Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
консультация
Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knsult.dlya_ped.po_samoobr.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно – экспериментальная деятельность
детей дошкольного возраста.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
1.Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, 3.Установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
4.Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:
живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: “Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?” Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли).
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на “плавучесть” материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент “Какая сила у ветра?”;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра “Разный ветер” (холодный, теплый);
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане...”; решение экологических задач, например: “Света с мамой гуляла по улице, и любовались облаками. Вдруг Света закричала: “Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?”; “Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?” и т. д
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Создание экологической развивающей среды
Одно из важных условий воспитательно–образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация развивающей предметной среды.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения.
Таким образом, экологизация развивающей природной среды должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельного.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.
Зона коллекций (в группах): предназначена для знакомства детей с
объектами природы, для обучения классификации по различным признакам;
Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований;
Огород на окне: создается для наблюдений за ростом растений:
Центр воды и песка: предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук;
Центр науки: предназначен для экспериментирования, опытов, наблюдений.
Кроме этого в группе действует уголок природы, для закрепления знаний широко используются дидактические игры.
В группе разработана картотека игр -экспериментов по экологии.
Таким образом, метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Театрализованная деятельность в детском саду"
Консультация включает в себя: содержание театрализованных занятий, построение среды для театрализованной деятельности...
Консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду".
Краткий экскурс в процесс организации театральной деятельности в детском саду....
Консультация для родителей "Исследовательская деятельность в детском саду".
Предлагается интересный материал для родителей о работе детского сада по исследовательской деятельности....
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, вооб...
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду»
Театральная деятельность в детском саду...
консультация для воспитателей "Театральная деятельность в детском саду"
Консультация для воспитателей, раскрывающая суть театральной деятельности в детском саду и формы её реализации....
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...