Картотека дидактических игр по возрастам(средняя, старшая, подготовительная).
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Карасёва Виктория Витальевна

Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. В картотеке представлены  все группы дидактических игр для каждого возраста.

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. 

Чрезвычайно важным и неоднозначным является вопрос о классификации дидактических игр. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют на три группы:

Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры –это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.                                                                       

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.   

                                                               

Подводя итог, можно сказать, что дидактические игры это незаменимое средство воспитания и обучения детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Группа

Название игры

Вид игры

Цель игры

Игровые действия

        Ход

Средняя

«Парные картинки»

Настольно-печатная

 Учить детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, обогащение словаря.

Поиск нужных карточек и составление из них пары

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Парные картинки». Показывает игровой материал, объясняет правила, и в качестве примера собирает первую парную картинку.

«Угадай, кто позвал?»

Словесная

Развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

Ребёнок с завязанными глазами по голосу определяет того, кто его позвал.

По считалке выбирают водящего, который становится в центр круга с завязанными глазами. Остальные дети по желанию зовут его, и водящий по голосу узнаёт кто его позвал.

«Чудесный мешочек»

С предметами

Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Ребёнок на ощупь узнаёт предмет и называет его.

Дети по очереди подходят к воспитателю и опускают руку в мешочек, затем ребенок не доставая предмет из мешочка, называет его.

Старшая

«Что лишнее?»

Настольно-печатная

Развивать наблюдательность, логику.

Ребёнок рассматривает картинки с изображением предметов и называет лишний предмет.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображениями и определить что лишнее.  Затем, дети должны объяснить свой выбор. 

«Где мы были, не скажем, а что делали, покажем»

Словесная

Учить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; учить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.

Водящий задаёт вопросы, остальные дети не пребегая к словам изображают какое-либо действие, а водящий отгадывает его.

Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети.

«Похож – не похож»

С предметами

Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме,  величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление.

Ребёнок находит в группе два схожих на его взгляд предмета и объясняет их сходство.

Воспитатель заранее   подготавливает различные предметы, и незаметно размещает их в комнате. Дети ищут два похожих предмета и объясняют их сходство.

Подготовительная

«Паззлы»

Настольно-печатная

Воспитывать умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет.

Ребёнок из перемешанных кусочков собирает целое изображение

Ребенок собирает целое изображение.

«Подбери слово»

Словесная

Развивать мышление, логику

Ребёнок, в соответствии с вопросом, заданным воспитателем, подбирает слова.

Воспитатель называет заранее намеченные слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

«Съедобное – несъедобное»

С предметами

Развивать внимание, умение разделять предметы на две категории.

Ребёнок, когда называют съедобные предметы -ловит мяч, а когда не съедобные отбрасывает.

Водящий называет предметы, а остальные дети разделяют их на две категории – съедобное и несъедобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"

Картотека дидактических игр по математическому развитию в подготовительной к школе группе по программе "Детство"...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа

Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа...

Картотека дидактических игр по развитию речи Старшая и подготовительная группа.

Используемый материал на занятиях и в совместной игровой деятельности....

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей и подготовительной группах

Картотека поможет закрепить навыки счета и сравнения чисел в пределах 10...