Рабочая программа музыкального руководителя 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет)
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 , программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_srednyaya_gruppa.doc | 442 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Принято: на Педагогическом совете №1 от __________2018г | Утверждено: Заведующий МБДОУ д/с №18 ______________Т.А.Шуянова Приказ №___от «___»____2018г |
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми средней группы (4-5 лет)
«Бабочка»
на 2018 – 2019 учебный год
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Карасёва Светлана Николаевна
Городской округ город Выкса, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………... | 3 |
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….. | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации программы …………………………………………. | 4 |
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса ……………. | 5 |
1.4. Возрастные особенности детей средней группы……………………… | 7 |
1.5. Задачи музыкального воспитания детей средней группы……………. | 9 |
1.6. Планируемые результаты освоения Программы средней группы…… | 14 |
1.7. Контингент воспитанников средней группы………………………… | 15 |
2. Содержательный раздел ………………………………………………………….. | 16 |
2.1. Учебный план …………………………………………………………………….. | 16 |
2.2. Содержание образования по образовательным областям…………………….. | 17 |
2.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности ………………… | 18 |
2.4. Комплексно-тематическое планирование средней группы…………. | 18 |
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………. | 30 |
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы ………………............................................................................. | 33 |
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников ……………………………………. | 36 |
2.8.Взаимодействие со специалистами, социумом………………………………….. | 38 |
3. Организационный раздел ………………………………………………………… | 41 |
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя…………………….. | 41 |
3.2. Культурно-досуговая деятельность…………………………………………….. | 42 |
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета………………………………………………………………………………... | 44 |
3.4. Перечень методического обеспечения …………………………………………. | 45 |
4. Приложение | |
4.1. Программа по саморазвитию | |
4.2. Календарное планирование средней группы |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 , программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Программа рассчитана на 2018-2019учебный год и разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устава МБДОУ детского сада №18.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста. Программа включает в себя следующие разделы:
1.музыкально – ритмические движения
2.развитие чувства ритма, музицирование
3.пальчиковая гимнастика
4.слушание, импровизация
5.распевание, пение
6.пляски, хороводы
7. игры.
1.2. Цели и задачи программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
1.3. Методические принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
- Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
- Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
- Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
• Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
- Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историкокультурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
- Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
- Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
- Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
1.4. Возрастные особенности детей средней группы.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие
преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и
трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию
образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением
ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием
памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я
ребенка, его детализацией.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни.
1.5. Задачи музыкального воспитания детей средней группы.
Музыкально-ритмические движения
- Ходить друг за другом бодрым шагом.
- Различать динамические оттенки и самостоятельно менять на них движения.
- Выполнять разнообразные движения руками.
- Различать двухчастную форму и менять движения со сменой частей музыки.
- Передавать в движении образы (лошадки, медведь).
- Выполнять прямой галоп.
- Маршировать в разных направлениях.
- Выполнять легкий бег врассыпную и по кругу.
- Легко прыгать на носочках.
- Спокойно ходить в разных направлениях
Репертуар:
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой
«Барабанщик». Музыка Д. Кабалевского
Упражнение «Качание рук с лентами». Музыка А. Жилина
Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
«Колыбельная». Музыка С. Левидова
Упражнение «Прыжки». Музыка Д. Кабалевского
«Лошадки». Музыка Л. Банниковой
«Марш». Музыка Ф. Шуберта
Упражнение «Хлопки в ладоши». Английская народная мелодия Упражнение «Ходьба и бег». Латвийская народная мелодия
Упражнение «Кружение парами». Латвийская народная мелодия
Упражнение «Шагаем, как медведи». Музыка Е. Каменоградского
Упражнение «Хороводный шаг». Русская народная мелодия
«Всадники». Музыка В. Витлина
Упражнение «Выставление ноги на носочек»
Упражнение «Выставление ноги на пятку»
Упражнение «Саночки». Музыка А. Филиппенко
Упражнение «Выставление ноги на носок и пятку»
Упражнение «Хлоп-хлоп». Музыка И. Штрауса
Упражнение «Машина». Музыка Т. Попатенко
«Зайчики». Музыка Д. Кабалевского
Упражнение «Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко
Упражнение «Дудочка». Музыка Т. Ломовой
Упражнение с флажками. Музыка В. Козырева
Упражнение «Марш и бег под барабан»
Упражнение «Подскоки». Французская народная мелодия
Упражнение «Птички летают». Музыка А. Жилина
Развитие чувства ритма. Музицирование
- Пропевать долгие и короткие звуки.
- Правильно называть графические изображения звуков.
- Отхлопывать ритмические рисунки песенок.
- Правильно называть и прохлопывать ритмические картинки.
- Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах.
- Играть произведения с ярко выраженной двухчастной формой.
- Играть последовательно.
