУ № 58 г.Ковров в 2007г. Опыт работы, накопленный в работе с детьми раннего возраста воспитателем Дорофеевой Ириной Вячеславовной применяем в работе с родителя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА» обобщенный педагогическтй опыт работы
обобщенный педагогический опыт работы...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Паспорт проектаСроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2024 года - май 2025 года)Вид проекта: детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.Участ...