Рабочая программа воспитателя средней группы
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа воспитателя средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_gruppa_no7_na_2017-2018.doc | 132.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №353 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
630129 г. Новосибирск ул. Новоуральская 27/3
Тел. 274-70-71, факс 274 -61-71, е-mail: mkdou353@mail.ru
СОГЛАСОВАНО:
Старший воспитатель
В.В. Хромченко
Рабочая программа
для средней группы №7
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Шуленкова Марина Александровна
Карлова Евгения Алексеевна
Новосибирск 2017
Содержание
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.3 Возрастные особенности детей 4 – 5 лет 4
1.4 Планируемые результаты освоения программы. 6
1.5 Паспорт группы значимые для разработки характеристики 10
1.6 Сведения о семьях воспитанников 10
1.7 Оценка здоровья детей группы 11
2.1 Особенности организации процесса 11
2.2 Формы организации работы с детьми по образовательным областям 12
2.4 План сотрудничества с родителями 17
2.5 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 19
2.6 Образовательная область «Физическое развитие» 21
2.7 Модель двигательной активности воспитанников средней группы 22
2.9 Виды здоровье сберегающих технологий 26
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 30
3.3 Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности: 32
3.4 Примерный перечень событий, праздников, мероприятий. 33
3.5 Развивающая среда группы 33
3.6 Методическое обеспечение программы. 36
4.1 Перспективный план в средней группе по ПДД сентябрь 38
4.2 Комплексно -тематическое планирование работы с детьми средней группы. 42
4.3 Перспективно – календарное планирование работы с детьми средней группы 43
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы Муниципального Казённого Дошкольного Образовательного Учреждения города Новосибирска «Детский сад № 353 комбинированного вида «Солнышко» и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05. 2013г. № 26 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Уставом ДОО.
- Программа разработана на основе ООП ДОУ МКДОУ д/с №353 и на основе разработанных парциальных программ по физическому развитию, развитию речи.
С учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Целью работы является обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических интеллектуальных качеств у детей среднего возраста.
Задачами рабочей программы является:
- Укрепление и сохранения физического и психического здоровья детей и их эмоционального развития;
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными способностями, развитие способности и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающий мир;
- Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка. Ведущей идеей рабочей программы является развитие личности ребенка в единстве образования воспитания и здоровья сбережения.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Полностью соответствуют заявленным в ООП ДО МКДОУ Д/с № 353.
- Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Восприятие и предметно – игровая деятельность:
Разбирает и складывает трёхсоставную и четырёхсоставную матрёшку путём зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учётом величины колец путём зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путём зрительного соотнесения.
Память
Выполняет поручения в виде 2-3 последовательных действий ,по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
Внимание
Занимается интересной деятельностью в течении 15-20 минут.
Речь
Использует обобщающие слова, называет животных и их детёнышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Математика
Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена год, части суток. Различает правую и левую руку.
Двигательное развитие, моторика рук, графические навыки:
Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы . Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина , шнурует ботинки.
- Планируемые результаты освоения программы.
Целевые ориентиры.
Планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой возрастные характеристики. Возможные достижения ребенка к концу учебного года.
Образовательная область | Показатели развития детей |
«Познавательное развитие» Развитие сенсорной культуры Формирование первичных представлений о себе, других людях Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве Ребенок открывает мир природы Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем | - Ребенок проявляет любознательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности. - Включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты. - Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении - Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, использует их в своей речи; - Откликается на красоту природы, родного города. - Проявляет интерес к другим людям, их действиям, профессиям. - Различает людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках. - Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения. - Проявляет интерес к городским объектам, транспорту. - По своей инициативе выполняет рисунки о городе, рассказывает стихи. |
«Речевое развитие» Владение речью как средством общения и культуры Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Знакомство с книжной культурой, детской литературой | - Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками. - Без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста». - Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы - Большинство звуков произносит правильно, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. - Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки. - Проявляет словотворчество, интерес к языку. - Слышит слова с заданным первым звуком. С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст |
«Художественно-эстетическое развитие» Изобразительное искусство Развитие продуктивной деятельности и детского творчества | -любит самостоятельно заниматься изобразительной; -эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту; --различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности; в соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; -владеет техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы созданию изображения в разных видах деятельности; проявляет автономность, элементы творчества, «экспериментирует» с изобразительными материалами; высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам. |
«Физическое развитие» | - Ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. - Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений. - Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. - Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. - Ребенок проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх. -С удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы. - Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. - Стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации. - Умеет в угрожающих здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого |
Социально-коммуникативное развитие Эмоции Взаимоотношения и сотрудничество. Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Семья. Труд взрослых и рукотворный мир Самообслуживание и детский труд. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Ребенок преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения. В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы, делится игрушками, вступает в ролевой диалог. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр. Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к воспитателю. Ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике; -Способен использовать обследовательские действия для выделения качеств и свойств предметов и материалов, рассказать о предмете, его назначении и особенностях. - Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата. - охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. - Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы и сказки, стихи. -соблюдает правила безопасного поведения. |
Художественная литература | Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев; имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица; охотно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки; |
Музыка | Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа; различает выразительный и изобразительный характер в музыке; владеет элементарными вокальными приемами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов; ритмично музицирует, слышат сильную долю в 2х, 3х-дольном размере; накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении. |
- Паспорт группы значимые для разработки характеристики
В средней группе общеразвивающего направления, на начало учебного года 21 человека, из них: 12 мальчиков и 9 девочек. Все дети соответствуют характеристикам данного возраста.
