Проект "Лук – зелёный друг"
проект
Предварительный просмотр:
Детский исследовательский проект
на тему «Лук – зелёный друг»
\
Авторы: воспитанники средней группы №7,воспитатель Новикова Галина Михайловна, родители
Идея Проекта возникла после создания лепбука «О здоровье для больших и маленьких». Собирая материал в рубрику: «Вредные и полезные продукты» возник вопрос: Можно ли вырастить самим что то полезное? Остановились на луке. Ис же-лания выросла
Проблема:
Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком?
Исследование полезных свойств лука.
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях; заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи:
закрепление представления об особенностях внешнего вида, строения луковицы («донце», корни, верхушка);
формирование представления об основных условиях, которые необходимы для роста лука (вода, земля, свет, тепло);
выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с луковицей во время их роста в различных условиях;
вызвать желание детей самим посадить лук и отобразить это в календаре наблюдений;
развитие трудовых навыков детей, умение ставить цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;
привлечь к проектной работе родителей.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, родители.
Объект исследования: репчатый лук.
Продолжительность проекта: 3 недели.
Место проведения: группа детского сада.
Проблема проекта:
- Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике?
- Чем может быть полезен лук?
- Что можно делать с луком?
Проектная идея: объединить детей, родителей в совместной деятельности выращивания зелёного лука.
Актуальность: В 4-5лет дети знают растения, животных, которые обитает рядом с ними. Умение вырастить на своём земельном участке овощи, вселяет в них чувство гордости и победы, а самое важное – это хороший способ употребить в пищу собственные экологически чистые продукты. Дети ежегодно видят, как родители сажают лук, используют в различных целях, но ни разу не задумывались: как растёт лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен?
Предполагаемые результаты:
-дети должны получить представления как сажают лук;
-знать, как ухаживать за луком;
- знать пользу лука;
- знать где и в каких целях можно использовать лук.
Материалы:
- луковицы;
- контейнеры для посадки лука;
- таз с землёй;
- лейка с водой;
- ведёрки;
- фартуки с нарукавниками;
- дневники наблюдений, клеёнка.
Содержание и реализация проекта
- исследование репчатого лука;
- беседы: «Для чего нужен огород на подоконнике?
«Почему лук полезный».
- дидактические игры: «Вершки-корешки», «Овощи и фрукты»;
- чтение сказки: «Лук – зелёный друг»;
- загадки, поговорки, пословицы про лук и про овощи;
- выставка детских рисунков: «Лучок на грядке»;
- Народные поговорки и пословицы
Лук – от семи недуг
Лук да баня всё правят
Лук во щах – и голод прощай
- Загадки
Никого не огорчает, а всех плакать заставляет (лук)
Золотистый и полезный, витаминный хотя и резкий, горький вкус имеет он (лук)
Луковица золотая, круглая да литая, есть у неё один секрет – нас она спасёт от бед, может вылечить недуг, вкусный и душистый …(лук)
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Лук – лекарственное растение»
«Грипп – лечение и профилактика»
«Бронхит – лечение луком»
Рецепты салатов от родителей.
- Предложить родителям принести для проведения проекта садовую землю, луковицы для посадки
- Поделки из репчатого лук.
Рецепты от родителей
«Зелёный лук со сметаной и яйцом»
лук зелёный – 1 пучок;
укроп – 1 пучок;
яйца варёные – 1-2 шт;
сметана 2-3 ложки;
зелёный салат 4-5 листиков.
Подготовленный зелёный лук и укроп моем, затем нарезаем. В салатницу вык-ладываем лук с укропом, затем поливаем сметаной. Оформить дольками яиц, сваренных вкрутую.Соль добавить по вкусу.
Семья Фадеечевых.
«Салат из зелёного лука с творогом и укропом»
творог – 200 гр;
лук зелёный – 50 гр;
укроп резаный - 2 ст ложки;
сметана – ½ стакана;
зелёный салат – 4 листика, соль по вкусу.
