Рабочая программа музыкального руководителя 3-4 года
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми младшей группы (3-4 года)
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 и программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mladshaya_gruppa.doc | 431 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18
Принято: на Педагогическом совете №1 от __________2018г | Утверждено: Заведующий МБДОУ д/с №18 ______________Т.А.Шуянова Приказ №___от «___»____2018г |
Рабочая программа образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность с детьми младшей группы (3-4 года)
«Василёк»
на 2018 – 2019 учебный год
Музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Карасёва Светлана Николаевна
Городской округ город Выкса, 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел……………………………………………………………………... | 3 |
1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………….. | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации программы …………………………………………. | 4 |
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса ……………. | 5 |
1.4. Возрастные особенности детей второй младшей группы……………………… | 7 |
1.5. Задачи музыкального воспитания детей второй младшей группы……………. | 8 |
1.6. Планируемые результаты освоения Программы младшей группы…… | 14 |
1.7. Контингент воспитанников младшей группы………………………… | 14 |
2. Содержательный раздел ………………………………………………………….. | 15 |
2.1. Учебный план …………………………………………………………………….. | 15 |
2.2. Содержание образования по образовательным областям…………………….. | 16 |
2.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности ………………… | 17 |
2.4. Комплексно-тематическое планирование младшей группы………….. | 17 |
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы……………….. | 32 |
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы ………………............................................................................. | 34 |
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников ……………………………………. | 38 |
2.8.Взаимодействие со специалистами, социумом………………………………….. | 39 |
3. Организационный раздел ………………………………………………………… | 42 |
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя…………………….. | 42 |
3.2. Культурно-досуговая деятельность…………………………………………….. | 44 |
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета………………………………………………………………………………... | 46 |
3.4. Перечень методического обеспечения …………………………………………. | 47 |
4. Приложение | |
4.1. Программа по саморазвитию | |
4.2. Календарное планирование младшей группы |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №18 и программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой – С-Пб.: ООО «Невская нота» 2010-63с.
Программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет.
Программа рассчитана на 2018-2019 учебный год и разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Устава МБДОУ детского сада №18
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей раннего и дошкольного возраста. Программа включает в себя следующие разделы:
1.музыкально – ритмические движения
2.развитие чувства ритма, музицирование
3.пальчиковая гимнастика
4.слушание, импровизация
5.распевание, пение
6.пляски, хороводы
7. игры.
1.2. Цели и задачи программы по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Цель программы «Ладушки»: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).
- Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
1.3. Методические принципы и подходы в организации образовательного процесса
1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами.
- Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
- Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
- Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.
2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:
• Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование. • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
- Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
- Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).
- Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.
- Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Принцип программы «Ладушки» - никаких замечаний ребенку. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь ее сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что...», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.
- Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.
1.4. Возрастные особенности детей младшей группы.
Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкально произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально - слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную.
В процессе музыкальной деятельности развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально - сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).
Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно с взрослыми и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.
Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкально произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес и игре на музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.
Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
1.5. Задачи музыкального воспитания детей младшей группы.
Музыкально-ритмические движения
- Реагировать на звучание музыки, выполнять движения по показу педагога.
- Ориентироваться в пространстве.
- Выполнять простейшие маховые движения руками по показу педагога.
- Легко бегать на носочках, выполнять полуприседания «пружинка».
- Маршировать, останавливаться с концом музыки.
- Неторопливо, спокойно кружиться.
- Менять движения со сменой частей музыки и со сменой динамики.
- Выполнять притопы.
- Различать контрастную музыку и выполнять движения, ей соответствующие (марш и бег).
- Выполнять образные движения (кошечка, медведь, лиса и т. д.)
Репертуар:
«Ножками затопали». Музыка М. Раухвергера
«Птички летают». Музыка А. Серова
«Зайчики». Музыка К. Черни; Е. Тиличеевой; М. Раухвергера
«Фонарики». Русская народная мелодия
«Ай-да!». Музыка и слова Г. Ильиной
«Кто хочет побегать?». Литовская народная мелодия; музыка Л. Вишкарева
«Птички летают и клюют зернышки». Швейцарская народная мелодия
«Погуляем». Музыка Т. Ломовой
Упражнение для рук. «Вальс». Музыка А. Хачатуряна; польская народная мелодия
«Петушок». Русская народная прибаутка
Упражнение с лентами. Болгарская народная мелодия
Упражнение «Пружинка». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка Э. Парлова
«Кружение на шаге». Музыка Е. Аарне
Упражнение для рук. «Стуколка». Украинская народная мелодия
«Большие и маленькие ноги». Музыка В. Агафонникова
«Большие и маленькие птички». Музыка И. Козловского
«Мишка». Музыка В. Раухвергера
«Марш и бег». Музыка Е. Тиличеевой
«Марш». Музыка Ю. Соколовского
«Бег и махи руками». Музыка А. Жилина
Упражнение «Спокойная ходьба и круужение». Русская народная мелодия
«Топающий шаг». Музыка М. Раухвефгера
«Галоп». Чешская народная мелодия
Игра «Самолет». Музыка JI. Банниковой
Упражнение «Притопы». Русская народная мелодия
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой
«Медведи». Музыка Е. Тиличеевой
«Да-да-да!». Музыка Е. Тиличеевой
«Бег». Музыка Т. Ломовой
Упражнение «Воротики». Музыка Т., Ломовой
Упражнение «Выставление ноги на паятку». Русская народная мелодия
«Кошечка». Музыка Т. Ломовой
«Бег и подпрыгивание». Музыка Т. Л1омовой
«Воробушки». Венгерская народная мелодия
«Побегали - потопали». Музыка В. Кетховена
«Мячики». Музыка М. Сатулиной
«Лошадки скачут». Музыка В. Витлшна
Упражнение «Хлопки и фонарики»
«Жуки». Венгерская народная мелодия
Развитие чувства ритма.
