воспитание близнецов
статья
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
- Близнецы как особая популяция ……………………………………….... 5
- Психологические типы близнецов ………………………………………. 8
- Психологические особенности детей-близнецов, влияние «близнецовой ситуации» ………………………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………...….15
Список использованной литературы …………………………………………. 17
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhani1.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
- Близнецы как особая популяция ……………………………………….... 5
- Психологические типы близнецов ………………………………………. 8
- Психологические особенности детей-близнецов, влияние «близнецовой ситуации» ………………………………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………...….15
Список использованной литературы …………………………………………. 17
ВВЕДЕНИЕ
Стоит только вообразить, что два ребенка родились в один и тот же день и что они являются вылитой копией один другого, то так и хочется думать, что они прекрасно ладят между собой и живут в полнейшей гармонии. Это логично и... абсолютная неправда. «Близняшество» подчас становится источником многих сложностей.
Феномен «близнецовости» интересовал исследователей с древних времен, так как во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Феномен близнецов, прежде чем им занялась наука, был предметом "исследования" самых разных жанров фольклора - мифов, сказок, легенд, песен, баллад и прочих видов устного народного творчества [16]. Этот же феномен получил отражение в культах и обрядах, в изобразительном искусстве, художественной литературе и поэзии. Результатом подобной работы были обобщения и находки, как предвосхищавшие открытия ученых, так и затрагивавшие те проблемные вопросы, к решению которых наука о близнецах еще только-только начинала приближаться.
По мере развития науки в целом, и особенно науки о близнецах, природа последних стала предметом специального исследования. Вместе с тем интерес к близнецам и к связанным с ними научным вопросам проявляют самые разные слои общественности практически во всех странах мира. Особенно интерес к данному явлению возрос в 70-е годы XIX в.: были выделены два типа близнецов – монозиготные и дизиготные. Тогда же была определена ценность близнецового исследования, как метода генетики (Ф. Гальтон). Однако в подлинно научный метод изучение близнецов превратилось в 20-е годыXX в., когда появилось обоснованное представление о двух типах близнецов и надежные способы диагностики зиготности (Равич-Щербо И.В.)[2]. Чтобы различать монозиготных и дизиготных близнецов, в 1924 году Г.Сименс разработал «метод сходства» для выявления того или иного типа близнецовости, он сравнивал ряд наследственных признаков – цвет глаз, волос, отпечатки пальцев. Фершюр О. в 1934 году составил специальную таблицу, где сходство близнецов определялось по ряду признаков. Однако главная особенность близнецов не только в том, что они имеют 100 или 50 % общих генов, но и в том, что подобное сходство способствует их специфическому развитию[16].
Стоит только вообразить, что два ребенка родились в один и тот же день и что они являются вылитой копией один другого, то так и хочется думать, что они прекрасно ладят между собой и живут в полнейшей гармонии. Это логично и... абсолютная неправда. «Близняшество» подчас становится источником многих сложностей: не очень-то комфортно жить в постоянном присутствии своего двойника, и воспитание таких детей требует от родителей особого внимания.
- БЛИЗНЕЦЫ КАК ОСОБАЯ ПОПУЛЯЦИЯ
Дети, родившиеся при многоплодной беременности, называются близнецами. Беременность двумя плодами (двойня) встречается один раз на 70-80 родов, тремя плодами (тройня) – один раз на 6-7 тысяч родов, а четырьмя и большим количеством плодов наблюдается очень редко.
Как известно, у большинства млекопитающих в одном помете рождается более одного детеныша. Это связано с тем, что во время овуляции происходит созревание нескольких яйцеклеток одновременно. У некоторых видов животных и у человека при овуляции обычно созревает лишь одна яйцеклетка и, следовательно, рождается только один детеныш. В ряде случаев при оплодотворении единственной созревшей яйцеклетки на начальных стадиях развития зигота делится на две части. Это явление приводит к рождению так называемых монозиготных близнецов. Так как монозиготные близнецы происходят из одной зиготы, то они имеют одинаковый генетический набор, что и определяет их внешнюю схожесть. Иногда разделение эмбрионов происходит не полностью и в результате рождаются так называемые сиамские близнецы [7].
Во второй половине прошлого столетия было выявлено, что у развивающихся зародышей близнецов не всегда обнаруживается одинаковое строение эмбриональных оболочек. Это дало возможность высказать мысль о существовании не одного, а двух типов близнецов. Таким образом, многоплодие у человека может быть представлено в виде двух биологических феноменов – монозиготных (однояйцевых) и дизиготных (двуяйцевых) близнецов.
