Мастер-класс со взрослыми. "Ознакомление с иконой Благовещение".
план-конспект занятия

Лисиенкова Галина Ивановна

Распространение опыта педагогического коллектива посредством рассматривания иконы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oz_s_ikonoy_blagoveshchenie.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является духовно- нравственное воспитание и развитие детей на основе православных традиций.  Педагоги используют различные приемы, формы и методы организации  воспитательно-образовательного процесса с привлечением родителей.

Особое внимание в работе с дошкольниками следует уделять рассматриванию икон. Мы пытаемся разработать  опыт ознакомления с  иконой, используя методику рассматривания картин. При этом учитываются возрастные возможности детей, их интеллектуальный уровень, отличительные особенности иконы от картины, эффективные приемы погружения в сокровенный мир православной иконы.

На занятиях с дошкольниками нужно внимательно рассматривать сюжеты, изображенные на иконе: что это за событие, где оно происходит, кого и как изобразил иконописец, обратить внимание на детали. Ребенок-дошкольник мыслит очень конкретно, и именно через такие детали ему легче понять смысл события.

В практической части мастер-класса педагогам будут предложены методические приемы рассматривания иконы «Благовещение» 

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы

Задачи:

  • Повышение культурного, духовного, методического уровня специалистов ДОУ
  • Демонстрация методов и приемов по рассматриванию иконы


Мастер-класс со взрослыми в роли детей

Ход

Сейчас вы все превратитесь в детей старшего дошкольного возраста и примете участие  в занятии по ознакомлению с иконой «Благовещение».

Обращайте внимание на экран, где будут написаны методы и приемы, используемые в занятии.

Прием мотивации

У нас сегодня необычное занятие. Я. Надеюсь, что оно пройдет интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете пополнить свои знания.

Обратите внимание на представленные слайды.

Упражнение «Найдите пейзаж, натюрморт или портрет»

Рассказ воспитателя

Что же такое икона? Возможно, многие из вас уже встречали в своей жизни иконы? Где может произойти встреча с иконой? (в церкви, в музее, дома, в книге).

А вы знаете, как появилась первая икона? Предание так рассказывает: Благочестивый Эдесский царь Авгарь просил Христа прийти и исцелить его от болезни, либо прислать Свой портрет. Для этого Авгарь послал к Иисусу Христу придворного живописца. Но художник, как ни старался, не мог передать Лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платом), на котором чудесным образом  отпечатался Его Лик. Так появилась первая икона.

(музыка)

Господь Свой Лик явил на полотне,

Создав икону Спас Нерукотворный.

Мы этот образ в Храме на стене

Увидели на полотне узорном.

Икона в переводе с греческого это значит «Образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах? (ответы детей)

Совершенно верно. Икона не просто произведение искусства – это молитвенный образ.

Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Иконы имеют прямоугольную форму. Они писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев, как липа, сосна, кипарис.

Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Иконы писались натуральными красками, замешанными на яичном желтке.

На Руси к иконописцам относились с большим уважением. Иконописец должен соблюдать правила нравственности : быть смиренным, жить в посте, молитве, часто приходить к отцам духовным и во всем с ними совещаться и исповедоваться. Перед началом работы художник постился, ходил в баню, надевал чистую рубашку.

(музыка)

Стихотворение

Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая,

Но в этом греческом письме,

Но в этой красоте старинной

Есть тайна, внятная душе.

Рассматривание икон «Благовещение»

Каждый день церковного календаря отмечен каким-либо особенным событием, праздником. Но, конечно, важнейшими праздниками являются те, которые связаны с земной жизнью Самого Спасителя и Пресвятой Богородицы. Самый главный  праздник – Светлое Христово  Воскресение, или Пасха Господня.

Другие важные праздники называются двунадесятыми. Это – двенадцать главных праздников Православной церкви. Ко всем праздникам создавались иконы, изображающие событие, которому посвящен праздник.

Сегодня мы с вами познакомимся с иконой «Благовещение». Что означает это слово?  (ответы) Ангел явился Деве Марии и возвестил Ей, что Она станет матерью Сына Божия.Праздник Благовещение отмечается 7 апреля. Это событие, окотом в праздничном тропаре говорится: «…спасения нашего главизна и еже от века таинства явление…»

Тропарь

Иконы к этому празднику писались по- разному, они отличались деталями. На одних иконах Дева Мария изображена сидящей за пряжей в доме Иосифа, на других Архангел Гавриил  сообщает Благую Весть Ей у колодца. А «Благовещение Устюжское» представляет и Архангела и Богородицу без  каких-либо лишних деталей – на ровном золотистом фоне.

Рассматривание иконы «Благовещенье» (с книгой)

А перед вами икона «Благовещение с книгой». Посмотрите  на икону. Кого вы видите? Что делает М ария? Как вы думаете, какую книгу Она читает? (Священное Писание)

Правильно, в момент явления ангела Мария занималась чтением Священного Писания, где сказано : «…и родит сына и наречеши имя ему Эммануил…», что означает : «С нами Бог».

(музыка)

Прием вхождения в икону, техника «дверца»

 Дети, хотите попасть внутрь этого  изображения? Узнать, что там? Представьте, что внизу, есть крошечная золотистая дверца. Сейчас она откроется для нас. Входим! Закроем за собой ее и останемся внутри.

