Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. |
Мыши С. Маршака (мл. гр.) Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно. Ход игры Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей. -Вышли мыши как-то раз Посмотреть, который час. Малыши встают и идут осторожно и медленно. Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит: -Вдруг раздался страшный звон, игр Убежали мышки вон! Дети убегают на свои места. Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила. |
Бычок А.Барто (мл.гр.) Выбирается ребёнок на роль бычка. Ход игры Дети сидят. Ребёнок, выполняющий роль бычка, идёт по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение: -Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска качается, Сейчас я упаду!» Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена, помогите, пожалуйста, бычку, снимите его с доски». Дети подходят к бычку, берут за руки с двух сторон и приводят к ребятам. |
Мячик А. Барто (мл.гр.) Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Не утонит в речке мяч. Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение, девочка Таня изображает горе, жалость, отчаяние, показывает, как она хочет, но не может достать мяч (мяч лежит на полу в обруче-озере). Кто-нибудь из детей помогает Тане достать мячик (например, палочкой или сачком) |
Жили у бабуси два весёлых гуся сл.нар. (ср.гр.) Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один — в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо. |
Зайка А. Барто (мл.гр.) Воспитатель выбирает активного ребёнка чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т.д. Ход игры Дети сидят на стульчиках. Малыша, выполняющего роль зайчика, усаживают на стульчик лицом к остальным. Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение: «Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок» Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т.д. Воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика и пригасить его потанцевать. |
Котята Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака -Два маленьких котёнка поссорились в углу, Сердитая хозяйка взяла свою метлу, И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе, Два маленьких котёнка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца. Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь «Ну что, — она спросила. – не ссоритесь теперь?» Пошли они тихонько в свой угол на ночлег, Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном, А вьюга до рассвета шумела за окном.- Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью. |
Курочка-рябушечка сл.нар. (ср.гр.) Ход игры Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них. Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке: — Курочка-рябушечка, куда пошла? — На речку. — Курочка-рябушечка, зачем пошла? — За водичкой. — Курочка-рябушечка, зачем водичка? — Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат. Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки. |
Матросская шапка А. Барто (ср.гр.) Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке. Ход игры Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение: «Матросская шапка, верёвка в руке, Тяну я кораблик по быстрой реке. (Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях) И скачут лягушки за мной по пятам, И просят меня: «Прокати, капитан» (Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»). Затем на роль капитана выбираются другие дети. |
Дунюшка
Воспитатель читает детям потешку "Дунюшка", дети совместно с воспитателем заучивают её. «Дунюшка» Дунюшка, вставай, уже день занимается. Пусть занимается, у него до вечера много дел. Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. Пусть всходит, ему далеко бежать. Вставай, Дунюшка, уже каша готова. Матушка, да я уже за столом сижу! Ход игры. Дети распределяют роли и инсценируют потешку .(Действующие лица – мама и дочка): Мама: «Дунюшка, вставай, уже день занимается». Дочка: «Пусть занимается, у него до вечера много дел». Мама: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит. Дочка: Пусть всходит, ему далеко бежать. Мама: Вставай, Дунюшка, уже каша готова. Дочка: Матушка, да я уже за столом сижу! |
Идёт кисонька из кухни
Песенку «Идёт кисонька из кухни» (слова народные) нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её. «Идёт кисонька из кухни». Идёт кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. О чем, кисонька, ты плачешь? Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал… Ход игры: Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисаньки. На нем передничек, на шее бант. Кисанька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы. Дети читают стихи: Идёт кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. О чем, кисонька, ты плачешь? Киска: (останавливается и плача отвечает детям): Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал… Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть разными. |
Патаха с имбирем
Воспитатель читает потешку "Патаха с имбирем", дети заучивают потешку. "Патаха с имбирем" Патаху с имбирем Варил дядя Симеон, Тетушка Арина Кушала - хвалила! А дедушка Елизар Все пальчики облизал! Аленушка молода Калачей напекла, Калачи горячи - На окошко мечи, Прилетели грачи, Утащили калачи! Апчхи!!!!!! Вот тебе и калачи! Ход игры: (Действующие лица – Алёнушка, дядя Симеон, тетушка Арина, дедушка Елизар, грачи Петрушка): Дядя Симеон: «Патаху с имбирем, Варил дядя Симеон», Тётушка Арина: «Тётушка Арина, Кушала - хвалила!» Дедушка Елизар: «А дедушка Елизар, Все пальчики облизал!» Аленушка : «Аленушка молода, Калачей напекла, Калачи горячи - На окошко мечи» Грачи: «Прилетели грачи, Утащили калачи! Апчхи!!!!!! Вот тебе и калачи!» (все плачут) Петрушка: «Это что же за народ? Слезы горькие он льет?» Аленушка: « Да, противные грачи, утащили калачи.» Петрушка: «Можно жить без калачей, был бы чай погорячей!»