Двойни, образовавшиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток, называются двуяйцевыми двойнями, из одной оплодотворенной яйцеклетки в результате атипического деления с образованием двух или трех зародышей – однояйцевыми двойнями. Двуяйцевые двойни могут быть однополыми (оба мальчика или обе девочки) и разнополыми (мальчик и девочка) и иметь одинаковые или различные группы крови. А вот в процессе внутриутробного развития питаются каждый через свою плаценту с развитой сетью сосудов (то есть здесь обязательно столько плацент, сколько развивается зародышей). Однояйцевые близнецы всегда одного пола (оба мальчики или обе девочки), всегда похожи друг на друга, группа крови у них одинаковая и плацента у них одна – общая. При решении вопроса о двуяйцевом и однояйцевом происхождении двоен обычно пользуются данными послеродового осмотра плаценты (общая, две отдельные или две соприкасающиеся) и оболочек (их может быть две у однояйцевых и четыре у двуяйцевых). Однояйцевые (монозиготные) близнецы генетически идентичны. Двуяйцевые (дизиготные) близнецы с точки зрения генетики – обычные братья и сестры [15].
Монозиготные близнецы появляются, когда яйцеклетка на ранних стадиях развития эмбриона по неизвестным причинам расщепляется на две равные части. Монозиготные близнецы всегда одного пола, у них идентичный набор генов, одинаковые группы крови, и они очень похожи внешне. В отличие от дизиготных, монозиготные близнецы рождаются одинаково часто во всех народностях и возрастных группах.
Кроме дизиготных и монозиготных близнецов, существуют и другие их виды. Это сросшиеся и неравноценные близнецы. Сросшиеся (сиамские) близнецы – это монозиготные близнецы, которые не полностью разделились при эмбриональном развитии и имеют общие части тела или внутренние органы. Иногда их можно легко разделить, а иногда для этого требуется сложная операция. Однако существуют сросшиеся близнецы, которые, так не будучи разделенными, выросли здоровыми, хорошо приспособленными к жизни людьми [6].
Неравноценные близнецы – это два разных зародыша от одной беременности, из которых полностью сформировался только один. У другого зародыша наблюдаются те или иные дефекты развития. Различие между неравноценными близнецами может быть невелико: например, один может быть тяжелее другого на 1 кг или больше на 2 см. Основные различия между ними заключаются именно в размере и массе тела. Но во многих случаях у одного из близнецов отмечается сразу несколько недостатков физического развития, например, недоразвитие сердца или легких. Считается, что к появлению неравноценных близнецов приводит неравное деление яйцеклетки, из-за чего один близнец получает больше питания, кислорода и места в матке. Рождение неравноценных близнецов – редкое явление и составляет лишь около 2% многоплодных родов. В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. [15].
Дети-близнецы рождаются очень разными, с определенными индивидуальными особенностями в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Как правило, беременность близнецами протекает тяжелее, женщина чаще испытывает токсикоз, страдает от гипертонии. Близнецовые беременности короче беременностей одним ребенком, близнецы часто рождаются недоношенными и менее зрелыми. Кроме того, сами роды зачастую проходят с осложнениями. Из-за всего этого дети могут отставать в развитии от своих сверстников. Они позже начинают держать голову, сидеть, ходить. В раннем детстве болеют чаще и поэтому оказываются физически более слабыми. Отставание близнецов проявляется не только в физической, но и в умственной сфере. Так, они позже начинают говорить, часто имеют более низкие интеллектуальные показатели. Заметную роль играет дефицит веса при рождении, причем у более легкого близнеца часто более низкий коэффициент интеллекта. [2].
Жизнь близнецов от жизни одиночнорожденных детей отличается тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, постоянно общаются друг с другом, имеют практически идентичный жизненный опыт - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. [10].
1.2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ БЛИЗНЕЦОВ
В саму специфику психического развития близнецов входит два основных фактора: отношение окружающих (родителей) к близнецам и отношение близнецов между собой. Отношение окружающих выражается в подчеркивании сходства близнецов и стремлении к их индивидуализации. Постоянное общение близнецов друг с другом способствует специфическому формированию их самосознания, и возникает взаимозависимость на фоне складывающихся отношений «лидер – ведомый». Основными факторами доминирования одного близнеца над другим является не только биологические особенности каждого из них (рост, вес при рождении, внутриутробное положение), но и физическая среда, школьная успеваемость [14].