Вопросы:

Куда же мы попали?  Станем здесь сбоку за этой  зеленой шторой тихонько. Вам не страшно? Холодно вам или тепло? Посмотрите  на Деву Марию, какая она? Какое у нее лицо? Что в ней удивительного? Кого Она вам напоминает?

Чтение стихотворения А.Барто «Мама»

Было утром тихо в доме,

Я писала на ладони

Имя мамино,

Не в тетради, на листке,

Не на стенке каменной,

Я писала на руке

Имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня,

-Что ты спрятала в ладони?

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

А теперь подойдем к Ангелу. Какой он? Что вам хочется сделать? Что вы чувствуете около него? (запахи, дуновение…).  

Посмотрите наверх, кого вы видите? Что означает изображение голубя? (ответы)

Почему этот луч света направлен на Божью Матерь?

Использование приема «фонарика» на развитие воображения  

Дети, может быть, вам еще что-то хочется разглядеть в этой комнате? Возьмите в руку маленький фонарики. Посветите им, туда, где хочется рассмотреть.

Дети рассматривают икону с помощью фонарика в разных местах, направляя луч в интересующее их место

 Какой пол? Что в углу? … А теперь выходим. Вот, молодцы. Садитесь.

Прием побуждения детей на вопросы по иконе

О чем бы вы хотели узнать?

Дети задают вопросы (Зачем же ангел приходил к Марии?)

…Ангел светлый принес Ей Блаженную Весть,

Что родит Она Божьего Сына.

Значит, роду людскому спасение есть,

Милосердие с нами отныне!..

Г.И. В мире нет никого и ничего сравнимого с Пресвятой Богородицей. Пробеги всю землю, осмотри моря и океаны, углубись мыслью в небеса и скажи: «Есть ли где подобное чудо?».

 Хор взрослых, или использование аудизаписи песни «Пресвятая Богородице Мириам», муз.Ю Пастернака, сл.И.Языкова

А сейчас произойдет чудо. Мы станем волшебниками и поможем этой иконе стать живой! Не верите, что это возможно? А давайте попробуем. Мы смотрим на нее, а ведь она тоже смотрит на нас.

Театрализация события, изображенного на иконе.

Вед. И времена, и лета исполнились… Есть в жизни людей часы, минуты исполненные невыразимой радости, как обещанье и залог счастья.

Таким счастьем веет на душу при воспоминании о событии Благовещения.

(пауза)

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова. Имя же Деве: Мария.

Мария. «…Се Дева во чреве преимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, еже есть сказано: с нами Бог…»

(задумывается)

Мария. « Я была бы счастлива стать служанкой той Девы…»

(музыка, появляется Ангел.Мария встает.)

Ангел. « Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.»

(Мария смутилась, отошла в сторонку)

Ангел. « Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; …и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.»

(Мария стояла, смиренно опустив голову)

Мария. « Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему»

(Мария и Ангел принимают позу, как на иконе)

( Занавес)

Пояснение воспитателем  события, изображенного на иконе.

Составление детьми рассказов по иконе «Благовещение»

А сейчас я подойду к окну и впущу сюда Птицу Фантазию, и мы будем составлять рассказ по этой иконе и тому событию, которому она посвящена.

(2 – 3 ребенка)

Давайте послушаем Машу. А что нам скажет Петя?

Прием рефлексии –решение кроссворда

Сегодня вы узнали много нового об иконе. Предлагаю проверить прочность ваших знаний с помощью кроссворда.

  1. Как звали царя, который попросил художника сделать изображение Христа (Авгарь).
  2. Кто из апостолов написал первую икону (Лука)
  3. О каком образе мы можем сказать, что он не сотворен руками (Нерукотворный)
  4. Изображение, составленное из небольших разноцветных кусочков одного или различных материалов (Мозаика)
  5. Священное изображение на стене (Фреска)
  6. Лицо на иконе (Лик)
  7. Что изображено на иконе вокруг головы (Нимб)
  8. Человек, изображенный на иконе (Святой)
  9. Дом, в котором люди молятся Богу (Храм)

Прием оценки участия детей в занятии

Молодцы! За ваше участие, знания каждый в подарок возьмет икону.

Заключительное слово воспитателя для взрослых

Чудо состоит не столько в том, Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но что Сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка, Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», - лишь тогда Слово становится плотью.

Хор взрослых «Песня о Богородице» Муз и слова А.Сизовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Благовещение - третья встреча Весны» - мастер-класс на IX Благовещенском форуме г. Геленджик 24-28 марта 2014 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5547423","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 150px; height: 94px;","width":"480"}}]]Задачи:Образовательные:по...

Мастер - класс "Благовещение"

Мастер - класс "Благовещение"...

План - конспект мастер-класса на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»

Конспект мастер - класса для педагогов на тему «Рассматривание иконы «Сретение» с детьми подготовительной к школе группы»...

Конспект занятий по теме "Икона Благовещение"

Ознакомление детей дошкольного возраста с Иконой Благовещения....

Мастер – класс по духовно-нравственному воспитанию детей на тему «Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.Задачи:Повышение культурного, духовного, методиче...

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию "Ознакомление с иконой детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Распространение опыта педагогического коллектива по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством рассматривания иконы.Задачи:Повышение культурного, духовного, методиче...