Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности
статья
Сенсорное развитие детей раннего возраста
посредством игровой деятельности
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов. Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Организация работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.
Сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы :
- непосредственно образовательную деятельность
- игры – экспериментирования
- художественное творчество
- наблюдение
- дидактические игры
Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
В групповой комнате развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Дети могут играть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:
- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;
- развивается и познает мир.
В работе с детьми используются дидактические игры, такие как:
- Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Игры с песком и водой», «Лабиринты», «Массажные мячики», «Конструктор»
- Игры на закрепление понятия величины: «Пирамидка», «Сравни по высоте», «Длинная - короткая», «Разложи по размеру», «Большой - маленький», «Вкладыши»
- Игры на закрепление цвета: «Цветные фигурки», «Какого цвета предмет», «Какого цвета не стало?», «Найди пару», «Найди карандаш … цвета», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»
- Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?», «Найти предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»
- Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебные узоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселые прищепки», «Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики», «Лабиринты»
- Игры для развития слухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»
- Игры для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?», «Что сегодня на обед?»
Работа с детьми по использованию дидактических игр в воспитании сенсорной культуры детей, формированию представлений о сенсорных эталонах во многом зависит от того, как тесно взаимодействуют педагог, родители и дети. Как в семье закрепили полученные навыки, насколько была сплочённой работа.
Работа с семьями была направлена на повышение грамотности родителей в данном вопросе. Использовались разнообразные формы, обобщённые темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Было проведено родительское собрание «Без игр прожить никак нельзя». Цель собрания - обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Проведены индивидуальные и групповые консультации: «Как правильно выбрать игрушки», «Роль развивающих игр для детей 2 - 3 лет», «Сенсорное воспитание детей», «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».
Дети с интересом выполняют предложенные им задания. Дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей. Систематическое использование дидактических игр и упражнений в совместной игровой деятельности и взаимодействия с родителями, значительно повышает уровень сенсорного развития. Развитие сенсорики, навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»
Родительское собрание«Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»...
Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе детского сада Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...
Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...
"Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности"
Нетрадиционное родительское собрание в первой группе раннего возраста...
«Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»
Нетрадиционное родительское собрание в 1 и 2 младших группах....
Родительское собрание "Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности"
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников.2. Рас...