«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников»
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Сказка как средство духовно-нравственнго воспитания и развития дошкольников»
Светлана Сергеевна Ходосова,
МДОУ – «Центр развития ребёнка- детский сад №7»
воспитатель
«Сказка будит и пленяет мечту, она даёт ребёнку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» И.А.Ильин
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость в духовно- нравственном воспитании детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям - Слушайся родителей, уважай старших, Не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Актуальность, выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Цель:
формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности через сказку;
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
4. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
5. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира, но специальных методических рекомендаций по использованию сказки с целью формирования нравственных качеств дошкольника в педагогической и психологической литературе недостаточно.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя сказки при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через знакомство со сказками;
К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.
Я считаю, что для чтения в этом возрасте наиболее подходят такие поучительные сказки, как: «Муха-цокотуха», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «Зимовье зверей».
Я убеждена, что для процесса формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок и сказок разных писателей, необходимо организовать в группе соответствующую предметно-развивающую среду.
Поэтому для полноценной реализации в группе был создан теаральный уголок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочные темы, пазлы, лото, дидактические игры, домино.
Игры расположены на нижней полке, чтобы дети могли использовать их в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом. Немаловажной ролью в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. После проведенного анкетирования родителей на тему: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» выяснила, что у родителей слабо сформированы нравственные качества, родители недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. Поэтому провела мероприятия для родителей. Интересно и плодотворно прошло родительское собрание на тему: «Сказка в жизни ребенка», где родители с большим интересом вспомнили сказки своего детства, рисовали любимого героя сказки, информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Подготовила консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка в воспитании и развитии ребенка», «Читайте детям сказки», с которыми родители могут ознакомиться в родительском уголке.
Например, в ходе драматизации сказок «Теремок», «Муха-цокотуха» родители и дети получили заряд положительных эмоций от совместного показа сказки, родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка, и сделали вывод, что действительно нужно как можно больше читать и обыгрывать сказки. Ведь именно драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы красочными книгами, участвовали в конкурсе «Читающая семья». В ходе проделанной работы:
- повысилась компетентность родителей и воспитателей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.
В данной работе нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами духовно-нравственного и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение). Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Благодаря этому:
- дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;
- пополнился словарный запас, сформированы навыки творческого рассказывания;
- расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;
- научились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умеют делать нравственный выбор. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Литература:
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.
- Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006г.
- Аникин В.П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька.М.,1988.
- Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева // М.: ТЦ Сфера. -2003.-С. 15-48.
- Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О. А. Потаповская // Мозаика-Синтез Москва. -2006.-С. 17-22.
- Ильин И.А. О духовном развитии и воспитании детей. - М., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка,как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольника.
В помощь воспитателям ДОУ....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...
"Сказка, как средства духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольника"
В данной статье рассказывается о влиянии русских народных сказок на духовно-нравственное воспитнание дошкольников....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на освоение социальной действительности, повышает позн...
Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...