Что такое Новый год?
проект (старшая группа)
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? В течение месяца до Нового года, дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются вести себя по-другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. Почти так же себя чувствуют и взрослые, родители детей. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также как и дети ждут подарков. Все, и млад, и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, каждая семья занята предновогодними хлопотами. А самый главный символ новогоднего праздника - елка, с ее нарядами, украшениями.
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что такое Новый год?». Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_god-lyubimyy_prazdnik_-_kopiya.docx | 356.26 КБ |
novyy_god_-_kopiya.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 24 комбинированного вида
Познавательно-творческий проект
для детей старшей группы.
«Что такое Новый год?»
Воспитатели:
Михальченкова Ю.А.
Афонина Е.В.
2018
Содержание
Тип проекта--------------------------------------------------------------------------------------3
Продолжительность проекта-----------------------------------------------------------------3
Место реализации проекта-------------------------------------------------------------------3
Возраст детей-----------------------------------------------------------------------------------3
Участники проекта-----------------------------------------------------------------------------3
Актуальная значимость проекта------------------------------------------------------------3
Цель проекта------------------------------------------------------------------------------------4
Задачи проекта----------------------------------------------------------------------------------4
Методы проекта--------------------------------------------------------------------------------4
Виды деятельности----------------------------------------------------------------------------4
Работа с родителями---------------------------------------------------------------------------5
Этапы реализации проекта-------------------------------------------------------------------5
Продукт деятельности проекта--------------------------------------------------------------7
Ожидаемый результат-------------------------------------------------------------------------7
Полученные результаты----------------------------------------------------------------------8
Выводы-------------------------------------------------------------------------------------------8
Литература---------------------------------------------------------------------------------------9
Приложение 1.---------------------------------------------------------------------------------10
Приложение 2.---------------------------------------------------------------------------------11
Приложение 3.---------------------------------------------------------------------------------16
Приложение 4.---------------------------------------------------------------------------------17
Приложение 5.---------------------------------------------------------------------------------19
Приложение 6.---------------------------------------------------------------------------------21
Приложение 7.---------------------------------------------------------------------------------22
Приложение 8.---------------------------------------------------------------------------------24
Приложение 9.---------------------------------------------------------------------------------29
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели) 3 декабря– 27 декабря 2018 года
Место реализации: МБДОУ №24 «Дельфинёнок»
Возраст детей: 5-6 старшая группа № 3 «Золотая рыбка»
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, их родители.
Актуальная значимость проекта: Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? В течение месяца до Нового года, дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются вести себя по-другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. Почти так же себя чувствуют и взрослые, родители детей. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также как и дети ждут подарков. Все, и млад, и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, каждая семья занята предновогодними хлопотами. А самый главный символ новогоднего праздника - елка, с ее нарядами, украшениями.
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что такое Новый год?». Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель: Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе.
Задачи:
1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года
3. Дать сведения о том, где живет Дед Мороз.
4.Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки.
5. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций.
5. Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми.
6. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику.
7.Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год) .
8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
9.Создать условия для детского творчества использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта.
10.Вовлечь родителей в подготовку праздника.
Методы проекта:
1.Наглядные
2.Игровые
3.Словесные
4.Практические.
Виды деятельности:
• познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
• дидактические игры и подвижные игры на зимнюю тематику;
• рассматривание иллюстраций;
• беседы;
•Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику;
•Чтение книг и стихотворений;
•Слушание новогодних песен;
•Разучивание песен и танцев.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников «История возникновения празднования Нового года».
2. Приобретение и изготовление новогоднего оформления.
3. Экскурсия на «Карамельную фабрику Деда Мороза» .
4. Папка-передвижка: «Новый год для детей»
5. Альбом семейных традиций празднования Нового года.
