Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Современные технологии речевого развития:
- здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, логоритмика, сказкотерапия, музыкотерапия; кинезиотерапия (игротренинг); литотерапия (камешки «Марблс»); арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности), пескотерапия,
- технологии проектной деятельности
- технология ТРИЗ
- технологии исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- игровые технологии
- мнемотехника
- синквейн технология
1.Здоровьесберегающие технологии:
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной и четкой речи, обеспечивает правильное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Логоритмика сочетает в себе музыку, слово и движение и является целостным актом, который положительно влияет на все моторные системы организма, на эмоционально-волевую сферу ребенка, а также на развитие его творческих способностей. Используется как индивидуально, так и со всей группой
Пальчиковая гимнастика. Мозаика, шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц, работа с фасолью, крупой, пластилином; массажные мячи помогают не только размять кончики пальцев, но и стимулируют всю ладонь, для массажа можно использовать шестигранные карандаши. Детям очень нравится выполнять пальчиковую гимнастику одновременно с проговариванием стихотворного текста.
Сказкотерапия создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка. Происходит совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка, совершенствуется звуковая сторона речи
2.Технологии ТРИЗ:
применяют метод работы с серией картинок – этот метод основан на освоении детьми алгоритма составления логического рассказа по серии картинок
3. Технология проектной деятельности
Технология дает возможность сконцентрировать материал по проблеме развитие связной речи у детей, повысить уровень собственной компетентности по этой проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
3.Информационно-коммуникативные технологии
- Подбор дополнительного познавательного и картинного материала к занятиям (энциклопедии).
- Создание презентаций в программе Microsoft Office РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми. Причем презентация становится своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
- Компьютерные игры (обучающие).
Игровые технологии
Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские, настольные дидактические игры.
Остановлюсь подробнее на мнемотехнике и синквейне.
4. Мнемотехника
(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Сенсорно- графическая схема
- Блок-квадрат
- Предметно-схематическая модель
- Схема составления рассказа
- Коллаж
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Вот пример отрывок стихотворения в мнемотаблице:
Мой мишка
(отрывок)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки,
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
(З. Александрова)
5.Синквейн – технология
Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
В чём же его эффективность и значимость?
- Его простота. Синквейн могут составить все.
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме .
Алгоритм составления синквейна , Модель синквейна.
Предмет (тема) – одно слово-существительное.
Два прилагательных по теме.
Три глагола по теме.
Предложение по теме.
Ассоциация по теме: одно слово-предмет.
1 этап – подготовительный
На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное.
Кто это? – Ежик
II Этап
“слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное Предъявляется модель - признак предмета
Ежик какой?
- Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
III Этап
“Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, Предъявляется модель-действие предмета
Ежик что делает?
- Фыркает, спит, сворачивается, ловит.
Пример синквейна
1. Ежик
2. Серый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится маленький ежик.
5. Лес.
Примеры синквейна:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, светится, радует.
В парке осыпаются листья.
Золото, красота, счастье!
Ель
Душистая, чудесная.
Растет, веселит, радует.
Я люблю зимнюю ель.
Зима, новый год, детство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
Консультация для воспитателей: "Современные образовательные технологии для развития связной речи у дошкольников"
Связная речь - это последовательность связанных друг за другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях....
Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»(2022г)
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"
Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе....
Использование современных технологий в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...