МК для педагогов ДОУ "Тантамарески , пальчиковые театры- одно из направлений в развитие речи детей, их воображения и способностей"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая группа)

Москвичева Светлана Михайловна

Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Игрушки – тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер класс для педагогов ДОУ41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское»

Мастер –класс для родителей:

 

«Тантамарески , пальчиковые театры- одно из направлений

 в развитие речи детей,

их воображения и способностей»

Подготовил воспитатель:

Москвичева С.М..

Структура МК

Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Игрушки – тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Материал для изготовления игрушек - тантамаресок: цветной картон, цветная принтерная бумага плотная и тонкая, белая бумага, фломастеры, клей ПВА, ножницы, нитки.

Использование игрушек: инсценирование стихов и потешек; рассказывание сказок, историй собственного сочинения; театральные игры; игры-импровизации и другие игры.

Как сделать пальчиковый кукольный театр?

Пальчиковые театры можно купить в магазине игрушек или в Интернете. Вот несколько вариантов таких театров:

1. а) Деревянные наперстки без укладки

б) Деревянные наперстки в укладке, очень удобно, своеобразная коробочка для наперстков, которая к тому же является частью постановки

в) Для тех, кто любит сам разукрашивать, можно купить деревянные наперстки для росписи и самим нарисовать нужных персонажей. В идеале хорошо иметь набор из 10 и больше стандартных персонажей – семья, животные, чтобы разыгрывать известные русские народные сказки

2. Пальчиковый кукольный театр можно сшить из плотной ткани, сделать из картона, баночек или стаканчиков от йогурта а также из простой или цветной бумаги, но самый приятный и долговечный связанный на спицах или крючком

3. Можно вместе с ребенком слепить фигурки из специального материала (пластики), консистенция пластилина,  которая потом запекается в духовке, как тесто, и становится твердой.

 4. Из обычной старой детской перчатки можно сделать различных персонажей. Отрежьте от перчатки пальчик - это будет туловище бабочки. Вырежьте крылышки из цветной бумаги и приклейте или пришейте к будущему туловищу. Подберите глаза и усики (это могут быть бусины, пайетки, ниточки, тесемки) Бабочка готова!

Другой вариант бумажных пальчиковых кукол – шаблон Сорока-белобока В цветном варианте шаблон можете взять у меня позже, а в черно-белом варианте такой шаблон вы получите вместе с раздаточным материалом.

5. Еще один вариант пальчиковых кукол - кукла из картона. Такая игрушка по силам ребенку, умеющему держать в руках ножницы. Достаточно вырезать из картона фигурку, в нижней части которой проделать ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая. Остаётся украсить куколку, приклеить глазки, волосики или разрисовать. Пусть это сделает ребенок на свое усмотрение. Как вы понимаете, эти куклы на фото сделаны детьми, относятся они к серии шагающих пальчиковых кукол. Шагающий пальчиковый театр может быть и таким, как на следующем слайде Пальчиками можно обозначить не только ножки животного, но и хобот у слона или ушки у зайца.

6. Пальчиковый театр можно сделать из колпачков фломастеров

7. Пальчиковый театр может быть из флиса или фланели на застежках

8. Пальчиковый театр на перчатке.

9. Пальчиковая игрушка Бабочка

10. Пальчиковые игрушки можно изготовить из драповой ткани

Позже вы сможете рассмотреть все изготовленные в разных вариантах пальчиковые игрушки. А пока продолжим:

11. Пальчиковые куклы могут быть сделаны из чего угодно, например, из одноразовых ложек, из проволоки и помпонов или из резиновой перчатки. Вот такие получились игрушки на ложках у меня (ПОКАЗ ИГРУШЕК к сказке «Три поросенка»),

12. Какие в наше время встречаются волшебники, иначе таких людей не назовешь, стоит лишь увидеть пальчиковых кукол, изготовленных в технике валяния из шерсти

13. Начать знакомить малыша с пальчиковыми куклами можно, сделав героев представлений из бумаги, а уже малыш станет немного старше, ребенка можно научить делать такие игрушки в технике оригами

14. Маленькие симпатичные куклы на пальчики, сшитые из различной ткани. На одной руке может поместиться целых пять персонажей

Изготовлением таких кукол я предлагаю вместе заняться.

