Буклет «Детское творческое конструирование»
консультация
Предварительный просмотр:
ПОНЯТИЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
В переводе с латинского термин «конструирование» означает создание модели, построение.
Конструирование – продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель- получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, детали конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Что такое конструирование и нужно ли оно нашим детям?
Необходимо выбрать такаю игрушку, чтобы она не только радовала и развлекала ребёнка, но и развивала его творческие способности, для всестороннего развития личности ребёнка. Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребёнка. Конструирование и строительная игра создают большие возможности для развития творчества детей. В процессе конструирования у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. п. Конструирование бывает: из строительных материалов; из бумаги и дополнительных материалов; и из природного материала. Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе и всему этому необходимо их учить.
Ученые-исследователи предлагают различные типы её организации:
1.Конструирование по образцу.
Его суть: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2.Конструирование по модели.
Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3.Конструирование по условиям.
Носит иной характер дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии если дети имеют определенный опыт.
4.Конструирование по теме. (Например – транспорт)
Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.
5.Конструирование по замыслу.
Это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
Картотека дидактических игр
Игра «Лесенка для белочки»
Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.
Игровая задача. Построить лесенку для белочки.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать. Белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Воспитатель строит лесенку, а дети отгадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя)
Игра « Дом для мишки и зайчика»
Дидактическая задача. Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика и предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и сам мишка. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как он сам.
Игра «И будет горка во дворе»
Дидактическая задача. Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.
Игровая задача. Обустроить зимнюю площадку для зверей.
Игровые правила. Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, Удобные для игры.
Игра «Приглашение»
Дидактическая задача. Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровая задача. Изготовить пригласительные билеты на ёлку.
Игровые правила. Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.
Игра «Строим забор»
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Топчум? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверушек.
Дом построен ,и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук – тук, перестук,
Доски обтесали,
Тук – тук, перестук
Крепко прибивали.
МБДОУ "Детский сад №5"
Группа "Брусничка"
«Детское творческое конструирование»
г. Усолье - Сибирское
2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий - Л.А. Парамонова "Детское творческое конструирование"
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Обновление содержания образования требует от педагогов развития т...
Детское творческое конструирование
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...
Применение современных образовательных технологий - Л.А. Парамонова "Детское творческое конструирование"
Автором на основе многолетних психолого-педагогических исследований разработана принципиально новая стратегия формирования детского творческого конструирования. Она положена в основу описанной в книге...
«Детское творческое конструирование».
Если ребёнок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать....
Буклет «Детское творческое конструирование».
Если ребёнок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать....
Презентация "Детское творческое конструирование"
данная презентация содержит фотоотчет на тему "Детское творческое конструирование"...
Консультация для родителей. « Детское творческое конструирование в старшем дошкольном возрасте»
Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей....