Статья. Педагогические технологии речевого развития дошкольника.
статья

Применение инновационных технологий речевого развития дошкольников в работе педагогов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tehnologii_rechevogo_razvitiya_doshkolnika.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогические технологии речевого развития дошкольников»

Смирнова Н.Э., старший воспитатель

ГБОУ начальной школы-детского сада № 662

 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Говорить умеют все, но говорить правильно умеют не многие. Разговаривая, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Целевые ориентиры речевого развития детей: Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания. Может построить речевое высказывание в ситуации общения. Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности. Способен договариваться, учитывая интересы других. Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Знаком с произведениями детской литературы

Скажите, пожалуйста:

  •  Когда ребенку не интересно учиться?    
  •  Когда педагогу не интересно учить?            
  •  Когда родители недовольны результатами обучения своего ребенка?  
  •  Как повысить эффективность образовательного процесса?

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников, применение современных педагогических технологий.

Что такое технология? Технология (греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, закон) - это наука о мастерстве 

Педагогическая технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Технологии развития речи традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, рассматривание и описание  картин). Структуру и методику проведения занятий  по развитию речи мы помним и используем.

Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.(Моделирование. Мнемотехника. Синквейн. ИКТ. Игровые. Логоритмика. Кластер. ТРИЗ. Портфолио. Конструкторы ЛЕГО). 

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми.

Моделирование (метод опорного моделирования) – использование моделей, опорных картинок, схем, карточек-символов, мнемотаблиц,  мнемосхем на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, помогает ребёнку строить связное высказывание.

Моделировании сказочных сюжетов. Подводим ребенка к пониманию того, что не только знакомых сказочных персонажей можно схематически представить в виде геометрических фигур, схем, моделей, но и можно составить совершенно новую сказку с новым сюжетом, персонажами и т. п. Рассказывая сказку, воспитатель может сопровождать ее условными картинками-символами.

Графическая схема предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер». Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Палочки-выручалочки для «ленивого» зрительного восприятия

1. План рассказа

                

                

                

Начало               середина              конец

2. План – символ

http://50ds.ru/img/_3MO0ZCP3B.gif

3. Фигурка – человечек  http://50ds.ru/img/_3MO0ZCP5B.gif«Движущийся» человечек, вырезанный из бумаги, перемещается на тот объект картины, который рассматривают

Мнемотехника. Данная технология включает различные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти. Особенности технологии: применение не только изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, при обучении монологической речи. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание; «кодируется» подходящей по смыслу картинкой таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам. Но наиболее ценно с позиции ФГОС ДО создание ребенком своих мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц (крокирование).

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Например, вначале для  обозначения диких животных используется картинка елка, обозначения домашних – дом. Позже усложняем -  изображаем  предмет  в графическом виде  (значком, силуэтом, в контуре).

Задание. Составить мнемотаблицу.

Игровые технологии– один из лучших способов развития речи и мышления детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Пальчиковые игры в воде, в сухом бассейне.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения и слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Прием «микрофон» – это также разновидность группового обсуждения определенной проблемы, что дает возможность каждому ребенку высказаться. Можно использовать при проведении  дидактических игр «Закончи предложение», «Цепочка», «Комплименты», «Поздравления» и другие.

Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу игрушечный или воображаемый микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему – предложенные к рассмотрению вопросы или проблемы. Например: «Как лучше путешествовать?»

Соблюдаем правила: говорить только тогда, когда получаешь микрофон; говорить быстро и кратко; не оценивать высказывания товарищей.

Метод решения проблем или «дерево решений». Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни). Например: «Что нужно цветочку для счастья?»

Затем рассматриваем схему – «дерево решений», в которой ствол «дерева» - обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать.  Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и презентует его.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите. Первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Хочу уменьшить зиму, увеличить лето.Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники по очереди достают из коробки картинки сказочных героев, придумывают сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его.

«Окошки»  Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. 1 вариант. Одно окошко (любой формы). 2 вариант. Число окошек по количеству объектов.  Ход игры.- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?

«Волшебная труба».  Картина и бумага, свернутая в трубу.
Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Или предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.

«Кто больше назовет?»  Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне. Назови, кого ты видишь на картине.  По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета, пространственного расположения, принадлежности и т.п.

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма. Эффективный метод развития образной речи.  Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас;  активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу.

Синквейн – это стихотворение без рифмы из пяти строк, это  не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно слово, обычно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два слова прилагательных, описывающие  и выражающих главную мысль.

3 строка – три слова глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, несущая определенный смысл.

5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы, заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Например. Речь. Чистая, правильная. Учим, повторяем, закрепляем. Мы многое узнали о развитии речи. Здорово!!!

Задание. Составить синквейн на любую тему.

Информационно-коммуникационные технологии.

В обучении рассказу по картинкам:

  1. На экране 3 картинки (1 начало , 2 середина, 3-конец). Дети смотрят на экран и описывают,  составляют рассказ.
  2. Предлагается 1 картинка. Что было до этого? Что может быть после? После всех версий на экране появляются все картинки. Составляется рассказ.
  3. На экране все картинки одновременно расставлены не по сюжету (перепутаны). Дети отмечают несоответствие, располагают по порядку, затем составляется рассказ.

Кластер - это способ графической организации материала по лексической теме.

Метод кластеров универсален – помогает работать  с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить в виде схемы, таблицы.

Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Так как не все дети умеют читать, то целесообразно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.

Задание. Составить кластер на любую тему.

Технологии исследовательской деятельности.

Формы работы:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование;
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; дидактические словесные игры.

ТРИЗ. В современном мире очень модно быть креативным.  ФГОС ДО:  готовим детей к адаптации в социуме. Ребенок должен находить выход из любой ситуации, и в этом ему поможет методика ТРИЗ. Для развития речи детей очень важно развивать мышление. Целью таких занятий является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Мозговой штурм или коллективное решение проблем. Педагог ставит перед группой проблему, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, предлагая новые идеи или развивая предложенные, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо - плохо».

 Морфологический анализ. Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

Приём «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание) Например «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

Поэтажное конструирование - составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира.

Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками:

1) Кто ты?

2) Где живѐшь?

3) Из каких частей состоишь?

4) Какого размера?

5) Какого цвета?

6) Какой формы?

7) Какой на ощупь?

8) Чем питаешься?

9) Какую пользу приносишь?

В заключение хочется сказать, что готовность  педагога меняться самому и менять ситуацию  – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (планирование)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

2. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (речевые игры)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

3. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (наглядные пособия)

Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников разработана с целью обновления содеражания педагогической деятельности по образовательной области...

5. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (оценочные средства)

В данном разделе предтавлены оценочные средства в виде мультимедийных презентаций, которые можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и для проведения педагогического обследован...

4. Система педагогической работы с применением эффективных технологий речевого развития дошкольников (конспекты)

В данном разделе представлены конспекты непосредственно образовательной деятельности, которые составлены в качестве методического обеспечения системы педагогической работы с применением эффективных те...

Памятка для воспитателей к использованию в педагогической деятельности «Современные технологии речевого развития дошкольников»

В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возрас...

Педагогическая технология "Речевое развитие дошкольников"

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способно...