Сообщение "Логико-математические игры в ДОУ."
учебно-методический материал
Обучение математике маленьких детей немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений.
Игры можно разделить на 4 вида: игры с цифрами и числами, игры с геометрическими фигурами, игры по разделу величина, игры на логику.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам.
Дети учатся, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
log-mat_igry.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
Обучение математике маленьких детей немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений.
Игры можно разделить на 4 вида: игры с цифрами и числами, игры с геометрическими фигурами, игры по разделу величина, игры на логику.
Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам.
Дети учатся, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки гроша не стоит».
В воспитательно - образовательном процессе детского сада занимательный дидактический материал используется как на занятиях, так и вне их для организации самостоятельной детской деятельности. Место этим играм в структуре занятия по ФЭМП определяется возрастом детей, целью, значением и содержанием занятия. Логико – математические игры могут проводится как в начале и в середине занятия, так и в конце его с целью закрепления ранее изученного. Их использование на занятиях формирует важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В каждой группе, начиная со средней, детского сада воспитатели оборудуют математический уголок для самостоятельной деятельности детей.
С целью развития мышления детей используют различные игры: головоломки, дидактические игры и упражнения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество. Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
Какая из фигур здесь лишняя и почему?
Какое число надо поставить в пустую клетку?
Игра – «Четвертый лишний».
«Выбор девятого недостающего».
«Угадай по описанию».
Найди пару
«Колумбово яйцо»,
«Танграм», Счетные палочки:
«Цветные кубики»,
«Волшебный круг»,
«Кубики для всех» и др.
Занимательные игры "Колумбово яйцо" и Волшебный круг" являются средством закрепления, уточнения знаний о геометрических фигурах, развивают мышление и воображение, а также восприятие, одним словом развивают ребёнка.
Из многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Палочки используются как счетный материал и позволяют формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения.
Пентамино
Игра «Пентамино» была придумана в 50-х годах ХХ в. американским математиком. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти одинаковых квадратов, причем квадраты соседствуют только сторонами.
В утреннее и вечернее время используются настольно – печатные игры, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы.
Настольная игра Степ мои первые цифры
Задача ребенка - соединить все карточки попарно, согласно правилам: к каждой карточке с цифрой нужно подобрать карточку с избражением соответствующего количества предметов. Игра помогает запомнить цифры и обучает порядковому счету.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Имеют много развивающих и обучающих задач.
Дают возможность формировать комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным;
Математические представления, такие как число и его состав, величина, порядок, операции над числами и д. р., ребенок получает играя;
Палочки учат ориентироваться как в двухмерном, так и втрехмерном пространствах;
Получают знания в результате исследования;
Дают возможность, детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться;
Игры: «Змейка», «У кого больше», «Разноцветные вагончики», «Столбики», «Цифры 1 и 2» и т. д.
Игры: «Слоненок», «Море волнуется», «Печенье», «Изменение конструкции дома», и т. д.
Блоки Дьенеша
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начала школьного возраста.
Здесь идёт ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; абстрагировать, кодировать и декодировать информацию, освоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
Здесь можно поиграть в игру «Угадай-ка».
Цель её – развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета.
«Где, чей гараж? (построй дом)»
Цель. Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.
«Построение логических дорожек по схемам».
Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Более сложные игры.
«Архитекторы (детская площадка)»
Игра на развитие памяти "запомни где кто живет"
«Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель. Развитие логического мышления, умения рассуждать.
Игры Воскобовича.
Развивающая игра Геоконт знакомит детей с геометрическими понятиями, учить логически мыслить, развивают мелкую моторику рук помогает изучать цвета, величины и формы. Ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходство и различия между рисунками.
«Игровизор» - это интеллектуальный тренажёр. Развивает
- мелкую моторику рук.
В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. сенсорные и творческие способности; внимание, память, операции логического мышления, воображение, сообразительность;
«Игровизор» можно использовать с младшей группы детского сада и до подготовительной к школе группе, а также в школе.
- Очень важный плюс в вариативности игр, т. е. один лист-задание можно использовать по разным направлениям.
- Возможность самоконтроля (возможность проверить себя и легко исправить ошибку).
Игры Никитиных.
К играм Никитиных относятся игры: сложи узор, уникуб , кубики для всех, кирпичики, дроби, сложи квадрат, внимание, таблица сотни, таблица пифагора, часы, термометр, точечки, узелки, конструктор.
Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.
Игры Монтессори
Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи. Вся Монтессори-среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится прежде всего играя с предметами. Игры Монтессори - это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Вот несколько игр:
Обучающая игра «Шнуровка»
Цель игры: развитие мелкой моторики ребенка, развития глазомера, развитие навыка работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, подготовка к шитью реальной иглой. Обучающая Игра «Косы»
Цель игры: тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
«Подбираем крышечку».
Цель: Развивает внимание, координацию, мышление и мелкую моторику рук.
«Прищепки»
Цель: Развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности.
«Найди на ощупь»
Цель: Развивает внимание, усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.
«Чьи семена»
Цель: Учить детей сравнивать различные семена, и находить к какому растению они принадлежат.
«Ключи – замочки»
Цель: Развивать внимание, координацию, мышление, логику и моторику рук. Учить соотносить внешний контур ключа с внутренним контуром замка.
«Разбитый кувшин»
Цель: Учить находить и называть различные виды бумаги. Развивать мелкую моторику. Закреплять знания геометрических фигур.
«Одним словом назови и запомни»
Цель: учить классифицировать предметы по заданным признакам.
Словесные и с использованием пособий
«Назови скорей»
Цель. Научить детей ,передавая мяч, называть последующее число на увеличение (уменьшение).
«Что, где?»
Цель. Научить детей ориентироваться в пространстве.
«Покажи столько же»
Цель. Закрепить умение детей соотносить количество с цифрой.
«Не ошибись»
Цель: закрепить умение детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение.)
«Кто больше назовет?»
Цель. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Находить их в ближайшем окружении.
«Кто знает – пусть дальше считает»
Цель. Научить детей по сигналу (передачи мяча) называть последующее число на увеличение (уменьшение).
«Кто больше запомнит?»
Цель. Развивать внимание детей по запоминанию геометрических фигур.
«Помоги зайчонку»
Цель. Закрепить умение соотносить предмет с цифрой.
«Посчитай и ответь»
Цель. Закрепить умение находить в окружающем пространстве однородные предметы, соотносить их количество с цифрой.
«Отзовись»
Цель. Закрепить умение по звуковому сигналу определять цифру, находить ее изображение на карточке с предметом.
Задачки-шутки.
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной или пространственной, подмечены простейшие математические отношения:
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
Они развивают умение рассуждать, сравнивать предметы по степени выраженности того или иного качества, устанавливать причинно-следственные связи; упражнять в нахождении противоречий в свойствах предмета или явления; учить пользоваться только суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.
Варианты заданий.
1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)
2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
3. Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)
4. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой по 4 яблока. Сколько всего яблок? (на березах яблоки не растут).
5. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
6. Дети собирали шишки. У мальчиков были ведерки большие, красные, без дна, а у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?
7. Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)
8. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
9. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
10. Четыре братца под одной крышей живут (стол)
11. Что едят крокодилы на Северном полюсе?
12. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша, собака Шарик. Сколько детей у мамы?
Для стимулирования коллективных игр и творческой деятельности дошкольников необходимо использовать магнитные доски, фланелеграфа с наборами фигур, счетных палочек, альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составления фигур.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...