Рабочая программа средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 85.78 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы МАДОУ д/с №18 «Весёлые стрижи».
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми средней группы и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образовательного процесса в средней группе выстроено в соответствии с Программой «От рождения до школы" под редакцией
Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой (2010 г.). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 4 до 5 лет.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049 - 13);
- Устав МАДОУ д/с №18 «Веселые стрижи».
Цели и задачи реализации Программы:
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
∙ создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
∙ формирование основ базовой культуры личности;
∙ всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями;
∙ подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
∙ обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется: развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
∙ патриотизм;
∙ активная жизненная позиция;
∙ творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
∙ уважение к традиционным ценностям.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
∙ игровой,
∙ коммуникативной,
∙ трудовой,
∙ познавательно - исследовательской,
∙ продуктивной,
∙ музыкально - художественной,
∙ чтения.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
∙ забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
∙ создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
∙ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;
∙ творческая организация (креативность) воспитательно - образовательного процесса;
∙ вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
∙ уважительное отношение к результатам детского творчества;
∙ единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
∙ соблюдение преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Принципы и подходы к формированию программы.
Формирование программы базируется на принципах и подходах примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
Авторами на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания», о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Программа строится на принципе культур сообразности, что обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно - нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Основная образовательная программа МАДОУ д/с №18 «Веселые стрижи»
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности
(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе
реализации которых формируются такие качества, которые являются
ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей
в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости
от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 -5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Согласно результатам диагностики, за сентябрь 2018 г., низкие показатели указывают на те области, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми или всей группой. Необходимо планировать индивидуальную работу с детьми, вносить коррективы в содержание образовательной деятельности.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров.
• Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или
по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания»,
«спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления
об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и
старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться
с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную
взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и
подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом
участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается
на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра;
проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование, аппликация).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы в средней группе составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией - Н.Е. Веракса, Т С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года и обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей 4-5 лет.
С детьми средней группы с сентября по май проводится 10 занятий в неделю длительностью 20 минут.
Воспитательно-образовательный процесс в средней группе строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Регламент непосредственно образовательной деятельности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Помимо обязательной части, в Календарь включается работа по реализации парциальных программ.
В средней группе внедряется программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» автора Лыковой И.А.
Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого, ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.
Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
- Поддерживать интерес детей к народному и декоративно - прикладному искусству.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов.
- Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
- В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками.
Перспективное тематическое планирование в средней группе
месяц | название | задачи |
Сентябрь | «Весёлые картинки» | Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками. |
«В лесу» | Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. | |
«Цветочная клумба»
| Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка (красивое расположение, украшение декоративными элементами). | |
«Весёлый поезд» | Рассматривание вида из окна. Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. | |
Октябрь | «Храбрый петушок»
| Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. |
«Листопад и звездопад» | Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста. | |
«Яблочко спелое» | Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами. | |
«Кисть рябины красной» | Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. | |
Ноябрь | «Мышь и воробей» | Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей). |
«Зайка серенький стал беленьким» | Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. | |
«Бабушкин домик» | Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери. | |
«Сказочный дворец» | Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. | |
Декабрь | «Котятки и перчатки» | Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки сдерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. |
«Наша ёлочка»
| Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта. | |
«Сказочные птицы»
| Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | |
«Забавные животные» | Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать. | |
Январь | «Зимние забавы» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы. |
«Клякса» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | |
«Дворец для Снегурочки»
| Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. | |
«Девочка-Снегурочка» | Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. | |
Февраль | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. |
«Мишка и мышка» | Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. | |
«Храбрый мышонок» | Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. | |
«Замёрзшее дерево» | Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. | |
Март
| «Весёлые матрёшки»
| Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. |
«Красивые салфетки»
| Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. | |
«Подарим маме цветы»
| Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. | |
«Корабли на море» | Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. | |
Апрель | «Кошка с воздушными шариками» | Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). |
«Рыбки играют, рыбки сверкают» | Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений. | |
«Изящные рисунки Ю.Васнецова» | Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение. | |
«Кони на лугу»
| Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. | |
Май | «Радуга-дуга, не давай дождя!»
| Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. |
«Путаница»
| Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). | |
«Праздничный салют»
| Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. | |
«Красивое платье» | Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. |
Также в средней группе ДОУ реализуется программа «Юный эколог» автора Николаевой С.Н.
