Семинар-практикум для воспитателей Приём-эмпатия
статья

Бакланова Ирина Александровна
Россия сегодня столкнулась  с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно  проходят мимо лежащего на улице пожилого человека, мимо дерущихся подростков , не реагируют на  плачущего ребёнка или взрослого. Волна возмущений и негодования о бездушности  нашего общества , его чёрствости начинается только тогда когда это касается наших близких. Но сами мы в аналогичных ситуациях можем  поступать, а чаще всего и поступаем так же. Происходит противоречие между  идеальными  представлениями об окружающем нас мире людей и реальным  поведением  в нём отдельного человека социально-нравственный кризис возник не случайно. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов.  Приём «Эмпатия».

Россия сегодня столкнулась  с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно  проходят мимо лежащего на улице пожилого человека, мимо дерущихся подростков , не реагируют на  плачущего ребёнка или взрослого. Волна возмущений и негодования о бездушности  нашего общества , его чёрствости начинается только тогда когда это касается наших близких. Но сами мы в аналогичных ситуациях можем  поступать, а чаще всего и поступаем так же. Происходит противоречие между  идеальными  представлениями об окружающем нас мире людей и реальным  поведением  в нём отдельного человека социально-нравственный кризис возник не случайно.

Это  и нарастающая опасность существования человека в обществе и  агрессивное поведение  окружающих  молодых  и  пожилых людей, стремление к «закрытому»  образу жизни, низкой контактности, общению.  Но самая   большая проблема -это проблема  воспитания  подрастающего поколения в духе милосердия.

  За последние  20-25 лет произошло упразднение института  воспитания, от целей-ценностей до реальных технологий. Выросло целое поколение которое испытывает колоссальные затруднения с воспитанием уже своих собственных  детей, не понимая- каким  с точки зрения воспитанности должен быть их ребёнок в современном социуме. Никто не будет спорить с тем, что человек должен быть человеком, а значит  добрым и неравнодушным.

   Жизнь человеческая коротка и кажется  бессмысленной . Может быть , забота о ближних, помощь несчастным придают жизни  какое-то оправдание, осмысляют нашу жизнь.

  Судьба человечества зависит   ни от высоких технологий, ни  от  того сумеем  ли мы произвести  больше продуктов, скорее всего она зависит от  количества доброты и сострадания.

 Дошкольное детство период особой социально- эмоциональной  чувствительности, время открытий себя миру и мира  для себя Задачи которые  решаются в этом возрасте- это общение  с  окружающим: сверстниками и  взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Действия взрослых помочь детям  научиться   правильно жить среди людей:  быть эмоционально  отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми  проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но чаще всего современный  ребёнок становится  жёстким и безразличным. Почему?

Первая причина – задержка речевого развития.

  За последние 20 лет  количество  детей с этим нарушением  выросло в 6 раз. Речь –это средство  мышления и воображения, это средство осознания своих переживаний и  чувств, своего поведения, себя в целом. Виной тому снижающееся живое , эмоционально -непосредственное  общение родителей  со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку  участвовать  и диалоге, причём не только  слухом  и артикуляцией, но и  эмоциями и чувствами. Не происходит  накопление опыта  вчувствования , соучастия и содействия с 1-х лет жизни малыша.

 Вторая  причина – это  «дефицит концентрации» у современных  дошкольников. Это неспособность  детей к самоуглублению , отсутствие интересов и увлечений , снижение  творческой активности , нежелание занять себя чем –нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране  и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших детей, каковы их предпочтения и склонности , на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности их привлекать.

 Отсутствие внутреннего содержания отражается  на поведении детей; им неинтересно  общаться со сверстниками , не о чём разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит  в форме агрессивности  и жестокости по отношению к таким же как и ты.

       Изменение психологии современных  детей дошкольного возраста, в первую очередь вызвано недостатком общения со значимыми  близкими взрослыми, в отсутствии совместной  жизнедеятельности  с ними, в этом нас убеждают и научные исследования и отдельные  жизненные  факты.

       Только в диалоге с ребёнком  взрослый может настроить его на человеческое восприятие мира,

     «Три чувства есть у человека

Тоска , сочувствие и смех» (А.С.Пушкин)

Сочувствие- это то, что выделяет нас в категорию человек.