- Сведения о семьях воспитанников
Особенности семьи | количество | % |
Полная семья | 19 | 91 |
Один ребёнок | 7 | 33 |
Два ребёнка | 13 | 62 |
Три и более | 1 | 5 |
Семья охотно желающая участвовать в образовательном процессе | 19 | 91 |
- Оценка здоровья детей группы
Группа, возраст | Группа здоровья | Диагноз | ||||||
1 | 2 | 3 | другая | туберкулез | лор | аллергия | другие | |
Группа№7, 4-5 лет | 7 | 13 | 1 | 1 | 1 | 1 |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Особенности организации процесса
Вид деятельности | Цель вида деятельности и проведения в режимные моменты |
Игровая деятельность | - Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях). - Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию. - Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх. -Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия |
Двигательная | Дальнейшее развитие основных движений в играх, упражнениях и самостоятельной двигательной деятельности. Содействие улучшению координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения. Развитие согласованных совместных действий в подвижных играх, при выполнении упражнений и двигательных заданий; |
Социально- коммуникативная | -ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; -развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; -формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; |
Познавательное | наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; - называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), -элементарная опытно-исследовательская деятельность |
Художественно- эстетическое развитие | использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек. |
Чтение художественной литературы | развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. |
Речевое развитие | создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей; |
2.2Формы организации работы с детьми по образовательным областям
«Социально- коммуникативное развитие» | поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой; содействует добро-желательным взаимоотношениям детей в группе, обеспечивает особое внимание детям вновь поступившим в дошкольное учреждение, пришедшим после длительного отсутствия | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная | Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, изготовление сувениров и подарков, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный труд |
«Речевое развитие» | Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, двигательная | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, драматизация, отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники |
«Художественно-эстетическое развитие» | формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. | Продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая | Рисование, лепка, аппликация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники, развлечения |
«Физическое развитие» | Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. | двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, музыкальная | Подвижные игры, игровые упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, закаливающие процедуры, беседы, игровые, проблемные ситуации. |
«Познавательное развитие» | Развитие познавательных способностей и познавательных интересов детей. | Познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая | Наблюдения, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, сооружение построек, изготовление поделок |
2.3Проектирование образовательного процесса выстраивается на основе комплексно-тематического планирования
Содержание программы обеспечивает развитие личности, и способностей детей в разных видах деятельности и охватывает все образовательные области.
| Блок | Недели | Средняя гр. | праздники | |
Сентябрь | Я и д/с | 1 | Мы пришли в детский сад. | День знаний | |
2 | Мониторинг | ||||
Краски осени | 3 | Мы встречаем осень золотую | |||
4 | Витамины на грядке и на дереве. | День дошкольного работника | |||
Октябрь | 1 | Лесные ягоды и грибы. | Всемирный день пожилого человека День учителя | ||
2 | Птицы и животные наших лесов. | ||||
С чего начинается Родина | 3 | Моя семья. Наши любимцы | |||
4 | Мой дом | ||||
Ноябрь | 1 | Дружба | День народного единства. | ||
2 | Мой город. Предприятия | ||||
Мир вокруг нас | 3 | Свойства дерева, стекла | День рождения Деда Мороза | ||
4 | Свойства бумаги и ткани. Коллекция | ||||
Декабрь | 1 | Быть здоровыми хотим. Безопасность | |||
Зима Новогодние каникулы | 2 | Зимушка -зима | |||
3 | Животные и птицы зимой | ||||
4 | Встреча Нового года | ||||
Январь | 1 | Зимние забавы. | Новый год | ||
2 | Встречаем сказку | ||||
В мире искусства | 3 | Народная игрушка | День родного языка | ||
4 | фольклор | ||||
Февраль | Я в мире человек. Профессии Здоровье и спорт. | 1 | Все работы хороши | ||
2 | Свойства бумаги и ткани. Коллекции | ||||
3 | Быть здоровыми хотим | День Здоровья | |||
Наши папы, наши мамы | 4 | Люди смелых профессий. | День Защитника Отечества | ||
Март
| 1 | Маму я свою люблю | 8 Марта | ||
Встречаем весну | 2 | Весна пришла. | |||
3 |
| ||||
4 | О хороших привычках и нормах поведения | ||||
Апрель | 1 |
| День смеха | ||
Земля – наш общий дом | 2 |
| День космонавтики | ||
3 | Дети – друзья природы | День Земли | |||
4 | Азбука экологической безопасности | ||||
Май | Мы любим трудиться. Праздник весны и труда | 1 | День Победы. Давайте уважать старших | Праздник весны и труда | |
Человек и мир природы | 2 | О труде в саду и огороде | 9 мая – День Победы | ||