|
«Вреднуля, Жаднуля и Пачкуля» («Полезные советы» Г. Остер)
Педагог читает детям отрывок из «Полезных советов» Г.Остера , затем дети заучивают его: Если вас зовут за столик, Гордо прячьтесь под диван, И лежите там тихонько, Чтоб не сразу вас нашли. А когда из-под дивана Будут за ноги тащить, Вырывайтесь и кусайтесь, Не сдавайтесь без борьбы. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье - Трудно будет вынимать. Ход игры: Педагог: Ребята давайте разыграем смешные истории , дети вместе с педагогом распределяют роли Вреднули, Жаднули и Пачкули . Вреднуля: Если руки за обедом Вы испачкали салатом, И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны. Жаднуля: Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Если вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье - Трудно будет вынимать. Пачкуля: Если руки за обедом Вы испачкали салатом, И стесняетесь о скатерть Пальцы вытереть свои, Опустите незаметно Их под стол, и там спокойно Вытирайте ваши руки Об соседские штаны. |
Три товарища" А.Осеевой
Педагог читает детям рассказ А.Осеевой «Три товарища»: Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! Ход игры: Педагог предлагает инсценировать его, распределить роли. Педагог: «Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке». Коля: «Почему ты не ешь?» Витя: « Завтрак потерял..». Коля: «Плохо. До обеда далеко ещё! («откусывает» большой кусок белого хлеба) Миша: « А ты где его потерял?» Витя: « Не знаю…» ( Витя говорит тихо и отворачивается). Миша: « Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть» Педагог: «А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: Володя: « Бери, ешь!» Педагог: «Ребята, как вы думаете, кто из мальчиков оказался настоящим товарищем и почему?» Ответы детей |
Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер)
Прочитать детям сказку «Хорошо спрятанная котлета» (Г. Остер): Щенок пришёл к котёнку на чердак и принёс котлету. — Посмотри, чтоб никто не утащил мою котлету, — попросил щенок. — Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её. — Ладно, — согласился котёнок Гав. Котёнок остался сторожить котлету. На всякий случай, он накрыл котлету коробкой из-под торта. И тут прилетела муха. Пришлось её прогнать. Кот, который отдыхал на крыше, вдруг почуял очень знакомый и вкусный запах. — Так вот откуда пахнет котлетами... — сказал кот и просунул в щель когтистую лапу. «Ой! — подумал котёнок Гав. — Котлету надо спасать...» — Где моя котлета? — спросил щенок. — Я её спрятал! — сказал котёнок Гав. — А её никто не найдёт? — Не волнуйся! — уверенно сказал Гав. — Я её очень хорошо спрятал. Я её съел. Ход игры: Дети совместно с воспитателем выбирают детей на роли щенка и котёнка и инсценируют сказку: Воспитатель:( зовёт щенка, причмокивая губами.) На! На! Выбегает Щенок. Щенок (ритмично открывая рот). Гав-тяв, тяв-тяв-тяв! (Убегает, приплясывая) Воспитатель: (Зовёт Котенка). Кис! Кис! Выбегает Котенок. Котенок (умывается лапкой, оглядывается вокруг). Мяу! Мяу! (Уходит.) Выбегает Щенок, в зубах у него котлета. Воспитатель: Щенок принес котлету на чердак, положил ее в уголок. Щенок кладёт котлету слева. Щенок (пугливо озираясь). Гав! Воспитатель: Позвал он котенка. Медленно и лениво потягиваясь, выходит Котенок. Щенок (повернувшись к котенку). Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету, а я немножко поиграю во дворе, а потом ее съем. Котенок (внимательно слушает, кивает). Хорошо! Щенок убегает . Котенок подкрадывается к котлете, хватает ее лапками. Котенок. Мя-у! Мяу-мяу! (Радостно убегает ) Воспитатель: Щенок играл во дворе. Выбегает Щенок. Щенок. Ав-ав! Ав-ав-ав! Выходит Котенок. Котенок (сыто, довольно похлопывает себя лапкой по животу). Мя-у! Щенок. Гав! Воспитатель: Заволновался Щенок. Щенок. Почему ты оставил мою котлету без присмотра? Котенок. Я ее спрятал! Щенок. А вдруг ее кто-нибудь найдет? Котенок (успокаивающе махнув лапкой). Не волнуйся. Воспитатель: Уверенно сказал Котенок. Котенок. Я ее очень хорошо спрятал! (Похлопывает себя