КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Коллаж как один из методов развития творческих возможностей детей дошкольного возраста.
консультация
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Коллаж как один из методов развития
творческих возможностей детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Воспитатель Пальчикова Н.Э.
Продуктивные виды деятельности дошкольников включают изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.
Для художественно-практической деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное-
композиции. Замысел художественно-практической деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б. Эльконин).
Развитие художественно-практической деятельности как особого вида
художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые, выразительные предметы на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают: орнаментом сарафан матрешки, цветочками — фартук зайчихи и т. д. Элементарная игрушка приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. дети переживают эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.
А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач.
Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать, планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным возможностям.
Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски, пластилин, бумага- белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще
теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов, легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные образы.
В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и аппликации).
По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Коллаж - это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани, ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную композицию.
Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.
То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.
Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и коллективных работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения, а также дают возможность выявить конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на выразительность поделки.
Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций способствует формированию условий для полноценного развития художественно-творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с разными материалами наиболее эффективными приемами являются:
- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;
- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;
- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через упражнение;
- поощрение самостоятельности и активности детей;
- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;
-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению выбранной композиции.
Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки представляют большой интерес для детей.
При создании композиций обратите внимание на следующие правила.
1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую композицию, сделанную ребенком дома.
2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами (кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой, шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом, подставкой для кисточки).
3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.
4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.
5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению сравнивать свое изделие с предложенным образцом, развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.
6. В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые, двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы «конструктивности».
7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Коллаж как один из методов развития
творческих возможностей детей дошкольного возраста.
Подготовила:
Воспитатель Пальчикова Н.Э.
Продуктивные виды деятельности дошкольников включают изобразительную и конструктивную. Они, как игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объёмном изображении.
Для художественно-практической деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное-
композиции. Замысел художественно-практической деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольников складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д.Б. Эльконин).
Развитие художественно-практической деятельности как особого вида
художественного творчества шло от создания элементов украшений на предметах одежды, быта до воплощения в самостоятельных произведениях искусства авторского замысла, его проработки и совершенствования в различных техниках. Необходимо отметить, что дети создают не просто полезные, но и красивые, выразительные предметы на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. даже самую простую поделку из бумаги дети решают: орнаментом сарафан матрешки, цветочками — фартук зайчихи и т. д. Элементарная игрушка приобретает выразительность, оригинальность, что характерно для художественного изделия. дети переживают эстетическое удовольствие от результатов собственной деятельности и становятся более чувствительными к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками людей.
А. В. Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач.
Коллаж — один из самых интересных для детей дошкольного и младшего школьного возраста вид художественного труда. Коллаж глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Коллаж —- это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность, он имеет большое значение для всестороннего воспитания дошкольников. Коллаж — самый декоративный вид детского художественного творчества и наиболее доступный по используемым материалам. Данный метод «шаг за шагом» научит детей обдумать, планировать и творчески воплощать свои замыслы, ориентируясь на опорные схемы как на художественную «канву». При этом прямое заимствование не наблюдается: дети творят самостоятельно и оригинально, по своим актуальным возможностям.
Коллаж - вид изобразительного искусства, богатый не только способами создания образа, но и разнообразием художественных материалов. Краски, пластилин, бумага- белая и цветная, гладко-окрашенная и фактурная, мягкая и грубая, а еще
теплые лоскуты ткани и меха, красивые листья деревьев и лепестки цветов, легчайший пух и вата, «золотая» соломка и опилки. Каждый материал имеет уникальную специфику, что позволяет создавать неповторимые художественные образы.
В процессе изготовления коллажа вырабатываются умения управлять инструментами ( кистью, ножницами, стекой), конечно если ребенка учат правильно держать их и работать ими. В работе с инструментами развиваются разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаз, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисунка, легче выучиваются писать: именно поэтому педагоги, разрабатывающие методику обучения письму в школе, включают в упражнения, готовящие руку к письму задания по рисованию и по аппликации. Более всего развитию умений руки ребенка способствуют работы, где дети создаю изображение не по частям, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, пластилинографии и аппликации).
