Проект "Природа и мы"
проект (старшая группа)
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника источником первых запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. В настоящее время проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты стоит на одном из первых мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В современных городских условиях потерялась связь с природой. В итоге изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaysina.doc.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Природа и мы».
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательно-исследовательски.
Сроки: апрель - май
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника источником первых запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для представлений о взаимосвязи практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Проблема:
В настоящее время проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты стоит на одном из первых мест. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В современных городских условиях потерялась связь с природой. В итоге изменилось поведение людей: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Мы стали забывать, что человек – это часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее. И эта экологическая культура должна воспитываться с раннего детства.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему. Познакомить с редкими растениями и животными родного края и создать Красную Книгу республики Башкортостан.
Задачи:
- Формировать навыки культуры поведения в природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- самостоятельное наблюдение;
- коллективное наблюдение;
- наглядные: театральное представление;
- словесные, беседы, чтение литературы, консультаций для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация; прослушивание музыки.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (ребенок и окружающий мир, развитие речи, аппликация, рисование, лепка, музыка)
- Экскурсии;
- Дидактические и подвижные игры;
- Трудовая деятельность.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок экологии и экспериментирования в группе.
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т.д.).
- Библиотечка юного эколога.
- Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
- Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Родители:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей;
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
Воспитатели:
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- Пополнится дидактический материал по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом, развивающая среда в группе.
Этапы реализации проекта.
Период | Мероприятия |
Апрель 1неделя |
|
Апрель 2-4 недели Май 1 неделя 2 неделя |
Опыты и исследовательно- поисковая деятельность:
Художественно- творческая деятельность:
Объёмная аппликация «Планета Земля»; Ручной труд «Подснежники». |
3 неделя | Работа с родителями
|
4 неделя |
|
Литература
- Вакуленко Ю.А "Воспитание любви к природе у дошкольников:
экологические праздники, викторины, занятия и игры" / авт.-сост. -
Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Формирование экологической культуры дошкольников: планирование,
конспекты занятий / авт.- сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. – Волгоград:
Учитель, 2008.-271с.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
- Использование ИКТ и интернет ресурсы: «Приборы метеоролога», «Природные явления», «Образование облаков и осадков», «На что похоже облако?», «Растения – синоптики».