Часть 2. Мастер-класс. (родители присаживаются к столам, на которых разложены необходимые материалы для изготовления пальчиковых тантамаресок)

 педагоги демонстрируют пошаговое изготовление тантамаресок

  1. изготовление шаблона
  2. наклеивание его на картон
  3. раскрашивание удобными худ. средствами.
  4. прорезывание отверстий для пальцев.
  5. обыгрывание куклы.

Для того, чтобы можно было свободно разыгрывать самые разнообразные сюжеты, неплохо иметь набор хотя бы из 10-15 пальчиковых кукол. Этот комплект обязательно должен включать в себя разных членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, малыши), а также фигурки различных лесных животных-героев русских народных сказок (лиса, волк, медведь, заяц и т.п.).

Когда Вы только принесете или сделаете кукол, дайте малышу время для того, чтобы, как следует их рассмотреть и пощупать. Затем по очереди одевайте персонажей себе на палец и знакомьте их с малышом, пускай актеры вступят в несложную беседу с ребенком, поклонятся ему, расспросят его об известных ему сказочных сюжетах с этим героем.

После этого этапа настал момент, когда малышу можно предложить самому надеть понравившуюся фигурку на палец. Теперь наденьте вторую фигурку сами и разыграйте небольшую сценку. Например: «Привет, лисичка, как тебя зовут? А откуда это ты бежишь? а я - Сорока-белобока, хочешь, я покажу тебе, как я летаю» и т.п.

После этих небольших репетиций можно браться за постановку сказки. Для начала лучше выбрать произведение, которое ребенок очень хорошо знает и любит читать или слушать. Это могут быть «Теремок» и «Репка», «Курочка Ряба» и «Маша и медведь».

Перечитайте сказку еще раз, обратив внимание на иллюстрации и детали, затем проговорите с малышом, какие характеры у разных персонажей этой сказки и каковы основные повороты сюжета. После этого пришло время первого выхода на сцену. Надеваем на палец фигурку с нужным персонажем, а остальные сжимаем в кулачок. Если в сценке участвует сразу два персонажа, удобнее показывать их взаимодействие двумя руками.

Первые представления будьте готовы показывать сами. Затем можно поручить малышу одного из героев, можно для начала второстепенного.

По мере приобретения опыта сценической игры сказки усложняем, вводим большее количество персонажей, декорации делаем более детализованными и реалистично выглядящими. От русских народных сказок движемся к волшебным сказкам, а также к инсценировке стихотворных произведений, состоящих из нескольких действий.

Если ребенку игры с пальчиковыми актерами приносят радость и удовольствие, попробуйте мыслить шире и инсценировать все литературные произведения, которые вы читаете. Проявите фантазию в изготовлении декораций. Но даже в дорожных условиях, с минимумом реквизита игра не будет терять своего очарования, ведь норкой мышки может запросто стать кулак, а рукав или карман куртки вполне похожи на сказочный теремок.

Не стоит считать, что если Вы собрались устраивать театр, то обязательно нужно следовать заранее написанному сценарию. Импровизация не менее, а, возможно, и более интересная форма. Особенно полезно поиграть в импровизации со старшими дошкольниками, детские идеи, с одной стороны, смогут привнести в сказку новые интересные повороты событий, а с другой – помогут родителям разобраться, как ощущает себя, что думает и чувствует их ребенок. Ибо в порыве свободного творчества он обязательно отразит в своем замысле и свои радости и увлечения, и свои беды и расстройства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение пальчикового театра, пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей-дошкольников.

Научные исследования доказали, что управляемое развитие движений пальцев рук стимулирует созревание двигательного анализатора, который в свою очередь является аппаратом межанализаторных связей и его с...

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.

Использование пальчиковой гимнастики как одно из средств развития речи детей.           Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошко...

Консультация для родителей на тему «Теневой театр как одно из средств развития речи детей»

Практический материал для родителей для создания домашнего теневого театра....

Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...