Что нужно знать родителям о ФГОС ДО?
консультация
Что такое ФГОС ДО? Зачем он создан? Чем он поможет родителям в дошкольном воспитании ребёнка? Давайте разберёмся вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._smi_fgos_do.docx | 119.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать родителям о ФГОС ДО?
Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее - Программа). «Законом об образовании в РФ» определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.
Зачем нужен стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) создан впервые в российской истории. ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования и сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС ДО обязателен к применению организациями, осуществляющими обязательную деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации), реализующими образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
О требованиях к Программе
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Организация сама определяет продолжительность пребывания детей, режим работы, предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп для детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп.
Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение соответственно: 60% и 40%.
Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.
Формируемая часть Программы может быть разработана самостоятельно или использованы парциальные программы. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
О требованиях к условиям реализации Программы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.
Среди требований к психолого-педагогическим условиям выдвигаются требования к построению образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН).
Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) - соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.
В реализации Программы могут также участвовать научные и иные работники Организации. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению Программы.
Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования заключаются в том, что финансовое обеспечение государственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО, как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.
О требованиях к результатам освоения Программы
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:
целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;
целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.
Целевые ориентиры не могут являться основанием;
для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров;
при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга;
при оценке выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
при распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
О требованиях к работе с родителями
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Полный текст ФГОС ДО можно найти на сайтах Минобрнауки РФ
Постоянная ссылка http://минобрнауки.рф/документы/6261
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников
Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...
консультация для родителей "Здоровая стопа - залог хорошего здоровья! Что нужно знать родителям о профилактике плоскостопия!
целью данной консультации является привлечения внимания родителей детей дошкольного возраста к проблеме здоровьесбережения....
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей».
К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка....
ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:НАГРАДА,ПОХВАЛА ИЛИ ПОДДЕРЖКА??? ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ?
В первую очередь, каждая семья должна понимать, что приоритет в воспитании ребёнка принадлежит родителям. Семья - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития личности ребёнка. Гл...
Консультация для родителей на тему:"Что нужно знать родителям будущих первоклассников"
Дошкольное возраст- это самый важный период жизни для формирования личности ребенка.Именно в этот период важно заложить основы рационального режима дня,питания,уделять время нравственному,физическому ...
"Что нужно знать родителям о ФГОС ДО?" презентация
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования введен в действие 1 января 2014 года. Но и сейчас у некоторых педагогов и родителей остаются вопросы по его содержани...
Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?
Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...