Консультации для родителей
консультация

Осипова Елена Петровна

Родителям о детской тревожности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей

 

                                    

     

Консультация для родителей

Тревожность родом из детства

 

 

 

 Консультацию подготовил:

                                                                                             педагог-психололог Осипова Е.П.

 


D:\c943e37792ab9139f79d37f8824bbcdc.jpeg

           D:\1618416554_36-funart_pro-p-trevozhnost-u-detei-deti-krasivo-foto-40.jpg

 

 

Цель: познакомить родителей с понятием и основными причинами тревожности.

 

Тревога и тревожность

 

            Важно чёткое различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты личности.

            Тревога – неприятное по своей окраске психическое состояние, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается  активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов. Например, учёный

в ожидании критики, переживает данное состояние тем острее, чем больше он видит недостаточность или слабость своей аргументации. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.

     Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Предпосылкой её возникновения является повышенная чувствительность (сензетивность).

Тревожность может быть:

1. Личностная -  склонность индивида испытывать состояние тревоги.

2. Ситуативная - вызванная стрессовой ситуацией. Ситуативная тревожность всегда имеет конкретную причину, это состояние бывает длительным.

      Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. В настоящее время увеличилось число тревожных детей. Задача педагогов и родителей – своевременно помочь им, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определённые психологические знания.

Негативные стороны высокого уровня личностной тревожности:

• личность с высоким уровнем тревожности склонна  воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности;

• высокий уровень тревожности создаёт угрозу психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний;

•   отрицательно влияет на результат деятельности;

• оказывает существенное влияние на профессиональную направленность, избегая ориентации  на профессии, связанные  с техникой и знаковыми системами, предпочитая профессии типа «человек-природа», «человек - художественный образ»;

•   тревожность по-разному сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков самоконтроля, если при низком уровне тревожности отмечается сохранение испытуемыми уверенности в  собственных силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности - адекватное отношение  и стремление исправить их, то испытуемые с высоким уровнем вступали в полемику с экспертом или, признавая свой неуспех, стремились объяснить его внешними причинами.

•  отрицательно сказывается на качестве социального функционирования личности, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения;

•   тревожность ведёт к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении;

•   тревожность связана с отрицательным социальным статусом;

•   формирует конфликтные отношения. 

 

Характеристика тревожного ребёнка

 

1. Частые проявления беспокойства и тревоги, даже в тех ситуациях, когда ребёнку, казалось бы, ничего не грозит.

2. Особая чувствительность, мнительность и впечатлительность. Так ребёнок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

3. Низкая самооценка, в связи с чем ожидание неблагополучия со стороны окружающих, особенно, если родители ставят перед ребёнком непосильные задачи, которые он не в состоянии выполнить. Причём в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают. («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

4. Остро реагируют на свои неудачи, склонны отказываться от той деятельности, например, рисования, в которой испытывают затруднения.

5. Заметная разница в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затруднённой. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребёнок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

6. Имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

7. Наличие страхов – непременный спутник тревожности.

8. Ребёнка беспокоят новые люди.

9. Распознать тревожных детей помогает и рисование:

 -  обилие штриховки;

 - сильный нажим;

 - маленькие размеры изображения;

 - «застревание» на деталях, особенно мелких;

10. Не всегда тревожность может проявляться в страхах, неуверенности, плаксивости. Тревожность может выражаться и в агрессивных формах поведения. Спецификой агрессивно-тревожного типа является выраженное чувство опасности, смесь агрессии и тревоги. Проявления агрессии сменяются чувством вины, которое, однако не тормозит дальнейших проявлений агрессий (ребёнок начинает драться, если заходят на его территорию, берут его игрушки, прикасаются к его телу, толкают)

11. Ребёнок может отказываться то общения и избегания лиц, от которых исходит угроза (он, как правило, одинок, замкнут, малоактивен). 

12. Возможен вариант, когда ребёнок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях он разрешает свои конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощённые потребности.

