Воспитание самостоятельности у детей с ОВЗ
статья
Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский считал, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка» Основным свойством детей дошкольного возраста он называл жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах, не «переутомлять сидячими занятиями» и давать больше свободного времени для самостоятельности.
И педагоги и родители хотят видеть детей успешными. Одна из важных составляющих успешности- самостоятельность, умение проявлять инициативу и реализовывать ее.
Самостоятельность, как известно, от «самостояния». «Самостоянье человека- залог величия его, говорил А.С.Пушкин. Это деятельность, которая выполняется ребенком без помощи и участия педагога. Она требует от ребенка самодисциплины, ответственности, а при достижении результата приносит удовлетворение.
Особенно важно воспитывать самостоятельность у детей с ОВЗ. Часто бытует мнение, что ребенку с ОВЗ требуется гиперопека, и родители и воспитатели стараются все делать за него. Однако, развивая самостоятельность у таких детей мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то самостоятельно, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значение своих действий.
Главная наша задача- выяснить какие условия нужны для самостоятельной деятельности ребенка с ОВЗ и в частности, как можно изменить развивающую среду обычной группы. Наш рассказ о том как развивать самостоятельность детей с ОВЗ в экспериментальном уголке. Конечно, в групповом помещении места немного, но тем не менее мы- воспитатели нашего детского сада нашли возможность выделить небольшие уголки для самостоятельной детской деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Сейчас уже сложно представить, что таких уголков не было: здесь постоянно собираются дети, чем-то занимаются, что-то обсуждают.
В нашей группе есть экспериментально-исследовательский уголок. Он расположен в доступном месте, материалы безопасны для детей. В уголке имеется небольшая «научная» библиотека. Она состоит из книг-энциклопедий об окружающем мире :.«Обитатели моря», «Растения средней полосы России», «500 вопросов о природе», «Насекомые»,открыток, альбомов, гербариев, коллекции полезных ископаемых(камни, песок, образцы почвы, соль), наборы плодов разных деревьев, образцов ткани, ракушек и многого другого. Здесь, на хорошо освещенном окне находятся комнатные растения, емкости с рассадой, предметы по уходу за ними и т.п
Детям интересно играть в ученых, поэтому уголок можно назвать лабораторией. Наша мини-лаборатория оснащена всем необходимым : халаты, фартуки, лупы, линейки, мерные емкости, зеркала, сыпучие продукты(горох, фасоль, сахар, пшено, гречка); термометры, магниты, наборы бросового материала и др.. Все материалы располагаются так, чтобы дети с ОВЗ могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об из свойствах В этом уголке дети учатся самостоятельной деятельности, учатся видеть, выделять и решать проблему, ставить цель, формулировать задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , действовать по алгоритму, проверять свои решения, проводить самостоятельные наблюдения, убирать за собой рабочее место.
Виды самостоятельной деятельности в экспериментальном уголке разнообразны: Это моделирование и обыгрывание ситуаций с мелкими игрушками, уход за растениями, наблюдение за их развитием, классификация растений; Труд( посадка, полив опрыскивание растений, пересадка цветов); приведение в порядок столов, дежурство в уголке природы; закрепление знаний о живой и неживой природе; сравнение и изучение свойств предметов, рисование, игры(дети превращаются в ученых, садовников, агрономов ) дидактические игры «С какого дерева лист», «Найди такой же», «Прячем и находим»; рассматривание, беседы; ручной труд и многое другое.
Воспитатель всегда рядом и дети с ОВЗ чувствуют поддержку педагога, это делает их более уверенными в своих силах, с удовольствием рассказывают родителям о своих исследованиях и просят организовать такие же условия дома, на даче. Родители в свою очередь очень отзывчивы, они с интересом пополняют наш уголок играми, пособиями, природным и бросовым материалом.
Благодаря этой работе, прививая детям основы самостоятельной деятельности, многие из ребят дома охотно занимаются выращиванием растений, самостоятельно ухаживают за домашними питомцами, собирают гербарии листьев, цветов, изготавливают поделки из природного материала.
Участие в работе такого уголка- это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтобы научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать, убирать за собой, важно уделять внимание становлению таких важных качеств, как уверенность в собственных силах, формирование собственного мнения. Ребенок с ОВЗ учится принимать решения, не бояться последствий, желание проявлять инициативу, не бояться совершать ошибки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey_s_ovz.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский считал, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка» Основным свойством детей дошкольного возраста он называл жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах, не «переутомлять сидячими занятиями» и давать больше свободного времени для самостоятельности.
И педагоги и родители хотят видеть детей успешными. Одна из важных составляющих успешности- самостоятельность, умение проявлять инициативу и реализовывать ее.