В научном мире «сочувствие» обозначается понятием «эмпатия». Для  широкой аудитории понятие «эмпатия» определяется  как процесс постижения  эмоционального состояния проникновения и вчувствования в переживания  другого человека. Эмпатия неотрывно связана с эмоциональным  развитием человека. Становление эмпатии  происходит на всех этапах развития личности и является одним из важных показателей социализации человека, культуры межличностных отношений.

Ориентация в эмоциональном мире людей является  необходимым  условием их совместной практической и  духовной  деятельности.

Эмоционально чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации.

  Развитие эмоциональной сферы  и на  этой основе воспитание детских чувств является  первостепенной задачей. Именно в условиях воспитания организуется  практическая деятельность ребёнка, в ходе которой  он вступает  в реальные взаимоотношения  с окружающим миром и усваивает  созданные  обществом ценности. Особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий  эмоциональный отклик у ребёнка, заражают его; игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения и т.д.

« Если бы я был маленький-маленький»

Приём  эмпатии.(Личностная аналогия)

Цель. Учить отождествлять себя с элементом проблемной ситуации, входить в образ.

Напомнить детям содержание сказок «Дюймовочка» «Мальчик-спальчик» «Путешествие Гулливера в страну лилипутов.» «Путешествие Нильса на диких гусях».

Представьте себе что к нам в группу пришёл волшебник, который может вас уменьшить в размерах. Он  сделает вас маленькими маленькими. Такими как мой мизинец. Но все вокруг останется прежнего размера. Значит этот комнатный цветок станет для нас большим деревом и по нашему зелёному природному уголку мы сможем гулять как по лесу. Итак, мы превращаемся,,,

Мы  уже маленькие. Расскажите, как бы  мы занимались, играли , гуляли на участке, умывались , ели , спали и т.д. Слушаем рассказы детей.

А вот теперь послушайте , как об этом написал  американский поэт Шер Сильверстон.

  Стихотворение

                                  Если  я был бы.

    Если я был бы маленький, маленький гном,

    Я  б умывался каплей одной дождя,

    Я бы на божьей коровке ездил верхом,

Удочку прятал в дырочку от гвоздя,

Я под дверями запросто  проходил,

Мне  бы комар казался большим орлом.

Блюдце широким озером, если  б я был…

Я  бы ни папу ни маму обнять не мог,

    Разве мизинчик  и то – не наверняка,

   Я бы в испуге шарахался из –под ног

   Даже полуторамесячного  щенка.

Если бы мне подарили конфету «Полёт»

Тётя, которая  очень любит меня,

 Я бы конфету эту ел целый год,

Фантик один разворачивал бы пол дня.

Далее:

Предложить детям нарисовать себя в группе маленькими, при условии, что все предметы, останутся  прежнего размера. Далее обсудить в группе рисунки  детей. Поговорить о том, как  бы чувствовали себя дети, будь они    « лиллипутами в стране гулливеров».

«Рыбка в аквариуме»

Приём  эмпатии.(Личностная аналогия)

Цель. Отождествлять  себя с другими  живыми и не живыми существами(системами), входить в образ.

Задание.Описать  рыбку в аквариуме в трёх вариантах;

С точки зрения девочки-хозяйки рыбки, с точки зрения кота Василия, с точки  зрения куклы находящейся в комнате. Пофантазируйте. Что происходит с рыбкой ночью?.

Эмпатические игры

«Представь себя на месте воробья.

Для чего ты живёшь?

«Изобрази поведение людей»

 «Ты старенький дедушка, у тебя радикулит.

Девочка заблудилась в лесу.Мальчику жмут ботинки. В этих играх главное не действие,а чувства.

Вопросы для беседы.

1.Что будет чувствовать человек, если над ним  все будут смеяться?

2. Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая собака?

3.Что чувствует мальчик который упал в лужу?

4. Когда человеку бывает стыдно?

5. Почему человек  плачет?

6. Что чувствует девочка , если с ней никто не хочет играть?

7. Что чувствует мальчик, если ему  подарят компьютер  или игрушку которую он  давно хотел иметь?

8. Когда человеку бывает страшно?

9. Когда человек получает удовольствие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Семинар-практикум для воспитателей Приём-эмпатия

Россия сегодня столкнулась  с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно  проходят мимо лежащего на улице пожилого человека, мимо дерущихся подростков , не реагируют на  плачущего...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...