Музицирование
- Выполнять ритмичные хлопки в ладоши и по коленям.
- Различать понятия «тихо» и «громко», уметь выполнять разные движения (хлопки и «фонарики») в соответствии с динамикой музыкального произведения.
- Произносить тихо и громко свое имя, название игрушки в разных ритмических формулах (уменьшительно).
- Играть на музыкальном инструменте, одновременно называя игрушку или имя.
- Различать долгие и короткие звуки.
- Проговаривать, прохлопывать и проигрывать на музыкальных инструментах простейшие ритмические формулы.
- Правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов.
Репертуар:
«Веселые ладошки»
Знакомство с бубном
«Хлопки и фонарики»
Игра с бубном
Знакомство с треугольником
Игра «Узнай инструмент»
Игра «Наш оркестр»
Игра «Тихо - громко»
Игра «В имена»
Дидактическая игра «Паровоз»
Игра «Веселые ручки»
Музыканты и игрушки
Игры с картинками
Играем для игрушек
Игра «Звучащий клубок»
Играем на палочках и бубенцах
Песенка про мишку
Ритмические цепочки
Учим куклу танцевать
Ритм в стихах
Игры с пуговицами
Музыкальное солнышко Ритмическая игра «Жучки»
Пальчиковая гимнастика
- Тренировка и укрепление мелких мышц руки.
- Развитие чувства ритма.
- Формирование понятия звуко-высотного слуха и голоса.
- Развитие памяти и интонационной выразительности.
Репертуар:
«Прилетели гули»
«Ножками затопали»
«Бабушка очки надела»
«Шаловливые пальчики»
«Тики-так»
«Мы платочки постираем»
«Наша бабушка идет»
«Кот Мурлыка»
«Сорока» «Семья»
«Две тетери»
«Коза»
«Овечки»
«Жук»
Слушание музыки
- Различать музыкальные произведения по характеру
- Уметь определять характер простейшими словами (музыка грустная, веселая).
- Различать двухчастную форму.
- Эмоционально откликаться на музыку.
- Выполнять простейшие манипуляции с игрушками под музыкальное сопровождение.
- Узнавать музыкальные произведения.
- Различать жанры: марш, плясовая, колыбельная.
Репертуар:
«Прогулка». Музыка В. Волкова
«Колыбельная». Музыка Т. Назаровой
Русские плясовые мелодии
«Осенний ветерок». Музыка А. Гречанинова
«Марш». Музыка Э. Парлова
Народные колыбельные песни
«Дождик». Музыка Н. Любарского
«Медведь». Музыка В. Ребикова
«Вальс Лисы». Вальс. Музыка Ж. Колодуба
«Полька». Музыка Г. Штальбаум
«Колыбельная». Музыка С. Разоренова
«Лошадка». Музыка М. Симановского
«Полька». Музыка 3. Бетман
«Шалун». Музыка О. Бера
«Капризуля». Музыка В. Волкова
«Марш». Музыка Е. Тиличеевой «Резвушка». Музыка В. Волкова
«Воробей». Музыка А. Рубаха
«Мишка пришел в гости». Музыка М. Раухвергера
«Курочка». Музыка Н. Любарского
Распевание, пение
- Реагировать на звучание музыки и эмоционально на нее откликаться.
- Передавать в интонации характер песен.
- Петь а капелла, соло.
- Выполнять простейшие движения по тексту.
- Узнавать песни по фрагменту.
- Учить звукоподражанию.
- Проговаривать текст с различными интонациями (шепотом, хитро, страшно и т. д.).
Репертуар:
«Петушок». Русская народная песня
«Ладушки». Русская народная песня
«Птичка». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто
«Собачка». Музыка М. Раухвергера. Слова М. Комиссаровой
«Осень». Музыка И. Кишко. Слова И. Плакиды
«Кошка». Музыка Ан. Александрова. Слова Н. Френкель
«Зайка». Русская народная песня
«Елочка». Музыка Н. Бахутовой. Слова М. Александровой
«Елочка». Музыка М. Красева. Слова 3. Александровой
«Дед Мороз». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Елка». Музыка. Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой
«Машенька-Маша». Музыка и слова С. Невельштейн
«Топ-топ, топоток...». Музыка В. Журбинского. Слова И. Михайловой
«Баю-баю». Музыка М. Красева. Слова М. Чарной
«Самолет». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой
«Заинька». Музыка М. Красева. Слова Л. Некрасовой «Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Найденовой «Маша и каша». Музыка Т. Назаровой. Слова Э. Мошковской
«Маме песенку пою». Музыка Т. Попатенко. Слова Е. Авдиенко
«Бобик». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Кукловской
«Я иду с цветами». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Дымовой
«Пирожки». Музыка А. Филиппенко. Слова Н. Кукловской
«Игра с лошадкой». Музыка И. Кишко. Слова Н. Кукловской
«Есть у солнышка друзья». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Е. Карагановой
«Серенькая кошечка». Музыка В. Витлина. Слова Найденовой
«Кап-кап». Музыка и слова Ф. Финкельштейн
«Машина». Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найденовой
«Цыплята». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Поезд». Музыка Н. Метлова. Слова Т. Бабаджан
«Жук». Музыка В. Карасевой. Слова Н. Френкель
Пляски, игры, хороводы
- Изменять движения со сменой частей музыки.
- Запоминать и выполнять простейшие танцевальные движения.
- Исполнять солирующие роли (кошечка, петушок, собачка и др.).