Репертуар:
«Андрей-воробей»
«Петушок»
«Котя»
«Зайчик ты, зайчик»
«Лошадка»
«Ритмические цепочки»
«Где наши ручки»
«Летчик»
Дидактические таблицы
«Сорока»
Игра «Узнай инструмент»
«Барашеньки»
Игра «Веселый оркестр»
«Я иду с цветами»
Ритмическая игра «Паровоз»
«Спой и сыграй свое имя»
«Ежик»
Дидактические таблицы
«Марш на барабане»
«Два кота»
«Полька для зайчика»
«Играем для лошадки»
«Василек»
«Самолет» «Марш для летчика»
Пальчиковая гимнастика
- Укрепление мышц пальцев руки.
- Развитие чувства ритма.
- Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
- Развитие памяти и интонационной выразительности.
- Развитие артикуляционного аппарата.
Репертуар:
Повторение упражнений из репертуара младшей группы
«Побежали вдоль реки»
«Раз, два, три, четыре, пять»
«Капуста»
«Мы капусту рубим»
«Снежок»
«Овечка»
«Шарик»
«Два ежа»
«Замок»
«Пекарь»
«Есть такая палочка»
Слушание музыки
- Различать жанровую музыку.
- Узнавать и понимать народную музыку.
- Различать характерную музыку, придумывать простейшие сюжеты (с помощью педагога).
- Познакомиться с жанрами: марш, вальс, танец. Определять характер.
- Подбирать иллюстрации к прослушанным музыкальным произведениям, мотивировать свой выбор.
Репертуар:
«Марш». Из кинофильма «Веселые ребята». Музыка II Дунаевского.
Слова В. Лебедева-Кумача
Русские плясовые мелодии
«Полька». Музыка М. Глинки
«Грустное настроение». Музыка А. Штейнвиля
«Вальс». Музыка Ф. Шуберта
«Кот и мышь». Музыка Ф. Рыбицкого
«Бегемотик танцует».
«Вальс-шутка». Музыка Д. Шостаковича
«Немецкий танец». Музыка JI. Бетховена
«Два петуха». Музыка С. Разоренова
«Смелый наездник». Музыка Р. Шумана
«Маша спит». Музыка Г. Фрида
«Вальс». Музыка А. Грибоедова
«Ежик». Музыка Д. Кабалевского
«Полечка». Музыка Д. Кабалевского
«Марш солдатиков». Музыка Е. Юцевич
«Колыбельная». Музыка В. А. Моцарта. Русский текст С. Свириденко
«Шуточка». Музыка В. Селиванова
«Папа и мама разговаривают». Музыка И. Арсеева
«Марширующие поросята». Музыка П. Берлин
Распевание, пение
- Передавать в пении характер песни.
- Петь протяжно, спокойно, естественным голосом.
- Подыгрывать на музыкальных инструментах.
- Правильно выполнять дыхательные упражнения.
Репертуар:
«Андрей-воробей». Русская народная песня
«Чики-чики-чикалочки». Русская народная песня
«Барабанщик». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной и Н. Найденовой
«Кто проснулся рано?». Музыка Г. Гриневича. Слова С. Прокофьевой
«Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
«Колыбельная зайчонка». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
«Лошадка Зорька». Музыка Т. Ломовой. Слова М. Ивенсен
«Осень». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Шибицкой
«Осенние распевки». Музыка и слова М. Сидоровой
«Варись, варись, кашка». Музыка Е. Туманян. Слова А. Рождественской
«Первый снег». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Горина
«Веселый Новый год». Музыка Е. Жарковского. Слова М. Лаписовой
«Дед Мороз». Музыка В. Герчик. Слова Е. Немировского
«Елка-елочка». Музыка Т. Попатенко. Слова И. Черницкой
«Песенка про хомячка». Музыка и слова J1. Абелян «Саночки». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Паровоз». Музыка Г. Эрнесакса. Слова С. Эрнесакс
«Мы запели песенку». Музыка Р. Рустамова. Слова Л. Мироновой
«Воробей». Музыка В. Герчик. Слова А. Чельцова
«Ежик». Распевка
«Новый дом». Музыка Р. Бойко. Слова Л. Дербенева
«Весенняя полька». Музыка Е. Тиличеевой. Слова В. Викторова
«Солнышко». Распевка
«Три синички». Русская народная песня
«Самолет». Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина
«Летчик». Музыка Е. Тиличеевой
«Зайчик». Музыка М. Старокадомского. Слова М. Клоковой
«Хохлатка». Музыка А. Филиппенко. Слова неизвестного автора
«Веселый жук». Музыка и слова Р. Котляревского
«Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной
«Веселый поезд». Музыка 3. Компанейца. Слова О. Высотской
«Заинька». Музыка Ю. Слонова. Слова И. Черницкой
«Конь». Музыка М. Красева. Слова М. Клоковой
«Дождик». Русская народная песня
«Барабан». Музыка Г. Левкодимова. Слова И. Черницкой
Игры, пляски, хороводы
- Изменять движения со сменой частей музыки.
- Выполнять движения эмоционально.
- Соблюдать простейшие правила игры.
- Выполнять солирующие роли.
- Придумывать простейшие элементы творческой пляски.