Самостоятельность, как известно, от «самостояния». «Самостоянье человека- залог величия его, говорил А.С.Пушкин. Это деятельность, которая выполняется ребенком без помощи и участия педагога. Она требует от ребенка самодисциплины, ответственности, а при достижении результата приносит удовлетворение.
Особенно важно воспитывать самостоятельность у детей с ОВЗ. Часто бытует мнение, что ребенку с ОВЗ требуется гиперопека, и родители и воспитатели стараются все делать за него. Однако, развивая самостоятельность у таких детей мы формируем некоторые навыки и умения, формируем привычку, добиваемся от ребенка желания сделать что-то самому, своими руками. Сделав что-то самостоятельно, ребенок чувствует причастность себя к какому-то делу, важность и значение своих действий.
Главная наша задача- выяснить какие условия нужны для самостоятельной деятельности ребенка с ОВЗ и в частности, как можно изменить развивающую среду обычной группы. Наш рассказ о том как развивать самостоятельность детей с ОВЗ в экспериментальном уголке. Конечно, в групповом помещении места немного, но тем не менее мы- воспитатели нашего детского сада нашли возможность выделить небольшие уголки для самостоятельной детской деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ. Сейчас уже сложно представить, что таких уголков не было: здесь постоянно собираются дети, чем-то занимаются, что-то обсуждают.
В нашей группе есть экспериментально-исследовательский уголок. Он расположен в доступном месте, материалы безопасны для детей. В уголке имеется небольшая «научная» библиотека. Она состоит из книг-энциклопедий об окружающем мире :.«Обитатели моря», «Растения средней полосы России», «500 вопросов о природе», «Насекомые»,открыток, альбомов, гербариев, коллекции полезных ископаемых(камни, песок, образцы почвы, соль), наборы плодов разных деревьев, образцов ткани, ракушек и многого другого. Здесь, на хорошо освещенном окне находятся комнатные растения, емкости с рассадой, предметы по уходу за ними и т.п
Детям интересно играть в ученых, поэтому уголок можно назвать лабораторией. Наша мини-лаборатория оснащена всем необходимым : халаты, фартуки, лупы, линейки, мерные емкости, зеркала, сыпучие продукты(горох, фасоль, сахар, пшено, гречка); термометры, магниты, наборы бросового материала и др.. Все материалы располагаются так, чтобы дети с ОВЗ могли самостоятельно проводить с ними простейшие опыты, делая выводы об из свойствах В этом уголке дети учатся самостоятельной деятельности, учатся видеть, выделять и решать проблему, ставить цель, формулировать задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , действовать по алгоритму, проверять свои решения, проводить самостоятельные наблюдения, убирать за собой рабочее место.
Виды самостоятельной деятельности в экспериментальном уголке разнообразны: Это моделирование и обыгрывание ситуаций с мелкими игрушками, уход за растениями, наблюдение за их развитием, классификация растений; Труд( посадка, полив опрыскивание растений, пересадка цветов); приведение в порядок столов, дежурство в уголке природы; закрепление знаний о живой и неживой природе; сравнение и изучение свойств предметов, рисование, игры(дети превращаются в ученых, садовников, агрономов ) дидактические игры «С какого дерева лист», «Найди такой же», «Прячем и находим»; рассматривание, беседы; ручной труд и многое другое.
Воспитатель всегда рядом и дети с ОВЗ чувствуют поддержку педагога, это делает их более уверенными в своих силах, с удовольствием рассказывают родителям о своих исследованиях и просят организовать такие же условия дома, на даче. Родители в свою очередь очень отзывчивы, они с интересом пополняют наш уголок играми, пособиями, природным и бросовым материалом.
Благодаря этой работе, прививая детям основы самостоятельной деятельности, многие из ребят дома охотно занимаются выращиванием растений, самостоятельно ухаживают за домашними питомцами, собирают гербарии листьев, цветов, изготавливают поделки из природного материала.
Участие в работе такого уголка- это очень важный этап взросления. При этом цель развития самостоятельности не только в том, чтобы научить ребенка с ОВЗ самому себя обслуживать, убирать за собой, важно уделять внимание становлению таких важных качеств, как уверенность в собственных силах, формирование собственного мнения. Ребенок с ОВЗ учится принимать решения, не бояться последствий, желание проявлять инициативу, не бояться совершать ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда"
Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхожд...
беседа "Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста"
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять...
Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей"
Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привы...
воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Конспект занятия в младшей группе детского сада, тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»...
Конспект родительского собрания на тему "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. "...
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вел ребенка за рук в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – это определяет каким человеком станет сего...
Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия с...