Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
статья (младшая группа)
В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chdou.docx | 45.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Д.Л. Бусыгина
Воспитатель
ЧДОУ Детский сад «Золушка»
(г. Бийск)
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Не секрет, что многие родители, хотели бы иметь универсальный и волшебный рецепт воспитания, умных, талантливых детей, интересных, успешных. А интересная личность- это уверенный в своих способностях человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительная деятельность. В рамках дошкольного образования стоит задача: развивать потенциал творчества у нового поколения. Во время рисования в работу включаются двигательные, зрительные анализаторы.
Рисование развивает мелкую моторику, внимание, память, учит ребенка фантазировать, воображать, творить. Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку совершенствовать творческие способности и умения. Рисование нетрадиционными техниками не утомляет детей, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени. Следует отметить, Т.С. Комарова писала: «Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель, клей), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способы рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, в педагогической практике образовательных учреждений, существует множество нетрадиционных техник. Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. [9,23]
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствует развитию самостоятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим, или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Вышеизложенные актуальные положения, определили цель моей работы и ее задачи. Цель: развивать творческое воображение, стимулировать активность, инициативу, самостоятельность в творчестве. Знакомить детей с многообразием техник рисования и материалами. Воспитывать стремление дополнять создаваемый образ разными интересными элементами, деталями.
Задачи:
1. Создать условия для творческого самовыражения и возможностей детей.
2. Обучить детей различным приемам изображения предметов, форм.
3. Совершенствовать самостоятельность детей в использовании нетрадиционных техник, различными материалами и способами изображения.
4. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой деятельности детей.
Работа, исходя из поставленной цели и задач проводилась поэтапно, по технологии Лыковой И.А. От простого к сложному.
На первом этапе- дети знакомятся со свойствами материалов, где вместо кисточки используют: трафареты, нитки, свечи, печатки, восковые мелки. Рисуют ладошкой, пальчиками.
На втором этапе- нетрадиционные техники изображения усложняются. Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям с предметами, краской, экспериментируют. Рисуют ватными палочками, на влажной бумаге, ребром картона, методом «набрызга» и наката, по стеклу, на мятой бумаге и т.д.
На третьем этапе- дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования образа в рисунке. В итоге дети учатся сочетать различные техники рисования в одном рисунке. Итак, применение нетрадиционных техник изо деятельности позволило оказать большое влияние на развитие творческого воображения. Системный подход, планирование позволили получить хорошие результаты у детей дошкольного возраста. Вырос уровень творчества и творческого воображения. Дети приобрели еще один дополнительный язык, необходимый ему для выражения своих мыслей, эмоций, чувств.
В современных условиях появляются различные специальные программы обучения творчеству, разрабатываются методики, при помощи которых можно было бы прививать дошкольникам навыки творческого труда, вкус к творчеству.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей ребёнка. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
С учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы рисование с применением нетрадиционных техник проводят в блоке образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей.
Рассмотрим технику, которая способствует развитию творческого воображения. Рисование ладошкой или пальчиками. Данная техника может применятся с детьми начиная с двух лет. Средством выразительности данной техники является пятно, цвет и получаемые из отпечатка руки фантастический силуэт. Для рисования используют широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотную бумагу любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Ребенок опускает в гуашь ладошку или пальчик (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 2х лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками или пальчиками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Данная техника позволяет развить творческое отношение к деталям изображения, чувство композиции, воображение, творчество.
Детская фантазия рождается в игре, и поэтому нужно соединять нетрадиционную технику рисования с разнообразными игровыми приемами, которые вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства как радость, изумление, удивление, сопереживание и др. Считаю, что рисование - это не только обучение, это, в первую очередь, игра. В играх есть определенные правила: ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу, следовательно, у него должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира.
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности. Новизна обстановки, игровые приемы, сюрпризное начало работы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - всё это помогает мне в работе не допускать в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия в деятельности.
Одним из важных компонентов в данной деятельности является организация работы с семьей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности, для развития творческих способностей повышается эффективность всего воспитательно -образовательного процесса.
Таким образом, при выполнении заданий с применением нетрадиционных техник рисования обеспечивается большая свобода для деятельности воображения, поскольку, создавая образы дети могут использовать не только традиционные техники, но и дополнить их. Нетрадиционные техники рисования развивают направленность процессов воображения, их пластичность, формируют у детей способность создавать сложные целостные изображения. Так же необходимо обратить внимание на активное руководство детской изобразительной деятельностью и процессом формирования техники рисования со стороны взрослого. Нетрадиционные техники рисования дают возможность увидеть тот или иной образ в получаемом изображении.
Итак, нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно предлагает ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное - это особенно полезно всем детям, это помогает им увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт - рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Литература:
1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью / М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва: «Теревинф», 2006. – 45 с.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 1997. - 233с. ISBN 5-4572-0252-7.
3. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников / Васильева М., Юнг Г. //Дошкольное воспитание. – 2006. - №2 – С. 9-13.
4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [текст]/ Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина: Сфера. 2006. – 128 с. ISBN 5-89144-365-1.
5. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Кириллова Г.Д. //Дошкольное воспитание. – 1971. - №2 – С.16-20.
6. Лыкова И.А Программа худ. воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М.: «Карапуз – Дидактика», 2007. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...
Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....
Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
laquo;И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать. И каждый смело нарисуетВсё, что его и...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Задачи: 1. Расширить представления родителей с особенностями работы с детьми по развитию их творческих способностей.1.Познакомить родителей с организацией работы в группе по развити...
Развитие творческих способностей детей раннего возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Один из видов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности — «Манкография»....