- Правильно выполнять движения, которые показал педагог.
Репертуар:
«Нам весело». Украинская народная мелодия
«Котик». Музыка И. Кишко. Слова Г. Бойко
«Заинька». Русская народная песня
«Огородная-хороводная». Музыка Б. Можжевелова. Слова А. Пассовой «Ловишки». Музыка И. Гайдна
«Танец осенних листочков». Музыка А. Филиппенко. Слова А. Макшанцевой
«Пляска парами». Литовская народная мелодия
«Колпачок». Русская народная песня
«Хитрый кот». Русская народная прибаутка «Ищи игрушку». Русская народная мелодия
«Дети и медведь». Музыка и слова В. Верховинца
«Вальс». Музыка Ф. Шуберта
«Полька». Музыка И. Штрауса
«Зайцы и лиса». Музыка Ю. Рожавской
«Танец клоунов». Музыка И. Штрауса
«Игра с погремушками». Музыка А. Жилина «Покажи ладошки». Латвийская народная мелодия «Игра с платочком». Русская народная мелодия
«Пляска с платочком». Хорватская народная мелодия
«Игра с ежиком». Музыка и слова М. Сидоровой
«Кто у нас хороший?». Русская народная песня
«Веселый танец». Литовская народная мелодия
«Жмурки». Музыка Ф. Флотова
«Летчики, на аэродром!». Музыка М. Раухвергера
«Вот так вот». Белорусская народная песня
«Белые гуси». Русская народная песня
«Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко
«Мы на луг ходили». Музыка А. Филиппенко
«Как на нашем на лугу». Музыка Л. Бирнова. Слова А. Кузнецовой «Кто у нас хороший?». Русская народная песня
«Веселая девочка Таня». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
«Скачут по дорожке». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
1.6. Планируемые результаты освоения Программы средней группы
К концу года дети могут:
• Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.
• Узнавать песни по мелодии.
• Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах; движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
• Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
1.7. Контингент воспитанников средней группы
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Осн. гр. здоровья | Национальность |
1 | Новикова Дарина | 20.06.2014г | II | русская |
2 | Жарков Павел | 12.07.2014г. | I | русский |
3 | Синёва Алиса | 16.11.2013г | II | русская |
4 | Тугарёв Павел | 26.06.2014г | I | русский |
5 | Гранина Елизавета | 27.06.2014г | II | русская |
6 | Горбенко Тимофей | 24.12.2013г | II | русский |
7 | Письмаркина Алёна | 31.03.2014г | I | русская |
8 | Кокорев Семён | 31.01.2014г | I | русский |
9 | Грашкина Варя | 31.05.2014г. | II | русская |
10 | Матюков Артём | 16.01.2014г. | II | русский |
11 | Кузин Данил | 17.03.2014г | I | русский |
12 | Коробков Артём | 27.02.2014г | II | русский |
13 | Юркин Арсений | 14.03.2014г | II | русский |
14 | Коблов Дмитрий | 09.04.2014г | II | русский |
15 | Абашина Полина | 12.12.2013г | II | русская |
16 | Бондин Тимофей | 18.06.2014г | I | русский |
17 | Фролов Дмитрий | 12.04.2014г | II | русский |
18 | Балихин Никита | 21.10.2013г | II | русский |
19 | Горина Алина | 08.07.2014г | I | русская |
20 | Рябушев Илья | 07.11 2013г | II | русский |
21 | Смирнов Артём | 08.112013г | II | русский |
22 | Селезнёва Алиса | 25.06.2014г | II | русская |
23 | Просин Сергей | 27.12.2013г | I | |
24 | Балабасовы Настя и Рома | 11.12.2013г | II |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и один вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня.
Учебный план
Группа | Продолжительность занятия (мин) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Занятие с воспитателем |
Средняя | 20 | 2 | 73 | 1 |
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2 Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. |
Образовательная область «Речевое развитие» | Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи, обогащение «образного словаря». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. |
2.3. Расписание музыкальной образовательной деятельности средней группы
Дни недели | Время проведения НОД | Группы |
Понедельник | ||
Вторник | 9.00-9.20 | |
Среда | ||
Четверг | 9.00-9.20 | |
Пятница |
2.4. Комплексно-тематическое планирование средней группы
Задачи музыкального воспитания воспитанников
пятого года жизни
- Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально – эстетические потребности, начало вкуса. Побуждать к оценке музыки (эмоциональной, словесной). Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке). Учить внимательно, слушать музыкальное произведение, чувствуя его характер. Узнавать музыкальное произведение по музыкальному отрывку.
- Различать звуки (регистры) по высоте. Петь протяжно, подвижно, чётко произносить слова. Чисто интонировать мелодию песни, вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двух частной формой музыкального произведения.
Выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, движения парами по кругу, кружиться по одному и парах, притопы и пере топы, выставление каблучка, носочка.
- Воспитывать интерес к музицированию. Уметь играть на металлофоне на одном или двух звуках, играть в шумовом оркестре на различных инструментах (деревянные ложки, бубны, треугольники, трещотки, коробочки и т.д.).
