Рабочая программа музыкального руководителя 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми старшей группы (5-6 лет)
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 и программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_starshaya_gruppa.doc | 465.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18
Принято: на Педагогическом совете №1 от __________2018г | Утверждено: Заведующий МБДОУ д/с №18 ______________Т.А.Шуянова Приказ №___от «___»____2018г |
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми старшей группы (5-6 лет)
«Пчелка»
на 2018 – 2019 учебный год
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Карасёва Светлана Николаевна
Городской округ город Выкса, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………... | 3 |
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….. | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации программы …………………………………………. | 4 |
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса ……………. | 5 |
1.4. Возрастные особенности детей старшей группы……………………… | 7 |
1.5. Задачи музыкального воспитания детей старшей группы……………. | 9 |
1.6. Планируемые результаты освоения Программы старшей группы…… | 14 |
1.7. Контингент воспитанников старшей группы………………………… | 15 |
2. Содержательный раздел ………………………………………………………….. | 15 |
2.1. Учебный план …………………………………………………………………….. | 15 |
2.2. Содержание образования по образовательным областям…………………….. | 17 |
2.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности ………………… | 18 |
2.4. Комплексно-тематическое планирование старшей группы…………. | 18 |
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………. | 35 |
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы ………………............................................................................. | 37 |
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников ……………………………………. | 41 |
2.8.Взаимодействие со специалистами, социумом………………………………….. | 42 |
3. Организационный раздел ………………………………………………………… | 45 |
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя…………………….. | 45 |
3.2. Культурно-досуговая деятельность…………………………………………….. | 46 |
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета………………………………………………………………………………... | 48 |
3.4. Перечень методического обеспечения …………………………………………. | 49 |
4. Приложение | |
4.1. Программа по саморазвитию | |
4.2. Календарное планирование старшей группы |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 и программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Программа рассчитана на 2018-2019 учебный год и разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устава МБДОУ детского сада №18
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста. Программа включает в себя следующие разделы:
1.музыкально – ритмические движения
2.развитие чувства ритма, музицирование
3.пальчиковая гимнастика
4.слушание, импровизация
5.распевание, пение
6.пляски, хороводы
7. игры.
1.2. Цели и задачи программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
1.3. Методические принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
- Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
- Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
- Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
- Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
- Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
- Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
- Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
1.4. Возрастные особенности детей старшей группы.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть
самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и
их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для
дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ Я.
Непосредственно-образовательная деятельность являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. НОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
Музыкальное развитие детей осуществляется в НОД , и в повседневной жизни.
1.5. Задачи музыкального воспитания детей старшей группы.
Музыкально-ритмические движения
- Ритмично ходить в одном направлении, сохраняя дистанцию.
- Ходить парами, тройками, вдоль стен, врассыпную.
- Останавливаться четко, с концом музыки.
- Придумывать различные фигуры.
- Выполнять движения по подгруппам.
- Совершенствовать координацию рук.
- Четко, непринужденно выполнять поскоки с ноги на ногу.
- Выполнять разнообразные ритмичные хлопки.
- Выполнять пружинящие шаги.
- Выполнять прыжки на месте, с продвижениями, с поворотами.
- Совершенствовать движете галопа. Передавать выразительный образ.
- Развивать плавность движений.
Репертуар:
«Марш». Музыка Ф. Надененко
Упражнение для рук. Польская народная мелодия
«Великаны и гномы». Музыка Д. Львова-Компанейца
Упражнение «Попрыгунчики». Музыка Ф. Шуберта
Хороводный шаг. Русская народная мелодия «Марш». Музыка В. Золотарева
«Прыжки». Английская народная мелодия
Упражнение «Поскоки». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Буратино и Мальвина»
Упражнение «Гусеница». Музыка В. Агафонникова
Упражнение «Ковырялочка». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка М. Роббера
«Всадники». Музыка В. Витлина
Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия
Упражнение «Аист»
Упражнение «Кружение»
Упражнение «Приставной шаг». Немецкая народная мелодия
«Попрыгаем и побегаем». Музыка С. Соснина
«Ветер и ветерок». Музыка Л. Бетховена
Упражнение «Притопы». Финская народная мелодия
«Марш». Музыка И. Кишко
Упражнение «Мячики». Музыка П. Чайковского
«Шаг и поскок». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Веселые ножки». Латвийская народная мелодия
«Марш». Музыка Н. Богословского
«Кто лучше скачет?». Музыка Т. Ломовой
«Побегаем». Музыка К. Вебера
«Спокойный шаг». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Полуприседание с выставлением ноги». Русская народная мелодия
«Пружинящий шаг и бег». Музыка Е.Тиличеевой Упражнение для рук. Шведская народная мелодия
«Разрешите пригласить». Русская народная мелодия
«После дождя». Венгерская народная мелодия
«Зеркало». Русская народная мелодия
«Три притопа». Музыка Ан. Александрова
«Смелый наездник». Музыка Р. Шумана
«Спортивный марш». Музыка В. Золотарева
Упражнение с обручем. Латышская народная мелодия
Упражнение «Ходьба и поскоки». Английская народная мелодия
Упражнение «Петушок». Латышская народная мелодия
Развитие чувства ритма. Музицирование
- Проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки), выложенные на фланелеграфе.