Этапы реализации проекта
Этапы | Дата реализации проекта | Совместная деятельность педагога с детьми | Работа с родителями |
1 этап. Подготовительный | 03.12.18. – 05.12.18 (Понедельник-среда) | 1. Определение темы проекта; 2. Формулирование цели и задач проекта; 3. Составление плана реализации основного этапа проекта; 4. Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта; | Информирование родителей о задачах и содержании проекта Папка-передвижка: «Новый год для детей» |
2 этап – практический. | 06.12.18. Четверг | Изготовление «Календаря ожидания праздника» - выполнение заданий от Снеговика. Фонопедическое упражнение «Вьюга» | Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников |
07.12.18. Пятница | Познавательная беседа: «Что такое Новый год?» Рисование «Зимушка- зима» | Консультация для родителей «История возникновения празднования Нового года». | |
10.12.18 Понедельник | Разучивание пальчиковой гимнастики «Новый год» Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» | Сбор материалов для оформления группы к новому году. | |
11.12.18 Вторник | Выставка Новогодних поделок сделанных родителями совместно с детьми. | ||
12.12.18 Среда | Экспериментальная деятельность: «Цветные льдинки» | ||
13.12.18 Четверг | Загадывание загадок о зиме, о Новом годе. Лепка «Хрюша» | Помощь в оформления группы к новому году. | |
14.12.18 Пятница | Фонопедическое упражнение «Метель» Изготовление новогодней открытки «Весёлый снеговик» | ||
17.12.18 Понедельник | Разучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка» Конструирование из бумаги «Символ Нового года - озорной поросёнок» | ||
18.12.18 Вторник | Экспериментальная деятельность: «Искусственный снег» | ||
19.12.18 Среда | Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежный ком» Оригами «Дед Мороз, Снегурочка и ёлочка» | ||
20.12.18 Четверг | Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Лепка «Дед Мороз» | ||
21.12.18 Пятница | Чтение сказки Б. Гримм «Госпожа Метелица». Конструирование из бумаги «Новогодняя ночь» | ||
3 этап. Заключительный. | 23.12.18 Воскресенье | Поездка на квэст- экскурсию! Село Ромашково, ул. Советская, д.14 «Карамельная фабрика Деда Мороза» | Участие родителей. |
24.12.18 Понедельник | Беседа о правилах безопасности в Новый год! Коллективная работа: «К нам спешит Дед Мороз!» | Помощь в подготовке к новогоднему утреннику. | |
25.12.18 Вторник | Новогодний праздник «В гостях у Ёлочки» | Ролевое участие родителей в детском новогоднем утреннике | |
26.12.18 | Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёлочка» Аппликация нитками «Елочка» | ||
27.12.18 | Подарок родителям от воспитателей группы «Новогодний картонный торт с пожеланиями» |
Продукт деятельности проекта:
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях.
- Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива.
- Вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев
Для родителей:
- Оптимизация детско-родительских отношений.
- Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы; родители приняли участие в организации новогоднего утренника, в оформлении новогоднего убранства группы и в поездке на экскурсию.
Полученные результаты:
• Дети знают о том, как зародилась традиция празднования нового года на Руси, о происхождении главных персонажей – деда Мороза и Снегурочки; когда день рождение у деда Мороза, в каком городе «живет» и как выглядит его дом; почему наряжают ель или сосну; как и чем можно наряжать новогоднюю ёлку; зачем дарить подарки; какие символы нового года существуют и что они означают.
• Дети могут составлять описательный рассказ о празднике.
• Дети знают подвижные игры со словами и с удовольствием в них играют.
• Приняли участие в проекте «Что такое Новый год».
• Дети совместно с родителями приняли активное участие в Новогодней выставке.
• Дети совместно с родителями приняли участие в поездке на экскурсию.
• Дети отгадывают и загадывают загадки о празднике, отгадывают ребусы.
Выводы:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, поют новогодние песни, узнают мелодии.
Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Литература:
1. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» в старшей группе О.В.Дыбина изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2011г.
2. «Ознакомление с природой в детском саду» старшая группа О.А.Соломенникова ФГОС изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015г.
3. «Придумай слово» - речевые игры и упражнения для дошкольников О.С.Ушаковой Москва просвещение «Учебная литература 1996г.
4. Обучение дошкольников грамоте с детьми 3-7 лет Н.С.Варенцова изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2009г.
5. «Чтение художественной литературы в старшей группе» ФГТ Н.А.Карпухина ООО Учитель Воронеж 2013г.
6. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова творческий центр Сфера Москва 2012г.
7. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа Т.С.Комарова ФГОС изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014г.
8. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа И.А.Лыкова «Карапуз» творческий центр СФЕРА Москва 2009г.
Приложение 1.
Познавательная беседа: «Что такое Новый год?»
Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
Вся из снега, изо льда,
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год.
(Снегурочка)
Красавица какая -
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка)
-О каком празднике мы сегодня будем говорить?
- Беседа об истории праздника на Руси.
-Как вы думаете, всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.
В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.
Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.
В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.
История Деда Мороза
Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).
Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.
История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
- Истории празднования Нового года в других странах?
-Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?
В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель.
Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё...
В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.
Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.
В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.
Французский Дед Мороз — Пэр Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.
В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые цветы.
У финнов существовала традиция – надевать шубы и соломенные маски с рожками, изображая козлов («пукки»), и ходить по фермам: сначала – с пением песен и сбором угощения, затем – с подарками для детей. Так и появился финский «Дед Мороз» – «рождественский козел» Йоулупукки. До XIX века он все еще носил вывернутую наизнанку шубу и рожки, а потом переоделся по европейскому стандарту – в красный кафтан с поясом, колпак и сапожки, отрастил длинную бороду и надел модные очки. Олень Рудольф – главный помощник Йоулупукки в деле развоза подарков по всему миру.