- Развивать творческую активность детей, уметь инсценировать совместно с воспитателем песни, игровые образы.
Перспективное планирование работы по музыкальному воспитанию с детьми 4-5 лет
Продолжительность занятия в средней группе 20 минут
Количество НОД в неделю - 2
Сентябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу, менять движения в соответствии со сменой частей музыки. 2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, качание рук, кружение; менять их в соответствии с изменением характера. Учить детей выразительно передавать игровые образы. | «Марш» Тиличеева, «Барабанщик» Кабалевский, «Качание рук с лентами» Жилинский, «Нам весело» укр.н.м., «Васька-кот» Лобачев, «Заинька» обр. Римского-Корсакова. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 4-19 |
Слушание: Восприятие музыкальных произведений Упражнение для развития слуха и голоса | Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца. Развивать чувство ритма и правильную артикуляцию. | «Марш» Дунаевский, «Полянка» р.н.м., «Колыбельная» Левидов, «Андрей-воробей» р.н.м. | |
Пение:
| Обучать детей выразительному пению. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно. Учить импровизировать песню петушка. | «Котик» Кишко, «Чики-чики-чикалочки» р.н.м., «Барабанщик» Красев, «Кто проснулся рано?» Гриневич. | |
Самостоятельная деятельность: | Содействовать возникновению, закреплению, у детей устойчивого интереса к самостоятельному музицированию. | Фланелеграф, клавиатура, ноты, музыкальная лесенка. | |
Развлечение: | Побуждать детей к активному восприятию спектакля, развивать эмоциональную отзывчивость. | «День знаний!» |
Октябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: учить детей слышать, различать и отмечать в движении двух и трех частей музыкального произведения. Учить детей двигаться парами по кругу и в хороводе, инсценируя песни. 2. Навыки выразительного движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений: бег легкий, стремительный, ходьба. Продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала. | «Лошадки» Банникова, «Упражнения с лентами» Шуберт, «Мячики» Сатуллина, «Марш» Парлов, «Хлопки в ладоши» р.н.м., «Притопы» р.н.м., «Огородная хороводная» Можжевелов, «Танец осенних листочков» Гречанинов, «Пляска парами» Попатенко, «Ловишки с лошадкой». | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 21-38 |
Слушание:
| Учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке. Формировать ритмический слух детей, учить играть на ударных инструментах. Развивать звуковысотный слух детей и восприятие звуков септимы. | «Полька» Глинка, «Грустное настроение» Штейнвиль, «Марш» Шуберт, «Полянка» р.н.м., «Пляска для лошадки», «Качели» Тиличеева. | |
Пение:
| Развивать умение детей брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз. Формировать умение сочинять мелодию на слог. | «Осенние распевки», «Игра с лошадкой» без музыкального сопровождения, «Осенью» Филиппенко, «Капельки» Павленко, «Котик». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. Побуждать заниматься театрализованной деятельностью. | Игра «Птица и птенчики» Тиличеева, «Три медведя». | |
Развлечение: | Прививать детям культуру восприятия театрализованных действий. | «Правила дорожного движения». |
Ноябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей ходить и бегать под музыку по кругу друг за другом и врассыпную, выполнять кружение и махи руками. Слышать смену музыкальных фраз и частей, соответственно менять движения. 2. Навыки выразительного движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Предложить детям творчески передавать движения игровых персонажей. | «Ходьба и бег», «Мячики» Сатуллина, «Кружение парами» обр. Иорданского, «Упражнение для рук» Грибоедов, «Танец осенних листочков» Филиппенко, «Ищи игрушку» обр. Агафонников, «Прогулка с куклами» Ломова, «Колпачок» р.н.м. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 40-56 |
Слушание:
| Учить детей слушать и понимать музыку танцевального характера и изобразительные моменты в музыке. Формировать звуковысотный слух детей: развивать восприятие детьми звуков кварты. | «Вальс» Шуберт, «Кот и мышь» Рыбицкий, «Курицы» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить детей выразительно исполнять песни спокойного характера, петь протяжно, подвижно, согласованно. Уметь сравнивать песни и различать их по характеру. Предлагать детям самостоятельно придумывать простейшие интонации. | «»Мне уже четыре года» Слонов, «Варись, варись, кашка» Туманян, «Детский сад» Филиппенко, «Кто как поет» (кошка и котята). « | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей, | «Качели» Тиличеева. | |
Развлечение: | Воспитывать интерес к спортивным играм. | Спортивный досуг. |
Декабрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей самостоятельно останавливаться с окончанием музыки; учить бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом. Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. 2.Навыки выразительного движения: двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки. Развивать у детей быстроту реакции. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения сценок, используя мимику и пантомиму. | «Бег с остановками» Семенов, «Бег врассыпную и ходьба по кругу» Надененко, «Веселый танец» Семенов, «К деткам елочка пришла» Филиппенко, «Игра с погремушками» Флотов, «Кукла» Старокадомский. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 57-70 |
Слушание:
| Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное. Выражать свои чувства словами, рисунком, движениями. Развивать тембровый слух детей. | «Скакалки» Хачатурян, «Плач куклы» Попатенко, «Угадай, на чем играю?» | |
