Статья "Экологическое воспитание дошкольников»
статья
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и осознанной деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от общения с ним.
Главная задача – показать ребёнку, что всё окружающее пространство, все объекты в нём – живые, и к ним необходимо относиться бережно, любовно, научиться понимать их и сохранять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Экологическое воспитание дошкольников»
Подготовила : воспитатель Шустрова О.А.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и осознанной деятельностью в природе, гуманным природоохранным отношением.
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребёнка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, занятиях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от общения с ним.
Главная задача – показать ребёнку, что всё окружающее пространство, все объекты в нём – живые, и к ним необходимо относиться бережно, любовно, научиться понимать их и сохранять.
Познакомимся с наиболее важными ценностями природы, что должны узнать и понять на собственном опыте дети.
1. Природа, как среда обитания.
Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить вне её условий: без условий неживой природы (воды, воздуха, земли, огня), без других живых существ (людей, растений, животных). Человек взаимосвязан с природой.
2. Оздоровительно-гигиеническая ценность.
Природные условия помогают человеку:
- выполнять гигиенические правила;
- человек использует воду, чтобы содержать в чистоте себя, жилище, одежду, есть чистые продукты, готовить еду;
- укреплять здоровье с помощью воды, солнца, воздуха;
- сохранять здоровье: растения задерживают пыль, вредные вещества, защищают от ветра, очищают воздух;
- общение с домашними животными, растениями поднимают настроение, помогают снять усталость, стресс;
- многие растения и продукты жизнедеятельности животных и насекомых имеют лекарственные свойства и используются человеком для лечения.
3. Практическая ценность природы:
- домашние животные помогают в хозяйстве, люди получают от них продукты, из стриженой шерсти изготавливают тёплые вещи;
- из деревьев получают древесину, из которой строят дома, изготавливают мебель, игрушки;
- из глины делают посуду, сувениры;
- используют минеральные и драгоценные камни.
4. Познавательная ценность природы.
Человек учится у природы:
- наблюдая за природными явлениями и особенностью строения растений и животных он создаёт для жизни необходимые предметы (лампа – аналогия с солнцем, душ – с дождём, самолёт – крылья птиц, зонт – с грибом, парашют – семена растений);
- по поведению животных и растений человек научился предсказывать погоду.
5. Эстетическая ценность.
Общение с природой доставляет эстетическое наслаждение, вызывает положительные эмоции и чувства (пение птиц, красота пейзажа, ласка и любовь животного).
Эстетические свойства объектов и явлений природы человек отражает в предметах и произведениях искусства (создаёт игрушки и сувениры в виде животных, использует растительные узоры в росписи, плетении кружев, делает парфюмерию с запахом цветов и трав, писатели и поэты пишут рассказы и стихи, художники рисуют картины).
6. Нравственная ценность.
Общение с природой развивает человека нравственно: замечая состояние и потребности живых существ, помогая им, охраняя их, человек становится внимательнее и добрее.
Деятельности, которые можно организовать в детском саду и дома.
1.Наблюдения. Наблюдение – это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. Наблюдения формируют у детей:
- знания о природе и о природных объектах;
- наблюдательность и заинтересованность;
- умение рассматривать, видеть своеобразие и красоту;
- замечать различные признаки и состояния.
Мы организуем наблюдения за различными природными объектами и в группе (комнатные цветы, аквариумные рыбки) и на улице (деревья, кустарники, цветы, птицы, насекомые, неживые объекты, природные явления). Свои наблюдения мы фиксируем в дневнике наблюдений, создаём книжки, дети рисуют рисунки, придумывают рассказы. Чтобы проследить за развитием какого-либо растения мы организуем длительное наблюдение, где фиксируем все стадии развития данного объекта, сравниваем.
2.Исследования и опыты.
Опыты используются для ознакомления детей со свойствами различных предметов, их изменениями, взаимоотношениями, установлениями причин различных явлений.
Опытная деятельность.
1. Весит ли воздух (палочка, два воздушных шара, шило).
Ход: Два надувных воздушных шара прикрепляются по обе стороны палки. Палку держать на весу. Один шар прокалывается шилом. Палка опускается в сторону надутого шара. Затем весы уравновешиваются – прокалывается другой шар.
Вывод: Воздух имеет свой вес.
2. Утопи предмет (резиновые игрушки, таз с водой).
Ход: попросить попробовать ” утопить” в воде игрушки. Не получается. Игрушки поднимаются на поверхность воды.
Вывод: Игрушки заполнены воздухом. Воздух легче воды и вода выталкивает игрушки на поверхность.
3. Загрязнение воздуха (свеча, стеклянная чаша).
Ход: Зажечь свечу и держать над огнём чашку. Вскоре на чашке покажется копоть.
Вывод: когда что-либо горит, в воздух попадает копоть, грязь и воздух загрязняется.
Экспериментируя дети учатся:
- устанавливать последовательности и взаимосвязи;
-активно действовать и получать результат;
- анализировать и делать выводы;
- устанавливать качества и свойства различных знакомых предметов и явлений окружающей среды;
- тренируют мыслительные процессы;
- решают познавательные задачи.
3.Труд.
Труд – это средство воспитания таких важных качеств как:
- ответственность за выполнение поручения;
- обязательность, целеустремлённость;
- бережное и заботливое отношение к природе;
- умение устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного и растения, способами ухода за ними;
- приобретение трудовых навыков и умений.
При выполнении коллективного труда формируются такие важные умения, как:
- принятие и следование общей цели;
- умение договориться и согласовать свои действия;
- сообща спланировать и даже распределить работу;
- помочь товарищу, оценить его труд;
- удовлетворённость своим вкладом в общее дело, понимание своей важности.