- Подвижная игра.
-Какие зимние, новогодние игры вы знаете?
("Заморожу", "Снежки", "Не выпустим", "Два Мороза")
Предложить поиграть в любую игру на выбор.
Приложение 2.
Экспериментальная деятельность
Тема: «Цветные льдинки»
Цели:
- развивать у детей естественнонаучные и сенсорные представления;
- познакомить детей с агрегатным состоянием воды – льдом;
- экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду (темную и светлую синюю воду и др.);
- упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный, темно-синий, светло-синий и др. оттенки);
- изготовить цветной лед и украсить ими постройки на прогулочной площадке.
Ход занятия:
(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную, синюю, зеленую воду. Воспитатель предлагает узнать, что будет с цветной водой, если вынести ее на улицу).
- Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках. (Темно-красная и светло-красная, темно-синяя и светло-синяя, темно-зеленая и светло-зеленая).
- Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики и в формочки из-под шоколадных конфет.
-Какого цвета вода в формочках?
-Как вы думаете, что с ней станет на морозе?
-Что же стало с водой в формочках? (Она замерзла - получился лед)
-Какого цвета получился лед в формочках?
-Давайте рассортируем льдинки по цвету в шесть ведерок в соответствии с цветовыми условными обозначениями.
- Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки? (взять в группу, после сна проверить).
-Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки? (Они растаяли, и образовалась вода)
(На следующий день воспитанники снова изготавливают воду двух-трех других цветовых оттенков (по выбору детей) и делают льдинки).
- Какого цвета вода получилась у вас сегодня?
-Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы и выложим красивый узор.
(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения «Собери бусы», «Выложи узор»)
Примечание: После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: «темный», «светлее», «самый светлый».
Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов (от самого светлого до темного и наоборот), воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки.
Экспериментальная деятельность № 2
Тема: «Искусственный снег»
Цель: узнать способы получения искусственного снега и самим получить его
.
Что такое искусственный снег?
Искусственный снег - это белая рыхлая масса, которая выглядит как настоящий снег. Он теплый и не тает. Из такого снега легко лепить снежные комки и разные фигуры. Его долгое время можно хранить в мешочке и он не потеряет свои свойства. Его используют как в играх так и при украшении помещений. Такой снег не опасен для здоровья.
2.3. Где можно использовать?
- Искусственный снег можно использовать в экспериментальной деятельности. Проводить всевозможные с ним опыты.
- Можно с ним играть, делать разные фигуры, применять как украшение. Он не тает. Хорошо хранится в целлофановом мешочке, при обычной температуре, а после высыхания некоторое время держит форму.
Результат: Снежные массы получились и напоминают внешним видом и на ощупь настоящий снег.
Вывод: С помощью искусственного снега можно показать липкость снега как свойство. Легко получить, удобно использовать и хранить.
Приложение 3.
ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Вьюга»
Поет вьюга свою песню. Завывает ветром. Кружит снегом. Метет по земле поземку. Стучится в окна. | -Произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ладони друг к другу. Когда руки разводят в стороны, звук громче, когда приближают – затихает. -Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой. -Звук [a] произносят то выше, то ниже, делая движения рукой. -Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук ш. -Произносят коротко и остро "тук, тук…", показывая указательным пальцем высоту звука. |
«Метель»
Свистели метели, Летели снега, Стелила постели большая пурга. Стелила постели морозом она, И было метелям всю ночь не до сна. | -Произносят звук [y] от низкого к высокому. -Произносят звук [о] от низкого к высокому. -Произносят звук [и] вверх и вниз, показывая его высоту рукой. -Пропевают отрывистые, острые звуки [а] в разных регистрах. -То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные. |
Приложение 4.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу )
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (изображаем фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец)
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Снежный ком»
Взяли дети белый ком,
Лепить будем снежный дом
(движения, изображающие лепку снежков)
Мы польем его водой,
Домик будет ледяной
(«плескать» ладонями воду)
Ком за комом мы кладем,
(ставить кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом
(нарисовать в воздухе ладонями домик)
«Ёлочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Приложение 5.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной.
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка «Сосулька»
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.
Показать: разные звери встречают Новый год.
Пластические этюды
Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
Приложение 6
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
«Новый год»
У всех Новый год,
И у нас Новый год.
(Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной
Хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз.
(Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс!
(Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,—
(Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс.
(Шагаем на месте)
«Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо, влево)
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Ходьба на месте, улыбка)
«Зимой»
Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)
Приложение 7.
Беседа о правилах безопасности в Новый год
Задача: познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику.
Оборудование: иллюстрации с изображением новогодней ёлки.
Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой.
– Посмотрите, вот она – красавица – ёлка. Какие на ней украшения? (Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда).