Пение:
| Формировать умение детей петь протяжно, четко произнося слова, вместе начиная и заканчивая пение. Осваивать ритм плясовой и колыбельной. Играть на бубне танец мышки и зайки. | «Елочка» Левкодимова, «Здравствуй, Дед мороз!» Семенов, «Пляска мишки и зайки». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать звуковысотный слух детей. | «Курицы» Тиличеева. | |
Развлечение: | Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство сопричастности к общенародным праздникам. | «Дед Мороз и снеговик». |
Январь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Продолжать формировать у детей навык ритмичного выполнения танцевальных движений, учить детей самостоятельно менять движения в соответствии со сменой двух частей произведения. 2. Навыки выразительного движения: Побуждать детей творчески и эмоционально исполнять музыкально-игровое упражнение. | «Марш» Герчик, «Упражнение с погремушками» Вилькорейская. «Всадники» Ломова, «Покажи ладошки», «Лошадки в конюшне» Раухвергер, «Колпачок» р.н.м. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 72-82 |
Слушание:
| Учить детей замечать выразительные средства музыкального произведения: динамику (громко-тихо), темп (быстро-медленно), настроение (грустно, весело, нежно и т.д.). Учить детей различать длинные и короткие звуки. | «Колокольчики звенят» Моцарт, «Колыбельная» Левидов, «Кто как идет». | |
Пение:
| Развивать у детей умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз, четко произнося слова. Учить детей самостоятельно сочинять разные по настроению мелодии. | «Лошадка Зорька» Ломова, «Мы - солдаты» Слонов, «Петушки». | |
Самостоятельная деятельность: | Развивать тембровый слух детей. | «Угадай, на чем играю?» | |
Развлечение: | Создать обстановку эмоционального благополучия, дать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. | «Зимние забавы». |
Февраль
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Развивать чувство ритма: учить детей ритмично играть на ложках. Слышать смену динамических оттенков, отмечая ее в движении. 2. Навыки выразительного движения: учить детей красиво и правильно исполнять элементы народной пляски: кружение, выставление ног на пятку, приседание. Учить детей свободно ориентироваться в игровой ситуации. Побуждать детей придумывать простейшие танцевальные движения. | «Вертушки» Гуммеля, «Пружинки» Ломова, «Пляска с ложками» р.н.м., «Летчики, на аэродром!» Ломова. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 83-96 |
Слушание:
| Продолжать развивать у детей желание слушать музыку. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Различать средства музыкальной выразительности, передающие характер музыки. Развивать звуковысотный слух детей. | «Частушка» Кабалевский, «Вальс», «Полька» Кабалевский, «Петушок, курица и цыпленок». | |
Пение:
| Формировать умение детей петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Побуждать придумывать мелодии на слог. | «Мы запели песенку» Рустамов, «Наша песенка простая» Александров, «Спой колыбельную и плясовую». | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить и детей играть на одной пластине металлофона. | «Мы идем с флажками» Тиличеева. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать ритмический слух детей. | «Кто как идет». | |
Развлечение: | Содействовать устойчивому интересу к о Родине,о российской армии. | «День защитника Отечества». |
Март
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: Продолжать развивать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трехчастной формой музыки. Совершенствовать умение детей выполнять движения с предметами легко, ритмично. Самостоятельно начинать и заканчивать танец. 2. Навыки выразительного движения: Учить детей переходить от плясовых движений к ходьбе, находить пару. Развивать тембровое восприятие. | «Марш» Ломова, «Погладь птичку» Ломова, «Пляска с цветами» Жилин, «Игра с цветными платочками» Ломова, «Узнай по голосу» Тиличеева. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр 96-111 |
Слушание:
| Учить детей различать средства музыкальной выразительности: громко – тихо, быстро - медленно, высоко – низко. Развивать чувство ритма. | «Маша спит» Фрид, «Детская песенка» Векерлен, «Веселые дудочки» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить детей узнавать знакомые песни. Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению. Предложить придумать песенку котенка. | «Зима прошла» Метлов, «Паровоз» Компанеец, «Кто как идет». | |
Игра на музыкальных инструментах: | Формировать элементарные навыки игры на металлофоне, исполнять более сложный ритмический рисунок. | «»Музыкальные молоточки». | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей играть по правилам. | «Петушок, курица, цыпленок». | |
Развлечение: | Привлечь внимание детей, воспитывать итерес к слушанию музыки | «Слушаем музыку». |
Апрель
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1.Музыкально-ритмические навыки: самостоятельно менять движения со сменой музыкальных частей, развивать чувство партнерства. 2. Навыки выразительного движения: Побуждать детей выразительно передавать игровые образы, Совершенствовать танцевальные движения: полуприседание, кружение. Учить инсценировать песни. Побуждать детей образно исполнять игровые упражнения, используя мимику и пантомиму. | «Жучки» обр. Вишкарева, «Упражнение с мячом» Штраус, «Веселая девочка Алена» Филиппенко, «Вся мохнатенька». | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 113-126 |
Слушание:
