Проект "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей"
проект
Исследования педагогов и психологов показывают, что умение развертывать игру у ребенка складывается очень медленно, если он стихийно нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kpk.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт развития образования Республики Башкортостан
Кафедра дошкольного и предшкольного образования
Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей»
Руководитель проекта:
Башмакова О.А.
Туймазинский район, 2019
Вид проекта: игровой, творческий
Цель проекта: осуществление руководства сюжетной игрой детей как фактора развития игровых навыков детей.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения, реализовывались следующие задачи:
1) Изучить О.А.Карабанова Т. Н. Доронова Е.В, Соловьева ,Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду»
2) Создать условие для эффективного функционирования предметно-развивающей среды, позволяющей строить сюжетно - ролевую игру детей. Дополнить среду в соответствии с ФГОС, т.к. игровая деятельность является частью коммуникативно-личностного развития детей.
3) Разработать конспекты по руководству сюжетно – ролевой игрой дошкольников во второй младшей и средней группах.
Актуальность проблемы заключается в следующем:
-педагоги недооценивают значение игры. В сюжетно-ролевой игре дети учатся придумывать сюжет, подчиняться правилам общественного поведения, строят отношения со взрослыми и сверстниками.
-низкий уровень развития игры дошкольников. Основное внимание педагоги уделяют обучению детей счету, чтению. У детей не остается времени на свободную самостоятельную игру, они не умеют придумать сюжет, найти средства его реализации, испытывают затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. В результате в ДОО игровая деятельность не формируются у детей.
-низкий уровень психологической готовности детей к школе.
Участники проекта: воспитатели, сотрудники детского сада, воспитанники, родители.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы). Изучение Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет» Анализ программ и технологий по проблеме | Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. |
2. | Насыщение развивающей среды по проблеме: Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр.) Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, рецепты, телефон Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, пустые флакончики из под лака для волос, шампуня, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты Касса, наборы продуктов, игрушки, газеты, книги, и др. спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка,, счётная машинка, весы, пакеты, предметы – заместители | Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий. |
3. | Диагностика Д.Б. Эльконина («Психология игры») | 1. Научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности у каждого ребёнка. 2. Поэтапное планирование формирования игру у каждого ребёнка. 3. Повышение качества руководства игрой. 4. Определение развития у детей интегративных качеств и достижений в овладении умениями и навыками в различных образовательных областях. |
4. | Выявление уровня развития детей (указание фамилии учёного, автора диагностического инструментария) | Протоколы, таблица результатов диагностики. |
5. | Разработка конспектов занятий, консультации для родителями и т.д.) | Конспекты занятий, консультации. |
II этап - основной
Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдения, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается. | Обогащение словарного запаса, накопление социального опыта детей в повседневной жизни; |
2. | Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; Совместная игровая деятельность воспитателя и детей | Формирование коммуникативных навыков, при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогах; |
3. | Коллективная и самостоятельная игровая деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает. | Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий. |
III этап - заключительный
Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;
№ | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
1. | Выявление уровня развития детей.(диагностика по Д.Б. Эльконину) | Динамика развития детей |
2. | Анализ созданной ( системы, модели и т.п.) или анализ итогов ( внедрения) реализации ( технологии, программы и.т.п.) | Эффективность по внедрённой проблеме доказано повышением уровня развития детей на % |
3. | Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Конспект сюжетно – ролевой игры «Доктор Айболит» в средней группе. | Презентация. |
Список используемой литературы:
- Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: метод.пособие для воспитателей/ О.А.Карабанова, Т. Н. Доронова, Е.В, Соловьева.М.: Просвещение, 2015.
- Организация сюжетной игры в детском саду/Н.Я. Михайленко Н.А. Короткова.[Электронный ресурс]. URL:
https://pavlsad.siteedu.ru/forteachers/567/
- Психология игры. Эльконин Д.Б. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1
- Игра с правилами в дошкольном возрасте/ Михайленко Н.Я., Короткова Н.А..- 5-е изд. Изд-во: Академический Проект, 2012. - 160 стр.
ISBN: 5-8291-0113-0
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Доктор Айболит».
Цель: способствовать умение осуществлять специфические для роли условные предметные действия, а так же учить развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Задачи:
1.Создавать условия для возникновения игры на тему наблюдений из окружающей жизни.
2.Учить детей принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера – игрушку.
Предварительная работа:
1.Беседа о труде доктора для животных (ветеринара).
2.Пошив униформы.
3.Дидактическая игра «Большие и маленькие».
4.Подбор мягких игрушек животных.
5.Чтение Чайковского «Айболит».
Предполагаемые роли:
Ветеринар – разговаривает с хозяином, меряет температуру, делает укол.
Хозяин – объясняет на что жалуется кошечка (собачка)
Вариант начала игры:
1-й вариант. У воспитателя (хозяина) заболел друг (собака, кошка).
2-й вариант. На улице подобрали раненого животного.
Руководство игрой
1.Активизация игры – принять на себя роль хозяина друга. Собачка (кошечка) заболела. Обратиться в ветлечебницу к ветеринару.
2.Принять на себя роль ветеринара и полечить животное (кошку, собаку).
Создание проблемной ситуации
На улице подобрали кошку (собаку). Как быть?
Окончание игры
1-й вариант. Ветеринар вылечил больного и пошел на обед.
2-й вариант. Вылечили раненое животное и оставили его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.
Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...
Опыт работы на тему "сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у младших дошкольников"
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений...
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...
«Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает перио...
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».
Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....
- Мне нравится (1)