Цель программы: развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески отображать в своих работах полученные знания.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы: обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- Формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно-богатой личности.
Перспективное тематическое планирование в средней группе
МЕСЯЦ | ТЕМА |
сентябрь | 1. Беседа о травянистых растениях «Гуляем по лугу». 2. Наблюдение «Все цветы разные». 3. Наблюдение «Красивые цветы можно поставить в вазу». 4. «Как ухаживать за букетом?». |
октябрь | 1. Образовательная ситуация: «Фрукты и овощи». 2. Образовательная ситуация: «Вершки и корешки». 3. Беседа «Деревья и кустарники на участке детского сада». 4. Чтение стихов, рассказов про лес. |
ноябрь | 1. Образовательная ситуация: «Кто живет в лесу?» . 2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с коровой, козой, свиньей). 3. Чтение стихов про домашних животных. 4. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с лошадью и овцой). |
декабрь | 1. Наблюдение «Как узнать ель?». 2. Образовательная ситуация: «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с кошкой и собакой). 3. Образовательная ситуация «Птицы» (беседа о перелётных птицах: ворона, сорока, синица, снегирь). 4. Наблюдение «Поможем нашей елочке». Чтение стихов про елку. |
январь | 1. Наблюдение «Делаем цветные льдинки. Как лед превращается в воду». 2. Наблюдение «Что находится в шишках ели?». 3. Наблюдение «Какие птицы прилетают на участок? Как птицы кормятся на кормушке?». 4. Наблюдение «Птичьи следы на снегу. Как снег превращается в воду». |
февраль | 1. Образовательная ситуация: «Дикие звери зимой» (беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе). 2. Образовательная ситуация «В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)». 3. Образовательная ситуация «Кому нужна вода?». |
март | 1. Образовательная ситуация «Рисуем подарок к 8 Марта». 2. Образовательная ситуация «Где обедал воробей?». 3. Беседа: «Март – первый месяц весны». 4. Образовательная ситуация «Советы Айболита». |
апрель | 1. Наблюдение «В каких местах растет мать – и – мачеха? Мать - и - мачеха – что это за цветы?». 2. Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?». 3. Досуг «День Земли». 4. Образовательная ситуация «Весна в лесу». |
май | 1. Образовательная ситуация «Рисуем животных, создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина». 2. Обобщающее наблюдение за цветущим комнатным растением «Весенний букет». |
2.2. СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Пребывание ребенка в группе организуется таким образом, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах в форме самостоятельной инициативной деятельности по выбору и соответствии с собственными интересами: (самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; развивающие и логические игры; музыкальные игры и импровизации; речевые игры и речевое общение, игры с буквами, звуками и слогами; самостоятельная деятельность в книжном уголке; изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; самостоятельные опыты и эксперименты и др.), что является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям, умение поддержать инициативу, познавательную активность и развить самостоятельность, организуя разнообразные, специфические для дошкольников виды деятельности - составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей, проявления таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.
Поддержка индивидуальности и инициативы детей в группе осуществляется через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Для формирования детской самостоятельности педагог выстраивает образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
- учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
- изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
- быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
В группе активно используются метод проектов, т.к. он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.
Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
- Помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
- Возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
- Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
- Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
В средней группе реализуется долгосрочный проект «Волшебный мир природы» (ноябрь – май).
Цель проекта.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
- расширять представления детей о лесе и его обитателях;
- учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению;
- познакомить детей с Красной книгой, животными и растениями, занесенными в нее;
- развивать любознательность, коммуникативность, ценностное отношение к миру природы;
- формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
- учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.