- Прохлопывать ритмические песенки.
- Понимать и ощущать четырехдольный размер («Музыкальный квадрат»).
- Различать длительности в ритмических карточках.
- Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические формулы.
- Осмыслить понятие «пауза».
- Сочинять простые песенки.
- Выслушивать предложенный ритм до конца и повторять его.
Репертуар:
Дидактическая картинка «Белочка»
«Тук-тук, молотком»
«Кружочки»
Дидактические таблицы
Ритмические карточки
Карточки и жучки
«Кап-кап»
«Гусеница»
Картинки
«Тик-тик-так»
«Рыбки»
«Солнышки и ритмические карточки
«Колокольчик»
«Живые картинки»
Ритмические карточки и снежинки
«Сел комарик под кусточек»
«По деревьям скок-скок!»
«Ритмический паровоз»
«Жучок»
Ритмические формулы из жучков
«Лиса»
«Маленькая Юлька»
«Федосья»
Пальчиковая гимнастика
- Развитие речи, артикуляционного аппарата.
- Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности.
- Развитие чувства ритма.
- Формирование понятие звуковысотности.
Репертуар:
«Поросята»
«Дружат в нашей группе»
«Зайка»
«Мы делили апельсин»
«Коза и козленок»
«Кулачки»
«Птички прилетели»
«Вышла кошечка»
«Цветок» «Крючочки»
Слушание музыки
- Знакомить с творчеством П. И. Чайковского. Произведения из «Детского альбома».
- Различать трехчастную форму.
- Продолжать знакомить с танцевальными жанрами.
- Учить выражать характер произведения в движении.
- Определять жанр и характер музыкального произведения.
- Запоминать и выразительно читать стихи.
- Выражать свое отношение к музыкальным произведениям в рисунке.
Репертуар:
«Марш деревянных солдатиков». Музыка П. Чайковского
«Голодная кошка и сытый кот». Музыка В. Салманова
«Полька». Музыка П. Чайковского
«На слонах в Индии». Музыка А. Гедике «Сладкая греза». Музыка П. Чайковского «Мышка». Музыка А. Жилинского
«Болезнь куклы». Музыка П. Чайковского
«Клоуны». Музыка Д. Кабалевского
«Новая кукла». Музыка П. Чайковского
«Страшилище». Музыка В. Витлина
«Утренняя молитва». Музыка П. Чайковского
«Детская полька». Музыка А. Жилинского
«Баба Яга». Музыка П. Чайковского
«Вальс». Музыка С. Майкапара
«Игра в лошадки». Музыка П. Чайковского
«Две гусеницы разговаривают». Музыка Д. Жученко
«Вальс». Музыка П. Чайковского
«Утки идут на речку». Музыка Д. Львова-Компанейца
«Неаполитанская песенка». Музыка П. Чайковского
«Лисичка поранила лапу». Музыка В. Гаврилина
Распевание, пение
- Петь выразительно, протягивая гласные звуки.
- Петь, сопровождая пение имитационными движениями.
- Самостоятельно придумывать продолжение (или короткие истории) к песням.
- Аккомпанировать на музыкальных инструментах.
- Петь соло, подгруппами, цепочкой, «закрытым звуком».
- Расширять певческий диапазон.
Репертуар:
«Жил-был у бабушки серенький козлик». Русская народная песня
«Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Бай-качи, качи». Русская народная прибаутка
«Падают листья». Музыка М. Красева. Слова М. Ивенсен
«К нам гости пришли». Музыка Ан. Александрова. Слова М. Ивенсен
«От носика до хвостика». Музыка М. Парцхаладзе. Слова П. Синявского
«Снежная песенка». Музыка Д. Львова-Компанейца. Слова С. Богомазова
«Наша елка». Музыка А. Островского. Слова 3. Петровой
«Дед Мороз». Музыка В. Витлина. Слова С. Погореловского
«Зимняя песенка». Музыка В. Витлина. Слова П. Кагановой «Песенка друзей». Музыка В. Герчик. Слова Я. Акима
«Про козлика». Музыка Г. Струве. Слова В. Семернина
«Кончается зима». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой «Мамин праздник». Музыка Ю. Гурьева. Слова С. Виноградова «Динь-динь». Немецкая народная песня
«У матушки было четверо детей». Немецкая народная песня
«Скворушка». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой
«Вовин барабан». Музыка В. Герчик. Слова А. Пришельца
«Я умею рисовать». Музыка и слова Л. Абелян
«Вышли дети в сад зеленый». Польская народная песня
«Веселые путешественники». Музыка М. Старокадомского. Слова С. Михалкова
«Кукушка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой
«Елочка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова М. Ивенсен
«Сею-вею снежок». Русская народная песня
«Голубые санки». Музыка М. Иорданского. Слова М. Клоковой
«Песенка-чудесенка». Музыка А. Берлина. Слова Е. Каргановой
«Веселая дудочка». Музыка М. Красева. Слова Н. Френкель
Игры, пляски, хороводы
- Ходить простым русским хороводным шагом.
- Выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку» с поворотом корпуса и др.
- Выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки.
- Ощущать музыкальные фразы.
- Чередовать хороводные шаги с притопами, кружением.
- Выполнять простейшие перестроения.
- Согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов.
- Самостоятельно начинать и заканчивать движения.
- Развивать танцевальное творчество.
Репертуар:
«Воротики». Русская народная мелодия
«Приглашение». Украинская народная мелодия
«Шел козел по лесу». Русская народная песня
«Плетень». Музыка В. Калиникова. Слова народные
«Чей кружок скорее соберется?». Русская народная мелодия
«Пляска с притопами». Украинская народная мелодия
«Ловишки». Музыка И. Гайдна
«Веселый танец». Еврейская народная мелодия
«Ворон». Русская народная песня
«Займи место». Русская народная мелодия
«Кошачий танец». Рок-н-ролл
«Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой
«Отвернись - повернись». Карельская народная мелодия
«Танец в кругу». Финская народная мелодия
«Потанцуй со мной, дружок!». Английская народная мелодия
«Вот попался к нам в кружок». Игра «Не выпустим». Музыка и слова народные
«Парная пляска». Чешская народная мелодия
«Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой
«Догони меня!»
«Будь внимательным». Датская народная мелодия
«Озорная полька». Музыка Н. Вересокиной
«Найди себе пару». Латвийская народная мелодия
«Дружные тройки». Музыка И. Штрауса
«Сапожник». Польская народная песня
«Светит месяц». Русская народная мелодия
«Ну и до свидания». Музыка И. Штрауса
«Горошина». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
«Игра с бубнами». Музыка М. Красева
«Веселые дети». Литовская народная мелодия
«Земелюшка-чернозем». Русская народная песня
«Перепелка». Чешская народная песня
«Вышли дети в сад зеленый». Польская народная песня
1.6. Планируемые результаты освоения Программы старшей группы
К концу года дети могут:
• Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
• Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
• Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
• Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
• Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
• Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.
1.7. Контингент воспитанников старшей группы
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Осн. гр. здоровья | Национальность |
1 | Бежаев Сева | 19.06.2013г | II | русский |
2 | Белоус Даниил | 23.09.2013г | II | русский |
3 | Бондарь Степан | 11.09.2013г. | II | русский |
4 | Борисков Миша | 2.06.2013г. | II | русский |
5 | Веретёнова Валя | 22.09.2013г | II | русская |
6 | Войнов Илья | 22.09.2013г. | II | русский |
7 | Гусева Кира | 03.12.2012г | I | русская |
8 | Иванов Андрей | 15.05.2013г | II | русский |
9 | Иванов Артём | 12.04.2013г. | I | русский |
10 | Калповский Мирослав | 24.07.2013г. | II | русский |
11 | Кашенкова Яна | 02.01.2013г. | II | русская |
12 | Короткова Варя | 26.03.2013г. | II | русская |
13 | Крылов Артём | 19.09.2013г. | II | русский |
14 | Малышева Варя | 22 02 2013г. | II | русская |
15 | Маркова Алиса | 05.11.2013г | I | русская |
16 | Печников Кирилл | 26.05.2013г | I | русский |
17 | Рогов Артём | 18.01.2013г | I | русский |
18 | Соколов Макар | 30.11.2012г | I | русский |
19 | Спирин Илья | 16.09.2013г | II | русский |
20 | Ткачёв Максим | 24.05.2013г | II | русский |
21 | Трусилина Настя | 02.03.2013г | II | русская |
22 | Фимин Ефим | 11.10.2013г | II | русский |
23 | Шалаева Таисия | 14.11.2013г | II | русская |
24 | Шикова Екатерина | 18.10.2013г | II | русская |
25 | Панков Егор | I | русский |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и один вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня.
Учебный план
Группа | Продолжительность занятия (мин) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Занятие с воспитателем |
Старшая | 25 | 2 | 73 | 1 |
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2 Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. |
Образовательная область «Речевое развитие» | Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи, обогащение «образного словаря». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. |
2.3. Расписание музыкальной образовательной деятельности в старшей группе
Дни недели | Время проведения НОД | группа |
Понедельник |
| |
Вторник | 9.30-9.55 | |
Среда | ||
Четверг | 9.30-9.55 | |
Пятница |
2.4. Комплексно-тематическое планирование старшей группы
Задачи музыкального развития детей шестого года жизни
- Расширять знания детей о музыке. Накапливать опыт восприятия произведений мировой культуры разных эпох и стилей, народной музыке. Вызывать сопереживания музыке, проявления эмоциональной отзывчивости. Различать жанры музыки: марш, песня, танец. Различать части музыкального произведения: вступление, проигрыш, заключение, припев, запев.
- Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Петь выразительно без напряжения плавно, лёгким звуком в диапазоне ре 1 октавы – ля (до) 2 октавы, брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, точно вступать и заканчивать песню.
- Уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трёх частной формой музыки и музыкальными фразами.
- Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении, боковой галоп, переменный шаг, приставной шаг.