– А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева, пласт-массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар?
- Почему это может произойти? (Предположения детей)
-А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира. Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания.
– Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год? (Дед Мороз)
– Почему? (Потому что он приносит нам подарки). Какие подарки может принести Дед Мороз? (Сладости, игрушки) .
– А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки(Ответы детей)
– Да, ребята, все: и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду.
-Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила осторожности?(Предположения детей)
- Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под присмотром родителей.
– Где надо зажигать бенгальские огни? (На улице).
Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может стать причиной пожара.
– Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм.
- Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать родителей за руку. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
– Ребята, сегодня мы с вами говорили о безопасности во время встречи Нового года. Давайте повторим еще раз все.
- Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года
Приложение 8.
Загадки о зиме и Новом Годе
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком…
Может это Людоед?
— Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет…
Может, это ваш Сосед?
— Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам Электрик свет?
— Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно… (Дед Мороз)
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?
(Дед Мороз)
Мы купили вещалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки!
(Елка)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет… (от елки)
Ну и елка, просто диво!
Как нарядна, как… (красива)
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные… (игрушки)
Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)
Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин)
Расписные цепи
Эти
Из бумаги клеят
Дети.
(Гирлянды)
В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие… (блестят)
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая… (звезда)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы.
(Санки)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)
Льется речка — мы лежим.
Лед на речке — мы бежим.
(Коньки)
Он на вид — одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется… (сноуборд)
Сажусь и качусь,
С горы я мчусь.
Но это не санки,
А просто… (ледянка)
Чудо-дворник перед нами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
(Снегоуборочная машина)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки)
Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик)
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.
(Снег)
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Стоит дерево,
У этого дерева двенадцать отростков,
У двенадцати отростков по четыре прута,
У прута по шести кистей, седьмая — золотая.
(Год, месяцы, недели, дни недели)
Он живет совсем немного,
А сейчас ждет у порога.
Кто в двенадцать к нам войдет?
Ну конечно… (Новый год)
На дворе снежок идет,
Скоро праздник… (Новый год)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели) 3 декабря– 27 декабря 2018 года Место реализации: МБДОУ №24 « Дельфинёнок » Возраст детей: 5-6 старшая группа № 3 «Золотая рыбка» Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети, их родители.
Актуальная значимость проекта: Анализируя знания детей группы о новогоднем празднике, выявлено, что они не знают об истории появления этого праздника, не имеют представления о праздновании Нового года Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети и родители не совсем знакомы с историей Новогодней елки и праздника «Новый год», его традициями и обычаями. Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Что такое Новый год?». Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. Цель: Расширять представления о любимом зимнем празднике – Новом годе.
Задачи: 1. Расширить знания детей о праздновании Нового года в России. 2. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года 3. Дать сведения о том, где живет Дед Мороз. 4.Познакомить с разновидностью и этапами изготовления новогодних игрушек в разные временные отрезки. 5. Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через изготовление поделок, разучивание танцев, стихов, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин и иллюстраций. 5. Привлекать родителей к совместной деятельности со своими детьми. 6. Вызвать желание готовить подарки, сюрпризы друзьям, родным к предстоящему празднику. 7.Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, фотогазеты про Новый год) . 8. Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника. 9.Создать условия для детского творчества использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта. 10.Вовлечь родителей в подготовку праздника.
Ожидаемые результаты: Для детей: - Расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях. - Развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива. - Вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен, танцев Для родителей: - Оптимизация детско-родительских отношений. - Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность группы; родители приняли участие в организации новогоднего утренника, в оформлении новогоднего убранства группы и в поездке на экскурсию.
21.12.18 Пятница Конструирование из бумаги «Новогодняя ночь» 23.12.18 Воскресенье Поездка на квэст - экскурсию! «Карамельная фабрика Деда Мороза»
27.12.18 Подарок родителям от воспитателей группы «Новогодний картонный торт с пожеланиями»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что такое Новый год" Сценарий праздника для детей средней группы
Сценарий праздника предназначен для детей средней группы. Сюжет праздника позволит обогатить детей новыми, яркими впечатлениями....
Что такое Новый год
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» на тему «Что такое Новый год» по программе дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. ...
презентация проекта "Что такое новый год"
Над проектом" Что такое новый год" работу начали из-за интереса детей в каждой ли стране одинаков Дед Мороз. И решили узнать как рпазднуют люди в других странах Новый год. Родители откликнулись в помо...
Стихотворение "Что такое Новый Год"
Автор: Шляева В.П....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Что такое Новый год?»
Интегрированное занятие по развитию речи в средней группе...
Что такое Новый год?
сценарий новогоднего утренника в средней группе...
Новый год. "Что такое Новый год?"
Новый год. Старшая группа....