3 | Неделя безопасности | Международный день семьи | |||
| 4 | Мы немного подросли. Мониторинг |
2.4План сотрудничества с родителями
Месяц | ФОРМА | НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ |
СЕНТЯБРЬ | 1. Родительское собрание 2. Фоторепортаж | «Знакомство родителей с реализацией Программы в ДОУ» «Как я провел лето!» | Ознакомление родителей с планом на год. Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами для отдыха на следующий год. |
ОКТЯБРЬ | 1.Выставка детских работ 2.Осенний праздник для детей. | «Осенний вернисаж». «Осень, в гости к нам пришла» | Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой. Побуждать родителей к совместной подготовке мероприятия. Способствовать созданию положительных эмоций. |
НОЯБРЬ | 1. Выставка детских рисунков ко Дню Матери. 2.Конкурс на изготовление кормушек для птиц. 3. Обновление стенда | «Дорогие наши мамы!» «Птицы - наши меньшие пернатые друзья». Информация для родителей: игры, наблюдения | Обеспечение пространства для личностного роста участников сотрудничества. Создание особой творческой атмосферы. Привлечение родителей к активному участию в деятельности группы. Повышение педагогической грамотности родителей. Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. |
ДЕКАБРЬ | 1. Оформление родительского уголка. 2. Родительское собрание. 3.Выставка работ | «Здравствуй, гостья Зима!» «Подготовка к новогоднему празднику». «Мастерская Деда Мороза» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику. Создание особой творческой атмосферы. |
ЯНВАРЬ | 1.Оформление папки-передвижки 2.Индивидуальные консультации. 3. Совместная деятельность с родителями | «Советы родителям по закаливанию ребенка». «Правила поведения» Уборка снега | Информировать родителей о важности закаливания ребенка. Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. Привлечение родителей к уборке снега на территории участка. |
ФЕВРАЛЬ | 1.Тематическая выставка. 2. Развлечение 3. Папка-передвижка | «Рисуем вместе с папами» «Мой хороший папа» «День защитников отечества». | Создание условий для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. Рекомендации по вопросам воспитания и обучения детей |
МАРТ | 1.Инструктаж по технике безопасности 2.Весенний праздник 3.Оформление родительского уголка на весеннюю тему. | «Чем опасна оттепель на улице». «Мама лишь одна бывает» «Весна» | Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы. Создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. Подготовить родительский уголок к весеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. |
АПРЕЛЬ | 1.Обновление стенда 2.Консультация для родителей 3.Родительское собрание | информация для родителей: игры, наблюдения «Зачем нужно развивать мелкую моторику» «Подведение итогов учебного года» | Информирование родителей о важности игры в жизни ребенка. Повышение педагогической грамотности родителей. Информирование родителей о том, как прошел год. |
МАЙ | 1. Совместная деятельность с родителями 2. Развлечение | Благоустройство территории «День здоровья» | Привлечение родителей к облагораживанию территории участка. Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе. |
2.5Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
В дошкольном возрасте происходит формирование фундамента психического и физического здоровья человека. Первые семь лет жизни – это тот период, когда люди проходят огромный путь своего развития, который не находит повторения в последующие годы. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям, а именно: рациональной организации образовательного процесса, соответствие технологий и методик обучения, наличию предметно-развивающей среды, способствующей развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
Программа, разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения, - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Парциальная программа по физическому развитию МКДОУ д/с № 353 комбинированного вида «Солнышко» включает в себя два модуля:
Модуль «Здоровье» и модуль «Физическая культура», которые соответствуют дифференциации образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС ДО.
2.6Образовательная область «Физическое развитие»
2.7Модель двигательной активности воспитанников средней группы
Содержание здоровье сберегающей деятельности | Средняя группа |
Утренняя гимнастика (мин) | 7-10 |
Занятия физической культурой (мин) | 20 |
Динамическая пауза между занятиями(мин) | - |
Физкультминутка во время непосредственно образовательной деятельности (мин) | 1-3 |
Прогулка (ч) | 3 |
Оздоровительный бег (мин) | |
Подвижные игры и упражнения в основных видах движений в группе (мин) | 5-7 |
Бодрящая гимнастика (мин) | 6-8 |
Закаливающие мероприятия | 3-5 |
Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия (мин) | 3-5 |
Самостоятельная двигательная деятельность | - |
2.8Модуль «Здоровье»
В блок «ЗДОРОВЬЕ» включены разделы: « Я УЗНАЮ СЕБЯ», «ШКОЛА МОЕГО ПИТАНИЯ», «Я ЛЮБЛЮ СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ и ВОДУ».
Задачи:
- Обеспечить необходимый уровень знаний;
- Воспитать у детей желание быть здоровыми;
- Сформировать потребность в здоровом образе жизни
Направление «Я узнаю себя».
Цель: воспитать у малышей желание быть здоровыми и научит умению понимать свое состояние, при необходимости помогать себе и другим детям.
Рекомендуется использовать приемы, стимулирующие ребенка к действию: наглядные, практические, проблемные ситуации, экспериментирование и проектную деятельность.
