Тренинг общения для педагогов
методическая разработка

Александрова Инна Вячеславовна

Тренинг общения для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya_dlya_pedagogov.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Повышение самооценки педагогов"

Цели:

- определение и анализ уровня самооценки;

- освоение приемов самодиагностики, самораскрытия;

- развитие умения легко общаться друг с другом, доверять, сотрудничать, принимать друг друга;

- развитие сплочённости и взаимопонимания.

Для участников цели представляются в поэтической форме:

Найти  себя в себе самом,

К друг другу быть чуть-чуть добрее,

Вернуться к мыслям о былом И сердцем стать чуть-чуть светлее

Теоретическая часть

            Успешность воспитания дошкольников напрямую связана  с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Большое значение здесь приобретает самооценка специалиста, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом – на эффективность  профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятнее климат в коллективе и тем результативней работа. Всё взаимосвязано.

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин "самооценка" подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной.

Адекватная самооценка - человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Легко способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка - человек верит в себя, чувствует себя "на коне", но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

1. Тест «Как у тебя с самооценкой?»
Методика определения самооценки Ю.И.Киселева
Отвечая на вопросы, укажи, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто — 4 балла; 
Часто — 3 балла; 
Иногда — 2 бала; 
Редко — 1 балл; 
Никогда — 0 баллов;

  1. Я часто волнуюсь понапрасну.
  2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  3. Я боюсь выглядеть глупцом.
  4. Я беспокоюсь за свое будущее.
  5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  6. Как жаль, что многие не понимают меня.
  7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
  8. Люди ждут от меня очень много.
  9. Чувствую себя скованным.
  10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
  12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
  13. Я не чувствую себя в безопасности.
  14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.

Меньше 10 баллов — тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек сам или помог зажечь.

От 10 до 30 баллов — ты психологически зрелая личность, что проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил и возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела, дерзай!

Больше 30 баллов — ты недооцениваешь себя.



Обсуждение:
Что такое самооценка и какова ее связь с самореализацией?

Что дает каждый из типов самооценки ее обладателю?

От чего зависит формирование самооценки?

2. Практические упражнения на повышение самооценки 

Упражнение «Зеркало». Смотреть почаще на себя в зеркало и говорить позитивные слова, хвалить себя. 

Упражнение «Дневник побед». Записываем ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ, что случилось за день. Когда наступят сложные времена - открывайте дневник и заряжайтесь. 

Упражнение «Новая  я». Создать и описать новый образ самого себя и держать его в голове. 

Упражнение «Самореклама». Самореклама – это короткий текст, который описывает вас и ваши качества с самой лучшей стороны. Очень хорошо работает вместе со способом  «зеркало». Вы берете листок бумаги и пишете:

«Светлана Петровна, познакомься с Светланой Петровной – успешным и активным педагогом. Она работает в детском саду № 85 воспитателем старшей группы. Ее очень любят дети и уважают родители, ценят в коллективе за ее профессионализм, творчество и инициативу. Она прекрасная мать, жена, хозяйка. В ее доме всегда тепло и уютно. Муж ценит ее за ум, прекрасную внешность, за умение встать на место другого человека. У Светланы огромные мечты, она в совершенстве владеет техникой самовнушения. У нее очень сильная вера в свое дело и особенно в себя. Её любовь бесконечна. Она очень любит свое дело. Она любит трудности, так как верит, что чем больше трудности, тем большая награда ждет её в будущем. Она со вкусом одевается, прекрасно выглядит. У неё очень высокий уровень самооценки, благодаря тому, что она знает, кто она и что за работа у неё в руках. С каждым днем её уверенность в собственных силах растет, и становится лучше, чем была вчера, увереннее в себе, в своей цели. Она способна достичь любых целей, вера ведет ее».

Затем каждый день читаете этот текст, лучше перед зеркалом. 

2. Упражнение «Самохвальство»
Инструкция. Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

Вовремя встал.

Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

Вовремя пришел на работу.

Сварил коллеге кофе.

Выполнил...

Завершил работу над...

Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
Вымыл посуду и т.д. 

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день.
После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

3. "Уровень счастья"

Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: "Он наполовину полон, и я благодарен за это". Другой сказал: "Он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты.

4. Упражнение «Влияние установки на взаимоотношения людей»

Шести участникам на голову надеваются бумажные ободки с надписями установок. В течение 3–5 минут участники беседуют между собой, обсуждая любую тему, при этом соблюдая указанные установки. Остальные участники наблюдают. Список установок: заискивайте передо мной; не разговаривайте со мной; ругайте меня; унижайте меня; хвалите меня; уважайте меня.

Рефлексия: Как вы себя чувствовали? Как можно избежать негативных последствий установок?

5. Упражнение «Рисунок по кругу». Каждый рисует простой рисунок и по хлопку передает соседу слева. Рисунки передаются до тех пор, пока не вернутся к тем, кто их начинал рисовать. Участники видят, каким стал простой рисунок благодаря тому, что к нему прикоснулись руки коллег.

6. Ритуал прощания «Волшебная шкатулка»

Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки»записку с пожеланием, аффирмацией и т. п.

Примечание. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома и каждое утро вытаскивать по одной записке.

Материал к ритуалу прощания.

• Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

• Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

• Все твои желания и мечты реализуются – поверь в это!

• Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.

• Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.

• Я извлекаю пользу из любых ситуаций.

• Моя жизнь – путь творческого раскрытия.

• Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!

• Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача!

• Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!

• Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!

• На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо!

• Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!

• Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен – и я прекрасна!

• Вселенная мне улыбается, и все у меня получается!

7. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Одной из причин, серьезно осложняющих процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в от...

Программа тренингов общения с педагогами ДОУ

Психологический тренинг — это упражнения, атмосфера, особое состояние души каждого участника. Но прежде всего тренинг — это определенная концепция человеческих отношений. Концепция, личностно восприня...

Семинар- практикум с элементами тренинга "Общение педагогов и родителей в ДОО"

Материал представлен для работы педагогов с  родителями с теоретической базой  и практическими заданиями,  которые педагоги на тренинге  разбирают и находят путем оживленной дискус...

Тренинг общения для педагогов

Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Развитие коммуникативных спо...

Тренинг для начинающих педагогов ДОУ по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов вобщении и взаимодействии с родителями.      Задачи:разобраться в причинах, ведущих к неэффективному общению между педаго...

Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»

Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...

Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».

Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....