по животу.) Я ее… (широко открывает и закрывает рот) съел. (Поглаживает себя по животу.) Щенок поворачивается к Котенку, секунду остолбенело стоит с широко открытым ртом, потом бросается с лаем на Котенка. Котенок сердито фыркает, шипит и убегает, закрыв лапками голову. Щенок опускает голову и, жалобно повизгивая, уходит . Возможен и другой вариант этой инсценировки — на двух исполнителей (без слов воспитателя). Первый вариант труднее для детей тем, что им чаще приходится вступать в речь, постоянно переключать внимание с одного действующего лица на другое. Второй вариант легче, так как сокращается количество участников и оба исполнителя говорят непосредственно друг за другом. Зато равномернее и больше речевая нагрузка на каждого. Для образца предлагаем начало инсценировки. Выбегает Щенок., Кланяется. Появляется Котенок. Кланяется. Щенок и Котенок разбегаются и убегают в разные стороны Щенок ( держит котлету в лапках, озирается , кладет, прижимает лапкой, как бы закапывает и тихо говорит Котенку ,выбегает Котенок, смотрит на Щенка): Гав! Посмотри, пожалуйста, чтобы никто не утащил мою котлету. И т. д. |
«Жадина»(Э.Мошковская)
Воспитатель читает стихотворение Э.Мошковской «Жадина», дети заучивают стихотворение «Жадина» Пёс шагал по переулку, Он жевал большую булку. Подошел Щеночек, попросил кусочек. Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал - не дал. Подошла Кошка-мяушка, попросила Кошка мякушка. Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Прискакала Лягушка, Пошептала на ушко, Попросила Лягушка горбушку. Сел Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Подошла Курочка, Попросила Курочка корочку. Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Подошла Уточка, Постояла минуточку, Попросила Уточка чуточку, Только попробовать! Сел Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал и сказал: - Я бы дал! У меня самого Больше нету ничего! Ход игры: Воспитатель предлагает инсценировать стихотворение Э.Мошковской «Жадина» Воспитатель: Пёс шагал по переулку, Он жевал большую булку. Щеночек: Подошел Щеночек, попросил кусочек. Пёс : Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал - не дал. Кошка-мяушка: Подошла Кошка-мяушка, попросила Кошка мякушка. Пёс: Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Лягушка: Прискакала Лягушка, Пошептала на ушко, Попросила Лягушка горбушку. Пёс: Сел Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Курочка: Подошла Курочка, Попросила Курочка корочку. Пёс: Встал Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал – не дал. Уточка Подошла Уточка, Постояла минуточку, Попросила Уточка чуточку, Только попробовать! Пёс: Сел Пёс, стал гадать: дать или не дать? Погадал – погадал, пожевал – пожевал и сказал: - Я бы дал! У меня самого Больше нету ничего |
«Друзья» (Е.Стеквашова)
Педагог читает детям стихотворение Е.Стеквашовой «Друзья», дети совместно с педагогом заучивают его: Друзья. Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. А закончились конфеты И друзей в помине нету. За конфету каждый друг. Так и рвет ее из рук. Ну зачем мне дружба эта? Я и сам люблю конфеты. Ход игры: Педагог: давайте выберем мальчика, который будет играть главного героя, остальные будут ему помогать в инсценировке. Выходит мальчик , прижимая к груди конфеты, «ест» конфеты. К нему подходит группа детей Мальчик с конфетами: Как начну конфеты есть, Мальчик с конфетами показывает на окруживших его детей Мальчик с конфетами: У меня друзей не счесть. Мальчик с конфетами кладёт конфеты позади себя Мальчик с конфетами: А закончились конфеты И друзей в помине нету. Мальчик с конфетами: «Друзья» разбегаются Мальчик с конфетами: За конфету каждый друг. (подбирает конфеты) Мальчик с конфетами: Так и рвет ее из рук. «Друзья» стараются вырвать конфеты из рук Мальчик с конфетами: Ну зачем мне дружба эта? (машет рукой) Мальчик с конфетами: Я и сам люблю конфеты.(прижимает конфеты к груди) Педагог: Как вы думаете почему герой стихотворения не хочет отдавать конфеты «друзьям» |