КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как организовать домашнее чтение»
консультация

Зайцева Надежда Викторовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как организовать домашнее чтение» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_8.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как организовать домашнее чтение»

«Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

   К.И. Чуковский

Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории (возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами и т. д.).

В режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался на восприятие книги.

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка,  и  окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть ребенок повторяет за вами трудные слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.

Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание.

Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

v   Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

v   Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

v   Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

v   Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

v   Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

v   До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

v   Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

v   Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом обращении с ребенком.

v   Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

v   Рано или поздно вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса:

•        Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

•        Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

•        Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

•        Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

•        Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

•        Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

•        Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

•        Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

•        Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

•        Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

•        Воспитывайте бережное отношение к книге.

•        Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Памятка для родителей: «СЕМЬЯ И КНИГА»

Семья формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе  и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том чиcле,  и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства.

Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

•        Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

•        Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

•        Семейное чтение развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений,

•        умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

•        Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

•        Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

•        Семейное чтение может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

   

ДОБРЫЕ СОВЕТЫ

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?

Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

 

•        Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

•        Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

•        Систематически читайте сами - это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

•        Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи вашего ребенка.

•        Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

•        Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей.

•        Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

•        Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

•        Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

•        Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

•        Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

Консультация для родителей

«Семейное чтение»

       Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулку. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, т.е. удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой.

Родители читают малышу книжки не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Все детские книги несут воспитательную функцию. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам.

В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для детей служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представление о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают ребенку активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. Книги для детей - равноправные граждане огромной «сувенирной державы», как называл детскую литературу А.М.Горький.

Детская литература является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная отличительная ее черта — органическое слияние искусства с требованиями педагога.

Поэты, писатели, художники создали для малышей великолепную библиотеку веселых книг. Достаточно вспомнить такие имена, как С. Маршак, С. Михалков, В. Маяковский, К. Чуковский, Э. Успенский, Н. Носов и др. Шуточные, озорные стихи, сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым и гибкость ума, сообразительность восприятия. Детские книги помогают сформировать задушевные и гармоничные отношения между детьми.

Вопросы, которые рассматривает данная работа, важны для подрастающего поколения. Они актуальны и значимы, потому что каждый ребенок учится через художественную литературу добру, умению отличать хорошее от плохого, заботе о близких. Задачи взрослого -  открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читательская судьба ребенка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем. Важно как можно раньше начать формирование круга детского чтения. К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок 4-7 лет воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.

И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.

К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.

       Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

       Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания от внешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания во время слушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто не соответствует изображаемому событию. Малыш не может вырваться из «плена» художественного произведения, что связано с неумением осознавать свои эмоции и управлять ими.

Общеизвестна способность детей дошкольного возраста к фантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобы воображение не уводило ребенка от текста, а включалось в эстетическое восприятие, направляло и углубляло его. Впрочем, здесь возникают трудности: слушая, ребенок не всегда может подчинить воображение тексту. Чтобы фантазия не уводила маленького слушателя от текста, взрослому достаточно только направить ее, и тогда он без помех включится в восприятие книги.

Консультация для родителей по теме

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие блага.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение» Воспитатель: Гладкова Л.И. МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин.

Консультация для родителей«Как организовать домашнее чтение»Воспитатель: Гладкова Л.И.МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин....

Консультация для родителей "Как организовать домашнее чтение"

Чтение - процесс творческий. Чтение ребенку вслух - задача не из легких....

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение?»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский район....

КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Как организовать домашнее чтение»

Материал полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста....

Приложение №3 Консультация родителям «Как организовать домашнее чтение»

laquo;Книга для детей – этов самом деле хорошая пища –вкусная, питательная, светлая,способствующая их духовному росту»К.И. Чуковский...

Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение»

laquo;Книга для детей– это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту» К.И. Чуковский...