Задачи раздела следует включать в непосредственно образовательную деятельность как часть: физкультурное, по развитию речи и ознакомлению с окружающим, математику, музыкальное, изобразительное искусство, что сформирует навык постоянно помнить и заботиться о своем здоровье. В содержание НОД целесообразно включать краткую беседу, обыгрывание ситуаций, прослушивание и заучивание песен или сценок по теме, отрабатывать упражнения, использовать элементы прикладной деятельности.
Дети могут передать свое внутреннее состояние или настроение (для сравнения утром и вечером). Цель достигается только при условии активного участия детей. Пассивность исключается.
Особое место в работе с малышами-дошкольниками должны занимать средства эмоционального воздействия: образное изложение, яркие примеры, музыкальное сопровождение, чтение стихов. Эмоциональное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. В определенных ситуациях следует подчеркивать: аккуратность в одежде, прическе, красоту движений, в других случаях, наоборот, надо стремиться вызвать отрицательное отношение (на примерах образов литературных героев). При реализации данной проблемы огромное значение имеет окружающая среда, а это значит, что в детском саду и дома надо создать такие условия, которые служили бы наглядным примером, образцом для детей.
Программные задачи средняя группа «Я узнаю себя»
- Знакомлюсь с собой и другими детьми в группе:
- Мне понятно, кто такой человек;
- Умею различать девочек и мальчиков по одежде и прическе;
- Узнаю, чем мы отличаемся от животных;
- Узнаю, что у меня и других детей есть день рождения.
- Знакомлюсь со своим телом:
- Узнаю, зачем нужны руки, ноги, голова, туловище и т.д.;
- Учусь:
- - культуре гигиены: умею содержать свое тело в чистоте, с незначительной помощью взрослых, умею пользоваться только своим полотенцем, расческой, носовым платком;
- Знаю, что:
- - при чихании, кашле надо закрывать рот платком;
- - нельзя надевать чужую обувь, одежду, головные уборы;
- - нельзя пить из чашек, кружек других детей и взрослых;
- - носить тяжелые вещи в одной руке,
- - лежа смотреть книги, картинки, телевизор;
- Знаю правила гигиены в туалете и стараюсь их выполнять.
- Учусь:
- - понимать свое состояние:
- Умею различать свое состояние (удовольствие, неудовольствие, радость, грусть, страх, бесстрашие),
- Учусь выражать эти чувства в общении с детьми, со взрослыми и в играх;
- - быть осторожным:
- Знаю опасные предметы и умею пользоваться некоторыми из них: вилка, карандаш, ножницы,
- Продолжаю узнавать другие опасные предметы, правила пользования ими и их хранение,
- Узнаю, что нельзя забираться на высокие предметы: забор, деревья, крыша и спрыгивать с них,
- Понимаю, почему надо быть осторожным с горячими предметами (чайник, утюг, горячие блюда), а также с электроприборами,
- Узнаю, что нельзя:
- - трогать незнакомых кошек и собак,
- - есть незнакомую пищу, растения, ягоды,
- - запихивать предметы в розетку,
- - пробовать лекарство,
- - брать в рот посторонние предметы.
Направление «ШКОЛА МОЕГО ПИТАНИЯ»
Цель: создание условий для полноценного питания как одного из факторов, способствующего улучшению аппетита детей, воспитанию у них культурно-гигиенических навыков.
В любом ДОУ, в любой возрастной группе необходимо создать условия для приема пищи: надо продумывать расстановку столов, соответствующую сервировку, поведение воспитателя и его помощника. С самых ранних лет детей надо кормить за красивым, чистым столом. На столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды.
Во время приема пищи детям следует разрешать обращаться к взрослым и сверстникам. детей надо кормить за красивым, чистым столом. На столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды.
Во время приема пищи детям следует разрешать обращаться к взрослым и сверстникам.
Своим примером взрослые воспитывают положительное отношение к любому блюду, поэтому целесообразно находиться за столом, вместе с детьми.
«ШКОЛА МОЕГО ПИТАНИЯ» средняя группа
Знаю много разных блюд, умею их определять;
Стараюсь есть разные блюда;
Знаю, какие блюда мне есть нельзя;
Хочу аккуратно есть, правильно пользоваться столовыми приборами.
Направление «Я ЛЮБЛЮ СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДУ»
Цель: формирование защитных сил организма и повышение его устойчивости к неблагоприятным биологическим и социальным факторам.
В календарный план для каждой возрастной группы включается дифференцированная схема процедур закаливания, которую разрабатывает медицинский персонал и старший воспитатель. При определении средств закаливания следует помнить дидактические принципы, их несколько:
- комплексное использование всех факторов природы (солнце, воздух, вода);
- учет индивидуальных особенностей;
- систематичность;
- постепенность в увеличении силы воздействия;
- закаливающие процедуры проводятся как в состоянии покоя, так и в движении;
- закаливающие процедуры проводятся на фоне теплового комфорта организма ребенка.