- Развивать интерес к игре на музыкальных инструментах. Играть в
оркестре на различных инструментах. Закрепить навык игры на металлофоне (сольное, ансамблевое исполнение). Развивать творческое воображение при игре на нетрадиционных музыкальных инструментах.
- Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов.
Действовать самостоятельно, не подражая друг другу, развивать творческую активность детей.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию с детьми 5-6 лет
Продолжительность занятия в старшей группе -25 минут
Количество НОД в неделю - 2
Сентябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки. Свободно ориентироваться в пространстве. Познакомить с движениями хоровода, менять движения по музыкальным фразам. 2.Навыки выразительного движения: развивать внимание, двигательную реакцию. Учить импровизировать движения разных персонажей. | «Марш» Надененко, «Упражнение для рук» Шостакович, «Великаны и гномы» Львов-компанеец, «Попрыгунчики» Сметана, «Русский хоровод» Ломова, «Чей кружок быстрее соберется» обр. Ломовой, «Плетень» обр. Каплуновой. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 3-19 |
Слушание:
| Учить детей различать жанры музыкальных произведений. Воспринимать бодрый характер, четкий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику. Развивать ритмический слух, различать звуки б 3. | «Марш деревянных солдатиков» Чайковский, «Голодная кошка и сытый кот» Салманов, «Тук, тук молотком» р.н.м. | |
Пение:
| Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1- до2,брать дыхание пере началом пения и между музыкальными фразами. Учить инсценировать песню. Формировать умение сочинять мелодии разного характера. | «Бай-бай, качи» р.н.м., «Жил-был у бабушки» обр. Каплуновой, «Урожай собирай» Филиппенко, «Дин - дон». | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей исполнять простейшие песенки на детских музыкальных инструментах (коробка, треугольник). | «Строители» р.н.м. | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей заниматься музыкальной, театрализованной деятельностью. | Фланелеграф, лесенка, пальчиковый театр, металлофон. | |
Развлечение: | Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. | «День знаний!» |
Октябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей слышать, различать и отмечать в движении смену регистров Закреплять умение детей выполнять движения плавно, мягко и ритмично. 2.Навыки выразительного движения: Побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен. Развивать ловкость и внимание. | «Марш» Золотарев, «Поскачем» Ломова, «Гусеница» Агафонников, Упражнения с лентами» Шостакович, «Ковырялочка» р.н.м., «Дружные пары» Штраус, «Чей кружок» Ломова, «Ловишка». «Шел козел по лесу» р.н.м., | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 21-41 |
Слушание:
| Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической музыки. Учить различать песенный, танцевальный, маршевый характер музыкальных произведений. Учить различать ритмические рисунки нескольких попевок. | «Осенняя песня» Чайковский, «На слонах в Индии» Гедике, «Парень с гармошкой» Свиридов, «Определи по ритму» Тиличеева. | |
Пение:
| Формировать умение детей певческие навыки: умение петь легким звуком, произносить отчетливо слова, петь умеренно громко и тихо. Поощрять первоначальные навыки песенной импровизации. | «Осенние распевки», «Падают листья» Красев, «К нам гости пришли» Александров, «Здравствуйте!». « | |
Игра на музыкальных инструментах: | Исполнять небольшие песенки на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. | «Смелый пилот». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей, побуждать к самостоятельному музицированию. | «Тук-тук, молотком» р.н.м. | |
Развлечение: | Воспитывать эмоционально- положительное отношение к музыкальным спектаклям. | «Правила дорожного движения». |
Ноябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Совершенствовать движение галопа, учить детей правильно выполнять хороводный и топающий шаг. Учить танцевать в красивом, ровном кругу хоровод. 2.Навыки выразительного движения: Точно реагировать на звуковой сигнал, проявлять выдержку. Побуждать детей выразительно передавать образ танцующей кошки. | «Марш» Робер, «Всадники» Витлин, «Вертушки» Иорданский, «Топотушки» укр.н.м., «Полька» Штраус, «Ворон» Тиличеева, «Кот и мыши» Ломова, «Кошачий танец» Каплунова. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 43-60 |
Слушание:
| Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке. Различать форму (три части) и слышать изобразительные моменты. Продолжать развивать ритмический слух детей. | «Сладкая греза» Чайковский, «Мышки» Жилинский, «Ритмические полоски». | |
Пение:
| Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию. Предлагать детям импровизировать детям ответ на вопрос. | «Моя Россия» Струве, «Бедный ежик» Ермолов, «Падают листья» Красев, «Зайка, зайка, где бывал?» Скребкова. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей играть в ансамбле. | «Звенящий треугольник» Рустамов. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать умение детей различать короткие и длинные звуки. | «Определи по ритму» Тиличеева. | |
Развлечение: | Приобщать детей к спортивным играм. | «Спортивный досуг". |
Декабрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Развивать чувство ритма: звенеть погремушкой несложный ритмический рисунок, затем маршировать под музыку. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 2.Навыки выразительного движения: выразительно исполнять танцевальные движения: полуприседание с поворотом, «ковырялочка», притопы. Развивать творческие способности детей: учить составлять танцевальные композиции. | «Погремушки» Вилькорейская, «Поскоки» Ломова, «Три притопа» Метлов, «К нам приходит Новый год» Герчик, «Не выпустим» р.н.м., «Вальс снежных хлопьев Чайковский. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 62-76 |
Слушание:
| Учить детей слушать и обсуждать прослушанную музыку разного характера: печальную, радостную, полетную и др. Способствовать развитию фантазии: передавать свои мысли и чувства в рисунке, в движении. Развивать тембровый слух детей. | «Болезнь куклы» Чайковский, «Новая кукла» Чайковский, «На чем играю?». | |