Сергиенко Е.А. с соавторами говорит о неодинаковом влиянии данных факторов на монозиготных и дизиготных близнецов. У монозиготных – больше внимания при распределении ролей внутри пары уделяется интеллектуальному развитию, школьной успеваемости и физической силе, а у дизиготных играет роль порядок рождения и физические показатели при рождении. Разнополые дизиготные близнецы занимают промежуточное положение между перечисленными парами. [13].
Близнецы находятся в утробе матери вместе. Вместе они вступают в новую жизнь после рождения. Проблема лидерства возникает уже в раннем возрасте. Известно, что по характеру близнецы отличаются друг от друга. Один может быть более активным с задатками лидера, другой более спокойным. Так же однополые близнецы, чем старше становятся, тем чаще пытаются подчеркнуть различия между собой, показывая, кто из них главнее. Другая причина демонстрации лидерства - недоразвитость или болезнь одного из близнецов. Возможно, такому малышу мама уделяет внимания больше. Тогда другой близнец начинает ревновать и пытается подавить более обласканного матерью, чтобы она обратила внимание на него.Чтобы такого не произошло, родители должны уделять малышам одинаковое количество времени и прививать близнецам чувство равенства и братства [2].
Так как близнецы всегда вместе и сопереживают друг другу, то более сильный близнец, видя, как мама заботится о брате, так же берет над ним опеку. Он ухаживает за более слабым близнецом, защищает его, тем самым, сковывая свободу «родственника».
Усиливается контроль и опека в отношения разнополых близнецов. Девочка всегда в развитии опережает мальчика. Она наблюдает за тем, что делает мама, и так как чувствует однополость с ней, начинает за ней повторять. Вкупе это сильно мешает мальчику развиваться и чувствовать свое превосходство, которое заложено в нем природой. Самое опасное это то, что сгладятся различия в развитии только во время переходного возраста. До этого времени мальчик может чувствовать себя ущербным, что повлияет на его характер.
В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты» [12].
Близнецы, «тесно связанные» отношениями в паре, не просто объединены преданной дружбой. Они практически неотделимы друг от друга, во всем стараются проявлять себя одинаково, и в результате для окружающих также становятся абсолютно «тождественными». Но и в этом случае родителям следует помнить, что близнецы – не «клоны», и необходимо воспитывать в каждом индивидуальную личность. В «тесно связанной» паре есть свои положительные черты:
- Ребенок всегда может надеяться, что рядом есть человек, у которого он найдет понимание и поддержку в трудной ситуации;
- У него есть товарищ в случае, когда не ладятся отношения с друзьями. Минусы:
- Двое сильнее, чем один. Объединившись, близнецы могут стать «противовесом» родительскому воспитанию и авторитету.
Но сила обернется слабостью, когда придется действовать независимо друг от друга. «Тесно связанным» близнецам бывает трудно надолго расставаться, сложно строить отношения с другими сверстниками, находить друзей [14].
Чтобы привязанность друг к другу не стала чрезмерной, болезненной, при воспитании и общении нужно подчеркивать самоценность каждого из ребят:
чаще обращаться к каждому по отдельности;
отучать от привычки перебивать друг друга, отвечая на вопросы;
давать задания, чтобы исполнить которые, каждому придется действовать по отдельности; поощрять общение и дружбу с другими детьми [16].
Но все шаги должны быть осторожны, чтобы не «разделить» братьев и сестер, не вызвать чувства соперничества между ними. Иначе возникнет противоположная по отношениям пара близнецов – «крайние индивидуалисты». Яростно «сопротивляясь» своему сходству, такие дети могут доходить до драки, а в более взрослом возрасте конфликты становятся все серьезнее.
«В меру зависимые» близнецы – самый гармоничный союз. Они хорошо понимают и поддерживают друг друга, но не замыкаются на семейных отношениях, общаясь и с другими сверстниками. Самодостаточны и могут «выжить» в коллективе независимо от того, рядом ли брат (сестра)[3].
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ-БЛИЗНЕЦОВ, ВЛИЯНИЕ «БЛИЗНЕЦОВОЙ СИТУАЦИИ»
Жизнь близнецов необычна тем, что два ребенка находятся на одной стадии физического и психического развития, они постоянно общаются друг с другом, имеют схожий жизненный опыт. Такая пара - это, прежде всего, уникальная социальная ситуация. Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал "близнецовую ситуацию". Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов [9].
«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. (И.В.Равич-Щербо и др.) [14].