Для эффективной реализации этих принципов в каждой возрастной группе определена своя система специального закаливания и закаливания в повседневной жизни. Особое внимание обращается на назначение закаливающих процедур в повседневной жизни:
- строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм – чистота помещений, воздуха, соблюдение правил гигены, соблюдение теплового и температурного режима в помещении и на улице, достаточное пребывание на воздухе, рациональный двигательный режим.
Программные задачи «Я люблю солнце, воздух и воду»
Средняя группа
Знаю, почему надо:
- В помещении надевать облегченную одежду;
- На улице носить одежду по сезону и погоде;
- На занятиях по физической культуре надевать майку, трусы;
- На утреннюю гимнастику надевать облегченную одежду;
- Перед сном ходить босиком.
- Люблю:
- Играть, занимааться и спать в проветренном помещении;
- Гулять и заниматься на свежем воздухе (физкультурой, знакомиться с окружающим миром, природой и рисованием и т.д.).
- Умею:
- После еды самостоятельно полоскать рот, а перед сном горло, принимать контрастные воздушные ванны;
- Дома перед сном с незначительной помощью взрослых принимать душ, определять температуру воды.
2.9Виды здоровье сберегающих технологий
Медицинские здоровье сберегающие технологии Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств | Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников | Технология валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи. |
технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее - зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. | закаливание КГН; беседы по валеологии; спортивны праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования; прогулки-походы. | Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ; Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.); Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения |
2.10Содержание образовательной области «Физическое развитие» интегрируется с образовательными областями
Образовательные области | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | - Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в процессе совместной двигательной деятельности. - Обсуждать пользу физической культуры, ежедневной утренней гимнастики. - Уметь соблюдать правила игры и меняться ролями в её процессе. - Проявлять самостоятельность в выполнении правил и норм поведения. - Побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников во время проведения игр и движений. |
Речевое развитие | - Поощрять проговаривание действий и названия упражнений в процессе двигательной деятельности. - Поощрять речевую активность при обсуждении правил игры. - Работать над правильным звукопроизношением в звукоподражающих упражнениях. - Развивать умение правильно дышать, выполняя упражнения дыхательной гимнастики. |
Познавательное развитие | - Развивать восприятие предметов по форме, цвету, величине, расположению в пространстве во время ходьбы, бега в колонне, врассыпную, при перешагивании. - Учить счёту в перестроениях, в расчётах, подвижных играх. - Продолжать учить ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (направо, налево). - Оценивать влияние регулярных занятий физической культурой на собственную силу, быстроту, ловкость, выносливость. - Учить двигаться в заданном направлении по сигналу. - Расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни. |
Художественно-эстетическое развитие | Проводить игры и упражнения под музыку. Выполнять танцевальные движения с учётом характера музыки, ритма, темпа. Развивать музыкально-ритмическую деятельность на основе физических качеств и основных движений. Видеть красоту и грацию движений, получать положительное эмоциональное удовлетворение от движений. |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Режим дня
Тёплый период года
Средняя группа | |||
Приём детей, игры, самостоятельная деятельность | 07:00 – 08:10 | ||
Утренняя гимнастика | 08:10 – 08:15 | ||
Подготовка к завтраку, завтрак | 08:15 – 08:35 | ||
Игры, подготовка к НОД | 08:35 - 09:00 | ||
НОД | 09:00 – 09:50 | ||
Подготовка к прогулке | 09:50 – 10:10 | ||
Прогулка | 10:10 – 11:40 | ||
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11:40 -12:00 | ||
Обед | 12:00 – 12:20 | ||
Подготовка ко сну, дневной сон | 12:20 – 15:00 | ||
Постепенный подъём, закаливающие процедуры | 15:00 – 15:25 | ||
Полдник | 15:25 – 15:35 | ||
Самостоятельная деятельность детей | 15:35 – 16:15 | ||
ЧХЛ | 16:15 – 16:35 |
| |
Подготовка к ужину, ужин | 16:35 – 17:10 | ||
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 17:10 – 18:10 | ||
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, игры. Уход домой. | 18:10 – 19:00 |
- Режим дня
Холодный период года
Режимные моменты | Средняя группа |
Прием детей, игра, самостоятельная деятельность | 7.00-8.10 |
Утренняя гимнастика | 8.10-8.15 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.15-8.35 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.35-9.00 |
НОД | 9.00-9.50 |
Самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке | 9.50-10.10 |
Прогулка | 10.10.-11.40 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду | 11.40-12.00 |
Обед | 12.00-12.20 |
Подготовка ко сну Сон | 12.20-15.00 |
Подъём, закаливающие процедуры. Полдник | 15.00-15.25 |
Организованная образовательная деятельность | |
Самостоятельная деятельность детей | 15.25-15.55 |
Подготовка к прогулке. Прогулка | 15.55-17.10 |
Возвращение с прогулки | 17.10-17.25 |
ЧХЛ | 17.25-17.45 |
Подготовка к ужину. Ужин | 17.45-18.05 |
Самостоятельная деятельность детей. Уход домой | 18.05-19.00 |
- Расписание непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
Расписание НОД в группе среднего возраста
День недели | НОД |
Понедельник | Музыка: 900 - 920 Речевое развитие\ЧХЛ: 930 - 950 |
Вторник | ФЭМП: 900 - 920 Физ.развитие (подв. игры): 930 - 950 |
Среда | Лепка\аппликация: 900 - 920 Физкультура: 930 - 950 |
Четверг | Познавательное развитие (окр. мир\экология): 900 - 920 Музыка: 930 - 950 |
Пятница | Физкультура: 900 - 920 Рисование: 930 - 950 |
- Примерный перечень событий, праздников, мероприятий.
