Как дошкольник становится школьником? (памятка для родителей)
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Казалось бы, ответить на этот вопрос ответить можно просто: когда поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые обучаясь в первом, даже во втором, третьем классе остаются дошкольниками. А есть и такие, что поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников, так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником- не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям, взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний. Попытаемся «нарисовать» «суммарный портрет» первоклассника, неготового к школе и, отталкиваясь от этого, решить, чему и как учить до школы. Отберем для «портрета» самые характерные черты:
- Чрезмерная игривость;
- Недостаточная самостоятельность;
- Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- Неумение обращаться со сверстниками;
- Трудность контактов с незнакомыми взрослыми;
- Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или другой инструкции;
- Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, трудность выполнения сходства, различия;
- Плохое развитие тонкокоординированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, трудность манипулирования мелкими предметами);
- Недостаточное развитие произвольной памяти;
- Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т.п.);
Как правило, эти недостатки ребенка не единичны, а встречаются в комплексе, что значительно осложняет адаптацию к школе и дальнейшее обучение. На основании этого попробуем кратко сформулировать процесс подготовки ребенка к школе, систематическому обучению. Краткая формулировка стратегии подготовки к систематическому обучению- формирование психических качеств, необходимых школьнику, следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для дошкольника, а не на их основе.
Прежде всего, это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, т.е. между игрой и учением. На первый взгляд игра и учение прямо противоположны друг другу. Основной вид детской игры- совместная сюжетно-ролевая игра – основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме- обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого. И все же именно в сюжетно- ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику. Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно- ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постоянно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением других. И это – не только овладение навыков общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления. Способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которые показывают ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого.
Руководство сюжетно- ролевой игрой, организация обсуждения содержания игр и возникающих в ходе ситуаций, фиксация внимания играющих детей на взаимоотношения взрослых людей, их правах и обязанностях - значительная часть той помощи, которую взрослые могут оказать ребенку в подготовке к систематическому обучению. Взрослый может выступать только в функции инициатора, доброжелательного советчика.
Сюжетно- ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью.
Но сюжетно- ролевая игра- не единственный вид детской игры. Дидактическая игра- игра только для ребенка, для взрослого она- способ обучения, сообщения ребенку знаний.
Действия, выполняемые в дидактической игре всегда имеют тот или иной результат, в отличии от сюжетно- ролевой. Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка. Усвоение знаний выступает в этом случае как необычный эффект. Здесь возможны значительно более прямые формы руководства со стороны взрослого, чем в играх сюжетно- ролевых. Взрослый выступает как организатор.
Не меньше возможности, чем игра, дают для подготовки ребенка те виды детской деятельности, которые мы называем продуктивными: рисование, лепка, конструирование…
Они близки к учению уже хотя бы потому, что входят в состав школьных предметов. Чтобы продуктивная деятельность превратилась в учение, необходим перенос внимания с результата деятельности на способ, его сознательное усвоение. Наиболее благоприятное условие для такого превращения даются в совместной продуктивной деятельности, когда в ней участвуют 2-3 ребенка, причем обязанности между ними распределены таким образом, что можно четко установить зависимость общего результата от того, как выполнял свою функцию каждый участник.
Предположим, 2 ребенка вместе готовят аппликацию. Один из них вырезает фигуры из цветной бумаги, а другой размещает их на листе бумаги и наклеивает. При последующем обсуждении выясняется, насколько хорошо получилась аппликация, а если замысел оказался недостаточно реализованным или имеются те или иные погрешности- то кто в этом виноват, какие ошибки в действиях каждого привели к неправильному или плохому результату, какие правила выполнения этих действий были нарушены.
Один из вариантов совместного выполнения продуктивных заданий состоит в том, что участники общей работы попеременно выступают в функции исполнителя и контролера, проверяющего качество результата, его соответствие заданию. Такая организация продуктивной деятельности способствует не только осознанию способов выполнения заданий, но также усвоению действий контроля и самоконтроля.
Как мы уже отмечали для неготового к школе ребенка характерно неумение или трудность выполнения совместных инструкций, а также недостаточная самостоятельность. Для обучения выполнению инструкций можно использовать разные виды деятельности. Тут подойдут дидактические игры, конструирование из кубиков, когда вы либо в словесной форме, либо с помощью схем ставите конкретное задание и указываете последовательность действий. Создание рисунков или аппликаций с предварительной разработкой плана, композиции, последовательный пересказ сказок по схематическому плану.