Родители, воспитывая детей, создают тот эмоциональный климат в семье, от которого во многом зависит развитие психики детей. Как только дети начинают ходить, появляется новая форма взаимоотношений со взрослыми, возникают новые возможности для познания самого себя. После рождения начинается обучение, и в дальнейшем человек учится в различных формах и на разных уровнях в течение всей жизни [16].
Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия – собственный интимный язык близнецов. Семенов В. с соавторами видит главную причину сильного отставания речевого развития близнецов в том, что своеобразная форма жизни в паре не создала объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения [13].
Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация» (А.Р.Лурия). В дальнейшем отставание в развитии речи влечет за собой недоразвитие и всех видов психической деятельности. Медленное пополнение запаса слов сочетается с малой общительностью, застенчивостью и боязнью.Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга [9].
В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. В школе они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, что является проблемой всех детей, но и по отношению к друг другу. В связи с этим близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 – 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 – 18 годам умонозиготных. [7].
Психологи выделяют две группы причин, по которым близнецы приступают к школьному обучению недостаточно подготовленными. С одной стороны, это следствие совместного внутриутробного развития, с другой – влияние уже прижизненных специфических условий – «близнецовой ситуации» [2].
В подростковом возрасте проблемы со школьным обучением могут уже отойти на задний план, так как этот возраст является критическим периодом во взаимоотношении внутри пары. Возникает тенденция подчеркнуть свои различия: драки, разная одежда, отчуждение друг от друга. Однако у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, которая лишь подчеркивается внезапной разлукой. Дизиготные близнецы, в свою очередь, могут в подростковый период отдалиться друг от друга, и связи в дальнейшем станут ослабевать [4].
Действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика монозиготных близнецов [14].
Близнецы, особенно монозиготные, внешнее сходство которых очень высоко, так привыкают смотреть на партнера как на свое зеркальное отражение, что так же легко и часто отзываются на имя соблизнеца, как и на свое собственное, иногда называют себя одним общим именем, приписывают близнецу-партнеру свои собственные личностные черты и свойства, а в крайних случаях могут смешивать события, которые происходили с ними и с их партнерами по близнецовой паре. Все это чрезвычайно затрудняет процесс индивидуализации близнецов по сравнению с одиночно-рожденными детьми.
[1].
Таким образом, действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Самое главное для них осознавать, что каждый из близнецов - отдельная личность, что, не смотря на огромную психологическую близость у каждого есть и должно сохраняться свое собственное «Я».
При воспитании близнецов, каждая семьядолжна придерживаться определенных правил:
- Не следует пытаться выделить лучшего из детей, чтобы позиционировать его как пример для другого. Их детские успехи вообще не нужно сравнивать, соперничество поощрять ни к чему. Лучше просто приучить их к формальному уважению личного пространства друг друга: индивидуальные игрушки брать только после разрешения. Также важно позволить им настаивать на своих правах и не использовать в общении манипулятивных фраз, типа: "Не будь жадиной".
- Внешнее сходство ничего не говорит о темпераменте, который может кардинально различаться даже у младенцев. Маме стоит сразу уделить внимание этой разнице, чтобы соответственно строить манеру общения с каждым ребенком. Нужно выделять время для индивидуальных занятий с каждым из малышей, чтобы они имели возможность свободно раскрыть свои способности. Если же «близняшки» будут постоянно заниматься вместе, то впоследствии их будет нелегко отучить подражать друг другу.
- Не рекомендуется покупать абсолютно одинаковую одежду. Гораздо лучше приобрести похожие вещи, но с заметными отличиями. Конфликтные ситуации периодически будут возникать, а ссоры неизбежны. Лучше всячески напоминать им, как хорошо, что их у вас двое и что им никогда не будет скучно. Прекрасно, если условием их детских игр будет достижение какой-то общей цели, а не просто мотив соревнования.
- Следует на корню пресекать тщеславие и чувство превосходства одного над другим. Равноправие должно соблюдаться и при наказаниях: если оба виноваты, то и наказывать следует обоих. В целом же, маме стоит научить их решать свои споры самостоятельно, без вмешательства взрослых [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая вышеизложенное, мы можем сделать следующие выводы:
близнецы - это дети, родившиеся в результате одной беременности. Они бывают однояйцовые и разнояйцовые, в зависимости от того, развились они из одной яйцеклетки или из разных. Первых также называют монозиготными, вторых - дизиготными близнецами, а также двойняшками, тройняшками и т.д., в зависимости от их количества. В зависимости от отношений внутри пары, близнецы обычно «подпадают» под один из следующих психологических типов: «тесно связанные», «в меру зависимые» или «крайние индивидуалисты».