Протёртый нежирный творог, смешиваем со сметаной и зелёнью, подсаливаем.Перед подачей, в салатницу положить листья зелёного салата, на них горкойтворог, смешанный с зеленью и луком и сверху полить сметаной.
Семья Оноприенковых.
Ход выполнения
Воспитатель: Ребята, подойдите все к столу и встаньте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы (открываю салфетку с коробкой, в которой лежит лук)
- Что это?
Дети: Лук.
Воспитатель: Верно, это лук. Но посмотрите, ребята, он не только разный по величине, но и разный по окраске, у одних луковиц чешуя – золотая, у других фиолетовая. В одном они одинаковые твёрдые на ощупь (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)
Ребята, лук очень полезен.
Он защитник от всех болезней, является лекарством.
У лука есть особые вещества– фитонциды, убивающие многие виды микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех болезней вредных микробов в полости рта. Лук улучшает аппетит, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Давайте с вами рассмотрим луковицу (есть верхушка с хвостиком, «донце»). Существует много видов лука (лук - батун, шнитт – лук, лук – порей)
В ходе беседы с детьми выяснилось, что не все знают, что лук полезен, его надо есть, чтобы не болеть. А как его надо выращивать практически никто не знал.
Воспитатель: Ещё я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице в группу, то услышала чьи-то голоса. Сначала я подумала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что спорят луковицы в коробке.
Золотистые луковицы кричали: - «Мы самые лучшие, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше витаминов, растём мы быстро и даём много зелёных перьев».Фиолетовые не отставали: «А мы самые красивые и полезные, и ещё никто не жаловался на вкус нашего пера зелёного, и растём мы тоже очень быстро!»Вдруг луковицы притихли, поняли, что я за ними наблюдаю. Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какая же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в настоящих учёных и провести эксперимент по выращиванию лука в различных условиях. Вы будете выращивать лук в темноте, в холоде, тепле и в обычных условиях на подоконнике. Одни ребята будут выращивать лук в воде, другие в земле. Дети делятся на команды самостоятельно. Внутри команд дети решают, кто из них будет выращивать лук в земле, а кто в воде. Затем они с помощью ножниц обрезают верх луковиц для того, чтобы быстрее появились ростки.
Обсуждаем процесс посадки. Во время обсуждения воспитатель акцентирует внимание на то, какой глубины сделать лунку.
Эксперимент № 1
«Где быстрее вырастут перья лука во влажной или сухой земле?»
Сажаем лук с мокрую и сухой землю, не забываем зарисовать.
Вывод: Лук не растёт в сухой земле. Его обязательно нужно поливать.
Эксперимент № 2
«Золотистый и фиолетовый лук»
Какой же из них даёт первые ростки?
Прошла неделя--у золотистых и фиолетовых луковиц появились ростки зелёных перьев.
Вывод: независимо от цвета лука и размера появляются ростки и у золотистых и фиолетовых луковиц, и на вкус луковые перья одинаковые.
Эксперимент № 3
«Вырастит ли лук в темноте?»
Посадили лук в землю в тёмное место, поливали. Прошла неделя, но ростков не было. Ровно через неделю появились слабые, жёлтого цвета ростки.
Вывод: отсутствие одного компонента(свет) влияет на рост лука, он растёт намного медленнее.
Эксперимент № 4
«Выращивание лука в воде»
Для роста растения есть свет, тепло, вода. Луковицы выпустили огромное количество корней, но зелёные ростки появились через две недели.
Вывод: Лук в воде прорастёт намного медленнее, чем в земле.
Эксперимент № 5
«Выращивание лука в обычных условиях»
Посадили лук в тепло, в прогретую землю,в светлое место, регулярно поливали Выросли красивые, длинные,сочные, зелёные перья.
.Вывод: Растению для хорошего роста необходимы: свет, тепло, вода. Лук быстрее прорастает в земле.
Заключение: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисковоисследовательской деятельности. В процессе работы над проектом
дошкольники познакомились со строением лука, полезными свойствами, наблюдали рост лука. Расширился кругозор, мыслительная деятельность детей.
Сам процесс и результат проекта принёс детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.