 

  Уровень тревожности мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми, боятся так называемых «опасных людей». Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний.  

  Высокая степень тревожности, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, впоследствии может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такте личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

  Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

 

Причины тревожности

 

    Тревожность является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей ребёнка. Причины бывают:

I. Биологические:

1. Особенности темперамента (высокая чувствительность).

2. Особенности нервной системы (слабая нервная система).

3. Эмоциональность (изменчивость эмоционального состоянии - эмоциональная лабильность, плаксивость).

     Биологические причины часто наблюдаются у детей, у которых на ранних стадиях развития возникали различные осложнения. Биологические факторы оказывают влияние на мозговую деятельность ребёнка, её активность, устойчивость. Дети могут быть импульсивными, раздражительными, плаксивыми (по самому незначительному поводу),

подавленными, быстро утомляться. На этом фоне возникает тревожность, то есть постоянная готовность к неприятностям, беспокойствам, страхам. Биологические причины влияют длительно, трудно компенсируются и требуют консультации специалиста- невропатолога, психоневролога.   Биологические факторы по времени их воздействия подразделяют:

- преперинатальную (токсикозы во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время беременности, принятие алкоголя, курение, а также стрессы и психотравмы, переживаемые матерью);

- перинатальная патология (различные осложнения родовой деятельности: скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение, обвитие плода пуповиной, родовые травмы);

- постнатальная патология (любые заболевания, перенесённые в младенчестве, сопровождающиеся высокой температурой, сильнодействующие лекарства, наркоз могут отрицательно сказаться на созревании мозга).

II. Социальные:

1. Неправильное воспитание:

1) завышенные требования, с которыми ребёнок не может справиться или справляется с трудом. В таких случаях, тревожность может выражаться в боязни не справиться, сделать не так как нужно. Это вызывает ситуацию хронической неуспешности.

2) воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одёргивание). В этом случае общение носит авторитарный характер, ребёнок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает

что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги;

3) родители культивируют «правильность» поведения. В этих случаях тревожность ребёнка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если я поступлю не так, как надо, меня накажут»).

4) ребёнку делают много замечаний;

5) часто используют наказания или унижения, оскорбления.

6) гиперопека (чрезмерный родительский контроль: запреты - формируют чрезмерную осторожность, страх; ограничения общения со сверстниками, взаимодействия с окружающим миром, освоения новых видов деятельности тормозит естественную живость и познавательную активность в результате – «страх новизны», боязнь новой ситуации).

2. Неблагоприятные отношения ребёнка с родителями, особенно с матерью:

1) неудовлетворение потребности ребёнка в любви, ласке и защите.

В этом случае возникает страх: ребёнок ощущает условность материнской любви. Отвержение, неприятие матерью ребёнка, будет побуждать его добиваться её удовлетворения любыми способами. Особенно важен первый год жизни.

2) следствие симбиотических отношений (крайне близкие отношения, чаще с матерью).

Мать ощущает себя единым целым с ребёнком, пытается оградить его от трудностей, воображаемых опасностей. В результате ребёнок испытывает беспокойство, когда остаётся без матери, легко теряется, волнуется, боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

3.Особенности взаимодействия воспитателя с ребёнком.

1) авторитарный стиль общения;

2) непоследовательность требований и оценок. Ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им.

Ограничения, устанавливаемые педагогами:

-  ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных), в деятельности, на прогулках;

-  ограничение детской непосредственности на занятиях, например, обрывание детей («…а у меня…» «Тихо! Я всё вижу»);

-  пресечение детской инициативы («Положи сейчас же, я не говорила брать кисточки!», «Немедленно замолчи, сейчас я говорю»).             

- прерывание эмоциональных проявлений детей («Это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твой рисунок посмотрю!», «А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»);

 - высокий темп занятия, что держит ребёнка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно;

- дисциплинарные меры, применяемые авторитарными педагогами, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям;

- ребёнок не имеет возможности прогнозировать своё поведение (изменчивость требований педагогов, зависимость от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребёнка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае).

Ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность:

1. Ситуация, когда родители начинают усиленно заниматься развитием ребёнка и предъявляют к нему требования, которым он не всегда может соответствовать (в результате у ребёнка формируется опыт неудачника);

2. Ситуация непринятия со стороны значимого взрослого или со стороны сверстников (ребёнок считает в том,  что его не любят  есть его вина, он плохой). Заслужить любовь ребёнок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребёнка увеличивается.

3. Ситуация соперничества, конкуренции. Дети будут стремиться быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

4. Психотравмирующая ситуация (смерть домашнего животного, укус собаки или насекомого, физической травмы, нахождения в больнице, в сломанном лифте, просмотра триллера в одиночестве и др.) В результате пережитого появляется страх одиночества, похищения, потери близких.

5. Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребёнок попадает в неё, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

  В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребёнка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально её снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание ребёнка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех к кому ребёнок относится негативно.

Рекомендации для родителей и педагогов,

работающих с детьми с эмоциональными

расстройствами (тревожность

1. Поручения, которые вы даёте ребёнку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребёнка на неудачу а следовательно, на снижение самооценки, неудовлетворённость собой.

2. Повышение самооценки тревожного ребёнка:

- любая деятельность, предлагаемая ребёнку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»);  

- поэтапно выстраивать иерархию заданий, начиная с тех заданий, которые ребёнок выполняет хорошо;

- необходим общий положительный эмоциональный фон (обращать внимание на обстановку, которая складывается дома, в детском саду, тёплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми);

- в случае неуспеха нужно максимально снизить его эффект, для того чтобы неуспех в конкретном виде деятельности не привёл к глобальному отвержению ребёнком самого себя («Раз у меня не получился рисунок, значит, я плохой»).

- чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;

- необходимо обеспечить реальный успех ребёнка в какой – либо деятельности;

- щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики (если он медленно одевается, не нужно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился малейший успех, обязательно нужно его отметить).

3. Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-либо, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребёнка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера», «Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше».)

4. Способствовать повышению уверенности в себе:

- оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребёнку повода считать себя безнадёжным;

- демонстрируйте образцы уверенного поведения (чтобы ребёнок брал пример, нужна норма и мера);

- снизить зависимость ребёнка от мнения значимых для него взрослых.

5.  Развитие самостоятельности:

- чаще предоставлять возможность для творчества;

- не давать жёстко регламентированные поручения;

- ребёнок должен знать, что взрослый рядом и всегда придёт на помощь;

- учить находить выходы из создавшихся ситуаций (игры на развитие творческого воображения, мышления, сочинения сказок, рисование на свободную тему);

- предоставлять право принимать самостоятельное решение (дети выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им самостоятельности).

6. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая задания, необходимо выстраивать пути его выполнения, составить план: что делаем сейчас, что потом.

7. Совместные упражнения на релаксацию как отдельных мышц, так и всего тела (кн: Чистякова М.И. Психогимнастика).

8. Желательно не ставить тревожного ребёнка в ситуации соревнования, публичного выступления, избегать состязаний, игр, видов работ, учитывающих скорость (например, ответы ребёнка можно выслушать индивидуально).

9. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

10. В воспитании ребёнка должна быть определённая последовательность.

11. Делайте ребёнку как можно меньше замечаний.

12. Используйте наказания лишь в крайних случаях, не унижайте ребёнка, наказывая его.

13.  Занятия в секции, кружке должны быть ребёнку по силам и приносить радость, удовольствие и, главное, соответствовать его психологическим особенностям.

14. Юмор является мощным механизмом преодоления тревоги.

15. Для детей с агрессивно - тревожным поведением очень полезны игры на формирование коммуникативных навыков, дружелюбия, умения сотрудничать (игры «Комплимент», «Подарок», «Добрый поступок»)

 

Как бороться со страхами

 

       Даже трудно себе представить, насколько беззащитен ребёнок перед                  собственными чувствами, и только вы можете помочь справиться с ними.

