Проект "Пальчики-моторчики"
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
МБДОУ № 15 «Ромашка»
Рассмотрено на заседании МС Протокол № 1 от «_____»_________________20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МБДОУ№ 15«Ромашка» ____________________Е. А.Топоева Приказ № __ от «__»________20__ г. |
«Пальчики-моторчики»
( «Развитие мелкой моторики руки дошкольников для речевого развития»)
Воспитатели: Марьясова Н.П.
Тулпарова Н.А.
г. Шарыпово 2017 г.
Паспорт проекта.
Тема проекта | «Развитие мелкой моторики руки дошкольников для речевого развития» |
Вид проекта | Долгосрочный |
По времени проведения | 9 месяцев |
Адресация проекта | Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности |
Цель | Обеспечить соответствующий возрасту уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе. |
Задачи | 1) Сформировать комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития мелкой моторики руки детей 6-7 лет. 2) Разработать систему работы по развитию мелкой моторики руки. 3) Скоординировать работу по решению данной проблемы воспитателей группы, специалистов ДОУ и родителей. |
Участники проекта | Дети, воспитатели, родители |
Индикативные показатели (результаты) |
|
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» одним из ведущих направлений в данной области является обеспечение доступности качественного общего образования. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста – одно из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования.
Установлено, что в последнее время значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, сталкивается с рядом проблем. На начальных этапах обучения, возникают трудности в обучении базовым учебным навыкам: письму, чтению, счёту. Кроме того, значимая часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что так же снижает адаптационный потенциал ребёнка и является причиной возникновения разного рода трудностей обучения в школе. Особого внимания требуют дети с психологическими проблемами, возбудимые, неуравновешенные, невнимательные. Однако, многие будущие школьные проблемы можно предупредить. Значительная роль в этом отводится работе по развитию мелкой моторики руки.
Практика работы в последние годы показывает слабое развитие общей моторики детей (и в частности – руки), общую неготовность большинства дошкольников к письму, проблемы с речевым развитием. Всё это взаимосвязано и имеет под собой обоснование. Ещё в прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Почему же это так? Речь формируется под воздействием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет, достигнут наибольший результат.
Содержание работы строится поэтапно:
1 этап – подготовительный.
Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделён на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
• Диагностика развития мелкой моторики у детей.
• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями.
• Подбор материала (игрового и методического).
2 этап – основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности.
Содержание работы построено так же по 4 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:
-принцип развивающего характера обучения;
-принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;
-принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
-принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений;
-принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным;
-принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально;
-принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребёнка
3. блок – свободная самостоятельная деятельность. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Здесь взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, но в то же время, являясь потенциальным партнером, который готов подключиться к их активности при просьбах: о помощи, в реализации их свободных замыслов, в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства.
Игры с пластилином полезны для детей со слабыми мышцами рук. Работа с пластилином является подготовительной овладению разными инструментами.
Шнуровка – идеальная игрушка для развития руки и развития устной речи.
Игры с пуговицами развивают усидчивость, воображение, творческие способности, мышление.
С помощью прищепок можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. В работе с детьми по данной теме я предлагаю детям игры с прищепками, которые развивают мелкую моторику рук дошкольников, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение. Чтобы заинтересовать и активизировать детей начинаю игру с сюрпризного момента. Во время свободных игр детей, прищепки «превращаются» в различных животных, птиц, насекомых. Безусловно, главная цель использования прищепок развитии мелкой моторики, это развитие тонких движений пальцев рук.
Разнообразный конструктор и мозаика способствуют развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
Игры с бусами развивают усидчивость.
Свободная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и организации его деятельности на занятиях.
4. блок – взаимодействие с родителями.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Одно из важнейших условий развития детей - взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:
- родительские собрания;
- широко используется наглядная информация;
- семинары-практикумы;
- проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями:
- проведение мастер-классов.
Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.
