Проект "Природа и мы"
проект (старшая группа)

Гайсина Айгуль Римовна

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника источником первых запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. В настоящее время проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты стоит на одном из первых мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В современных городских условиях потерялась связь с природой. В итоге изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gaysina.doc.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Природа и мы».

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательски.

Сроки:  апрель - май  

Актуальность темы:

    Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника источником первых запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

             Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

             Особое значение для представлений о взаимосвязи практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Проблема:

В настоящее время проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты стоит на одном из первых мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В современных городских условиях потерялась связь с природой. В итоге изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.

Цель проекта:

 Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и

всему окружающему. Познакомить с редкими растениями и  животными родного края и создать Красную   Книгу республики Башкортостан.


Задачи: 

  1. Формировать навыки культуры поведения в природе;
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  3. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  4. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  5. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • коллективное наблюдение;
  • наглядные: театральное представление;
  • словесные, беседы, чтение литературы, консультаций для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • релаксация; прослушивание музыки.

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (ребенок и окружающий мир,  развитие речи, аппликация, рисование, лепка, музыка)
  • Экскурсии;
  • Дидактические и подвижные  игры;
  • Трудовая деятельность.

 Ресурсное обеспечение проекта:

  • Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты

занятий, сценарии развлечений и т.д.).

  • Библиотечка юного эколога.
  • Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
  • Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

 Родители:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей;
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;

  Воспитатели:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
  • Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.

Этапы реализации проекта.

Период

Мероприятия

Апрель

1неделя                              

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • Разработка плана реализации проекта
  • Разработка дидактических игр, пособий
  • Подборка иллюстративного материала
  • Подборка стихотворений, рассказов, загадок, песен, сказок по теме
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических, вопросов и упражнений по теме
  • Подготовка утилизированный материал, материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям
  • Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме

Апрель

2-4 недели

Май

1 неделя

2 неделя

  • Беседы на тему: «Что такое природа?», «Что такое экология?»;
  • Занятия «День Защиты Природы»,  «Чистый и загрязненный воздух»;
  • Загадывание загадок (птицы, дикие животные, деревья , природа);
  • Чтение художественной литературы, просмотр слайд программ «Красная книга», «Сохраним природу Земли». «Я и природа», «Охраняя природу – мы сохраняем свое здоровье»;
  •  Беседы: «Деревья нашего края», «О правилах поведения на природе», «Лес и наше здоровье»;
  • Рассматривание  плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
  • Дидактические  игры «Что было бы, если из леса исчезли…»,  «Природа – не природа»,  «Кто в домике живет?», «Найди перелетных и зимующих птиц»,  «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Опиши, а мы отгадаем», «Береги природу», «Как вести себя  в природе»;
  • Занятия: «Как птицы весну встречают» , «Почему исчезают животные?»;
  • Беседы о редких растениях и животных  Башкортостана;
  • Беседа «Экологическая лестница»;
  • Сюжетно – ролевые игры: « Юный друг природы», « Ветеринар»,   « Лесничий»;
  • Рассматривание картин и иллюстраций:
    П. С. Меньшикова «Дикие животные».
    С. Н. Николаева, Н. Н. Меньшова «Картины из жизни животных»;
  •  Игровые упражнения: «Чему человек научился у птиц?», «Что мы можем сделать для птиц? Животных?», «Деревьев?», «Лес шумит», «Хочу быть птичкой», «Кто живет в лесу?», «Дикие животные», «Птички».
  • Игра-викторина «Почемучки про Природу»;
  • Музыкальные презентации: «Природа нашего края», «А по берегам реки Агидель», «Природа Башкортостана», «Правила поведения на природе», «Народные приметы».

 

Опыты и исследовательно- поисковая деятельность:

  • Наблюдение за распускающимися почками на ветках деревьев…
  • Наблюдение за всходами цветов на клумбе;
  • Наблюдение за сезонными явлениями;
  • Сравнение еловых и сосновых шишек. Сравнение веточек сосны и ели;
  • работа в уголке природы, трудовой десант на участке детского сада;
  • сбор  семян для озеленения участка;
  • проведение экспериментов: «Свалка и дождь», со снегом, льдом, водой, песком, воздухом, почвой;
  • создание своей Красной книги;
  • Экскурсия в парк «Культуры и отдыха»;
  • Оформление  напоминающих знаков «Будь природе другом»;
  • Оформление альбома « Береги природу»;

Художественно- творческая деятельность:

  • Творческая деятельность:

Объёмная аппликация «Планета Земля»;
 Рисование «Берегите природу»;
 Рисование «Деревья нашего участка»;
 Конструирование «Хвойный лес»;
 Лепка «Животные в лесу»;
Конструирование «Береза»;

Ручной труд «Подснежники».

3 неделя

Работа с родителями

  • «Экологическое воспитание в семье» консультация;
  • «Прогулка на природу» (памятка родителям);
  • Составление родителей с детьми описательных рассказов о деревьях, птицах, диких животных;
  • Защита детьми мини-проектов «Береги природу»;
  • Анкетирование   на тему «Берегите природу»;
  • Проведение субботника по озеленению территории детского сада «Экологический десант»;

4 неделя

  • Проведение экологического развлечения « Земля – наш общий дом»;
  • Презентация  Красной книги республики Башкортостан;

Литература

 

  1.  Вакуленко Ю.А "Воспитание любви к природе у дошкольников:   

     экологические праздники, викторины, занятия и игры" / авт.-сост. -

     Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

  1. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  2. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование,

     конспекты занятий / авт.- сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград:

    Учитель, 2008.-271с.

  1.    В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
  2. Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».