2.3. СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ
Особое внимание в Программе уделяется возможности реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Ближайшее окружение, та общественная среда, в которой живут дети, является основой для расширения детского кругозора и для приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
Вначале педагог сам знакомится с природой, культурой родного края.
Осуществляет отбор содержания для работы с детьми, особо выделяя то, что характерно для данной местности данного края, что есть только там, где живут дети. Составляет словарь-минимум тех слов, усвоение которых поможет детям понять новое содержание. Продумывает, как и через что можно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, подчеркнуть, что будет содействовать этнокультурной социальной ситуации развития детей:
- особенности природы;
- люди, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте;
- люди, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране, и за её пределами.
Демонстрируется то, что наличествует в их родном крае, но характерно для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.
Отбор методов обучения осуществляется с учётом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу.
В соответствии с содержанием примерной основной программы и содержанием той части, которая разрабатывается участниками образовательного процесса с учётом местных условий, педагог планирует весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определённой системе. Наиболее целесообразно использовать тематическое планирование. Темы могут быть различными по объёму познавательного материала, по сложности, а, следовательно, по длительности изучения.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка.
Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились.
2.4. ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Основные цели:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Характеристика семей воспитанников средней группы (кол-во детей – 40)
Особенности семьи | Полные семьи | 36 |
Неполные семьи | 4 | |
Многодетные | 6 | |
Опекуны | 1 | |
Образование | Высшее | 50 |
Средне специальное | 20 | |
Среднее | 6 | |
Социальный статус | Рабочие | 6 |
Служащие | 51 | |
Не работающие | 14 | |
Частные предприниматели | 5 |
План работы с родителями в средней группе на 2018-2019 уч.г.
сентябрь | 1.Оформление тематической ширмы – раскладушки «Сентябрь». 2. Родительское собрание «Возрастные особенности детей 4-5лет». 3. Консультация «Овощи и фрукты – ценные продукты». 4. Информация «Вакцинация – защита детей». 5. Памятка «Требование к одежде». |
октябрь | 1.Оформление тематической ширмы – раскладушки «Октябрь». 2.Привлечение родителей к участию в конкурсах творческих работ «Здоровое сердце», «Зелёный огонёк». 3.Консультации «Режим образовательного процесса», «Профилактика простудных заболеваний». 4.Привлечение родителей к участию в выставке поделок из природного материала «Природа и фантазия». |
ноябрь | 1.Оформление тематической ширмы – раскладушки «Ноябрь». 2.Консультация «Игротека в кругу семьи». 3.Родительское собрание «Экологическое воспитание». 4.Индивидуальные консультации по запросу родителей. 5.Оформление фотовыставки «Наша группа». |
декабрь | 1. Оформление тематической ширмы – раскладушки «Декабрь». 2. Привлечение к участию в конкурсе «Новогодняя поделка». 3. Консультации «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью», «Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой». 4. Помощь в оформлении группы к Новому году. 5. Помощь в проведении новогоднего праздника. |
январь | 1. Консультации «Развлечения зимой», «ФГОС дошкольного образования». 2. Оформление фотовыставки «Новогодний праздник в нашей группе». 3. Помощь в оформлении участка снежными постройками. 4. Оформление тематической ширмы – раскладушки «Январь». |
февраль | 1. Оформление тематической ширмы – раскладушки «Февраль». 2. Родительское собрание «Польза мелкой моторики». 3. Выставка творческих работ «Открытка для папы». 4. Консультации «Скандал по всем правилам, или как справиться с детской истерикой», «Вечер в семье». 5. Оформление стенда «23 февраля». |
март | 1. Привлечение к участию в организации праздника к 8 Марта. 2. Оформление тематической ширмы – раскладушки «Весна». 3. Оформление стенда «8 Марта – женский день». 4. Выставка детских творческих работ «Открытка для мамы». 5. Консультации «Берегите ваших детей», «Какие игрушки необходимы детям». |
апрель | 1. Оформление стенда «День космонавтики». 2. Консультации «Как поддержать интерес к театру у ребёнка», «Крупная польза мелкой моторики». 3. Выставка детских творческих работ «Светлая пасха». 4. Привлечение родителей к участию в выставке творческих работ "Светлое Христово воскресение". |
май | 1. Выставка детских творческих работ «День Победы». 2. Оформление стенда «День Победы». 3. Итоговое родительское собрание. 4. Консультация «Подвижные игры на свежем воздухе». 5. Помощь в приобретении посадочного материала для цветника. |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 "Веселые стрижи» расположен в Московской области, в г. о. Домодедово.
