Сообщение к педсовету "Методы развития активной речи детей в игровой и трудовой деятельности"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 1
«Методы развития активной речи
детей в игровой и трудовой деятельности».
(сообщение к педсовету)
Воспитатель: Киреева А.И.
2018-2019 уч. г.
Методы развития активной речи детей в игровой и трудовой деятельности
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребенок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, обогащается социальный опыт детей, происходит их общение между собой, что способствуют развитию речевого диалога (диалогической речи). Игровые действия повышают умственную активность детей, ставят их в такие обстоятельства, которые требуют нужного высказывания, развивают умение использовать вежливые формы обращения, умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребенок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
В ходе дидактических игр для пополнения активного словаря и развития речевой активности дети учатся отвечать на вопросы не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Подскажи словечко», «Назови одним словом» и т.п. дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями. И если за каждый правильный ответ ребенок получает фигурку игрушки или другую фишку, это повышает речевую активность детей
В подвижных играх у детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, объяснять ее, анализировать, делать выводы, и давать оценку.
Игры-драматизации развивают не только творческие способности детей, память и мышление, но и способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений, активизируют речь, развивают ее интонационную выразительность, эмоциональную сторону.
Игры на развитие мелкой моторики благотворно влияют на развитие речи ребенка, т.к. все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:
- Игрушки-шнуровки дают возможность придумать множество игр
- Кубики, пирамидки, конструкторы развивают не только мелкую моторику, но и пространственное мышление, внимание и логику
- Вкладыши, пазлы, мозаика способствуют развитию сообразительности, внимания, цветового восприятия предмета, логического мышления координированной работы глаз и кистей рук
Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
ТРУД
Важную роль в развитии речи детей играет формирование трудовых навыков. Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что также является важнейшим элементом развития речи детей. Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивают связную речь.
Дети учатся обращаться с простейшими инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки самообслуживания, ухаживают за цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. В ходе выполнения детьми трудовых поручений развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.
Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников - ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему. Речевое развитие детей в данном случае происходит во всех разновидностях воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.
В процессе таких бесед обогащается и активизируется словарный запас детей, формируется правильное произношение отдельных слов, формируется грамматический строй речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что содержательная игровая и трудовая деятельность играет важную роль в развитии их активной речи.