Пение:
| Передавать радостное настроение песни. Различать форму: вступление, запев, припев, заключение, проигрыш. Учить петь умеренно громко, тихо. Побуждать детей сочинять плясовые и маршевые мелодии на слоги. | «Что нам нравится зимой?», «Елочная» Попатенко, «Трень-брень», «Топ-топ». « | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей импровизировать мелодии по одному и в ансамбле. Знакомые произведения играть слаженно, начиная игру после музыкального вступления. | «Часики» Вольфензон. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. | Знакомые игры. | |
Развлечение: | Создать радостную праздничную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в утреннике. | «Приключения лисы Алисы и кота Базилио». |
Январь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей отмечать сильную долю такта в движении, менять движения в соответствии с музыкальной фразой. Формировать умение двигаться приставным шагом в сторону, вперед, назад. 2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движение после музыкального вступления, согласовывать движения с движениями партнера. Учить детей свободно ориентироваться в пространстве. | «Передача платочка» Ломова, «Приставной шаг в сторону» Жилинский, Полька «Ну и до свидания!» Штраус, «Игра с бубном» Ломова. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 78-89 |
Слушание:
| Дать детям представление о развитии образа в музыке. Учить детей различать жанры музыкальных произведений ( марш, песня, танец). Побуждать детей выражать свои мысли, чувства в рисунках, движениях. Развивать динамический слух детей. | «Походный марш» Кабалевский, «Страшилище» Витлин, «Найди шарик». | |
Пение:
| Петь без напряжения, легким, плавным звуком, в сопровождении музыкального инструмента и без сопровождения. Учить детей инсценировать песню, петь с солистами. Формировать умение сочинять мелодии разного характера. | «С нами , друг!» Струве, «Зимнее утро» Полякова, «Мишка» Бырченко. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей играть на детских инструментах по одному и в ансамбле | «Гармошка» Тиличеева. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать тембровый слух детей. | «На чем играю?» | |
Развлечение: | Способствовать развитию эстетического вкуса, умения ценить произведения искусства. | «Зимние забавы». |
Февраль
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Закреплять умение детей различать звучание мелодии в разных регистрах: поочередно маршировать девочек и мальчиков, идти в парах, согласуя движения с регистровыми изменениями. Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой произведения. 2.Навыки выразительного движения: Учить различать части, фразы музыкальных произведений, передавать их характерные особенности в движениях. Инсценировать песню не подражая друг другу. | «Смелый наездник» Шуман, «Шагают девочки и мальчики», «Круговая пляска» р.н.м., «Мы - военные» Сидельников. «Я полю, полю лук». | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 92-104 |
Слушание:
| Знакомить с песнями лирического и героического характера, Воспитывать чувство патриотизма. Учить детей слышать изобразительные моменты в музыке, соответствующие названию пьесы. Развивать музыкальную память детей (знакомые попевки). | «Моя Россия» Струве, «Буденовец» Дубравин, «Музыкальный домик». | |
Пение:
| Учить детей исполнять песню лирического характера напевно, чисто интонируя мелодию, отчетливо произнося слова; передавать в пении характер военного вальса, начинать петь сразу после вступления, ритмически точно исполняя мелодию. Импровизировать окончание несложной мелодии. | «Маме в день 8 Марта» Тиличеева, «Морской капитан» Протасов, «Зайка» Бырченко. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учит детей играть на двух пластинах металлофона. | «Лиса по лесу ходила» обр. Попова. | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей самостоятельно играть, соблюдая правила игры. | «Найди шарик». | |
Развлечение: | Развивать чувство сопричастности ко всенародным торжествам. | «Ты не бойся, мама!». |
Март
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Закреплять навык бодрого и четкого шага. Учить детей передавать мяч по кругу на сильную долю такта. Выполнять имитационные движения игры с мячом. 2.Навыки выразительного движения: Закреплять у детей умение двигаться хороводным шагом, следить за осанкой, характерной для русского хоровода. Способствовать развитию танцевально- игрового творчества. Развивать быстроту реакции. | «Шла колонна» Леви, «Передача мяча» Соснин, «Русский хоровод» обр. Ломовой, «Будь ловким» Ладухин, «Где был, Иванушка?» р.н.м. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 107-120 |
Слушание:
| Учить различать средства музыкальной выразительности (как рассказывает музыка). Побуждать детей эмоционально воспринимать лирическую мелодию в ритме вальса. Развивать звуковысотный слух детей . | «Шарманка» Шостакович, «Вальс» Кабалевский, «Лесенка» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить детей петь легко, весело, четко произносить слова, различать музыкальное вступление, запев, припев. Предложить детям импровизировать окончание мелодии. | «Светит солнышко» Ермолов, «Так уж получилось» Струве, «Играй, сверчок!» Ломова. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Совершенствовать игру на металлофоне в ансамбле. | «Дождик» р.н.п. | |
Самостоятельная деятельность: | Закреплять умение детей различать звуки по высоте. | «Музыкальный домик». | |
Развлечение: | Вызвать интерес к слушанию музыки. | «Слушаем музыку». |
Апрель
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источнк |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить двигаться ритмично пружинящим бегом, кружиться в парах на бегу. Учить переходить от энергичных движений к плавным, в зависимости от характера музыки и динамических изменений. 2. Навык выразительного движения: Развивать ловкость и быстроту реакции. Самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