Режим работы составляет 12 часов. Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели. График работы с 7.00 до 19.00 часов, выходные дни – суббота и воскресенье, праздничные дни.
Холодный период года
Мероприятия | Время проведения |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.30 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Подготовка к образовательной деятельности | 8.50 – 9.00 |
Образовательная деятельность
| 9.00 – 9.20 9.30 – 9.50 |
Второй завтрак | 9.55 – 10.05 |
Подготовка к прогулке | 10.05 – 10.15 |
Прогулка | 10.15 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду | 11.50 – 12.10 |
Обед | 12.00 – 12.45 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.45 – 15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность | 15.00 – 16.05 |
Уплотненный полдник | 16.05 – 16.30 |
Игры, чтение художественной литературы | 16.30 – 16.50 |
Подготовка к прогулке | 16.50 – 17.00 |
Прогулка, уход домой | 17.00 – 18.00 |
Теплый период года
Мероприятия | Время проведения |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.30 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы | 8.50 – 9.30 |
Второй завтрак | 9.30 – 9.45 |
Подготовка к прогулке | 9.45 – 9.55 |
Прогулка | 9.55 – 11.50 |
Образовательная деятельность на прогулке | 10.00 – 10.20 |
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные ванны на прогулке | 10.20 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 11.50 – 12.10 |
Подготовка к обеду, обед | 12.10 – 12.40 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.40 – 15.00 |
Подъем, воздушные процедуры, закаливающие мероприятия, самостоятельная деятельность | 15.00 – 16.05 |
Уплотненный полдник | 16.05 – 16.35 |
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке | 16.35 – 17.00 |
Выход на прогулку, игры, уход домой | 17.00 – 18.0 |
3.2. РАСПИСАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
День недели | Вид деятельности |
Понедельник | 1. Познавательное развитие (9.00 - 9.20) 2. Физическая культура (на прогулке) |
Вторник | 1. ФЭМП (9.00 - 9.20) 2. Физическая культура (9.30- 9.50) |
Среда | 1. Развитие речи / Художественная литература (9.00 - 9.20) 2. Музыка (9.30 - 9.50) |
Четверг | 1. Рисование (9.00 - 9.20) 2. Физическая культура (9.30 - 9.50) |
Пятница | 1. Лепка / Аппликация (9.00 - 9.20) 2. Музыка (9.30 - 9.50) |
3.3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Оздоровительно-профилактическое мероприятие | Цель использования | Описание порядка использования (применения) | Результат использования |
Динамические паузы (физкультминутки) | Сохранение, поддержание, обогащение здоровья дошкольников; восстановление психофизиологических ресурсов организма. | Во время занятий, 2-3 мин. по мере утомляемости детей. | Снятие психоэмоционального напряжения. |
Гимнастика после дневного сна | 5-10 мин. при открытых форточках. | Повышение двигательной активности. | |
Гимнастика пальчиковая | В любой удобный отрезок времени. | Развитие мелкой моторики; стимулирование речи, кровообращения, быстроты реакции. | |
Гимнастика дыхательная | Проводится инструкция по обязательной гигиене полости рта. | Развитие и укрепление грудной клетки, профилактика ОРЗ. | |
Гимнастика зрительная | Ежедневно 3-5 мин. в свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки; используется наглядный материал, показ педагога. | Снятие статического напряжения мышц глаз. | |
Корригирующие упражнения (улучшение осанки, плоскостопие, зрение) | Ежедневно в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. | Профилактика болезней опорного свода стоп. Развитие артикуляционного аппарата. | |
Офтальмотренажёр | Во время НОД Выполняется в положении стоя. | Активизация организма; снятие зрительной утомляемости; повышение эффективности восприятия и потенциала зрительной системы | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 6 -8 мин. | Повышение двигательной активности. | |
Подвижные игры | Не менее 2 - 4 раз в день | Повышение двигательной активности. | |
Закаливание | Ежедневно | Профилактика ОРЗ |
3.4. ТРАДИЦИИ ГРУППЫ
В группе приняты и действуют следующие правила:
1. Ребенок и взрослый – субъекты взаимодействия.