| Учить различать жанр песни, самостоятельно определять ее характер. Обращать внимание детей на динамические и регистровые изменения музыки. Побуждать детей придумывать свой рассказ, выразив в нем музыкальные впечатления. Учить детей различать контрастные динамические оттенки. | «Медвежата» Красев, «Шуточка» Селиванов, «Громко - тихо». | |
Пение:
| Обучать детей выразительному пению, формировать умение брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Учить петь с музыкальным сопровождением и без него. Предложить детям допевать знакомую считалку. | «Солнце улыбается» Тиличеева, «Кто построил радугу?» Парцхаладзе, «Считалка». | |
Игра на музыкальных инструментах: | Закреплять имеющиеся у детей навыки игры на металлофоне. | «Музыкальные молоточки». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать ритмический слух детей. | «Веселые дудочки» Тиличеева. | |
Развлечение: | Вызвать интерес к выступлению старших дошкольников. | «Весна пришла». |
Май
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| Развивать динамический слух детей. Побуждать детей передавать характер, действия игрового образа в соответствии с музыкой. Закреплять умение выполнять движения в парах: кружиться, притопывать ногами. Развивать быстроту реакции, ловкость. Учить использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках. | «Тихие и громкие звоночки» Рустамов, «Поезд» Метлов, «Полька» Арсеев, «Ищи игрушку» Агафонников, «Зайка» Карасева. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 128-136 |
Слушание:
| Обратить внимание на изобразительные особенности песни, динамику звучания. Совершенствовать звуковысотный слух детей. | «Дождь идет» Арсеева, «Курица и цыпленок» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Внимательно слушать вступление и проигрыш. Узнавать песни сыгранные без аккомпанемента на фортепиано, металлофоне. | «Строим дом» Красев. «Мне уже четыре года» Слонов, «Паровоз» Компанеец. | |
Игра на музыкальных инструментах: | Учить детей играть на металлофоне по одному и в ансамбле. | «Музыкальные молоточки». | |
Самостоятельная деятельность: | Продолжать развивать динамический слух детей. | «Громко – тихо». | |
Развлечение: | Воспитывать любовь к семье. Воспитывать чувство коллективизма и товарищества. | «День дружбы». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| «Васька-кот» обр. Лобачева. Знакомые детям задания. | И.Каплунова И.Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Средняя группа Стр. 136-138 |
Слушание:
| Знакомые колыбельные песни и упражнения по выбору педагога. | |
Пение:
| «Зайчик» Старокадомский, знакомые песенки. | |
Самостоятельная деятельность: | «Музыкальные молоточки» | |
Развлечение: | «Гости из колхоза». |
Ожидаемый результат усвоения Программы:
К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: уметь выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.
Развитие чувства ритма, музицирование: уметь пропеть простейший ритмический рисунок или сыграть его на любом музыкальном инструменте, уметь подобрать ритм к определенной картинке или картинку к ритму.
Слушание: уметь самостоятельно определять жанр музыки (танец, марш, песня), уметь различать двухчастную форму, уметь определять простыми словами характер произведения.
Распевание, пение: узнавать песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, уметь начинать и заканчивать пение с музыкой, придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на музыкальных инструментах.
Пляски, игры, хороводы: дети должны хорошо усвоить простейшие танцевальные движения и уметь самостоятельно их выполнять в творческих плясках, уметь выполнять солирующие роли, уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки.
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Реализация рабочей программы осуществляется через формы проведения занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное
4. Доминантное
Методы активации и приемы включения детей в музыкальную деятельность:
-словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д);
-наглядные (видеоряд, изобразительный ряд и т.д);
-использование различных видов художественно- творческой деятельности (игровая , художественно-речевая, театрализованная, изобразительная и т.д.);
-использование ИКТ
Формы взаимодействия детей и взрослых | |||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Формы организации деятельности детей | |||||
Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | ||
деятельность;
дневной сон | Использование музыки: *во время праздников и развлечений; *в музыкально- театрализованной деятельности; *при слушании муз. сказок и т.д. | Создание условий для самос-льной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов. ТСО. Музыкально-дидактические игры. | Консультации для родителей; *Родительские собрания; *Индивидуальные беседы; *Совместное проведение праздников и развлечений; *Открытые просмотры НОД; *Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д. |
Условия реализации Программы:
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды:
Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
Способствует реализации образовательной программы;
Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2.Программа по музыкальному воспитанию предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится в первой половине дня. Музыка используется в режимных моментах.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования у детей интереса и ценностного отношения к музыке, развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности детей;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится (в январе, в мае) по четырем основным параметрам:
- Движение.
- Чувство ритма.
- Слушание музыки.
- Пение.
Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей дошкольного возраста.
Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.
Средняя группа
1-е полугодие
1. Движение: двигается ли ритмично.
2.Чувство ритма:
а) активно принимает участие в дидактических играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) играет на музыкальных инструментах.
- Слушание музыки:
а) узнает знакомые произведения;
б) различает жанры.
- Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
в) узнает песню по вступлению.
2-е полугодие
- Движение:
а) двигается ритмично;
б) чувствует начало и окончание музыки;
в) умеет проявлять фантазию;
г) выполняет движения эмоционально и выразительно.
- Чувство ритма:
а) активно принимает участие в играх;
б) ритмично хлопает в ладоши;
в) ритмично играет на музыкальных инструментах.
У Слушание музыки: а) различает жанры;
б) умеет определять характер музыки (темп, динамику, тембр);
в) эмоционально откликается на музыку.
4. Пение:
а) эмоционально исполняет песни;
б) активно подпевает и поет;
и) узнает песню по любому фрагменту.
.
Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно.
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс интересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задача: Расширить контакты и взаимодействие с родителями.
Содержание | Формы работы | Сроки |
1.Знакомство с возрастными возможностями детей и с задачами по муз. воспитанию. | Выступление на родительском собрании. | Сентябрь |
2.Привлечение родителей к изготовлению праздничной атрибутики, дидактического материала, муз. инструментов в муз. уголок группы. | Консультация | Октябрь |
3. Культура поведения родителей и детей на праздниках. | Стендовая информация | Ноябрь |
4. Мастерим костюмы к празднику | Семейный конкурс | Декабрь |
5. Проблемные моменты по вопросам музыкального воспитания детей. | Индивидуальные консультации | Январь |
6. Участие родителей в праздниках, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. | Совместные выступления детей и родителей | Февраль Март |
7. Музыка в жизни ребёнка. | Стендовая информация | Март |
8. Перспектива дальнейшего музыкального развития ребёнка. Участие родителей в празднике «Прощай, детский сад». | Индивидуальные консультации | Апрель Май |
2.8. Взаимодействие со специалистами, социумом
План работы музыкального руководителя по взаимодействию со специалистами МБДОУ №18 на 2018-2019 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия -Комплексное обследование развития детей дошкольного возраста. -Обсуждение и принятие плана совместной работы специалистов. | Сентябрь 2018г. Май 2019 г. Сентябрь 2018г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
Совместная деятельность -Микропедсоветы по взаимодействию и координации деятельности специалистов. | 1 раз в квартал | Специалисты Педагоги ДОУ |
Аналитические мероприятия -Анализ результативности работы за 2018-2019 учебный год, определение задач на 2019-2020 учебный год. -Составление и озвучивание аналитической справки о персональной деятельности специалиста. | Май 2019г. Май 2019г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
План музыкальных мероприятий по взаимодействию с социумом на 2018-2019 учебный год.
Содержание | Сроки | Ответственная |
1.Выступление учеников ДШИ с концертами для детей детского сада. | В течение года. | Муз. руководитель |
2.Участие детей в фестивале ко Дню защиты детей в ДДТ. | июнь | Муз. руководитель |
Работа музыкального руководителя с воспитателями на 2018-2019 учебный год.
Задача: Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по созданию единого музыкально- образовательного пространства детства.
Содержание работы | Формы проведения | Субъект | Сроки Ответственные |
1.Консультация «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Сентябрь Муз. рук |
2.Консультация «Роль воспитателя на музыкальных НОД» | Индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | Октябрь Муз. рук |
3.Семинар-практикум «Музыкально-ритмические движения» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Ноябрь Муз. рук. |
4.Консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей. | Индивидуальная | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
5.Консультация «Подготовка к праздникам» Организационные моменты, репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам, подготовка декораций. | Общая и индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
6.Мастер-класс «Изготовление розы для оформления музыкального зала» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Февраль Муз. рук. |
7.Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности» | Стендовая информация | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
8.Консультация «Роль воспитателя в развитии музыкальной самостоятельной деятельности детей» | Стендовая информация | Педагоги дошкольного возраста | Март Муз. рук. |
9.Консультация «Подготовка к выпуску в школу» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Май Муз. рук. |
3.Организационный раздел
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00– 16.30 |
8.00-8.30-подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.30 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00 – 8.30 – подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.30 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00- 8.30 - подготовка к образовательному процессу |
8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.15- Группа младшего возраста«Василёк» 9.25-9.40- Группа млад.возраста«Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30 – 8.50- организация музыкальной среды в зале 8 50-9.05 Группа «Василёк» 9.15-9.30 Группа «Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30- 9.30 – изучение инновационных технологий по музыкальному воспитанию посредством интернет-материалов |