| «Вертушки» Степовой, «Цветные флажки», «Подгорка» р.н.м., «Ловушка» укр.н.м., «Как у наших у ворот» обр. Новоскольцевой. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 123-138 |
Слушание:
| Учит детей различать музыкальны образы, средства музыкальной выразительности: регистры, динамика, темп, тембр, ритм. Учить детей ясно излагать свои мысли и чувства, эмоциональное восприятие и ощущения. | «Баба Яга» Чайковский, «Вальс» Майкапар, «Жучок» Каплунова. | |
Пение:
| Продолжать формировать умение петь легким звуком, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Предавать в пении характер песни, петь умеренно громко и умеренно громко. Побуждать детей сочинять мелодии разного характера. | «Если все вокруг подружатся» Соснин, «Солнце улыбается» Тиличеева, «Гуси» Бырченко. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Играть мелодию на металлофоне по одному и небольшими группами. | «Жучок» Каплунова. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. | «Лесенка» Тиличеева. | |
Развлечение: | Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. | «русские народные песни о животных». |
Май
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от темпа умеренного к быстрому. 2. Навыки выразительного движения: Развивать навык инсценировки песен, тембровый слух детей (различать голоса товарищей). | «Солнце, дождик, радуга.» «На лошадке» Витлин, «Земелюшка-чернозем» р.н.м., «Догадайся, кто поет» Тиличеева. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 140-149 |
Слушание:
| Учит детей слышать изобразительные моменты в музыке. Различать регистры, тембр, темп, динамику; характер вступления, куплетов песни. Учить передавать пение кукушки (изобразительный момент в музыке) игрой на металлофоне и треугольнике. Совершенствовать восприятие основных свойств музыкального звука. | «Две гусеницы разговаривают» Жученко. «Кукушка» Аренский, «Песенка» Тиличеева. | |
Пение:
| Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих в себя разные виды мелодического движения и различные интервалы. Содействовать развитию у детей музыкальной памяти (узнавать песни), музыкальной фантазии (сочинять мелодии). | «»Вышли дети в сад зеленый» р.н.п., «Я умею рисовать» Абелян. «Догадайся, кто поет?» | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей исполнять несложные песенки. | «Сорока-сорока» р.н.п. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать динамический слух детей. | «Громко-тихо запоем». | |
Развлечение: | Воспитывать чувство коллективизма, прививать любовь к семье. | «День дружбы». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| «Бег с листочками» Жилин, «Кто лучше скачет» Ломова. «Переменный шаг» обр. Ломовой, «Кот и мыши» Ломова, «Ежик» Аверкин, «Сел комарик на дубочек» р.н.п. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Старшая группа Стр. 149-151 |
Слушание: | «Ходит месяц над лугами» Прокофьев, «Мальчик-замарашка» Попатенко. | |
Пение: | «Земляничная поляна» Олифирова, «Заячий поход» Олифирова. « | |
Игра на музыкальных инструментах: | «Ослик» Урбах. | |
Самостоятельная деятельность: | «Лесенка» Тиличеева. | |
Развлечение: старшей группы | «Наступило лето». |
Ожидаемый результат усвоения программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:
- Уметь различать двух частную неконтрастную музыку
- Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
- Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку, выполнять «ковырялочку», притопы.
- Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование:
- Дети должны узнавать песню, выложенную графически
- Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.
- Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
- Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять на слух танец, марш, песню.
- Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.
- Уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.
- Уметь отображать свои впечатления в рисунке.
Пение:
- Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.
- Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками
- Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.
- Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Реализация рабочей программы осуществляется через формы проведения занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное
4. Доминантное
Методы активации и приемы включения детей в музыкальную деятельность:
-словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д);
-наглядные (видеоряд, изобразительный ряд и т.д);
-использование различных видов художественно- творческой деятельности (игровая , художественно-речевая, театрализованная, изобразительная и т.д.);
-использование ИКТ
Формы взаимодействия детей и взрослых | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации деятельности детей | |||
Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
деятельность;
дневной сон | Использование музыки: *во время праздников и развлечений; *в музыкально- театрализованной деятельности; *при слушании муз. сказок и т.д. | Создание условий для самос-льной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов. ТСО. Музыкально-дидактические игры. | Консультации для родителей; *Родительские собрания; *Индивидуальные беседы; *Совместное проведение праздников и развлечений; *Открытые просмотры НОД; *Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д. |
Условия реализации Программы:
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды:
Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
Способствует реализации образовательной программы;
Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2.Программа по музыкальному воспитанию предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится в первой половине дня. Музыка используется в режимных моментах.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования у детей интереса и ценностного отношения к музыке, развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности детей;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится (в январе, в мае) по четырем основным параметрам:
- Движение.
