Народные угрузинские игры для дошкольников
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ГРУЗИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Игра в колокол (Заробана) На площадке чертится круг диаметром 5 м, от которого на расстоянии 10—12 м ставится флажок на подставке (или стойке высотой 1 — 1,5 м). Десять — двенадцать игроков становятся внутри круга (у самой линии), берутся за руки и, расставив их в стороны, образуют колокол. Один игрок назначается языком колокола, который двигается внутри круга и повторяет: «Сломаю колокол...» Внезапно он подбегает к какой-нибудь паре детей и пытается разорвать их сцепленные руки — сломать колокол. В случае если языку это удается, он бежит по направлению к флажку, а его преследуют те двое игроков, между которыми он разорвал круг. Если убегающий успеет дотронуться до флажка раньше, чем его осалят преследователи, он имеет право еще раз выполнить эту же роль. В случае, если его осалят (коснутся рукой), то ловишка занимает место языка, а остальные двое игроков встают в круг. Если же убегающего одновременно осалят оба догоняющих, то языком становится один из них по жребию, а другой вместе с бывшим языком становится в круг. Правила игры. Языка можно салить только до того, пока он не коснулся флажка. Во время преследования языка пробегать через круг запрещается. Прорывать круг между одними и теми же игроками запрещается. После каждого прорыва рекомендуется смещать колокол вправо или влево на несколько мест. С целью усложнения игры колокол может постоянно медленно двигаться вправо или влево (по указанию ведущего). Конное поло (Цхенбурти) На площадке длиной 8—12 м проводят стартовую и финишную линии. В середине площадки на расстоянии 1 м друг от друга чертят 2—3 круга диаметром 40—50 см. Между стартовой и финишной линиями вдоль этих кругов с обеих сторон на расстоянии 1 —1,5 м проводят линии метания. Игроки делятся на две команды, по пять-шесть человек в каждой, и строятся в колонны у стартовой линии. Команды играют поочередно, у каждого игрока мяч малого размера. Игрок первой команды по сигналу скачет на лошади (палке с изображением головы лошади) вдоль линии метания и на ходу старается попасть мячом в один из начерченных кругов, после чего скачет до линии финиша и останавливается за ней. Игру продолжает второй игрок первой команды и так далее, пока все игроки не выстроятся в колонну за финишной линией. Затем в игру поочередно вступают игроки второй команды и также выстраиваются в колонну за линией финиша. При повторении игры всадники скачут в обратном направлении и вновь выстраиваются за стартовой линией. Каждое попадание в круг дает команде одно очко. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков. Правила игры. Последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий пересечет линию финиша (при повторении— линию старта). Метание мяча в круг должно происходить в движении. При броске нельзя заступать за линию метания. Вариант. Игру можно проводить па время. В этом случае побеждает команда, которая в течение определенного времени наберет большее количество очков. Снятие шапки (Кудис агеба) На одном конце площадки у стартовой линии на расстоянии 3—4 м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в землю втыкаются по две палки (или ставятся стойки высотой 1 м): ближние на расстоянии 2—3 м, а дальние — 7—8 м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке. Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к последующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны. Последующие игроки команд быстро бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и так далее, пока все дети по разу не примут участия в игре. Выигрывает команда, раньше закончившая игру. Правила игры. Последующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий. Если игрок уронит шапку, он обязан подобрать ее и повесить на палку. Игра с прутиками (Сахреоба) В середине площадки проводится продольная линия длиной 10—12 м. В одном конце по обе стороны этой линии и перпендикулярно ей кладут пять — семь сахре (тонкие палки или прутья диаметром 1 см, длиной 70—80 см) на расстоянии 20—25 см друг от друга (можно предварительно провести линии). До сахре, параллельно им, на расстоянии 1—2 м проводятся стартовые линии. В другом конце продольной линии па расстоянии 6 8 м от последних сахре устанавливается флажок на подставке высотой 1м. Игроки делятся на две команды и шеренгами выстраиваются каждая на своей половине площадки за линией. Первые игроки становятся у стартовой линии и по сигналу на одной ноге перепрыгивают через сахре, затем бегут на обеих ногах к флажку, касаются его рукой. После этого, обегая все сахре с наружной стороны, каждый бегун возвращается к стартовой линии, у которой уже стоит следующий игрок команды, касается его вытянутой руки и становится на свое место в шеренге. Игру продолжает следующий игрок по команде и т. д. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру. Правила игры. Последующий игрок вступает в игру только после того, как предыдущий коснулся рукой его ладони. При перепрыгивании через сахре нельзя их пропускать, а также менять ногу. Игрок обязан коснуться флажка. В случае, если игрок собьет сахре, он должен вернуть его на прежнее место и только после этого продолжить игру.
