Личность воспитателя и педагогическое мастерство.
статья

Олейникова Елена Анатольевна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_vospitatelya_i_pedagogicheskoe_masterstvo.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Личность воспитателя и педагогическое мастерство.

        Наряду с общеобразовательными и специальными педагогическими знаниями, воспитатель должен обладать определёнными способностями для воспитательной деятельности и постоянно совершенствовать своё мастерство.

        Педагогу, в широком смысле, способность и искусство преподавания необходимы не в меньшей степени, чем глубина знаний. Педагог должен обладать умением популяризировать знания, сообщать их детям в простой, доступной и яркой форме.

        Способность и искусство преподавать приобретаются в процессе подготовки к осуществлению трудовой деятельности. Призвание же выражается в склонности и стремлении воспитывать, учить, передавать свои знания и опыт детям.

        Хорошего педагога могут характеризовать следующие качества:

◄ умение ясно, чётко, выразительно излагать учебный материал в живой и яркой форме, для этого, естественно, требуется невербальная качественная подача с помощью уже следующих, в свою очередь, средств;

◄ хорошее произношение, сильный и глубокий голос, дикция, интонация, живая мимика (особенно это важно для дошкольников) и сопровождающая умеренная и выразительная жестикуляция;

◄ качественный баланс между образностью и конкретностью мышления, умение выстраивать строгие логические последовательности, умение вразумительно объяснять и способность убедительно доказывать;

◄ способность к особому виду концентрации своего внимания, которое позволяет одновременно работать с целой группой детей и в то же время иметь в поле своего зрения каждого ребенка;

◄ и самое важное, это конечно, любой педагог должен иметь отличную память, более того, стараться учить детей правильному и качественному запоминанию с самого раннего возраста;

◄ педагог должен быть наделён умением творческого подхода, т.к. воспитатель имеет дело с живыми детьми, а в работе с ними ничто не является более опасным, чем всякого рода стандартизация, трафареты и шаблоны, каждые метод педагог должен уметь творчески обработать. И здесь главным показателем или критерием является интерес, а ориентироваться в этом педагогу лучше на собственные ощущения от «переработки»: материал должен быть увлекателен прежде всего самому, понравилось бы вам самим подобное собственное изложение материала или нет, - это единственный верный критерий оценки учебного материала.

        Естественно, базовые принципы для реализации этих элементов и качеств усваиваются и развиваются в процессе педагогической подготовки, но раскрывается и оттачивается их качество в процессе практического применения.

        Педагогическое мастерство включает в себя педагогическую наблюдательность и педагогический такт.

        Под наблюдением понимается способность воспитателя по внешним действиям воспитанника сделать правильное заключение о внутренних побуждениях и мотивах его поведения.

        Педагог должен уметь замечать переживания своих «питомцев». От хорошей внимательности не ускользнёт ни один важный момент или поступок (хороший или дурной); плюс такого воспитателя заключается в том, что педагогическое мастерство позволяет различать индивидуальные особенности каждого ребёнка, случайное и закономерное в его поведении, в успехах и затруднениях ребёнка (при образовательном требовании к индивидуальному подходу, это немало важное умение).

        Такой успех достигается в процессе длительного и неотрывного общения с детьми.

        Педагогический такт означает уважение к личности каждого ребёнка и чуткое отношение к нему, сочетаемое с педагогической требовательностью и строгостью, действовать не по рутине и готовым формулам, а сообразно с характером и значением каждого поступка, в соотнесении с внешними обстоятельствами его породившими, и индивидуальными особенностями ребёнка. Педагогическим тактом обладает тот воспитатель или учитель, который всегда старается проникнуть в сущность явления или события.

/Статья составлена с исп. учебного пособия Педагогика под редакцией проф. И.А.Каирова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный конкурс для воспитателей"Эстафета педагогического мастерства"

Профессиональный конкурс «ЭСТАФЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» проводится администрацией ДОУ. Конкурс направлен на выявление и изучение опыта эффективно и творчески работающих вос...

Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Самообразование как фактор стимулирования развития личности и повышения профессионального мастерства воспитателя

Методическая разработка по организации процесса саообразования педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Педагогическое мастерство"

Предлагаю Вашему вниманию конспект проведения семинара-практикума для воспитателей  "Педагогическое мастерство"...

Положение о проведении институционального конкурса педагогического мастерства «Ступени мастерства - 2020» в номинациях «Молодой специалист - 2020», «Воспитатель наставник - 2020», «Профессионал - 2020»

Конкурс педагогического мастерства «Ступени мастерства – 2020» проводится в целях повышения престижа и статуса педагогической профессии в обществе, повышения открытости образования, общественного и пр...

Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах»

Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах» расскажет о значении конкурсного движения для профессиональ...