10.00-10.30-индивидуалная работа с детьми 10.30-11.30- работа с документацией, разработка календарных планов | 10.20-10.50- Группа подготовительная«Ромашка | 9.40-10.05 Группа «Колокольчик» 10.30-12.00 подбор музыкального материала и литературы | 10.20-10.50-группа подготов. «Пчёлка» 11.00 – 12.00- – работа с документацией, разработка календарных планов | 9.30-10.10- работа по самообразованию 10.10-индивидуальная работа с детьми |
11.30-12.30- изготовление музыкальных пособий и музыкально-дидактических игр | 11.00 – 12.30 – разработка и изготовление оформления музыкального зала к праздникам | 12.00 – 12.30 – построение индивидуального образовательного маршрута для детей | 12.00 – 12.30 - подготовка к праздникам и развлечениям (написание сценариев | |
13.00-15.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00-15.00 – взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00 -14.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00 – 14.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 10.40-11.30 – организация музыкальной среды в зале |
15.15-15.25- Группа раннего возраста«Солнышко» | 15.30-16.00- консультации для родителей | 14.00-15.00- организация творческой проектной деятельности | 11.30. – 12.30 – проведение мониторинговых обследований и контрольных диагностических срезов | |
15.15-15.25- Группа «Солнышко» | 13.00 – 15.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00-15.00 Работа с документацией | ||
15.30-16.00- вечер развлечений | 15.45-16.10 Группа старшего возраста «Колокольчик» | |||
3.2. Культурно-досуговая деятельность
Музыкальные праздники на учебный 2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1.Праздник «Осенняя сказка» 1,2 младшие группы | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
2.Праздник «Осень, в гости просим!» средняя группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
3.Праздник «Осенины» старшая группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
4.Праздник «В гостях у Осени» подготовительная группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
5.Новый год (все возрастные группы) | Декабрь | Муз. руководитель, воспитатели |
6.Праздник, посвящённый 8 марта (1,2 младшие, средняя, старшая, подготовительная группы) | Март | Муз. руководитель, воспитатели |
7.Весенние праздники (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) | Апрель | Муз. руководитель, воспитатели |
8.Выпуск в школу (подготовительная группа) | Май | Муз. руководитель, воспитатели |
План развлечений и тематических занятий на учебный
2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1. «День знаний» (старшая, подготовительная группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Сентябрь | Муз. руководитель воспитатели |
2. «День матери» (старшая, подготовительные группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Ноябрь | Муз. руководитель воспитатели |
3. «Прощание с новогодней Ёлочкой» (все возрастные группы) | Январь | Муз. руководитель воспитатели |
4. «Папа-лучший друг» (старшая, подготовительная группы) | Февраль | Муз. руководитель воспитатели |
5. «День блина» (все возрастные группы) | Март | Муз. руководитель воспитатели |
6. «Заглянем в старину» (все возрастные группы) | Апрель | Муз. руководитель воспитатели |
7. «День победы» тематическое занятие (старшая, подготовительная группы); «У солнышка в гостях» детская дискотека (1,2 мл, средняя группы) | Май | Муз. руководитель воспитатели |
8. «Здравствуй, лето!» (все возрастные группы) | Июнь | Муз. руководитель воспитатели |
9. «Прощание с летом» (все возрастные группы) | Август | Муз. руководитель воспитатели |
3.3 Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды, которая включает наличие необходимых пособий, игр, игровых материалов, соответствующего оборудования. Музыкальная предметная среда в ДОУ ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей.
Организуется по трем основным блокам:
- восприятие музыки (магнитофон, аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин);
- воспроизведение музыки (неозвученные музыкальные инструменты и озвученные, согласно возрасту группы);
- музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры, шапки-маски, различные атрибуты).
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детском музыкальной деятельности.
Для организации работы по театрализованной деятельности в группах имеются уголки театрализации, уголки ряжения.
Средства ТСО: музыкальный центр, телевизор, диски с обучающим материалом по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, диски (музыка из мультфильмов, звуки природы, современные записи и т.д.)
3.4 Перечень методического обеспечения
Комплект методического обеспечения музыкального образовательного процесса
Учебно-методический комплекс |
Изд. «Композитор» 2011г. Санкт-Петербург стр4-136
2014г. Санкт-Петербург
Изд. ООО «Лансье» 2018г.
|
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Музыкальное лото «До, ре, ми»; «Лестница»; «Угадай колокольчик»; «Три поросенка»; «На чем играю?»; «Громкая и тихая музыка»; «Узнай какой инструмент» |
- ладовое чувство | «Грустно-весело»; «Выполни задание»; «Слушаем внимательно» |
- чувство ритма | «Ритмическое эхо»; «Наше путешествие» ; «Определи по ритму» |
Вид музыкальной деятельности | Наглядно-иллюстративный материал |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. оформление по временам года 2. Осенние листочки - 30 штук. 3. Разноцветны платочки – 30 штук. 4. Зонтики-6 штук, 5. Цветные султанчики-30 штук. 6. Букетики цветов-30 штук. 7. Цифры от 1 до 10 8. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 9. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кот, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты: 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр) ;балалайка; гармошка; 2. Ударные инструменты: бубен; барабан; деревянные ложки ; треугольник ; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочки ; 4. Струнные инструменты: арфа, ; гусли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...