Перспективный план работы
Месяц | Дата | Работа с карандашом | Пальчиковая гимнастика | Выкладывание из счетных палочек |
21.09 – 25.09 | Рисование точек | «Осенний букет» | «Морковь» | |
28.09 – 02.10 | Рисование точек и крестиков | «По ягоды», «Грибы» | «Грибок» | |
Октябрь | 05.10 – 09.10 | Рисование коротких вертикальных линий | «Птички» | «Птичье семейство» |
12.10 – 16.10 | Рисование коротких горизонтальных линий | «Про кошку» | «Кошка» | |
19.10 – 23.10 | Рисование длинных вертикальных линий | «Дикие животные» | «Ёжик» | |
26.10 – 30.10 | Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными | «Слон» | «Жираф» | |
Ноябрь | 02.11 – 06.11 | Рисование наклонных линий | «Животные Севера» | «Олень» |
09.11 – 13.11 | Рисование квадратов | «Ботинки» | «Брюки» | |
16.11 – 20.11 | Рисование квадрата | «Театр» | «Репка» | |
23.11 – 27.11 | Рисование прямоугольников | «Игрушки» | «Грузовик» | |
Декабрь | 30.11 – 04.12 | Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий | «Зимующие птицы» | «Воробей» |
07.12 – 11.12 | Рисование бордюра | «Мебель» | «Стул» | |
14.12 – 18.12 | Рисование кружков | «Помощники» | «Половник» | |
21.12 – 31.12 | Рисование предметов из кругов | «Ёлочка» | «Ёлочка» | |
Январь | 11.01 – 15.01 | Рисование фигур и предметов из кругов | «Снежный ком» | «Санки» |
18.01 – 22.01 | Рисование узоров из квадратов и кругов | «Транспорт» | «Корабль» | |
25.01 – 29.01 | Рисование узора из кругов и квадратов | «Строительные профессии» | «Мост» | |
Февраль | 01.02 – 05.02 | Рисование круга | «Инструменты» | «Лопата» |
08.02 – 12.02 | Рисование овалов | «Фиалка» | «Ваза» | |
15.02 – 19.02 | Рисование овалов | «Семья» | «Человек» | |
22.02 – 26.02 | Рисование кругов и овалов | «Защитники» | «Танк» | |
Март | 29.02 – 04.03 | Рисование узоров из кругов и овалов | «Мамин праздник» | «Цветок» (одуванчик) |
07.03 – 11.03 | Рисование треугольников | «Люблю по городу гулять» | «Флаг» | |
14.03 – 18.03 | Рисование вертушек | «Я художник» | «Дом» | |
21.03 – 25.03 | Рисование елочек | «Жил да был один налим» | «Рыба» | |
28.03 – 01.04 | Рисование палочек с присоединительным уголком | «Человек» | «Рожица» | |
Апрель | 04.04 – 08.04 | Рисование дуги | «Планеты» | «Звезда» |
11.04 – 15.04 | Рисование дуги | «Сказки» | «Башня» | |
18.04 – 22.04 | Рисование птиц | «Профессии» | «Фонарь» | |
25.04 – 29.04 | Рисование узоров с использованием овала | «Пчелка» | «Бабочка» | |
Май | 02.05 – 06.05 | Рисование ломаной линии | «Самолет» | «Самолет» |
09.05 – 13.05 | Рисование посуды | «Школа», «Карандаш» | «Портфель» |
Приложение 1.
Диагностика развития мелкой моторики рук.
Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать работу.
Обследование мелкой моторики рук.
Статические упражнения
Педагог даёт образец выполнения каждого упражнения.
При первом выполнении упражнений педагог может помочь ребёнку правильно сложить пальцы. Далее ребёнок действует самостоятельно.
1.«Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы; остальные поднять вверх. Все пальцы в данном положении удерживать под счёт до 10.
Педагог следит за положением большого и указательного пальцев ребёнка.
2. «Коза» - вытянуть вперёд указательный палец и мизинец; средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 2 – 3 раза.
