Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание дошкольников"
консультация
Экологическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_ekologicheskoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Экологическое воспитание дошкольников
Подготовила:
Ночевная Светлана Сергеевна
Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Поэтому любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
Задачами экологического воспитания и образования детей является:
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
- Воспитание самостоятельности через общение с природой;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание любви к природе, родине;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по 3-м блокам:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.
1. Специально организованное обучение, это: экскурсии, занятия.
- Наблюдение за животными и растениями.
- Изодеятельность экологической тематики.
- Ознакомление с трудом взрослых в природе.
- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными.
- Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы).
- Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа).
- Классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).
2. Совместная деятельность педагога и детей:
- Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна.
- Целевые прогулки в природу.
- Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные).
- Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней.
- Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев.
- Опыты, поисковая деятельность.
- Труд в уголке природы и на участке.
- Просмотр презентаций, видеофильмов.
- Ведение календарей природы, дневников наблюдений.
- Различные виды изодеятельности на экологические темы.
- Экологические досуги и праздники.
3. Самостоятельная деятельность детей:
- Разные виды игр;
- Экспериментирование;
- Уход за растениями и животными в уголке природы;
- Работа с литературой, энциклопедиями;
- Коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.
На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.
Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.
Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность.
Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.
Работу с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения.
В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения - сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за живыми существами, составление рассказов о природе.
В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе, экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.
Занятия проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, и др. героям, учить, разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.
В детском саду можно применить следующие виды игр:
Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
Предметные игры ( с листьями, семенами, цветами ) – «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы и т. д.
Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.
Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.
Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ( сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.
Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.
Литература для чтения и рассказывания детям: Н. Акимушкин «Это все кошки»; Н. Акимушкин «Это все собаки»; В. Бианки «Рыбий дом»; В. Бианки «Наши птицы»; Г. Ганейзер «На лугу»; Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»; Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»; М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»; А. Михайлов «Вот так куколка!»; Н. Осипов «В воде и у воды»; Н. Павлова «Бабочки»; Е. Пермяк «Чижик-пыжик»; М. М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Наши цветы»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; Н. Сладков «От зари до зорьки»; Н. Сладков «Пестрые крылья»; Н. Сладков «Солнцеворот» Г. Скребицкий «Четыре художника»; К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес»; В. Чаплина «В зоопарке»;
Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.
Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Воспитание дошкольника через театрализованную игру"
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом этапе является ведущей. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Среди разных ви...
Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений....
Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.
Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"...
Консультация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство Родин...
Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
Консультация "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"...
Консультация «Особенности музыкального воспитания дошкольников»
Музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют музыку и пение, дви...