Во всех занятиях, направленных на формирование умения действовать по инструкции, надо добиваться полного и точного выполнения ребенком вашего задания. Как только ребенок начинает уклоняться в сторону, придумывать что-то свое, противоречащее поставленной задаче, следует возвращать его к исходному замыслу. Если это не удается, занятие нужно прекратить. Параллельно с этими занятиями нужно проводить занятия другого рода, направленные на развитие самостоятельности и воображения.
Например, специальное задание приучающее анализировать образец «Где ошибался Буратино?», «Мальвина хотела научит Буратино рисовать красивые узоры и сказала ему: «Нарисуй точно так же». А Буратино все время отвлекается, и у него получалось, то правильно, то не правильно. Ну-ка найди, где у Буратино ошибки, помоги ему их исправить».
Далее следует обратить внимание на общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Начиная со старшей группы, дети теряют непосредственность в общении со взрослыми. Уровень произвольности в общении ребенка со взрослыми определяющим образом складывается на успешности последующего обучения детей в школе. Для формирования произвольности можно предложить следующие игры:
- «Да. Нет и не не говорить»
Предложить ребенку отвечать на следующие вопросы не используя слов «да», «нет», «не»:
- Ты сейчас спишь?
- У доктора халат белый?
- Ты любишь ходить к доктору? и т.д.
- «Кто больше?»
Задание: «Заяц больше волка, волк больше медведя. Кто в этом случае больше заяц или медведь?». Это противоречит жизненному опыту детей, но учит воспринимать слова взрослого как учебную задачу.
- «Карандаш»
2 карандаша различной длины, причем держишь в руке их так, чтобы меньший несколько выступал вперед. Детей просим показать большой карандаш.
Для формирования «кооперативно- соревновательного» поведения со сверстниками (у готового к школе ребенка этот тип поведения обозначает согласование действий друг с другом, устойчиво сохраняя при этом отношение к партнеру как к противнику по игре) можно порекомендовать игру «Лабиринт».
Перед началом игры машинки помещают в «чужой» гараж. На дороге лабиринт размером 60 на 70см. Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, чтоб каждая оказалась в гараже собственного цвета. Правила: можно возить только по 1-ой машинке; машинки должны ездить по дорожкам лабиринта; нельзя трогать руками машины партнера.
Соотношение дошкольных и школьных видов деятельности тесно связано с соотношением образного и логического (понятийного) мышления, хотя эта связь отнюдь не однозначно. В дошкольных видах деятельности преобладает образные формы мышления, в решении же собственных учебных задач- логические. Мышление в понятиях обеспечивает ребенку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах - самостоятельность и оригинальность решений, возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы рисунков, конструкций, сочинений и т.п.
Поэтому только путь, ведущий к логическому мышлению через развитие образного и в итоге приводящий к их взаимодействию, можно обеспечить полноценную подготовку к систематическому обучению.
Какие игры можно предложить для развития логического мышления:
- «Четвертый лишний»
- «Слово» какое слово длиннее- помни, что сравниваем сами слова, а не те вещи, которые называются этими словами.
Червячок – змея
Усики- усы
Кот- котенок
- «Лабиринт» смотрим на лабиринт и спрашиваем: «Какими 2-мя дорожками можно пройти от круга, где треугольник, к кругу, где крестик?
Далее усложняем заданий. Что касается арифметических действий, к школьному обучению, ребенок должен свободно считать и отсчитывать предметы в пределах 10.
Должен давать правильные ответы, прибавляя 1,2,3 к любому числу от 4 до 10. Если счетные операции сформированы только в пределах 5-6 тоже не страшно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио дошкольника. Структура.Оформление.( памятка для родителей).
Создание портфолио, как одна из важных форм работы с семьей....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: Отдых, который несет развитие – становится еще полезнее.
Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, но у всех есть возможность гулять с д...
Памятка для родителей "Отдых, который несет развитие – становится еще полезнее."
Отдых, который несет развитие – становится еще полезнее....
ПАМЯТКИ для родителей по безопасности дорожного движения «Засветись, стань заметней на дороге!».
Уважаемые родители!Научите ребенка привычке соблюдать Правила дорожного движения. Побеспокойтесь о том, чтобы Ваш ребенок «засветился» на дороге. Примите меры к тому, чтобы на одежде у реб...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Подмигните» водителю и станьте заметней в 8 раз.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Подмигните» водителю и станьте заметней в 8 раз. 1. Фликер снижает риск наезда на пешехода на 65%. «Механика» его работы проста: фликер на оде...
Памятка для родителей . Стань заметнее на дороге!
Безопасность детей в зимнее время...