Праздники. | «Осень», Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, «Весна», «Лето»; дни рождения детей, праздники традиционные для группы и детского сада. |
Тематические развлечения. | «Приметы осени», «Русская народная сказка», «Зимушка-зима», «Весна пришла», «Город, в котором ты живешь», «Наступило лето». |
Театрализованные представления. | По сюжетам русских народных сказок: «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди», «Лубяная избушка» и т. д |
Русское народное творчество | «Загадки», «Любимые народные игры», «Бабушкины сказки», «Пословицы и поговорки», «Любимые сказки», «Русские народные игры», «В гостях у сказки». |
- Развивающая среда группы
В группе есть приемная, игровая комната, туалетная комната, спальня.
В приемной имеется: 25кабинок, 3 лавочки, стол, обувница, стенды с информацией для родителей.
В игровой комнате имеется: 21детских стульчик, 11 столов, обеденный стол, 2 большие табуретки, мойка и шкафы для посуды. В игровой комнате имеется разнообразие уголков :
Уголок по развитию речи.
Оборудование и материалы: дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; «Чудесный мешочек» и «Волшебная коробочка» с различными предметами.
Уголок спорта.
Оборудование и материалы: доска гладкая и ребристая, коврики, дорожки массажные со следочками (для профилактики плоскостопия), мячи, скакалка, кегли, флажки, мешочки с крупой и песком, обручи, обруч большой в виде солнца, подвижные игры с атрибутами, платочки, кольцебросс.
Уголок по изодеятельности.
Оборудование и материалы: мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; салфетки для рук; пластилин, доски для лепки, клеёнки для покрытия столов, мелки, фартуки и нарукавники, палитра.
Уголок конструирования.
Оборудование и материалы: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых), строительные наборы с деталями разных форм и размеров, мягкие модули, коробки большие и маленькие, ящички, бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики.
Театр.
Оборудование и материалы: театр настольный, ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.), театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации), театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы и литература по созданию театра в ДОУ.
Книжный уголок.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки, альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” «Овощи и фрукты», «Расскажи сказку».
Уголок природы.
Оборудование и материалы: комнатных растения (бегония, герань), контрастными (традесканция), лейка, мини грабли, мини лопата, мини вилы, палочки для рыхления почвы, гербарий, энтомологическая коллекция.
Уголок сюжетно-ролевых игр.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни, атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см), куклы девочки , игрушечные дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, набор овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, телефон, весы, сумки, утюг, молоток, одежда для ряжения.
Уголок дидактических игр.
Оборудование и материалы по сенсорике и математике:
1. Крупная мозаика, пазлы, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки, настольно-печатные игры, цифры. веер, волшебное сенсорное ведёрко, цветовые картинки, геометрические фигуры.
Музыкальный уголок.
Оборудование и материалы: набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звук извлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки), музыкальные дидактические игры.
Уголок ПДД.
Оборудование и материалы: светофор, полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, транспорт, макеты домов, деревьев, дорожные указатели, фигурки людей, животных, одежда полицейского, знаки ПДД.
Раздевалка и стендовые материалы в раздевалке.
Оборудование и материалы: шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности , скамейки, стенды для родителей, постоянно обновляющаяся выставка работ детей, информация, рекомендации родителям по организации досуга детей, выставочная полка, выставочное панно.
- Методическое обеспечение программы.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: планы занятий / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: система работы в средней группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада: конспекты занятий / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких / сост. Л. Н. Елисеева. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1982.
- Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик [и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
- Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий/Т.С.Комарова.–Изд.2-е, испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Комплексное перспективное планирование в средней группе детского сада / под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лиштван, З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада / З. В. Лиштван. – М. : Просвещение, 1981.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
- Максаков, А. И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом : пособие для воспитателя детского сада / А. И. Максаков. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
- Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет). – СПб.: Паритет, 2008
- Отрождениядошколы.Примернаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования/подред.Н.Е.Вераксы,Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
- Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986.