- Исполнять пляски по показу педагога.
- Передавать в движении игровые образы.
Репертуар:
«Гуляем и пляшем». Музыка М. Раухвергера
«Гопак». Музыка М. Мусоргского
«Пляска с листочками». Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной
«Хитрый кот». Русская народная прибаутка
«Прятки». Русская народная мелодия
«Петушок». Русская народная песня
«Где же наши ручки?». Музыка Т. Ломовой. Слова И. Плакиды
«Пальчики - ручки». Русская народная мелодия
«Прятки с собачкой». Украинская народная мелодия «Пляска с погремушками». Музыка и слова В. Антоновой
«Игра с погремушкой». Музыка Т. Вилькорейской
«Зимняя пляска». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской
«Птичка и кошка». (Любая веселая мелодия)
«Поссорились - помирились». Музыка Т. Вилькорейской
«Игра с мишкой». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой
«Веселый танец». Музыка М. Сатулиной
«Зайчики и лисичка». Музыка Г. Финаровского. Слова В. Антоновой
«Саночки». (Любая веселая мелодия)
«Ловишки». Музыка И. Гайдна
«Пляска с султанчиками». Хорватская народная мелодия
«Самолет». Музыка Л. Банниковой. Слова А. Барто
«Сапожки». Русская народная мелодия
«Пляска зайчиков». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой и Т. Волгиной
«Маленький танец». Музыка Н. Александровой
«Пляска с платочком». Музыка Е. Тиличеевой. Слова И. Грантовской
«Приседай». Эстонская народная мелодия. Слова Ю. Энтина
«Кошка и котята». Музыка В. Витлина
«Солнышко и дождик». Музыка М. Раухвергера. Слова А. Барто
«Березка». Музыка Р. Рустамова. Слова А. Метлиной
«Воробушки и автомобиль». Музыка М. Раухвергера
«Черная курица». Чешская народная песня
«Табунщик и лошадки». Музыка В. Витлина; чешская народная мелодия
«Кот Васька». Музыка Г. Лобачева. Слова Н. Френкель
«Карусель». Русская народная мелодия
1.6. Планируемые результаты освоения Программы младшей группы
К концу года дети могут:
- Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).
- Замечать изменения в звучании (тихо - громко).
- Петь, не отставая и не опережая друг друга.
- Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
- Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
1.7. Контингент воспитанников младшей группы «Василёк»
№ | Имя ребенка | Дата рождения | Осн. гр. здоровья | Национальность |
1 | Белов Тимофей | 12.05.2015г | I | русский |
2 | Балабасова Катя | 13.03.2014г. | I | русский |
3 | Володина Полина | 06.06.2015г | I | русский |
4 | Ганина Снежана | 10.07.2015г | I | русский |
5 | Глыбин Артём | 10.07.2015г. | I | русский |
6 | Дятлов Антон | 03.02.2015г. | II | русский |
7 | Епишкова Софья | 09.07.2015г | II | русский |
8 | Жарков Павел | 12.07.2014г. | I | русский |
9 | Зиновьев Фёдор | 22.06.2015г | II | русский |
10 | Коробков Кирилл | 31.08.2015г. | I | русский |
11 | Киреев Андрей | 19.08.2014г | II | русский |
12 | Компаниец Алёша | 17.09.2015г. | I | русский |
13 | Компаниец Кира | 17.09.2015г | I | русский |
14 | Платонова Милана | 09.09.2015г | I | русский |
15 | Полозов Тимофей | 15.06.2015г | I | русский |
16 | Рябушев Кирилл | 05.08.2015г. | II | русский |
17 | Садикова Алиса | 20.10.2015г | II | русский |
18 | Торгашев Павел | 05.10.2015г | II | русский |
19 | Тугарёв Матвей | 02.02.2015г | II | русский |
20 | Лёзина Арина | 10.07.2015г | II | русский |
21 | Усков Кирилл | 29.05.2015г | I | русский |
22 | Цаплин Дима | 01.06.2014г | II | русский |
23 | Шикова Лиза | 23.09.2014г | I | русский |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план
Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и один вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня.
Учебный план
Группа | Продолжительность занятия (мин) | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в год | Занятие с воспитателем |
младшая | 15 | 2 | 74 | 1 |
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.
2.2 Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками; Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества. |
Образовательная область «Речевое развитие» | Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений; практическое овладение детьми нормами речи, обогащение «образного словаря». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. |
Образовательная область «Физическое развитие» | Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации. |
2.3. Расписание музыкальной образовательной деятельности в младшей группе №4
Дни недели | Время проведения НОД | Группа «Василёк» |
Понедельник | 9.00-9.15 | |
Вторник | ||
Среда | 9.00-9.15 | |
Четверг | ||
Пятница |
2.4. Комплексно-тематическое планирование в младшей группе
Задачи музыкального воспитания воспитанников
четвёртого года жизни
- Развивать музыкальное мышление (осознание эмоционального содержания музыки). Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры. Побуждать воспитанников выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности. Узнавать знакомые музыкальные произведения и песни.
- Уметь менять движения соответственно двух частной формы музыки и силе звучания (громко – тихо). Выполнять образные движения (идёт медведь, крадётся кошка и т.д.) Реагировать на начало звучания музыки и её окончание. Самостоятельно двигаться в соответствии со спокойным и бодрым характером музыки.
- Выполнять танцевальные движения: прямой галоп, движения в паре, притопывание попеременно ногами и одной ногой, пружинка. Выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).
- Петь, не отставая, не опережая друг друга. Петь протяжно, чётко произнося слова. Замечать изменения в звучании мелодии. Различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы), тембр 2 –3 музыкальных инструментов.