1.Внимательно наблюдайте за ребёнком и прислушивайтесь к нему. Это позволит нам заранее улавливать любые изменения в его чувствах и настроениях. Вы должны сейчас видеть то, о чём вам не говорят.

2.Проявите сострадание и уважение к чувствам ребёнка. Многие детские страхи кажутся взрослым неразумными.

3.Не пытайтесь высмеять ребёнка.

4.Не уговаривайте его не бояться. Если сказать: « Эта собака тебя не обидит, но я вижу, что она тебя пугает, поэтому давай не будем подходить ближе», ребёнок поймёт, что вы на его стороне. Уговорами же типа «не бойся, глупыш» вы не даёте ему ни уверенности, ни ощущения поддержки. 

5.Постарайтесь найти причину страха (обратитесь за помощью к психологу)

6.Следующий этап – поиск способов нейтрализации страха (например, юмор является мощным механизмом преодоления страхов, можно предложить ребёнку сначала нарисовать «страшилку», а потом с помощью бантиков, цветочков, памперсов превратить в «смешилку»).

7.Преодоление психотравмирующей ситуации (например, смерть близкого человек – страх потери близких).

  

Совместные игры для детей и родителей 

                                        «Разрывание бумаги»

    Цель: снижение напряжения, возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у ребёнка.

    Материал: старые газеты, бумага.

    Предложить ребёнку рвать бумагу, поиграть с кусочками (подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате, обсыпать друг друга). Желательно подключить к игре взрослых, особенно если они являются источником повышения уровня тревожности у ребёнка.

 

«Игра с секундомером»

 

      Цель: помочь ребёнку овладеть навыками самоконтроля, дать возможность почувствовать удовлетворение от результата выполненного действия, поверить в собственные силы и учит рационально использовать своё время, что, в свою очередь снижает уровень его тревожности.

     Материал: фишки, принадлежности для рисования, кубики.

    Ход игры: «Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечёшься, начнёшь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе ещё 10 фишек. Когда ты наберёшь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

     Усложнение игры состоит в том, что после нескольких занятий (когда ребёнок научится не отвлекаться)  взрослый во время выполнения задания нарочно отвлекает ребёнка, время занятия увеличивается на 5 минут.

 

«Спрятанные проблемы»

 

    Цель: возможность проявить свои чувства, снизить уровень тревожности.

    Материал: пустая ёмкость с крышкой, фломастеры, бумага.

    Содержание: взрослый предлагает ребёнку нарисовать или написать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему.  Если у ребёнка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать её в «почтовом ящике». После игры можно спросить ребёнка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Можно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь.

 

«Это Я – такой»

 

     Цель: повысить уровень самооценки.

     Материал: вырезки из журналов.

     Содержание: ребёнок смотрит газетные вырезки, решает какое хорошее качество здесь изображено, и сказать: «Это Я – такой…» Например, если на картинке изображён  сильный мужчина, то ребёнок должен догадаться, что здесь изображена сила, и ему нужно сказать «Это я такой – сильный» и т.д. Желательно иметь два набора – один для девочек, другой для мальчиков. Если ребёнок затрудняется выделить качества, изображённые на картинке, то можно спросить, что нарисовано, и подвести его к названию нужного качества. Если ребёнок просто начинает быстро перебирать картинки и говорить: «Это я, это я, это я», - то надо остановить и спросить: «Ты какой (какая) ?».

«Ладошки» 

     Цель: повысить уровень самооценки, самопринятие.

    Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести её по контуру. Затем на каждом пальце написать что-нибудь хорошее о себе. Если дети ещё не умеют писать, могут нарисовать. После этого «ладошки» перемешиваются и зачитываются. Все по очереди угадывают, где чья «ладошка».

 

«Стрелялки»

      Цель: знакомство с чувствами.