- Пономарева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада : планы занятий / И. А. Пономарева, В. А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Развитие речи детей 4 – 5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М, Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2010
- Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада: конспекты занятий / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
- Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
- Перспективный план в средней группе по ПДД сентябрь
тема | цель | Форма работы |
«Знакомство с улицей». | Познакомить детей с улицей, ее особенностями; Учить правилам поведения на улице (быть внимательными, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или по специально выделенному на дороге переходу – «зебре». Если нарушать эти правила, то можно попасть под машину). |
|
Октябрь
1. Знакомство с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице. 2. Знакомство с игровым персонажем « Светик – трёхцветик». Детям нужно это знать. | Познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход. Познакомить детей со светофором, назначением каждого цвета. Выявить имеющиеся у детей сведения о светофоре. |
|
Ноябрь
«Светик - трёхцветик» - по сигналу светофора | Закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД, Познакомить детей с работой регулировщика на улице. |
|
Декабрь
«Бегут машины в ряд» на чём люди ездят (Виды городского транспорта). | Познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль). |
|
Январь
«Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают. | Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра» |
|
Февраль
«Торопышка, не спеши». Правила поведения на улице. Пешеход. | Познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице. |
|
Март
«Если на улице нет светофора». | Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки. |
|
Апрель
Виды транспорта. | Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. Дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам. |
|
Май
«Хочу всё знать» закрепление знаний о правилах дорожного движения. | Закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города и посёлка. Уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах. Закрепить знания дорожных знаков. |
|
- Комплексно -тематическое планирование работы с детьми средней группы.
№п/п | Наименование разделов, тем | Общее количество мероприятий |
1 | Раздел1. «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности» | |
1.1 | Песочные человечки | 2 |
1.2 | Спортивная школа безопасности | 1 |
1.3 | Я велосипедист | 2 |
1.4 | Осторожно - ножницы | 2 |
1.5 | Будь внимателен на лестнице! | 2 |
1.6 | Как правильно закрывать и открывать двери | 1 |
2 | Раздел 2 «О правилах безопасности дорожного движения» | |
2.1 | Я пассажир | 1 |
2.2 | Пират на большой дороге | 1 |
2.3 | Мой приятель - светофор | 2 |
2.4 | Знакомьтесь - дорога | 1 |
2.5 | «Зебра» и подземный переход | 1 |
2.6 | «Скорая помощь» спешит на помощь | 1 |
2.7 | Почему машина бывает «пожарной?» | 1 |
2.8 | Если пришла беда | 1 |
2.9 | Дорожный знак «Пешеходный переход» | 1 |
2.10 | Дорожный знак «Дети» | 1 |
2.11 | Дорожный знак «Остановка общественного транспорта» | 1 |
2.12 | Как зайчик в автобусе ехал | 1 |
2.13 | Не шуми в транспорте! | 1 |
2.14 | Непослушная белочка! | 1 |
2.15 | Не сори в транспорте! | 1 |
2.16 | Как правильно выходить из автобуса? | 1 |
2.17 | Остановка транспорта | 1 |
2.18 | Правила поведения на автобусной остановке | 1 |
3 | Раздел 3 «Формирование предпосылок экологического сознания» | |
3.1 | Живое вокруг нас | 1 |
3.2 | Кот Васька | 1 |
3.3 | Зоопарк | 1 |
3.4 | Встреча на улице | 1 |
3.5 | Так делать нельзя! | 1 |
3.6 | «Закрывайте крепче кран, чтоб не вытек океан!» | 1 |
3.7 | Мы знаем все о безопасности | 1 |
Итого: | 36 |
- Перспективно – календарное планирование работы с детьми средней группы
(1 мероприятие в неделю, длительность мероприятия -20 мин, всего 36 мероприятий)
Месяц | № п/п | Формы организации, темы | Интегрируемые образовательные области | Основные задачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | 1 | Игра «Песочные человечки» | «Социализация», «Коммуникация», «Труд» | Учить детей не ломать постройки, сделанные другими детьми. |
2 | НОД « Правила игры с песком» | «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье» | Учить детей не бросаться песком во время игры | |
3 | Развлечение « Спортивная школа безопасности» | «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация» | Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх при пользовании спортивным инвентарем | |
4 | Ситуативный разговор с детьми « Я велосипедист» | «Социализация», «Коммуникация», « Здоровье» | Напоминать детям, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим | |
октябрь | 5 | НОД «Велосипед- мой друг» | «Коммуникация», «Социализация» | Напоминать детям, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим |
6 | Проблемно – практическая ситуация «Осторожно - ножницы» | «Труд», «Здоровье», «Художественное творчество» | Учить детей правильно пользоваться ножницами ( в присутствии взрослого) | |
7 | НОД « В мире опасных предметов» | «Труд» «Здоровье» «Коммуникация» | Учить детей правильно пользоваться ножницами ( в присутствии взрослого) | |
8 | Сюжетно – ролевая игра «Будь внимателен на лестнице» | «Физическая культура» «Здоровье» «Коммуникация» | Учить детей осторожно спускаться и подниматься по лестнице | |
ноябрь | 9 | Экскурсия по детскому саду «Раз- ступенька, два – ступенька» | «Физическая культура», «Коммуникация», «Здоровье» | Учить детей держаться за перила при спускании по лестнице |
10 | НОД « Как правильно закрывать и открывать двери» | «Здоровье», «Коммуникация» | Учить детей открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку | |
11 | Обсуждение рассказов – ситуаций « Я пассажир» | «Коммуникация» «Социализация» «Познание» | Продолжать знакомить с правилами поведения на улице и в транспорте | |
12 | НОД «Пират на большой дороге» | «Коммуникация» «Социализация» «Познание» «Художественное творчество» | Учить детей переходить улицу только со взрослыми, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора | |
декабрь | 13 | Рисование «Мой приятель- светофор» | «Художественное творчество» «Познание» | Расширять знания детей о светофоре, закреплять знания о значении сигналов светофора |
14 | НОД «Зеленый, желтый, красный» | «Коммуникация» «Познание» «Социализация» | Расширять знания детей о светофоре, закреплять знания о значении сигналов светофора | |
15 | Наблюдение на прогулке «Знакомьтесь – дорога» | «Социализация», «Коммуникация» «Познание» | Продолжать знакомить детей с элементами дороги (раздельная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта) | |
16 | Беседа «Зебра и пешеходный переход» | «Коммуникация» «Познание» «Социализация» | Закреплять детям знания о том, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному , подземному или пешеходному переходу | |
январь | 17 | НОД «Скорая помощь спешит на помощь» | «Здоровье», «Коммуникация» «Познание» | Закреплять знания о специальных видах транспорта |
18 | Рисование «Почему машина бывает пожарной?» | «Художественное творчество» «Познание» | Закреплять знания о специальных видах транспорта | |
19 | Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок «Если пришла беда» | «Социализация», «Коммуникация» «Познание» «Художественное творчество» | Закреплять знания о специальных видах транспорта( «Полиция» и МЧС едут на помощь людям, которые попали в беду). | |
20 | НОД «Дорожный знак « Пешеходный переход»» | «Коммуникация» «Познание» | Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход» | |
февраль | 21 | Изготовление атрибутов для транспортных игр | «Художественное творчество», «Коммуникация» «Познание» | Познакомить детей с дорожным знаком «Дети». |
22 | Беседа «Дорожный знак «Остановка общественного транспорта» | «Коммуникация» «Познание» | Познакомить детей с дорожным знаком «Остановка общественного транспорта». | |
23 | Сюжетно –ролевая игра «Как зайчик в автобусе ехал» | «Социализация», «Коммуникация» «Познание» | Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте | |
24 | Беседа «Не шуми в транспорте!» | «Социализация», «Коммуникация» «Познание» | Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте | |
март | 25 | Создание ситуации морального выбора «Непослушная белочка» | «Социализация», «Коммуникация», «Познание» | Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте- слушаться взрослых, не шуметь, не толкаться. |
26 | НОД «Не сори в транспорте» | «Коммуникация» «Познание» «Социализация» | Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте- слушаться взрослых, не шуметь, не толкаться, соблюдать чистоту и порядок. | |
27 | Дидактическая игра «Как правильно выходить из автобуса?» | «Коммуникация» «Познание» «Социализация» | Закреплять знания о том, что выходить из транспортного средства можно только после того, как вышли взрослые | |
28 | Наблюдение «Остановка транспорта» | «Коммуникация» «Познание», «Социализация» | Рассказать о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке | |
апрель | 29 | Сюжетно –ролевая игра «Правила поведения на автобусной остановке» | «Коммуникация» «Познание», «Социализация» | Объяснить , что остановка общественного транспорта находится вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая, транспорт , нужно вести себя спокойно (не бегать, не ходить по бордюрам , не толкаться). |
30 | Беседа «Живое вокруг нас» | «Здоровье», «Коммуникация» «Познание» | Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями | |
31 | НОД « Кот Васька» | «Коммуникация» «Познание» | Учить наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда | |
32 | Беседа «Зоопарк» | «Коммуникация» «Познание» «Труд» | Закрепить знания о том, что кормить животных можно только с разрешения взрослых | |
май | 33 | Проектная деятельность «Встреча на улице» | «Здоровье», «Коммуникация» «Познание» | Учить детей тому, что нельзя гладить и брать на руки чужих животных |
34 | НОД «Так делать нельзя» | Коммуникация» «Познание» «Социализация» | Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых приносить животных домой | |
35 | Беседа «Закрывайте крепче кран, чтоб не вытек океан» | Коммуникация» «Познание» «Труд» | Формировать привычку экономить воду и закрывать за собой кран с водой | |
36 | Итоговое музыкальное развлечение «Мы знаем все о безопасности» | «Коммуникация» «Познание» «Социализация» «Музыка» «Здоровье» «Физическая культура» | Закрепить знакомым детям правила безопасного поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа воспитателя средней группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....
Рабочая программа воспитателя средней группы по реализации основной общеобразовательной программы 2017 – 2018 учебный год.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ д/с "Березка". Рабочая программа по развитию детей средней...
Рабочая программа воспитателя средней группы № 9 по образовательной программе дошкольного образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО
Рабочая программа воспитателя...
Рабочая программа воспитателя средней группы №6 "Калинка" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной Программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 95 «Рябинушка» общеразвивающего вида города Улан-Удэ и примерной основно...
Рабочая программа воспитателя средней группы (образовательный паспорт группы).
Рабочая программа воспитателясредней группы (образовательный паспорт группы) СодержаниеI. Общая информация1. Сведения о группе...