Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности
статья

Лидия Н.Иванова

Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством игровой деятельности

Игра — это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов. Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов, основные из которых сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер. Поэтому цель педагогического эксперимента: способствовать сенсорному развитию детей раннего  возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Организация работы по сенсорному развитию детей позволяет воспитателю :

- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности ;

- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольников.

Сенсорное воспитание осуществляется через разные формы работы :

- непосредственно образовательную деятельность 

- игры – экспериментирования

- художественное творчество

- наблюдение

- дидактические игры

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

В групповой комнате развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом познавательных интересов детей раннего возраста, где ребенок практически решает совместно с воспитателем целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Дети могут играть как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны:

- учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение ;

- развивается и познает мир.

В работе с детьми используются дидактические игры, такие как:

  1. Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Игры с песком и водой», «Лабиринты», «Массажные мячики», «Конструктор»
  2. Игры на закрепление понятия величины: «Пирамидка», «Сравни по высоте», «Длинная - короткая»,  «Разложи по размеру», «Большой - маленький», «Вкладыши»
  3. Игры на закрепление цвета: «Цветные фигурки»,  «Какого цвета предмет», «Какого цвета не стало?», «Найди пару», «Найди карандаш … цвета», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»
  4. Игры на закрепление понятия формы: «Из каких фигур состоит машина?», «Найти предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»
  5. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Волшебные узоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселые прищепки», «Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики», «Лабиринты»
  6. Игры для развития слухового восприятия: «Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “Ж – Ж – Ж”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»
  7. Игры для развития обонятельного восприятия: «Чем пахнет?», «Что сегодня на обед?»

Работа с детьми по использованию дидактических игр в воспитании сенсорной культуры детей, формированию представлений о сенсорных эталонах во многом зависит от того, как тесно взаимодействуют педагог, родители и дети. Как в семье закрепили полученные навыки, насколько была сплочённой работа.

Работа с семьями была направлена на повышение грамотности родителей в данном вопросе. Использовались разнообразные формы, обобщённые темой «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Было проведено родительское собрание «Без игр прожить никак нельзя». Цель собрания - обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Проведены индивидуальные и групповые консультации: «Как правильно выбрать игрушки»,  «Роль развивающих игр для детей 2 - 3 лет», «Сенсорное воспитание детей», «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей».

Дети с интересом выполняют предложенные им задания. Дидактические пособия и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей. Систематическое использование дидактических игр и упражнений в совместной игровой деятельности и взаимодействия с родителями, значительно повышает уровень сенсорного развития. Развитие сенсорики, навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»

Родительское собрание«Сенсорное развитие детей в предметно игровой деятельности»...

Конспект нетрадиционного родительского собрания в младшей группе детского сада Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе. Тема: «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешни...

Нетрадиционное родительское собрание в младшей группе «Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников2. Раск...

"Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности"

Нетрадиционное родительское собрание в первой группе раннего возраста...

«Сенсорное развитие детей в предметно - игровой деятельности»

Нетрадиционное родительское собрание в 1 и 2 младших группах....

Родительское собрание "Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности"

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию младших дошкольников.2. Рас...