Конно-спортивная игра (Кабахи) В середине площадки длиной 12—16 м ставится стойка высотой 1 — 1,5 м с подставкой, на которую сверху помещают мяч большого размера. От стойки на расстоянии 2-3 м проводятся линии метания. Игроки делятся на две команды по шесть — восемь человек и располагаются шеренгами у стартовых линий, начерченных по обоим концам площадки. Всадники сидят верхом на лошадях (палки с изображением головы лошади), у каждого в руках мяч малого размера. Игрок первой команды, который определился по жребию, скачет к линии метания, стараясь попасть мячом в большой мяч, помещенный на подставку стойки, после чего возвращается на свое место. В игру вступает первый игрок из второй команды и т. д. Каждый мяч, попавший в цель, дает команде одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Правила игры. Переступать за линию метания запрещается. Игроки команд вступают в игру поочередно (сразу же после выполнения метания соперником). Вариант. С целью усложнения игры ее можно проводить па время. В этом случае команды играют поочередно и побеждает та из них, которая в течение определенного времени наберет большее количество очков.
Плоский камень и мяч (Берабурти) В одном конце площадки вертикально устанавливается бера (плоский камень или фанерный щит размером 30X30 см), от которого на расстоянии 2—3 м проводится линия метания. Играют две команды, по шесть — десять детей в каждой. Одна из команд (начинающая по жребию) выстраивается за бера у стартовой линии. Игроки второй команды свободно располагаются на площадке напротив бера. Первый игрок первой команды подбрасывает мяч (среднего размера) вверх одной рукой и ударом ладони другой сильно отбивает его, стараясь как можно дальше послать его на площадку (в ту часть, где нет игроков). В случае если это им удается, команде начисляют два очка. Игроки второй команды пытаются поймать мяч на лету. В случае если игрокам не удастся поймать мяч на лету и он упадет на площадку, то один из них, подобрав мяч, становится на линию метания и старается попасть мячом в бера. За попадание в цель команда получает одно очко. Мяч в игру каждый раз вводит следующий игрок первой команды. Когда все игроки этой команды выполнят отбивание мяча (на площадку), команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Правила игры. Метание в бера игроки выполняют поочередно, удобным для себя способом. Засчитывается лишь прямое попадание в бера (после отскока от площадки попадание в бера не засчитывается).
Игра в лягушек (Бакакоба)
четвереньки: они — лягушки — скачут, квакают. На головах у них шапки. Игроки второй команды свободно располагаются за линией круга, стараются снять с них шапки, используя обманные движения, и донести их до домика. Убегающих преследуют лягушки, у которых сняли шапки. Они пытаются осалить убегающих (коснуться их рукой), прежде чем последние успеют вбежать в домик. Если это им удается, команде лягушек насчитывается столько очков, сколько игроков они осалили. В противном случае очки получает другая команда. Каждые 3—4 минуты команды меняются местами. Правила игры. Лягушкам не разрешается выходить за пределы круга до тех пор, пока с них не снимут шапки. В кругу лягушки передвигаются на четвереньках, а за его пределами преследуют убегающих обычным бегом. Снимать шапки разрешается с нескольких лягушек. В этом случае они могут осаливать любого из убегающих и даже нескольких игроков.
Мяч в кругу (Цребурти) В центре площадки чертят два концентрических круга: малый диаметром 1,5—2 м, большой— 3—4 м. Из центра круга на расстоянии 5—6 м по обе стороны площадки обозначаются домики. В игре участвуют десять — двенадцать детей. Несколько из них по жребию становятся в малый круг, остальные равномерно располагаются за линией большого круга. Один из игроков, находящийся в малом кругу, по сигналу передает мяч (среднего размера) одному из игроков большого круга, который сразу же возвращает ему мяч. Последний игрок посылает мяч тому же игроку, а сам быстро бежит в один из домиков. Его напарник, поймав мяч руками, старается осалить убегающего. В случае, если ему удастся попасть мячом в убегающего, осаленный остается в домике, а салка занимает место в малом кругу. Игру продолжает следующий игрок из малого круга. Если же игроку не удается осалить убегающего, то оба возвращаются на свои места. Игру также продолжает следующий игрок из малого круга. Игра длится 5—6 минут. Правила игры. Игрок считается осаленным, если мяч коснулся его до входа в домик. Если при передачах в паре игроки два-три раза теряют мяч, игру продолжает следующая пара. Салить разрешается и с места, и в движении. Пойманный игрок возвращается в игру и становится за линией большого круга после того, как будет осален следующий игрок. Игроки не должны заступать за линию круга.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Русские народные (подвижные) игры с дошкольниками.
Влияние народных подвижных игр на физическое воспитание дошкольников....
Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры c дошкольниками"
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности пере...
Буклет для родителей "Народные подвижные игры для дошкольников"
Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение....
Народные украинские игры для дошкольников
Народные украинские игры для дошкольников...
Народные русские игры для дошкольников
Народные русские игры для дошкольников...
Народные белорусские игры для дошкольников
Народные белорусские игры для дошкольников...
Народные подвижные игры для дошкольников "Игры народов Севера"
Народные подвижные игры передаются нам из поколения в поколение. Данные игры не просто интересны детям, они прививают ребятам обычаи и традиции разных народов, особенности характера, неповторимый кало...