2. Во взаимодействии активность ребенка важнее, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это детские виды деятельности:
- игровая деятельность, как ведущая деятельность детей среднего возраста;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули и иной материал; изобразительная (рисование, лепка);
- музыкальная (восприятие музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах);
- двигательная активность ребенка.
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдение, беседа, разговор, экспериментирование, исследование, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и др.
6. Применяются опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
7. Мотивы образования – интерес детей к определенным видам деятельности.
8. Взрослый, уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, предоставляет ему возможность выбора: участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле.
9. Образовательная деятельность предполагает внесение изменений в планы, программы в соответствии с учетом потребностей и интересов детей.
Разработка гибкого плана включает в себя:
- определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов;
- подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания;
- планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);
- выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий);
- планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе образовательной деятельности: использование разных форм общения (монолога, диалога) с учетом личностных особенностей детей;
проектирование характера взаимодействия детей в непосредственной образовательной деятельности с учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию; использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в диалогах «ребенок – педагог» и «ребенок – дети».
Традиции группы:
• Проведение выставок детско-родительского творчества «Природа и фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальные чудеса», «Зелёный огонёк».
• Праздничное оформление группы к Новому году.
• Проведение праздника для мам «День матери», для детей «День рождения».
• Ежегодные тематические дни, недели: «Светлый праздник Рождество», «Масленица широкая», «День космонавтики», неделя здоровья, неделя книги, месячник безопасности.
3.5. ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для эффективной реализации Программы и качественной организации образовательной деятельности используют разнообразные средства обучения:
- технические: мультифункциональное устройство обеспечивающее
копирование и сканирование документов, компьютер, принтер, магнитофон;
- наглядно-дидактические: альбомы и сюжетные картины для рассматривания, серии картин по ознакомлению с окружающим миром, ФЭМП и развитию речи, слайдовые презентации.
Реализация Программы осуществляется на основе учебно-методических пособий и материалов, позволяющих содержательно наполнить образовательную деятельность по основным направлениям дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Физическое развитие
«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. ФГОС ДО»
Социально-коммуникативное развитие
1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 –7. - М.: Мозаика - Синтез, 2014.
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
3. Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2009.
4. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. "Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет". – М.: Сфера, 2013.
5. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.
6. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. ФГОС ДО».
7. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 2 –7. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
Познавательное развитие
1. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. ФГОС ДО».
3. Помораев И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений: Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика - Синтез, 2014.
Речевое развитие
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. ФГОС ДО».
Художественно-эстетическое развитие
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
2. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н: Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. ФГОС ДО».
3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средний возраст. М. «Карапуз – Дидактика», 2008.