Ребёнку предлагается рассказать о том, что он сейчас чувствует, какое у него настроение. Затем предложить ребёнку сесть поудобнее, закрыть глаза и представить, что у него в голове есть узенький коридорчик, который заканчивается дверкой. Эта дверка закрыта, но если ребёнок захочет, то он всегда может её открыть и с силой «выстрелить» в небо (в потолок) все свои ненужные чувства, например гнев, обиду, злость, страх и т.д., а потом опять закрыть дверку.

Если у ребёнка хорошее настроение, то можно предложить ему поучиться «стрелять» хорошими чувствами.

 

«Вылеплялки»  

Цель: обучение навыкам расслабления.

Содержание: игра проводится перед большим зеркалом. В первой части игры надо предложить ребёнку изобразить, какое у него лицо, когда он сердится, боится, радуется и т.д. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры.

Ребёнок садится перед зеркалом, взрослый руками лепит на лице ребёнка мимическую маску. Ребёнок угадывает, какое чувство изображают на его лице. Затем можно поменяться ролями.

В конце игры, предлагают ребёнку, когда ему плохо, самому руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшиться. 

 

«Сказка о волшебном городе» 

Когда-то давным-давно в одном чудесном городе жили маленькие весёлые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам, но и просто так.

Но однажды в город пришла беда. Налетел чёрный ураган, и всё в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то – оставаться дома один, а кто-то боялся простую кошку или собаку и у каждого человечка страх был свой.

Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они бояться.

Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них свою молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить – нужно только очень этого захотеть.

«Зайки и слоники» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул» (И. В. Шевцова)

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

«Похвалилки»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.

Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу», или «Однажды я очень быстро выполнил задание» и т. д.

На обдумывание задания дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«За что меня любит мама»

Цель: Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Недотроги»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, развитию эмпатии.

СодержаниеВзрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Например, картинка с изображением улыбающегося человечка может символизировать Веселье, с изображением, например, двух одинаковых нарисованных конфет — Доброту или Честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно записать на каждой карточке какое-либо положительное качество ребенка (обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча, стикеров и т. д.) все карточки.

По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при многократном повторении игры и после проведения обсуждений ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно спросить, что приятнее: дарить хорошие слова другим или получать их самому. Как правило, дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех детей, которые совсем не получили карточек или получили совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили, но им бы тоже хотелось получить в подарок карточку.

Чаще всего, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

«Скульптура»

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т. д., снижение мышечного напряжения.

СодержаниеДети разбиваются на пары. Один из них —скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины» скульптуру:

  • ребенка, который ничего не боится;
  • ребенка, который всем доволен;
  • ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

«Покатай куклу»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

СодержаниеРебенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

«Добрый – злой, весёлый – грустный»

Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.

Содержание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

«Выключенный звук»

Цель: повышать самооценку.

Содержание: Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Ведущий предлагает детям (по очереди) сесть на стульчик «в телевизоре» и рассказать историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду – ребенок замолкает и продолжает «рассказывать» историю невербальными средствами ( у телевизора исчез звук). Ведущий предлагает детям догадаться (понять), о чем рассказывает телевизор. Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если его поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.

Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

«Рычи лев, рычи»

Цель: повышать уверенность в себе.

Содержание: педагог говорит: «Все мы - львы, большая львиная семья. Давайте мы устроим соревнование, кто громче рычит. Как я только скажу: «Рычи лев, рычи!», пусть раздается громкое рычание»

«Танец с рисованием»

Цель: способствовать самовыражению ребенка, повышать уверенность в себе.

Содержание: Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился, затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе может рисовать только один ребенок. Когда дети вернутся на свои места, игра заканчивается.

Список литературы:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными 0детьми». – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002г. – 70 стр.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». – СПб.: Издательство «Речь», 2005г.
  3. Интернет сайты: https://multiurok.ru/index.php/files/igry-napravlennye-na-snizhenie-trevozhnosti-detei.html и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...