Наши дети очень любят помогать убирать опавшие листья на участке, зимой с удовольствием убирают снег и строят из него крепости, весной мы просматриваем все кусты, убираем сухие ветки, вскапываем клумбы и рыхлим землю. В группе дети ухаживают за комнатными растениями: поливают, протирают листья, рыхлят землю. В нашем живом уголке дети с удовольствием помогают воспитателям кормить животных: попугайчиков, морских черепах, сухопутных черепах, аквариумных рыбок.
Дети принимают посильное участие в наведении порядка в животном уголке. Помогая животным, дети чувствуют свою сопричастность, свою необходимость в организации благоприятных условий проживания живых существ. Учатся доброте, терпимости, пониманию.
4. Игра.
В игре дети накапливают чувственный опыт, осваивают и творчески проявляют приобретенные знания.
*Дидактические игры “Лото”, “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чудесный мешочек” и так далее (показываю коллекцию дидактических игр):
- уточняют, закрепляют, расширяют представления о предметах и явлениях, растениях и животных;
- способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности
- обогащают словарь;
- воспитывают умение играть вместе;
- формируют умение по слову восстанавливать образ.
*Словесные игры, они развивают:
- связную речь, память, внимание;
- тренируют мыслительные способности;
- формируют быстроту реакции, сообразительность.
Дидактические игры:
1).”Угадай, кто я?”
Ребёнок стоит спиной к детям, к спине приклеена картинка с изображением.
Ребёнок задаёт вопросы, чтобы отгадать, что изображено на картинке. Дети отвечают на вопросы, не называя того, что нарисовано.
2).”Чудесный мешочек” (развитие тактильных ощущений).
В мешочке находятся разные предметы. Ребёнок не глядя просовывает руку в мешок и на ощупь пытается угадать, что там.
3).”Когда это бывает?” (с мячом).
Идёт снег…..зимой.
Радуга на небе…..летом.
Желтые листья…..осенью.
Прилетают снегири…..зимой.
4).”Что бывает круглое в природе” (с мячом).
Аналогично можно задавать любое качество или признаки.
5).”Я знаю пять названий”. Задаётся тема игры: животные, растения, природные явления, насекомые и т.д. появляется возможность сконцентрировать внимание и использовать багаж своих знаний.
6).Игры с животными.
Животные в доме – могучий фактор воспитания детей. Они приносят большую радость всем членам семьи, являясь предметом внимания и заботы. Самое главное – ребёнок учится правильному общению с животными, умению считаться с желаниями другого живого существа, чувствовать состояние животного, переживать за него.
5.Конструирование и изобразительная деятельность.
Развивает умение:
- использовать различные материалы;
- выражать настроение и чувства;
- развивает мелкую моторику;
- развивает творческие способности.
6.Просмотр диафильмов, телепередач, чтение книг и энциклопедий природоведческого характера.
Они дают возможность:
- расширить кругозор;
- познакомиться с незнакомыми явлениями природы и увидеть их с другой стороны;
- познакомиться с факторами из жизни животных и растений;
- способствует формированию у детей проникновенного, доброго и гуманного отношения ко всему живому;
- развивают познавательный интерес, образное мышление, воображение, эстетический вкус;
- помогают разбудить эмоциональное отношение к животным.
Стихотворение: “Бабочка”.
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветов мы переносим,
А вас мы очень-очень просим:
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить!
Мы привлекательны, красивы
Но просим помнить, что должны вы
На нас лишь издали смотреть.
Ах, как нам нравиться лететь
К цветам, на речку и на луг
И сделав там над нами круг,
Припав к цветку, нектар попить.
Цветы поможем сохранить:
У одного пыльцу возьмёт
И на другой перенесёт,
Летают рядом с нами пчёлы,
Для них открыты лес и долы
Над колокольчиком кружат
В цветок влезают и жужжат.
Живут у нас в лесу жуки,
Плетут капканы пауки,
Летают комары и мошки.
Здесь даже есть такие крошки,
Что сразу их не увидать.
За нами можно наблюдать.
Вся наша можно наблюдать.
Вся наша жизнь так интересна
И людям часто неизвестна:
Ведь вы живёте в городах,
А мы в лесах, полях, садах.
Мы грязный воздух не выносим
И о защите очень просим!
Вы видите сколько в одном стихотворении смысла. Сколько информации о бабочке, её образе жизни. Такие стихи помогают детям понять жизнь другого живого существа, почувствовать его проблемы, посочувствовать и сделать вывод о своём поведении и отношении к живым существам.
7.Упражнения на снятие напряжения и релаксацию под музыку.
Можно использовать картинки с изображением животных, чтобы дети могли изображать движение того или иного животного, картинки с изображением природных явлений.
Что нам дают такие упражнения:
- восстанавливают силы ребёнка;
- раскрывают творческий потенциал;
- воспитывают чувство единства человека и природы;
- помогает познать свои ощущения и чувства.
Вывод: Безусловно, все мы желаем, чтобы наши дети выросли всесторонне развитыми, гуманными, социально активными, творческими личностями, способными чувствовать, понимать и любить окружающий мир.
Что же нам может помочь в решении этих непростых задач? Конечно изучение природы и общение с ней. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Она делает каждого человека добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Общение с природой положительно влияет на человека, ведь все мы с Вами тоже являемся частичкой природы.
Большое внимание стоит уделять систематизации и обобщению накопленных знаний, формированию элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у детей развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Основная цель работы по экологическому воспитанию – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...