3.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Микро-зона, центр | Оборудование и наименование | Цели |
Раздевалка | 1. Визитка группы. 2. Стенды для взрослых: «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Информация», «Для Вас, родители»; «Консультация для родителей», «Уголок психолога», «Наша группа» (фотовыставка). 3. Бюро находок «Потеряшки». 4. Папки – передвижки «Уголок музыкального руководителя», информация по сезонам. 5. Выставка творческих работ совместной деятельности с родителями. 6. Выставка творческих работ детей (лепка). | 1. Ориентирование родителей на повышение педагогической культуры. 2. Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей. |
Центр конструирования | 1. Деревянный строительный материал. 2. Пластмассовый строительный материал. 3. Мелкий пластмассовый конструктор. 4. Тематический строительный набор: город, замок (крепость). 5. Конструкторы типа «Лего». 6. Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек. 7. Транспортные игрушки: автомобили грузовые, легковые (деревянные, пластмассовые, заводные, инерционные), автобусы, электровозы, вертолёт, самолеты, пароход, лодка и т.д. 8. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) | Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения. |
Центр ПДД | 1. Макет улицы с изображением дороги, пешеходных переходов. 2. Мелкий транспорт. 3. Дорожные знаки, светофор. 4. Небольшие игрушки (фигурки людей). 5. Дидактические игры. 6. Художественная и познавательная литература. 7. Наглядно - дидактические пособия. | Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни. |
Центр музыки | 1. Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, гармошка, маракасы. 2. Магнитофон. 3. Музыкальные игрушки. 4. Напольный музыкальный коврик. 5. Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты детских классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора, колыбельных, записи звуков природы. | 1.Развитие слухового восприятия и внимания. 2.Формирование исполнительских навыков. |
Центр художественного творчества | 1. Для рисования: восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, палитра, баночки для воды, кисти, поролон, трафареты. 2. Для аппликации: цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы, салфетки из ткани. 3. Для лепки: доски, пластилин, глина, стек, трафареты для пластилина. 4. Мольберт, магнитная доска. 5. Раскраски. 6. Репродукции картин, портреты художников. 7. Альбомы для детского творчества (аппликации). | 1. Формирование творческого потенциала детей. 2. Развитие интереса к продуктивной деятельности. 3. Формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. |
Центр математического развития | 1. Касса цифр. 2. Часы. 3. Геометрические фигуры и формы. 4. Дидактические игры. 5. Наглядные пособия, раздаточный материал. 6. Счётные палочки. 7. Блоки Дьенеша. 8. Набор карточек с изображением количества (от 1 до5) и цифр. | 1. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме. 2. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу 3. Развитие зрительного восприятия и внимания. 4. Обучение определению количества путем отсчитывания и пересчитывания (до 5). |
Центр сенсорного развития | 1. Мозаика разных форм и цвета. 2. Шнуровки. 3. Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов). 4. Пособия для составления целого и частей. 5. Пазлы разных размеров, лото, кубики. 6. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания). 7. Прищепки. 8. Игрушки на развитие мелкой моторики: пуговицы, шнуровки, молнии, застёжка - липучка. 9. Картотека пальчиковых игр. | Развития сенсомоторных способностей, тактильных ощущений |
Центр книги | 1. Детские книги по программе. 2. Любимые книги детей. 3. Иллюстрации к детским произведениям. 4. Выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. 5. Портреты писателей и поэтов. | 1. Совершенствование умения обращаться с книгой. 2. Расширение представлений об окружающем. |
Центр театральной деятельности | 1. Ширма. 2. Различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, теневой, настольный. 3. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. 4. Звери и птицы, объемные и плоскостные. 5. Фигурки сказочных персонажей. 6. Набор фигурок: семья. 7. Куклы Би-ба-бо. 8. Русский народный костюм (женский). 9. Дидактические игры. 10. Познавательная литература. 11. Серии сюжетных картинок. | 1. Формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении 2.Формирование умения ставить несложные представления. 3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности. |