- Знать музыкальные инструменты: барабан, металлофон, ложки, бубен, треугольник, погремушка
Перспективное планирование
работы по музыкальному воспитанию
в младшей группе.
Сентябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойной -плясовой); слышать двухчастную форму произведения. 2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг. | «Ножками затопали» Раухвергер, «Зайчики» Тиличеева, «Кто хочет побегать» обр. Вишкарева, «Фонарики» р.н.м., «Ай-да» Ильина, «Гуляем и пляшем» Тиличеева, «Гопак» Мусоргский, «Кошка и мыши» без музыкального сопровождения. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 3-14 |
Восприятие: | Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, понимать, о чем поется в песне, различать характер музыки, узнавать двухчастную форму. | «Прогулка» Волков, «Колыбельная» Назаров, «Плясовая» обработка Новоскольцевой | |
Пение: | Учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий. Добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения. Учить сидеть прямо, опираясь на спинку стула, руки свободны, ноги вместе. | «Веселые ладошки»Макшанцева, «Петушок» обработка Красева, «Ладушки» обработка Фрида. | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать ребят к пению знакомых песен. | Оформить музыкальный уголок, внести игрушки. | |
Развлечения: | Доставить детям радость от общения с любимой игрушкой. | «Хорошо у нас в саду» |
Октябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Слышать двухчастную форму произведения, приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко-тихо). 2. Навыки выразительного движения: двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге, исполнять пружинистое покачивание на двух ногах; учить двигаться парами; Кружиться в парах и по одному, выставлять ногу на каблучок; работать над образностью движений. | «Погуляем» Ломова, «Ай-да!» Тиличеева, «Птички летают» Серов, «Фонарики», «Гуляем и пляшем» Раухвергер, «Пляска с листочками» Филиппенко. «Хитрый кот», «Где же наши ручки?» Ломова, «Прятки» Рустамов, «Петушок» обработка Красева.
| И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 16-31 |
Восприятие:
| Дать послушать детям больше инструментальных произведений. Продолжать учить навыку: слушать произведение от начала до конца. Различать динамические оттенки: громко-тихо. | «Вальс» Гречанинов , «Плясовая» обработка Новоскольцевой, «Колыбельная» Метлов, «Марш» по выбору педагога, «Тихие и громкие звоночки» Рустамов. | |
Пение: | Развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных на постепенном движении звуков вверх и вниз. Добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать пение; Правильно пропевать гласные в словах, четко произносить согласные в конце слов. | «»Птичка» Раухвергер, «Где наши ручки?» Ломова, «Собачка» Раухвергер, «Осенняя песенка» Александров, «Спой имя куклы». | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей воспроизводить высокие и низкие звуки. | Внести в уголок большую и маленькую птичку и др. игрушки. | |
Развлечения: | Создать непринужденную радостную атмосферу. Побуждать детей активно участвовать в празднике. | «Праздник Осени в лесу» |
Ноябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей ходить в умеренном темпе, чередуя ходьбу с кружением на шаге. Учить бегать в быстром темпе, чередуя бег с танцевальными движениями. 2. Навыки выразительного движения: Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Побуждать детей принимать активное участие в игре. | «Марш» Парлов, «Кружение на шаге» Аарне, «Упражнение с платочками» Ломовой, «Пляска с погремушками» Антонов, «Птички и кошка» любая веселая музыка, «Прятки с зайцем». | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 32-41 |
Восприятие:
| Приучать детей слушать музыку изобразительного характера, понимать ее и эмоционально на нее реагировать. Формировать восприятие динамики звучания. | «Марш»Дунаевский. «Колыбельная» Филиппенко, «Дождик» Любарский «Мышка и мишка». | |
Пение:
| Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, вместе начинать пение после музыкального вступления, передавать в пении характер музыки. Побуждать детей произвольно находить интонации, построенные на нескольких звуках. | «Белые гуси» Бырченко, «Петушок» обработка Красева, «Зайка» обр. Лобачева. «Птичка» Раухвергера «Пропой имя». | |
Самостоятельная деятельность: | Поощрять желание детей играть колокольчиками, упражнять детей в различении тихого и громкого звучания. | «Большой и маленький колокольчики». | |
Развлечения: | Расширять знакомство с литературными героями,сказки показываем сами. | «Репка». |
Декабрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: продолжать работать над ритмичностью движений; упражнять в умении слышать, различать трехчастную форму; самостоятельно менять движения со сменой характера музыки, переходя от одного вида движений к другому без помощи воспитателя. 2. Навыки выразительного движения: кружиться на беге по одному и парами, использовать разученные танцевальные движения в свободных плясках, выполнять подготовительные движения к освоению музыкальное произведение от начала до конца. Различать темповые изменения (быстро-медленно). Узнавать трехчастную форму прямого галопа. | «Упражнение с флажками» лат. н.м., «Ходим-бегаем» Тиличеева. «Зимняя пляска» Старокадомский, «Подружились» Вилькорейская. «Зайцы и медведь» Финаровский, «Собачки», «Елочки», «Медведи» мелодии по выбору педагога. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 42-53 |
Восприятие:
| Развивать умение слушать различать два контрастных произведения изобразительного характера. Учить узнавать знакомые произведения. Учить детей различать высокое и низкое звучание музыки. | «Зайчики и медведь» Ребиков, «Марш» Чичков. «Где мои детки?». | |
Пение: | Продолжать работать над чистым интонированием мелодии, построенной на поступенном движении мелодии вверх и вниз, а также над правильным пением терции. Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом. Правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов. | «К деткам елочка пришла» Филиппенко, «Дед Мороз» Филиппенко и другие знакомые песни по желанию детей. | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать способность детей различать длинные и короткие звуки. | «Мышка и мишка». | |