Близнецовая ситуация является важным средовым условием развития близнецов после рождения. В классической литературе принято выделять следующие характеристики близнецовой ситуации:
- У близнецов обычно при рождении маленький рост и вес, что является следствием недоношенности, однако у них достаточно много возможностей компенсировать неблагоприятные последствия отставания в физическом развитии.
- Существует особое родительское отношение: явное подчеркивание сходства или различий у близнецов, а также раннее их «разделение» между родителями.
- Постоянный контакт друг с другом влияет на развитие личности и самосознания близнецов, в частности, на способность сопереживать.
- В младенчестве близнецы играют друг с другом, как с зеркалом, что ведет в дальнейшем к трудностям осознания собственного «Я» (эффект пары).
- Особые взаимоотношения внутри пары выражены принятием одним из близнецов роли «лидера» и другим – роли «ведомого».
- Может произойти задержка речи и/или формирование собственного языка, что приводит к отставанию в развитии социализированной речи, активного словаря, продолжительности общения и в развитии различных интеллектуальных функций, в частности, вербального интеллекта.
- Близнецы могут «блокироваться» против окружающих в незнакомом коллективе, что усиливает негативное влияние близнецовой ситуации.
- В среднем монозиготные и дизиготные близнецы учатся хуже своих сверстников на протяжении первых лет обучения в школе.
- Часто наблюдается своеобразный кризис подросткового возраста, при котором близнецы пытаются подчеркнуть свою индивидуальность.
- В ряде случаев у близнецов отмечается повышенная агрессивность.
Речь у близнецов возникает позже, чем у одиночнорожденных, они дольше задерживаются на стадии автономной речи. Эгоцентрическая речь у близнецов рано принимает направленный характер, что может влиять на становление планирующей функции у каждого близнеца в отдельности. Социализированная речь у близнецов продолжительный период носит ситуативный характер, что обусловливает преобладание в их речи эмоционально окрашенных высказываний. В целом отставания в речи у близнецов отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, и к школьному возрасту они в основном догоняют одиночнорожденных сверстников в речевом развитии, хотя артикуляционные трудности у детей-близнецов — частое явление и в школьном возрасте.Несмотря на то, что близнецовая ситуация увеличивает внутрипарное сходство близнецов, у них отмечаются различия морфологической и двигательной неидентичности и индивидуальный темп созревания. Чтобы избежать нежелательных последствий, родителям лучше с самого раннего возраста поощрять в детях независимость, осознание своего «Я», придавать значение их различиям, то есть относиться к детям как к двум отдельным различным индивидам.
Таким образом, мы видим, что развитие детей в близнецовых парах определяет их эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра (для детей старшего дошкольного возраста) "Слова "близнецы"" образовательная область Коммуникация интеграция областей: Познание
Цель. Расширять словарный запас детей, формировать интерес к родному языку.Активизировать память, мышление, воображение, произвольное внимание....
Дидактическая игра на развитие внимания "Найди близнецов"
Представлена Дидактическая игра "Найди близнецов" с целью развития внимания, памяти, мышления, у детей с ЗПР...
Психологическая природа развития близнецов и особенности их воспитания.
Один из самых загадочных вопросов – вопрос психологического развития близнецов.Исследования психологов показывают, что близнецы являются особыми детьми. Они повсюду держатся вместе, часто оба ребенка ...
"Ёлочки-близнецы!" мастер-класс в старшей группе.
«Ёлочки-близнецы» Мастер-классСкоро, скоро Новый год!Всем веселье он несёт,Мы все вместе постарались,Клеем чуть мы замарались,Вырезали, завивали,Всех друзей к себе позвали,Все друг-другу помогали,Маст...
Особенности развития, воспитания двойняшек и близнецов
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ДВОЙНЯШЕК И БЛИЗНЕЦОВ» Стоит только вообразить, что два ребенка родились в один и тот же день и что они являютс...
Консультация для родителей "Воспитание близнецов"
Воспитание близнецов нуждается в иной тактике по сравнению с той, к которой прибегают в семьях с несколькими разновозрастными детьми. Прежде всего потому, что развитие близнецов сопряжено с определенн...
Консультация для родителей: "Особенности развития, воспитания двойняшек и близнецов"
консультация для родителей детского сада...