3. «Три богатыря» - поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединить вместе; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 8).
Ребёнок должен удерживать три пальца вместе в напряжённом состоянии.
4. «Заяц» - вытянуть вверх средний и указательный пальцы; мизинец и безымянный палец прижать большим пальцем к ладони (под счёт до 10).
Выполняется 3 – 4 раза.
5. «Солдатики» - удержать все вытянутые пальцы руки напряжёнными (под счёт до 10).
6. «Вилка» - вытянуть вверх расставленные указательный, средний и безымянный пальцы; большой палец удерживает мизинец на ладони (под счёт до 10).
Динамические упражнения
Работа с бумагой.
7. Вырезание ножницами. Педагог предлагает детям разрезать лист бумаги по прямой линии.
Такая работа показывает, как быстро происходит смена напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки ребёнка.
8.Обрывание листа бумаги. Педагог предлагает детям оборвать лист бумаги по прямой линии. Это показывает согласованность действий обеих рук.
Тактильные ощущения.
Обследование проводится в форме игры «Чудесный мешочек».
Детям предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены предметы, какой они формы.
Цель – выявить, насколько у ребёнка развиты навыки планомерного исследования предмета, умение анализировать ощущения и т.д.
9.Узнавание качества предметов. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.
Инструкция педагога: «Отпусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».
10.Узнавание формы предмета. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать круг (квадрат, треугольник).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и достань кружок (круг)».
11.Узнавание предмета. Ребёнку предлагается нащупать в мешочке и показать хорошо знакомые предметы, например: карандаш, расчёску, ложку, куклу, конфету (3-5 штук).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».
Сила тонуса.
Упражнения показывают силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.
12. Сжатие двумя руками рук взрослого. Ребёнку предлагается сжать ладонями как можно сильнее сложенные ладонями внутрь руки педагога.
13.Сжатие руки взрослого одной рукой. Педагог просит пожать ему руку. Если ребёнок праворукий, ему предлагается правая рука, если леворукий – левая.
Координация движений.
14.Вдевание нитки в иголку. Педагог предлагает ребёнку вдеть толстую хлопчатобумажную нить в иголку длиной 40 мм с большим ушком.
15.Упражнение «Ладонь, ребро, кулак». Ребёнок сидит за столом, рука произвольно лежит на краю стола. Педагог даёт инструкции и показывает движения: «Положи руку ладонью вниз. Поставь руку «на ребро». Сожми руку в кулак. Теперь делай как я: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак…».
Темп выполнения движений постепенно убыстряется. Когда ребёнок запомнит их последовательность, он повторяет упражнение самостоятельно под счёт педагога (до 3). Выполняется 3-4 раза.
16.Упражнение «Коза – заяц». Упражнение представляет собой смену статических упражнений (2-го и 4-го). Ребёнок выполняет их одновременно с педагогом в медленном темпе. Повторяется 3-4 раза.
Обследование щепоти.
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы, соединённые вместе) ведущей руки: у правшей – правой руки, у левшей – левой.
17.Захват карандаша. Педагог предлагает ребёнку на листе бумаги в разных местах нарисовать палочки разной длины (не менее 10). Фиксирует , как ребёнок удерживает карандаш. При необходимости показывает правильное положение щепоти.
Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:
- как ребёнок держит карандаш;
- в какой руке держит карандаш;
- как начинает чертить (линия нарисована с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и пр.);
- как заканчивает линию.
18.Упражнение «Посолим суп». Педагог предлагает посолить воображаемый суп. Во время выполнения задания следит, чтобы ребёнок производил движения медленно, как бы растирая комочек соли.
19.Катание шарика. Упражнение показывает не только согласованность в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.
Ребёнок, некрепко зажав щепотью пластмассовый или деревянный шарик (диаметром 15 мм), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость движения произвольная, но с постепенным нарастанием темпа. Время выполнения упражнения – 30 сек.