Развлечения: | Приобщать детей к русской праздничной культуре, содействовать созданию обстановки общей радости. | «Дед Мороз и Снеговик». |
Январь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Развивать умение двигаться прямым галопом, маршировать, ходить спокойным шагом и кружиться. Формировать умение слышать смену регистров, динамических оттенков, соответственно меняя движения. Начинать и заканчивать движения точно с музыкой. 2. Навыки выразительного движения: учить детей двигаться в соответствии с характером и формой музыки. | «Марш» Парлов, «Галоп» Арсеев, «Спокойная ходьба и кружение»р.н.м., «Кошечка» Ломова, «Пружинка» р.н.м., «Сапожки» Ломова. «Ловишки» Гайдн. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 54-64 |
Восприятие:
| Продолжать развивать навык слушать музыкальное произведение от начала до конца. Различать темповые изменения (быстрое и медленное звучание музыки). Узнавать трехчастную форму Совершенствовать тембровый слух детей: различать звучание погремушки, барабана, бубна, металлофона. | «Лошадка» Потоловский, «Солдатский марш» Журбин. «Угадай, на чем играю?». | |
Пение:
| Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ми1-си1 в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова. Передавать веселый характер песен. Побуждать детей придумывать небольшие мелодии. | «Зима» Карасева, «Домок-теремок». «Песенка лисички». | |
Самостоятельная деятельность: | Развивать звуковысотный слух детей. | «Где мои детки?». | |
Развлечения: | Вызвать интерес к выступлению старших дошкольников. | «Зимние забавы». |
Февраль
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, двигаться топающим шагом вместе со всеми и индивидуально в умеренном и быстром темпе под музыку. 2. Навыки выразительного движения: Развивать навык выразительной передачи игровых образов: крадется кошка, едут машины, бегают и спят котята. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: кружиться с игрушкой, выполнять пружинки, притопывать ногами. | «Смело идти и прятаться» Тиличеева, «Прогулка на автомобиле» Мясков, «Кошечка» Ломова, «Танец с игрушками» Вересокина, «Кошка и котята» Раухвергер, «Ищи маму» Ломова. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 66-75 |
Восприятие:
| Учить детей слушать произведение изобразительного характера, узнавать и определять сколько частей в произведении. Развивать способность детей различать звуки по высоте в пределах октавы, септимы. | «Курочка Ряба» Магиденко, «Чей домик?» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга, правильно передавая мелодию, отчетливо передавая слова. Поощрять попытки детей придумывать свои мелодии песенки кошки. | «Цап-царап», «Пирожки» Филиппенко, «Мяу-мяу». | |
Самостоятельная деятельность: | Формировать тембровый слух детей. | «Угадай, на чем играю?». | |
Развлечения: | Расширять представления детей об искусстве. | «День защитника Отечества»». |
Март
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Упражнять детей в ходьбе с флажками бодрым шагом, в легком беге без шарканья. Учить детей согласовывать движения с текстом песни и музыкой. Двигаться прямым галопом, меняя движения со сменой музыкальных фраз. Закреплять умение детей ритмично притопывать одной ногой и кружиться на шаге парами. 2. Навыки выразительного движения: Работать над образностью движений, учить детей действовать в игровой ситуации. | «Пройдем в ворота» Ломовой, «Цок, цок, лошадка!» Тиличеева, «Покажи ладошки» Герчик, «Чей домик?» Тиличеева. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 77-84 |
Восприятие:
| Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чем в нем поется. Понимать характер музыки, эмоционально на нее реагировать. Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек. | «Зима прошла» Метлов, «Воробей» Руббах, «Труба и барабан» Тиличеева. | |
Пение:
| Учить петь бодро, правильно, смягчая концы музыкальных фраз. Добиваться ровного звучания голосов. Петь подвижно, легким звуком, начинать пение вместе с педагогом. Побуждать детей допевать мелодии колыбельных песен. | «Воробей» Герчик, «Есть у солнышка друзья» Тиличеева, «Баю- бай». | |
Самостоятельная деятельность: | Побуждать детей участвовать в игре, используя атрибуты. | «Чей домик?». | |
Развлечения: | Обогатить малышей новыми впечатлениями. | «Мамин праздник». |
Апрель
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей сочетать пение с движением, Помогать малышам передавать в движении изменение музыки и текст песни.Слушать и отмечать в движении начало каждой части. 2. Навыки выразительного движения: Продолжать учить детей двигаться легко, непринужденно, ритмично; легко ориентироваться в пространстве. Побуждать повторять танцевальные движения за воспитателем или солистом. Формировать умение детей передавать игровые образы, развивать внимание детей. | «Упражнение с цветами» Жилин, «Плясовые движения» Ломова. Хоровод «Березка» Рустамов, «Воробушки и автомобиль» Раухвергер, «Солнышко и дождик» Раухвергер. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 88-98 |
Восприятие:
| Учить детей воспринимать пьесы разного настроения, отвечать на вопросы о характере музыки. Развивать у детей воображение, умение придумывать движения, характерные для героев пьес. Развивать чувство ритма. | «Шалун» Бер, «Резвушка», «Капризуля» Волков, «Кто по лесу идет?» | |
Пение:
| Учить детей петь протяжно, весело, слаженно по темпу, отчетливо произнося слова. Формировать умение узнавать знакомые песни. Побуждать детей придумывать простейшие мелодии на слог. | «Майская песенка» Юдахин, «Самолет» Тиличеева, «Спой марш». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать динамический слух детей. | «Труба и барабан». | |
Развлечения: | Развивать музыкально-сенсорные способности детей. | «Праздник дружбы». |
Май
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар | Источник |
Музыкально-ритмические движения:
| 1. Музыкально-ритмические навыки: Совершенствовать навыки основных движений(ходьба и бег). 2. Навыки выразительного движения: Улучшать качество исполнения танцевальных движений: легко бегать, прятаться под зонтик, прыгать через «лужи». Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. Побуждать детей участвовать в игре, свободно ориентироваться в игровой ситуации. | «Прогулка» Раухвергер, «Пляска с зонтиками» Костенко, «Мы на луг ходили» Филиппенко, «Найди себе пару» Ломова. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 99-108 |
Восприятие:
| Продолжать учить слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чем поется в песне. Слушать и отличать колыбельную музыку от плясовой. Учить детей отличать звуки по высоте. | «Березка» Тиличеева, «Спи, моя радость»Моцарт, другие знакомые упражнения. | |
Пение:
| Учить детей петь без напряжения, в одном темпе со всеми, четко и ясно произносить слова, передавать шуточный характер песни. Побуждать детей придумывать колыбельную песню. | «Козлик» Гаврилов, «Цыплята» Филиппенко, «Ах, ты котенька». | |
Самостоятельная деятельность: | Совершенствовать ритмический слух детей. | «Кто по лесу идет». | |
Развлечения: | Создать условия для активного восприятия детьми русских народных игр. | «народные игры». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар | Источник | |
Музыкально-ритмические движения: | «Потанцуем вместе» обр. Ломовой, «Кошка и котята» Ломова. | И. Каплунова И. Новоскольцева «Праздник каждый день» (Конспекты музыкальных занятий) Младшая группа Стр. 107-108 | |
Восприятие: | «Будем кувыркаться» Сац, «Птицы и птенчики» Тиличеева, «Чей домик?» Тиличеева. | ||
Самостоятельная деятельность: | «Курица и цыплята». | ||
Развлечения: | «На бабушкином дворе». |
Ожидаемый результат усвоения Программы:
К концу года дети должны уметь
Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;
Слушание: слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро-медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
Пение: петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
Пляски, игры, хороводы: уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно использовать знакомы движения в творческой пляске.
2.5. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Реализация рабочей программы осуществляется через формы проведения занятий:
1.Традиционное
2.Комплексное
3.Интегрированное
4. Доминантное
Методы активации и приемы включения детей в музыкальную деятельность:
-словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д);
-наглядные (видеоряд, изобразительный ряд и т.д);
-использование различных видов художественно- творческой деятельности (игровая , художественно-речевая, театрализованная, изобразительная и т.д.);
-использование ИКТ
Формы взаимодействия детей и взрослых | |||||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | ||
Формы организации деятельности детей | |||||
Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | Групповые, подгрупповые, индивидуальные | ||
деятельность;
дневной сон | Использование музыки: *во время праздников и развлечений; *в музыкально- театрализованной деятельности; *при слушании муз. сказок и т.д. | Создание условий для самос-льной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов. ТСО. Музыкально-дидактические игры. | Консультации для родителей; *Родительские собрания; *Индивидуальные беседы; *Совместное проведение праздников и развлечений; *Открытые просмотры НОД; *Создание средств наглядно-педагогического просвещения и т.д. |
Условия реализации Программы:
1.Создание развивающей предметно-пространственной среды:
Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;
Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения;
Способствует реализации образовательной программы;
Строится с учетом национально-культурных и климатических условий;
Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2.Программа по музыкальному воспитанию предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится в первой половине дня. Музыка используется в режимных моментах.
Целевые ориентиры:
Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
-умение передавать выразительные музыкальные образы;
-восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
-сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
-умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
-проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования у детей интереса и ценностного отношения к музыке, развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности детей;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности детей;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
2.6. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы
Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Для этого проводится диагностирование. Оно осуществляется в процессе музыкальных занятий, во время которых музыкальный руководитель с помощью воспитателя фиксирует уровень двигательных и певческих навыков детей, их интерес к слушанию музыки, чувство ритма. Специальных занятий с целью диагностики проводить не нужно. Этот процесс должен проходить в естественных для детей условиях - на музыкальных занятиях. В рамках программы «Ладушки» диагностика проводится (в январе, в мае) по четырем основным параметрам:
- Движение.
- Чувство ритма.
- Слушание музыки.
- Пение.
Этих параметров диагностирования вполне достаточно для детей дошкольного возраста.
Начинать диагностирование детей второй младшей группы можно с первых занятий, детей постарше - после нескольких занятий. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому пометки следует делать в их отсутствие. Все параметры переходят из одной возрастной группы в другую и усложняются.
младшая группа
Основной параметр - проявление активности.
1-е полугодие
- Движение: двигается ли с детьми, принимает ли участие в играх и плясках.
- Подпевание: принимает ли участие.
- Чувство ритма: хлопает ли в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, берет ли музыкальные инструменты сам, принимает ли их из рук воспитателя, пытается ли на них играть.
2-е полугодие
- Движение: принимает ли участие в играх, плясках, ритмично ли двигается.
- Подпевание: принимает ли участие.
- Чувство ритма: ритмично ли хлопает в ладоши, принимает ли участие в дидактических играх, узнает ли некоторые инструменты, ритмично ли на них играет.
- Слушание музыки: узнает ли музыкальные произведения, может ли подобрать к ним картинку или игрушку.
Процесс диагностирования не должен носить формальный характер. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы педагог смог выявить уровень музыкальных способностей каждого ребенка и по возможности развить их. Каждый ребенок индивидуален, и подходить к оценке его возможностей нужно бережно и разумно.