По мере того как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука становится более умелой, движения более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме). Опыт человека, в отличие от опыта животных, фиксируется в структурах мозга с первого раза. Мозг словно фотографирует поведение человека в той или иной ситуации так с детства формируются привычки. В. И. Бехтерев предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе закрепится неправильный навык, могут угаснуть потенциальные способности. Именно эти уже подтвержденные научные факты позволяют рассмотреть кисть руки как «орган речи» — наряду с артикуляционнным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Коллаж - это техника искусства, состоящая в нанесении и наклеивании на основу фрагментов разнородных материалов краски, пластилина, бумаги, ткани, ракушек, бусинок, ниточек. Эти материалы могут включаться в живописную композицию.
Использование различных материалов для изготовления композиций - коллажей ребенком-дошкольником, в доступной для него форме, будет способствовать развитию у него осознания самооценки своей работы, повышению общей самооценки ребенка, творческого воображения, зрительно-двигательной координации, а также развитию познавательных и творческих способностей.
То есть действует следующий принцип: конструировать можно из всего, из чего вообще можно конструировать, лишь бы это конструирование носило изначально творческий характер. Это одновременно создает дополнительные условия для проявления и развития новаторских инициатив самого педагога.
Ценность использования различных материалов в изготовлении коллажей и коллективных работ заключается в том! что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения, а также дают возможность выявить конструктивные особенности материалов, виляние формы, цвета, размера на выразительность поделки.
Разумное сочетание коллективных и индивидуальных композиций способствует формированию условий для полноценного развития художественно-творческой детальности у детей. Для развития детского творчества в работе с разными материалами наиболее эффективными приемами являются:
- детское экспериментирование с материалами перед началом обучения;
- создание благоприятной атмосферы на занятии через показ новых способов преобразования бумаги, ткани, и природного и нетрадиционного материалов;
- обучение техническим навыкам и навыкам обработки материалов через упражнение;
- поощрение самостоятельности и активности детей;
- доброжелательная, но объективная оценка детских работ;
-помощь в соблюдении предложенных технологических этапов по изготовлению выбранной композиции.
Создавать оригинальные композиции и находить интересные материалы для их изготовления — это не обязательно дорого или сложно. Взрослые часто обнаруживают, что вещи повседневного обихода и сделанные из них игрушки представляют большой интерес для детей.
При создании композиций обратите внимание на следующие правила.
1. Все материалы, которые вы используете для изготовления коллажей, должны быть нетоксичными и совершенно безопасными. Внимательно проверяйте материал и читайте все этикетки. Проверяйте на безопасность каждую композицию, сделанную ребенком дома.
2. Соблюдайте технику безопасности в работе с ручными инструментами (кисточкой, стекой, карандашом, линейкой, ножницами, кисточкой для клея, иглой, шилом) и приспособлениями (наперстком, тряпочкой, подкладным листом, подставкой для кисточки).
3. Убедитесь, что материалы вызывают у детей желание действовать и/ или взаимодействовать, а не просто пассивно наблюдать.
4. Создавайте много различных композиций и коллажей, которые могут заинтересовать детей. Избегайте шаблонного творчества, где композиции коллажей будут похожими. Вместо этого предоставляйте детям свободу выбора способа и времени для развития творческих способностей. Создание новых композиций коллажей помогут привнести новое в работу воспитателей ДОУ.
5. Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля — умению сравнивать свое изделие с предложенным образцом, развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творчества.
6. В работах по изготовлению коллажей систематически включайте игровые, двигательные и музыкальные моменты не в качестве пауз для релаксации, а в качестве особой формы работы. Подводите детей к осмыслению того, что процесс построения движения или порождения звука содержит в себе известные элементы «конструктивности».
7. Обязательно делайте выставки детских работ, где дети и родители могут их увидеть. Оставляйте образцы работ, чтобы потом сделать детские портфолио.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/29/picture-63695.jpg)
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ
У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-163394-1357276507.jpg)
Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)
Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123381-1350048704.jpg)
Консультация "ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ"
1. Что такое импровизация2. Воображение как необходимый элемент импровизации3. Импровизация в игре и танце...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/24/picture-663965-1445697986.jpg)
Танец как один из способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Значение танцевальной деятельности в эстетическом развитии ребйнка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-605793-1425989882.jpg)
Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографией.
Импровизацию в хореографии, можно назвать "танцем в нпстоящем"....
Мастер-класс «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционные техник лепки для развития творческих возможностей детей дошкольного возраста» организован с целью повышение уровня...