- Чувство ритма.
- Слушание музыки.
- Пение.
Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей дошкольного возраста.
Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.
Старшая группа
I Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки,
б) проявляет творчество (придумывает свои движения);
в) выполняет движения эмоционально.
2. Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проговаривать, играть на музыкальных инструментах.
3. Слушание музыки:
а) эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами);
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен придумать сюжет к музыкальному произведению.
4. Пение:
а) эмоционально и выразительно исполняет песни;
б) придумывает движения для обыгрывания песен;
в) узнает песни по любому фрагменту;
г) проявляет желание солировать.
- Движение:
а) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;
б) проявляет творчество;
в) выполняет движения эмоционально;
г) ориентируется в пространстве;
д) выражает желание выступать самостоятельно.
- Чувство ритма:
а) правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические формулы;
б) умеет их составлять, проигрывать на музыкальных инструментах;
в) умеет держать ритм в двухголосии.
- Слушание музыки:
а) Эмоционально воспринимает музыку (выражает свое отношение словами); умеет
самостоятельно придумать небольшой сюжет;
б) проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения;
в) различает двухчастную форму;
г) различает трехчастную форму;
д) отображает свое отношение к музыке в изобразительной деятельности;
е) способен самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению;
ж) проявляет желание музицировать.
- Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) способен инсценировать песню;
в) проявляет желание солировать;
г) узнает песни по любому фрагменту;
д) имеет любимые песни.
Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно.
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс интересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задача: Расширить контакты и взаимодействие с родителями.
Содержание | Формы работы | Сроки |
1.Знакомство с возрастными возможностями детей и с задачами по муз. воспитанию. | Выступление на родительском собрании. | Сентябрь |
2.Привлечение родителей к изготовлению праздничной атрибутики, дидактического материала, муз. инструментов в муз. уголок группы. | Консультация | Октябрь |
3. Культура поведения родителей и детей на праздниках. | Стендовая информация | Ноябрь |
4. Мастерим костюмы к празднику | Мастер-класс | Декабрь |
5. Проблемные моменты по вопросам музыкального воспитания детей. | Индивидуальные консультации | Январь |
6. Участие родителей в праздниках, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. | Совместные выступления детей и родителей | Февраль Март |
7. Музыка в жизни ребёнка. | Стендовая информация | Март |
8. Перспектива дальнейшего музыкального развития ребёнка. Участие родителей в празднике «Прощай, детский сад». | Индивидуальные консультации | Апрель Май |
2.8. Взаимодействие со специалистами, социумом
План работы музыкального руководителя по взаимодействию со специалистами МБДОУ №18 на 2018-2019 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия -Комплексное обследование развития детей дошкольного возраста. -Обсуждение и принятие плана совместной работы специалистов. | Сентябрь 2018г. Май 2019 г. Сентябрь 2018 г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
Совместная деятельность -Микропедсоветы по взаимодействию и координации деятельности специалистов. | 1 раз в квартал | Специалисты Педагоги ДОУ |
Аналитические мероприятия -Анализ результативности работы за 2018-2019 учебный год, определение задач на 2019-2020 учебный год. -Составление и озвучивание аналитической справки о персональной деятельности специалиста. | Май 2019г. Май 2019г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
План музыкальных мероприятий по взаимодействию с социумом на 2018-2019 учебный год.
Содержание | Сроки | Ответственная |
1.Выступление учеников ДШИ с концертами для детей детского сада. | В течение года. | Муз. руководитель |
2.Участие детей в фестивале ко Дню защиты детей в ДДТ. | июнь | Муз. руководитель |
Работа музыкального руководителя с воспитателями на 2018-2019 учебный год.
Задача: Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по созданию единого музыкально- образовательного пространства детства.