Программа «Ладушки» дает возможность сделать учебный процесс интересным, ярким, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.
2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задача: Расширить контакты и взаимодействие с родителями.
Содержание | Формы работы | Сроки |
1.Знакомство с возрастными возможностями детей и с задачами по муз. воспитанию. | Выступление на родительском собрании. | Сентябрь |
2.Привлечение родителей к изготовлению праздничной атрибутики, дидактического материала, муз. инструментов в муз. уголок группы. | Консультация | Октябрь |
3. Культура поведения родителей и детей на праздниках. | Стендовая информация | Ноябрь |
4. Мастерим костюмы к празднику | Семейный конкурс | Декабрь |
5. Проблемные моменты по вопросам музыкального воспитания детей. | Индивидуальные консультации | Январь |
6. Участие родителей в праздниках, посвященных Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. | Совместные выступления детей и родителей | Февраль Март |
7. Музыка в жизни ребёнка. | Стендовая информация | Март |
8. Перспектива дальнейшего музыкального развития ребёнка. | Индивидуальные консультации | Апрель Май |
2.8. Взаимодействие со специалистами, социумом
План работы музыкального руководителя по взаимодействию со специалистами МБДОУ №18 на 2018-2019 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организационные мероприятия -Комплексное обследование развития детей дошкольного возраста. -Обсуждение и принятие плана совместной работы специалистов. | Сентябрь 2018г. Май 2019 г. Сентябрь 2018г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
Совместная деятельность -Микропедсоветы по взаимодействию и координации деятельности специалистов. | 1 раз в квартал | Специалисты Педагоги ДОУ |
Аналитические мероприятия -Анализ результативности работы за 2018-2019 учебный год, определение задач на 2019-2020 учебный год. -Составление и озвучивание аналитической справки о персональной деятельности специалиста. | Май 2019г. Май 2019г. | Специалисты Педагоги ДОУ Специалисты Педагоги ДОУ |
План музыкальных мероприятий по взаимодействию с социумом на 2018-2019 учебный год.
Содержание | Сроки | Ответственная |
1.Выступление учеников ДШИ с концертами для детей детского сада. | В течение года. | Муз. руководитель |
2.Участие детей в фестивале ко Дню защиты детей в ДДТ. | июнь | Муз. руководитель |
Работа музыкального руководителя с воспитателями на 2018-2019 учебный год.
Задача: Обеспечение системного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя по созданию единого музыкально- образовательного пространства детства.
Содержание работы | Формы проведения | Субъект | Сроки Ответственные |
1.Консультация «Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Сентябрь Муз. рук. |
2.Консультация «Роль воспитателя на музыкальных НОД» | Индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | Октябрь Муз. рук.. |
3.Семинар-практикум «Музыкально-ритмические движения» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Ноябрь Муз. рук. |
4.Консультации по проблемным моментам организации работы по музыкальному развитию детей. | Индивидуальная | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
5.Консультация «Подготовка к праздникам» Организационные моменты, репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам, подготовка декораций. | Общая и индивидуальная | Педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук. |
6.Мастер-класс «Изготовление розы для оформления музыкального зала» | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Февраль Муз. рук. |
7.Консультация «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в музыкальной деятельности» | Стендовая информация | Нач. педагоги, педагоги дошкольного возраста | В течение года Муз. рук |
8.Консультация «Роль воспитателя в развитии музыкальной самостоятельной деятельности детей» | Стендовая информация | Педагоги дошкольного возраста | Март Муз. рук. |
9.итоги диагностики детей | Общая | Педагоги дошкольного возраста | Май Муз. рук |
3.Организационный раздел
3.1. Циклограмма деятельности музыкального руководителя
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00 – 17.30 | 8.00 – 16.30 | 8.00– 16.30 |
8.00-8.20-подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу | 8.00 – 8.20 – подготовка к образовательному процессу
| 8.00- 8.20 - подготовка к образовательному процессу |
8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.15- Группа младшего возраста«Василёк» 9.25-9.40- Группа млад.возраста«Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30 – 8.50- организация музыкальной среды в зале 8 50-9.05 Группа «Василёк» 9.15-9.30 Группа «Одуванчик» | 8.30 – 8.55 – организация музыкальной среды в зале 9.00-9.20 Группа среднего возраста«Бабочка» 9.30-9.55 Группа старшего возраста«Пчёлка» | 8.30- 9.30 – изучение инновационных технологий по музыкальному воспитанию посредством интернет-материалов |
10.00-10.30- Индивидуальная работа с детьми 10.30-11.30 работа с документацией, разработка календарных планов | 10.20-10.50- Группа подготовительная«Ромашка | 9.40-10.05 Группа «Колокольчик» 10.30-12.00 подбор музыкального материала и литературы | 10.20-10.50-группа подготов. «Пчёлка» 11.00 – 12.00- – работа с документацией, разработка календарных планов | 9.30-10.10- работа по самообразованию 10.10-10.40- Индивидуальная работа с детьми |
11.30-12.30- изготовление музыкальных пособий и музыкально-дидактических игр | 11.00 – 12.30 – разработка и изготовление оформления музыкального зала к праздникам | 12.00 – 12.30 – построение индивидуального образовательного маршрута для детей | 12.00 – 12.30 - подготовка к праздникам и развлечениям (написание сценариев | |
13.00-15.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00-15.00 – взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00 -14.00- взаимодействие с воспитателями: репетиции, консультации (общие, инд-е) | 13.00 – 14.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 10.40-11.30 – организация музыкальной среды в зале |
15.15-15.25- Группа раннего возраста«Солнышко» | 15.30-16.00- консультации для родителей | 14.00-15.00- организация творческой проектной деятельности | 11.30. – 12.30 – проведение мониторинговых обследований и контрольных диагностических срезов | |
15.15-15.25- Группа «Солнышко» | 13.00 – 15.00 - взаимодействие с воспитателями по созданию развивающей предметно-пространственной среды | 13.00-15.00 Работа с документацией | ||
15.30-16.00- вечер развлечений и досугов, индивидуальная работа с детьми | 15.45-16.10 Группа старшего возраста «Колокольчик» |
3.2. Культурно-досуговая деятельность
Музыкальные праздники на учебный 2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1.Праздник «Осенняя сказка» 1,2 младшие группы | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
2.Праздник «Осень, в гости просим!» средняя группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
3.Праздник «Осенины» старшая группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
4.Праздник «В гостях у Осени» подготовительная группа | Октябрь | Муз. руководитель, воспитатели |
5.Новый год (все возрастные группы) | Декабрь | Муз. руководитель, воспитатели |
6.Праздник, посвящённый 8 марта (1,2 младшие, средняя, старшая, подготовительная группы) | Март | Муз. руководитель, воспитатели |
7.Весенние праздники ( младшая, средняя, старшая, подготовительная группы) | Апрель | Муз. руководитель, воспитатели |
8.Выпуск в школу (подготовительная группа) | Май | Муз. руководитель, воспитатели |
План развлечений и тематических занятий на учебный
2018-2019 год.