Центр двигательной активности | 1. Мячи разного размера. 2. Обручи. 3. Скакалки. 4. Кольцеброс. 5. Кегли – 2 набора. 6. Мешочки с грузом. 7. Массажная дорожка. 8. Альбомы стихов и загадок о спорте, здоровье. 9. Картотека подвижных игр, гимнастик. | Развитие двигательной активности и физических качеств детей. |
Центр игр
| 1. Кукольная мебель разного размера: столы, стулья, кровати, диванчик, кресла, кухонная плита, шкафчик, ванна, раковина. 2. Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды. 3. Комплект кукольных постельных принадлежностей. 4. Игрушки транспортные. 5. Игрушки, изображающие предметы труда и быта (телефон, сумочки, строительные инструменты) 6. Предметы – заместители. 7. Кукольная коляска. 8. Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Кухня»; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад». 9. Куклы разных размеров. 10. Атрибуты для ряженья. | 1.Формирование ролевых действий. 2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры. 3. Формирование коммуникативных навыков в игре. 4. Развитие подражательности и творческих способностей. |
Центр природы, экспериментирования и трудовой деятельности
| 1. Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями. 2. Паспорт растений. 3. Инвентарь для трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями. 4. Фартуки для трудовой деятельности по уходу за комнатными растениями. 5. Календарь природы. 6. Картины сезона, модели года и суток. 7. Бумажная кукла с сезонной одеждой. 8. Природный материал. 9. Емкости разной вместимости, игрушки для игр с водой и песком, формочки. 10. Бросовый материал. 11. Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы. 12. Материал для проведения элементарных опытов. 13. Обучающие и дидактические игры по экологии. 14. Творческие работы. 15. Лэпбук «Экология». 16. Наглядно – дидактические пособия. 17. Муляжи овощей и фруктов, фигурки животных. 18. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). | 1. Обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе. 2. Приобщение детей к уходу за растениями и животными. 3. Формирование начал экологической культуры. 4. Развитие мышления детей, любознательности, познавательной активности. |
Центр декоративно прикладного искусства | 1. Произведения народного промысла. 2. Альбомы с рисунками произведений декоративно - прикладного творчества. 3. Самовар. 4. Картинки с национальными костюмами. | 1. Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к народной культуре. 2. Развитие познавательного интереса. |
Центр патриотического воспитания | 1. Государственная символика РФ, портрет действующего президента. 2. Детские энциклопедии: «Наша Родина - Россия», «Народные праздники». 3. Наборы открыток, посвящённых столице нашей Родины – Москве, г. Домодедово. 4. Энциклопедии для детей "Наша Родина - Россия" и др. | Формирование патриотических чувств. |
Туалетная комната | 1. «Алгоритм» процесса умывания. 2. Правила в картинках по ЗОЖ. | Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания. |
Уголок уединения | Место, отгороженное от всех занавеской, кресло. | Релаксация. |
Материально-техническое обеспечение средней группы
№п/п | Помещения группы | Оснащение |
1 | Групповое помещение | Столы детские - 9 Парты - 3 Стол письменный - 2 Стулья детские - 45 Стулья большие -1 Кровать 3-х ярус. - 1 Навесная полка - 1 Шкафы - 2 Компьютер - 1 Принтер - 1 Магнитофон – 2 Доска для занятий – 1 Мольберт – 1 Уголок природы -1 Магазин – 1 Парикмахерская – 1 Больница – 1 Диван дет. – 1 Комплект «Дачный» – 4 пред. Кресло дет. – 2 Спортивный уголок - 1 Кухня дет. – 1 Стеллаж для игрушек - 4 Уголок дежурства - 1 |
2 | Спальня | Кровати - 26 |
3 | Раздевалка | Скамейки - 7 Шкафчики для детской одежды - 9 Шкаф большой – 2 Стенд – 4 Подставка для поделок - 1 |
4
| Туалетная комната, умывальня | Унитазы - 3 Навесная полка - 1 Умывальники - 3 Стеллажи для полотенец – 5 Поддон для мытья ног - 1 |
5 | Кухня | Раковина - 2 Шкаф для посуды - 1 Сушка - 1 Стол - 1 Шкаф навесной – 2 Тумба - 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа составлена для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...
Рабочая программа средней группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.)
Рабочая программа воспитателя Средней группы №2 «Разноцветные бабочки» Плосковой Ирины Николаевны на 2016-2017 учебный годКалендарно-тематическое планирование(п...
Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...