Содержание работы | Формы проведения | Субъект | Сроки Ответственные |
1.Консультация «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Сентябрь Муз. рук. |
2.Консультация «Виды театра» | Индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | Октябрь Муз. рук. |
3 совместная подготовка и проведение досуга «День матери» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Ноябрь Муз. рук. |
4.Консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей. | Индивидуальная | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
5.Консультация «Подготовка к праздникам» Организационные моменты, репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам, подготовка декораций. | Общая и индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
6.Консультация «Фольклор,как средство речевого развития ребёнка» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | декабрь Муз. рук. |
7совместная подготовка и проведение концерта для детей младшего возраста | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | январь Муз. рук. | |
8круглый стол «Педагог и музыкальный руководитель:вопросы сотрудничества. | общая | Педагоги дошкольного возраста | февраль Муз. рук |
9.Консультация «Подготовка к выпуску в школу» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Май Муз. рук |
3.Организационный раздел
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00– 16.30 |
8.00-8.20-подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00- 8.20 - подготовка к образовательному процессу |
8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.15- Группа младшего возраста«Василёк» 9.25-9.40- Группа млад.возраста«Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30 – 8.50- организация музыкальной среды в зале 8 50-9.05 Группа «Василёк» 9.15-9.30 Группа «Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30- 9.30 – изучение инновационных технологий по музыкальному воспитанию посредством интернет-материалов |
10.00-10.30- Индивидуальная работа с детьми 10.30-11.30 работа с документацией, разработка календарных планов | 10.20-10.50- Группа подготовительная«Ромашка | 9.40-10.05 Группа «Колокольчик» 10.30-12.00 подбор музыкального материала и литературы | 10.20-10.50-группа подготов. «Пчёлка» 11.00 – 12.00- – работа с документацией, разработка календарных планов | 9.30-10.10- работа по самообразованию 10.10-10.40-индивидуальная работа с детьми |
11.30-12.30- изготовление музыкальных пособий и музыкально-дидактических игр | 11.00 – 12.30 – разработка и изготовление оформления музыкального зала к праздникам | 12.00 – 12.30 – построение индивидуального образовательного маршрута для детей | 12.00 – 12.30 - подготовка к праздникам и развлечениям (написание сценариев | |
13.00-15.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00-15.00 – взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00 -14.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00 – 14.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 10.40-11.30 – организация музыкальной среды в зале |
15.15-15.25- Группа раннего возраста«Солнышко» | 15.30-16.00- консультации для родителей | 14.00-15.00- организация творческой проектной деятельности | 1130. – 12.30 – проведение мониторинговых обследований и контрольных диагностических срезов | |
15.15-15.25- Группа «Солнышко» | 13.00 – 15.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00-15.00 Работа с документацией | ||
15.30-16.00- вечер развлечений и досугов, индивидуальная работа с детьми | 15.45-16.10 Группа старшего возраста «Колокольчик» |
3.2. Культурно-досуговая деятельность
Музыкальные праздники на учебный 2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1.Праздник «Осенняя сказка» 1,2 младшие группы | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
2.Праздник «Осень, в гости просим!» средняя группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
3.Праздник «Осенины» старшая группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
4.Праздник «В гостях у Осени» подготовительная группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
5.Новый год (все возрастные группы) | Декабрь | Муз. руководитель, воспитатели |
6.Праздник, посвящённый 8 марта (1,2 младшие, средняя, старшая, подготовительная группы) | Март | Муз. руководитель, воспитатели |
7.Весенние праздники (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) | Апрель | Муз. руководитель, воспитатели |
8.Выпуск в школу (подготовительная группа) | Май | Муз. руководитель, воспитатели |
План развлечений и тематических занятий на учебный
2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1. «День знаний» (старшая, подготовительная группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Сентябрь | Муз. руководитель воспитатели |
2. «День матери» (старшая, подготовительные группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Ноябрь | Муз. руководитель воспитатели |
3. «Прощание с новогодней Ёлочкой» (все возрастные группы) | Январь | Муз. руководитель воспитатели |
4. «Папа-лучший друг» (старшая, подготовительная группы) | Февраль | Муз. руководитель воспитатели |
5. «День блина» (все возрастные группы) | Март | Муз. руководитель воспитатели |
6. «Заглянем в старину» (все возрастные группы) | Апрель | Муз. руководитель воспитатели |
7. «День победы» тематическое занятие (старшая, подготовительная группы); «У солнышка в гостях» детская дискотека (1,2 мл, средняя группы) | Май | Муз. руководитель воспитатели |
8. «Здравствуй, лето!» (все возрастные группы) | Июнь | Муз. руководитель воспитатели |
9. «Прощание с летом» (все возрастные группы) | Август | Муз. руководитель Воспитатели |
3.3 Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды, которая включает наличие необходимых пособий, игр, игровых материалов, соответствующего оборудования. Музыкальная предметная среда в ДОУ ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей.
Организуется по трем основным блокам:
- восприятие музыки (магнитофон, аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин);
- воспроизведение музыки (неозвученные музыкальные инструменты и озвученные, согласно возрасту группы);
- музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры, шапки-маски, различные атрибуты).
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детском музыкальной деятельности.
Для организации работы по театрализованной деятельности в группах имеются уголки театрализации, уголки ряжения.
Средства ТСО: музыкальный центр, телевизор, диски с обучающим материалом по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, диски (музыка из мультфильмов, звуки природы, современные записи и т.д.)
3.4 Перечень методического обеспечения
Комплект методического обеспечения музыкального образовательного процесса
Вид музыкальной деятельности | Старший дошкольный возраст |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие» ; «Определи по ритму» |
Вид музыкальной деятельности | Наглядно-иллюстративный материал |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. Оформление по сезонам года 2. Осенние листочки - 30 штук. 3. Разноцветны платочки – 30 штук. 4. Зонтики-6 штук, 5. Цветные султанчики-30 штук. 6. Букетики цветов-30 штук. 7. Цифры от 1 до 10 8. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 9. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кот, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты: 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр) ;балалайка; гармошка; 2. Ударные инструменты: бубен; барабан; деревянные ложки ; треугольник ; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочки ; 4. Струнные инструменты: гусли,скрипка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...