Содержание | Время проведения | Ответственные |
1. «День знаний» (старшая, подготовительная группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Сентябрь | Муз. руководитель воспитатели |
2. «День матери» (старшая, подготовительные группы); Кукольный театр (1,2 мл, средняя группы) | Ноябрь | Муз. руководитель воспитатели |
3. «Прощание с новогодней Ёлочкой» (все возрастные группы) | Январь | Муз. руководитель воспитатели |
4. «Папа-лучший друг» (старшая, подготовительная группы) | Февраль | Муз. руководитель воспитатели |
5. «День блина» (все возрастные группы) | Март | Муз. руководитель воспитатели |
6. «Заглянем в старину» (все возрастные группы) | Апрель | Муз. руководитель воспитатели |
7. «День победы» тематическое занятие (старшая, подготовительная группы); «У солнышка в гостях» детская дискотека (1,2 мл, средняя группы) | Май | Муз. руководитель воспитатели |
8. «Здравствуй, лето!» (все возрастные группы) | Июнь | Муз. руководитель воспитатели |
9. «Прощание с летом» (все возрастные группы) | Август | Муз. руководитель Воспитатели |
3.3 Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала и кабинета
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной развивающей предметно-пространственной среды, которая включает наличие необходимых пособий, игр, игровых материалов, соответствующего оборудования. Музыкальная предметная среда в ДОУ ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей.
Организуется по трем основным блокам:
- восприятие музыки (магнитофон, аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин);
- воспроизведение музыки (неозвученные музыкальные инструменты и озвученные, согласно возрасту группы);
- музыкально-творческая деятельность (музыкально-дидактические игры, шапки-маски, различные атрибуты).
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детском музыкальной деятельности.
Для организации работы по театрализованной деятельности в группах имеются уголки театрализации, уголки ряжения.
Средства ТСО: музыкальный центр, телевизор, диски с обучающим материалом по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, диски (музыка из мультфильмов, звуки природы, современные записи и т.д.)
3.4 Перечень методического обеспечения
Комплект методического обеспечения музыкального образовательного процесса
Учебно-методический комплекс |
Изд. «Композитор» 2011г. Санкт-Петербург стр3-108
2014г. Санкт-Петербург
Изд. ООО «Лансье» 2018г.
|
Вид музыкальной деятельности | |
2. Пение: музыкально-слуховые представления | «Птица и птенчики»; «Мишка и мышка»; «Чудесный мешочек» ; «Курица и цыплята»; «Петушок большой и маленький»; «Угадай-ка»; «Кто как идет?» |
- ладовое чувство | «Колпачки»; «Солнышко и тучка»; «Грустно-весело» |
- чувство ритма | «Прогулка»; «Что делают дети»; «Зайцы» |
Вид музыкальной деятельности | Наглядно-иллюстративный материал |
3. Музыкально-ритмические движения | 1. И.Каплунова, И.Новоскольцева «Топ-топ, каблучок» Танцы в детском саду. 2. Осенние листочки - 30 штук. 3. Разноцветны платочки – 30 штук. 4. Зонтики-6 штук, 5. Цветные султанчики-30 штук. 6. Букетики цветов-30 штук. 7. Цифры от 1 до 10 8. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка. 9. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кот, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух. |
4. Игра на детских музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты: 1. Неозвученные музыкальные инструменты (шумовой оркестр) ;балалайка; гармошка; 2. Ударные инструменты: бубен; барабан; деревянные ложки ; треугольник ; музыкальные молоточки ; колокольчики ; металлофон (хроматический ; маракас ; металлофон (диатонический) ; ксилофон ; 3. Духовые инструменты: свистульки ;дудочки ; губная гармошка; 4. Струнные инструменты: арфа, ; гусли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей 3-7го года жизни
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯпо освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го го...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей 3-7го года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ по освоению детьми образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкально-художественная деятельность) для детей 3-7го года жиз...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3 года
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы раннего музыкально-эстетического развития дошкольного образования разновозрастного возраста 1-3...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Музыкального руководителя составлена на основе программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетического развитие» для детей 1.5 -7 года жизни
Рабочая программаМузыкального руководителясоставлена на основе программы «От рождения до школы»Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой по образовательной области « Художественно-эстетич...
Рабочая программа музыкального руководителя на 2023-2024 года
Рабочая программа...